Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 24)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 24

 

 
 


«Кролики – это не только ценный мех…»

Музыка – это не только приятный набор звуков. Порой, музыка в жизни человека занимает очень важное место…
Уже знакомая вам Ангел любезно согласилась написать что-нибудь хорошее о группе «Ария». И дело даже не в самой «Арии», а в восприятии музыки вообще… Музыки как таковой. Это могла бы быть любая другая достойная группа или композитор… Достойные того, чтобы их творчество почитали, восхищались ими и жили их музыкой.

Про «Арию»

Какая жизнь - такие песни.
А жизнь нелепа и смешна,
Дальше - тишина...

Человек, уставший от всего - от однообразия и серости, от тупых будней, от самой жизни, первый раз слышит Арию... Так было со мной. Знаете, на что это больше всего похоже? На шок. Ария - уникальная группа. Пожалуй, только у них среди всей русскоязычной музыки есть все три компонента, которые я считаю главными в музыке. Тексты, сама музыка, голос. Попробуйте назвать хоть одну попсовую певичку, во всех песнях которой наберётся смысла хоть на одну арийскую песню. Стоит поблагодарить Маргариту Пушкину, автора большинства текстов песен Арии и очень талантливого человека. Ария сумела спеть почти на все темы, которые актуальны для любого человеческого существа в современном мире, и не только. Надо просто уметь это услышать... И как спели. Это не монотонное вычитывание с целью отстреляться и получить деньги. Каждая песня искренняя, в неё вкладывается душа. Если это любовь – то это всепоглощающая любовь, ради которой ничего не жалко, а если смерть, то она неотвратима и печальна. Если история о жизни или описание битве, то видишь это так, как будто сам там находился. Я не знаю, как Кипелову удаётся передавать такую энергетику и чувства, но они это как-то делает. Каждый раз при прослушивании Арии я благодарю богов, что когда-то, в далёком 85-м, на место вокалиста взяли именно Кипелова, а не Расторгуева. Представьте себе Арию с тематикой и голосом Любэ :))) Тем более, мне кажется, что у Кипелова голос на порядок лучше, можно даже сказать оперный. И диапазон намного шире. Голос ангела. Или бога. Недаром же фанаты на концертах держат здоровенные самодельные транспаранты с надписями наподобие "Кипелов Бог!". И этот неповторимый голос дополняется качественной профессиональной музыкой. Может быть, на мировом уровне эта музыка и не представляет ничего выдающегося, но в странах СНГ, а тем более во времена Союза, это был очень высокий уровень. Пусть вначале своего творчества Ария и брала некоторые риффы у всем известных Мэйденов и Аксептов, но надо же было с чего-то начинать. Это была первая группа, которая начала играть настоящий металл таким, какой он должен быть. Мало того, ребята бросили вызов правительству своей родной страны, а оно не возмутилось ничем, кроме самого названия "Ария" и "арийцы", сиречь "фашисты" :) Удивительно, но никаких претензий к таким песням, как "Волонтер" и "Что вы сделали с вашей мечтой" не было, что в очередной раз показывает средний уровень развития нашего народа...

Отдельная благодарность Арии лично от меня за то, что они своим творчеством показали, что в этом мире всё-таки ещё осталось что-то, ради чего стоит жить. А ещё за свободу идти по другому пути, невидимому для глаза простого обывателя. За возможность чувствовать себя птицей в небе и волком, ищущим добычу. Музыка обладает способностью изменять восприятие окружающего мира. Краски кажутся ярче, ветер и дождь не вызывают раздражения, а порой даже наоборот - доставляют удовольствие. Внешний мир постепенно начинает казаться другим миром, миром свободы и гармонии. Интересно, что у арийцев в глазах есть что-то такое, чем они отличаются от остальных. Отрешённость и целеустремлённость, тоска по другому миру и сожаление о том, что невозможно туда попасть...

Там все живы, кто любил меня,
Где восход - как праздник бесконечной жизни,
Там нет счета рекам и морям,
Но по ним нельзя доплыть домой...

Некоторые сравнивают такую музыку с наркотиком. В некотором роде они правы, но почему же тогда она вызывает привыкание лишь у избранных, у меньшинства? К сожалению, очень мало тех, кто живёт без бездумного "бумц-бумц". "У многих здесь душа мертва, они мертвы внутри..."

Тем, кто сразу же берётся осуждать тяжёлую музыку вообще и Арию в частности, хотелось бы посоветовать только одно: послушайте для начала хотя бы пару песен, перед тем как делать выводы. Эта музыка не дарит счастье и забытье. Она дарит понимание, а это намного лучше.

Ангел

Красиво пишет, не правда ли?.. Красива и форма, и содержание.
Если человек боготворит музыканта, то это просто замечательно и великолепно!

Во многом согласен с Ангелом. Когда во время подготовки выпуска еще раз перечитывал ее очерк, споткнулся о слово «избранные» в последнем абзаце. Тем не менее, в толковом словаре Ушакова есть такое значение этого слова: «Люди, выделяющиеся среди других общественным положением, умственным развитием; избранники. Эта пьеса только для избранных. Дорогие удовольствия доступны лишь избранным.»

А чтобы понять «Арию», надо обязательно вслушиваться в тексты, а еще лучше держать их перед глазами. Каково было мое удивление, когда я понял смысл текста «Химеры» (с одноименного альбома)!! Когда в припеве поется: «Но цель твоя - химера». На обложке еще изображено чудище… Ведь «химера» - это не только чудище, это еще и «несбыточная и странная мечта, неосуществимая фантазия». В песне поется о террористе, этаком супермене, который уходит от погонь и вообще неуловим… И когда я узнал об еще одном значении слова «химера», это было что-то!

Скажу прямо: по музыке для меня «Ария» - «одна из», одна из многих групп с музыкой, которая мне нравится. Но вот по текстам… Совершенно согласен с Ангелом. Таких глубоких текстов из российских групп я больше не слышал НИ У КОГО!

Об иностранных группах не говорю, потому что, не имея особого чувства языка, как у носителей языка, сложно ощутить всю красоту текстов, всю иносказательность; прямой смысл понять можно, мелодику текста, его ритмику, рифму – все это понять можно… Недавно только два случая красивого текста наблюдал:

«Love – Devotion
Feeling – Emotion»
(у Энигмы)

и

«White on her right, Red on her left» (у Symphony X) – чувствуется мелодика фразы, сегодня ее долго повторял про себя, любовался…

Но чтобы увидеть сущность текста, надо быть действительно знатоком языка… (может, я и преувеличиваю) Русский язык для нас родной. А чтобы вникнуть в текст на английском языке…. Для этого нужно попотеть изрядно… Особенно, если тексты сложные… Не только с точки зрения языка, но когда еще и смысл не улавливается: многозначность слов, не до конца понятый контекст – все это тормозит и усложняет восприятие текста. Вот почему у одной из рассылок в категории «Музыка» так много подписчиков: они занимаются переводами текстов песен (это рассылка № 2 в музыкальной категории). Тут же возникла идея послать им какой-нибудь из текстов Symphony X – для проверки… Посложнее. Это вам не тексты поп-групп переводить, где одна и та же фраза все время повторяется…

И в конце добавлю: МУЗЫКА ДАРИТ СЧАСТЬЕ!!! (и «Ария» тоже) Это прекрасные минуты единения с музыкальным произведением, трепетные моменты, ради которых и стоит слушать музыку. А как же просто приятные впечатления от прослушивания музыки, когда что-то внутри словно откликается на мелодию, когда музыка задевает внутренние струны и они начинают звучать в резонансе… Это такое миниатюрное счастье…

И понимание музыка тоже дает.

  

Почему «Ария»? (сегодня вот, а еще до этого я уделил целой выпуск письмам Ангела)

Все просто!

Во-первых, это первая группа, которую я начал слушать. Увлеченно.

А во-вторых и в-главных, Ангел пишет о своей любимой группе. И как пишет!!! Вдохновенно, красиво. А это притягивает.

Я был бы безмерно рад также пообщаться о какой-нибудь другой группе. Пусть даже я не буду столь сведущ в ней, как в «Арии»… Попытаюсь наверстать упущенное. Ведь привязанность к музыке формируется временем, она появляется далеко не сразу…

О своих любимых группах надо писать! Обязательно. Тоже надо вот заняться... :)

  Учёные предлагают украшать себя генетической музыкой

Найджел Хелиер (Nigel Helyer) из университета западной Австралии (Univesrity of Western Australia) и университетская лаборатория SymbioticA создали проект GeneMusiK, превращающий генетические коды в музыкальные произведения и наоборот.

Попытки превращать расшифрованные последовательности ДНК в ноты – предпринимались и ранее. Но авторы проекта утверждают, что впервые такая работа "зашла так далеко". Создатели GeneMusiK не просто разработали математические алгоритмы преобразования генетических кодов в музыкальные композиции, но и осуществили противоположную трансформацию – они научились превращать ноты в цепочки ДНК. Любая мелодия может служить образцом для синтеза искусственной ДНК. После такого синтеза биологи внедряют фрагмент "музыкального" кода в гены бактерий, разводят их в пробирках. А потом – после ряда этапов размножения и мутаций – снова проводят расшифровку генетического кода и преобразовывают его в ноты, уже отличающиеся от исходных. Такие записи авторы проекта называют "музыкальные формы, которые мутировали в биологическом контексте".

На этом история музыкального фрагмента не заканчивается. Авторы предполагают продавать такие "мелодии" в качестве оригинальных украшений. Это миниатюрные пробирки с культурами, несущими в своих генах "музыкальный" код. Видимо, пробирки будут встроены в брошки или перстни. Также к "украшениям" прилагается CD с записью выработанной бактериями "композиции" и, разумеется, сертификат аутентичности.

http://news.battery.ru

  Про народных артистов: «В голове сразу стало тихо»

Точнее, про новоявленных «народных артистов». Я бы назвал это явление «инородный артист». Сегодняшний случай наглядно это продемонстрировал.

По телеканалу «РТР» показывали шоу «Сто к одному». Одна из команд как раз и состояла из представителей проекта «Народный артист». Гуревич (ведущий игры) сам, наверное, удивился, когда они вышли в финал. В финале двум игрокам предстояло за 15 секунд ответить на 5 вопросов. Пока один отвечает на вопросы, другой в это время сидит за ширмой с наушниками на голове (видимо, что-то слушает) и не слышит ответы первого – поэтому ответы могут совпадать (если второй игрок позже дает тот же ответ, что и первый, то ему нужно быстро дать другой ответ).

Когда настала очередь второго игрока и он снял наушники, Гуревич по этому поводу съязвил: «В голове сразу стало тихо». Остр на язык этот Гуревич. Точен.

Интересно проследить и за ответами «5-минутных народных артистов»:

«Что шуршит в траве?»
1-й игрок: девушка
2-й игрок: муравей

«Кем была Анка?»
1: пулеметчица
2: пулеметчица - > девушка

«Без чего не может обойтись настоящий джентельмен?»
1: носовой платок
2: носовой платок - > ручка

(Гуревич пошутил: "Ручка за 35 копеек")

«Когда наступает вечер?»
1: после дня
2: ночью

Не помню формулировку последнего вопроса – все равно 1-й игрок дал нулевой ответ, а 2-й просто не успел ответить…

Примечательный факт: 2-й игрок не дал ни одного результативного ответа (то есть его ответы были уникальны – только он так думал). Очки даются за то, сколько опрошенных «на улице» людей дали на данный вопрос тот же ответ.

Допускаю, что при ответах на вопросы можно из-за волнения дать просто дурацкий ответ, который в обычной обстановке человек не даст. Только вот кто мне объяснит, откуда у этих мальчиков (у которых на уме сплошные девушки) и девочек (которых они не стали делегировать в финал, а справедливо взяли обоих парней из команды – девочки наплели бы что-нибудь еще более нелепое) возьмется волнение??? Этого у них нет, наверное, уже давно. Так что ответы выявляли их интеллектуальную сторону. Вот они и блеснули интеллектом…

Вот такие в России «инородные артисты»…

  Послесловие

Уже упоминал сегодня о рассылке, где переводят тексты песен. (ту часть рассылки подготовил уже давно – в тот момент, когда составлялся первоначальный вариант этого выпуска, об «Арии» и вообще о металле и так было много всего, поэтому решил рассказ Ангела отложить.)

Рассылка называется «Lyrics по-русски: переводы песен». У рассылки более 15 тысяч подписчиков. Почему? Потому что они хотят получить перевод текста понравившейся им песни. За просто так. Организаторы рассылки уже отменили прием заявок по электронной почте. Заявку можно подать только после участия в форуме сайта этой рассылки – дескать, «я такой-то, такой-то, мне можно доверять, вообще хороший человек и широкая душа – переведите мне такой-то текст, пожааааааааалуйста». При этом, как сами сказали организаторы рассылки, предпочтение будет отдаваться произведениям, которые нравятся переводчикам. В общем, придется делать самому. Как всегда. Ждать можно до бесконечности. Это прикол такой: «Ждите…» День, неделю, месяц…

Поэтому:

Кто-нибудь может и хочет переводить тексты песен?
Переводить будем вместе.
Что именно, решим после. Главное – найти желающих.

Вдруг кто-нибудь откликнется. Мало ли…

А то в очередной раз слушал Symphony X и подумал: надо бы перевести, понять бы, о чем они поют. Там такой глубокий альбом… («V: The New Mythology Suite»)

Безусловно, надо переводить именно то, что хочется перевести всем, кто будет переводить.

«Говорить о музыке - все равно что танцевать об архитектуре.»
(Стив Мартин)

Как сказал! Да?

Но мы постараемся все-таки говорить о музыке. Попытаемся ее интерпретировать. В меру своих возможностей… Хотя утверждают, что человек может всё. (если захочет, если действительно захочет)

Всего доброго!

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Любите музыку! Ищите в ней прекрасное.
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное