Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 25)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 25

 

 
 


О Б. Л. Яворском

«Приведу описание одного из занятий Яворского по фортепиано.

В класс Яворского поступил 12-летний мальчик-крепыш, весельчак. Он обладал хорошими слуховыми и моторными свойствами, но на экзамен принес всего лишь пьесу из «Альбома для юношества» Шумана — «Веселый крестьянин».

Всю зиму Яворский занимался с ним по 3-4 часа в урок и давал задания на дом не менее, чем на 4-5 часов ежедневных занятий. За зиму от упражнений у мальчика выросли руки, мышцы стали расчлененными. На следующий год Яворский дал ему марш из оперы «Тангейзер» Вагнера-Листа.

Вскоре мальчик принес этот марш, выученный на память точно, чисто и в нужном темпе. Яворский молча выслушал его игру до конца. Но затем, взволнованный невероятно быстрыми успехами мальчика, блестяще оправдавшими его педагогические методы, Яворский, обычно сидевший у второго рояля или за столом, вскочил, зашагал по небольшому, не занятому мебелью, пространству комнаты, рассказывая мальчику об опере Вагнера и об этом марше. «Ведь этот марш должен нарисовать в воображении людей средневековое пышное празднество, всю обстановку замка, величие феодала, пестроту рангов и одежд, различие походок, перспективу растянувшегося шествия». Яворский стал рассказывать мальчику все, что тот мог понять, о празднествах в Вартбурге, о средневековых замках, обитатели которых жили изолированно; о странствующих продавцах мелкого товара — желанных гостях замка, так как они приносили сведения о событиях за его стенами; о том, как целый год ожидали празднества в замке и с нетерпением и торжественностью готовились к приезду гостей, как все одевались в эти дни в свои лучшие одежды, вынимали все драгоценности из кованых сундуков («ни сейфов, ни банков не было»)...

«Как это ужасно, — говорил Яворский мальчику, — что вы ничего не читали и не знаете! Прочтите немедленно романы Вальтера Скотта «Квентин Дорвард», «Роб-Рой», хотя бы... А вы знаете, — продолжал он, — как посылали глашатая на башню, что над воротами замка, чтобы он увидел издалека приближение гостей и немедленно известил об этом хозяина замка?» Поднимая руки, Яворский показывал высоту труб, чтобы звучание их, извлекаемое из фортепиано, слышно было в пространственной перспективе («слушайте, как звучат трубы в воздухе, а не то, как прерываются звуки у самых струн от упорного туше»). Яворский показывал походку, которая могла быть тогда, когда носили обувь на негнущейся подошве. Рассказывал, какую обувь рыцарей, жителей замков и горожан Средневековья видел он под Парижем, в музее обуви в Клюни, и тут же изображал порядок шествия, присаживаясь к роялю. Вот звучат призывные фанфары, слышно, как шумят собирающиеся отовсюду люди. Начинается шествие. «Рыцари ступают, рыцари всегда ступали подошвами плотно, отвесно вниз (tenuto), героически».

Яворский играл марш чрезвычайно выпукло, с подчеркиванием долей и выделением мелодии.

«Наконец, сам князь, за ним женщины, эти громадные германские валькирии с большими ногами и длинными шлейфами (вариация с пассажами по всей клавиатуре), и все-таки изящные по-своему — у Листа сказано dolce con grazia».

При этом Яворский играл хотя и неразученное им произведение с чеканной метрикой, в темпе, в огромном масштабе — словно на больших просторах (так резонировала звучность рояля), с такой выразительной силой и сменой тембров, что учащиеся сидели как зачарованные... И когда Яворский кончил свой рассказ и исполнение и принялся за работу с учеником, который уже забыл, что он на уроке, то мы все, не сговариваясь, подумали: «Бедный Микишка, как же тебе играть сейчас после такого спектакля и такого исполнения...». Но мальчик нисколько не испугался, а смело, вдохновенно взялся за преодоление трудностей.

Яворский не отпускал его весь день: занимался, давал отдохнуть, снова занимался, кормил, поил кофе, занимался — и добился того, что ученик исполнил марш ярко, с характерными образами и перспективой звучания. После рассказа и исполнения Яворского все получило для него живой, конкретный смысл, все объединилось одной мыслью.

Яворский, тотчас отметив это, рассказал нам об очень эффективном методическом приеме: систематически усложняя задачи, мобилизуя внимание внутреннего слуха, можно вызвать и организовать такие творческие силы учащегося, о которых сам он и не подозревает, — лишь бы направление этих усилий было естественным, органичным.

За один день педагог одержал большую победу, а в сознании ученика произошел огромный сдвиг: в класс вошел просто веселый мальчик, а вышел подросток, впервые решивший задачу большого артистического значения, постигший, что музыка лишь тогда настоящее искусство, когда она заставляет пережить содержание исполняемого.

Такие цели ставил перед собой и своими учениками Б. Л. Яворский.»

(Л.А. Авербух. Яворский в Первом московском государственном музыкальном техникуме; с. 144-145 книги, на которую была ссылка в 23-м выпуске)

 

Книга очень большая и в ней очень много всего интересного. И еще не раз буду публиковать выдержки из нее. Это настоящий клад! Сейчас вот постепенно начал сканировать ее…

Три этапа работы с книгой: чтение/ознакомление, сканирование/набор важного материала, осмысление этого отобранного материала. Самое легкое – прочитать. Самое сложное – осмыслить. Ведь надо из каждого труда извлечь, по возможности, все самое ценное, все, что может пригодиться.

«Удача капризна и любит терпеливых: человек часто находит там, где не ищет»... Действительно: когда брал эту книгу в консерваторской библиотеке, вместе с трактатом Плутарха, книгой о дирижерском искусстве и сборником очень научных трудов по музыке (по крайней мере, она такой показалась при беглом просмотре), то не думал, какие книги попадают мне в руки… Брал все, что смог найти из списка литературы по музыке, который веду, который время от времени расширяется, но из которого чертовски трудно найти книги!! Есть местная Национальная библиотека – но взять домой из нее книгу почитать не так просто… А довольно-таки сложно! :)

В итоге, трактат Плутарха оказался очень ценным, книга о дирижерском искусстве (К. Кондрашин. О дирижерском искусстве: Издательство «Советский композитор», Л.- М., 1970.) раскрыла многое о том, что же это такое – дирижер, а книга о Яворском (воспоминания современников и его письма) открыли человека, которым нельзя не восхищаться! Вот такой набор. А к четвертой книге еще пока не прикасался. Что там будет, не знаю. :) Посмотрим…

Возвращаюсь к воспоминаниям о Яворском. Какое видение!!! Сколько эмоций!!! Когда он «взволнованный невероятно быстрыми успехами мальчика, […] вско­чил, зашагал по небольшому, не занятому мебелью, пространству комнаты, рассказывая мальчику об опере Вагнера и об этом марше.» Это же фантастика! Он так подробно начал описывать культуру, быт того времени! Поразительно, сколько всего он рассказал о той эпохе!

Своим рассказом, своей воодушевленной игрой он сумел «зажечь» мальчика, вселить в него ту искру, которая так была нужна его ученику, чтобы в нем возник энтузиазм. Сколько энергии!!! Представляю себе, как Яворский ходил по комнате, с горящими глазами, и эмоционально рассказывал о духе того времени… :) На это, друзья мои, стоило посмотреть… (забегая вперед, скажу, что лекции его были не менее интересны, судя по всему – но об этом не сегодня).

А как он владел русским языком!!! «Князь, за ним женщины, эти громадные германские валькирии»… Вот!!! Какое сравнение! Восхищаюсь его талантом!

Неудивительно, что все сидели, как зачарованные… Эх, если бы было побольше таких преподавателей, которые бы жили тем, о чем они рассказывают… Школа и университет были бы совсем другими… Немногим из нас, наверное, посчастливилось повстречать учителей, которые заражали учеников своей энергией, своей жизнью. В университете, где я учился, можно отметить одного преподавателя – это цветущая преподавательница математического анализа, которая говорила: «Возьмем этот распрекрасный интеграл»… И относилась к ученикам она дружелюбно, но строго, ой, строго… В школе тоже вот было несколько неординарных учителей, которые особо относились к своему предмету и вызывали к себе уважение. Они вели занятия не так, как другие. Учитель истории, так вообще, превращал уроки в 40 минут работы мыслительной части мозга – не запоминательной, а именно мыслительной. Он задавал нам вопросы, и мы должны были ответить, почему произошло именно так, а не иначе. Мы вычерчивали логические последовательности, мы искали ответы, мы размышляли. А ведь история – это, по сути, набор фактов. Но он заставлял нас искать связи и включать соображалку. Мне его уроки нравились, сидел очень близко от него, и мы втроем (с ребятами с первой парты лихо раскалывали его задачки – эх!!). Многие ученики его не любили.

Но таких учителей меньшинство, к сожалению. И еще к большему сожалению, всем им очень-очень далеко до Болеслава Леопольдовича. Таких, как он, единицы. Это самородки.

Читаем дальше. Он занимался с мальчиком весь день и в конце концов добился-таки своей цели!! Мальчик почувствовал произведение! Он заиграл его по-другому, тоже вдохновенно. Музыка стала живой. Живая музыка. Яворский раскрыл в ученике то, на что тот был способен. Он начал делать из него музыканта, который начал переживать исполняемую им музыку.

«Музыка лишь тогда настоящее искусство, когда она заставляет пережить содержание исполняемого».

Всего вам доброго и красивого!

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Любите музыку! Ищите в ней прекрасное.
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное