Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 27)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 27

 

 
 

«Baraka»

Недавно совершенно случайно (хотя случайностей не бывает – все связано тонкими нитями, которые не всегда видны) наткнулся на фильм, о котором до этого ничего не слышал. Этот фильм – «Baraka». Уже с первых минут понял, что этот фильм стоит того, чтобы его смотреть… Но только по окончанию всего фильма пришло понимание, насколько глубока идея этого фильма.

Скорее всего, большинство из дорогих читателей рассылки его не видели. Но молчать о нем не могу.

Итак. Начну с материалов из интернета. Вот что интересного нашлось на сайте фильма:

«Baraka» - это шедевр Рона Фрике (Ron Fricke) (1992 г., 93 мин.)
Потрясающее путешествие по 6 континентам. Кропотливо снят на 70-мм пленку Todd AO-70mm.
«Baraka» в переводе с языка суфиев означает «благословение» или «дыхание, жизнь», или «или сущность жизни, которая раскрывается в процессе развития».
Бюджет фильма составил 4 миллиона долларов. Рон Фрике, Марк Мегидсон (Mark Magidson) и еще три члена из съемочной группы за 14 месяцев объездили 24 страны, в которых сняли этот фильм.

Некоторые заявляют, что их подчас расстраивал недостаток контекста, и они не знали, где была заснята та или иная сцена или что означает тот или иной ритуал. Однако в DVD-версию фильма включен короткий рассказ о съемках фильма, где Рон Фрике объясняет, что этот эффект был намеренным. «Важно не то, ГДЕ вы – важно, ЧТО там».

(Я тоже обратил внимание на то, что неплохо было бы знать, что показывают… Но раз создатель фильма утверждает, что это необязательно – пусть будет так.)

Образы:
Тибетские монахи, ортодоксальные евреи, кружащиеся дервиши, солнечное затмение, буддистские монахи, ритуалы африканских племен, Стена Плача в Иерусалиме, дождевые леса, монолит Улуру, вулканы на Гавайях, бразильские трущобы, замедленная съемка автомобильного и пешеходного движения, съемки горящих нефтяных полей Кувейта после войны в Персидском заливе (разумеется, войны 1991 г .), церемония сожжения мертвых на р. Ганг, свалки Калькутты, Аушвиц, египетские пирамиды, Angkor Wat (Ангкор Ват), г. Эверест, Туол Сленг (Tuol Sleng) в Камбодже, рабочие индонезийской фабрики.

Над фильмом работали:
Режиссер и оператор – Рон Фрике.
Продюсер – Марк Мегидсон.
Музыка - Michael Stearns, Dead Can Dance, David Hykes/The Harmonic Choir, Somet Satoh, Anugama & Sebastiano, Kohachiro Miyata, Inkuyo, L. Subramaniam, Monks of the Dip Tse Chok Ling Monastery, Rustavi Choir, Ciro Hurtado, Brother.
И другие… Титры длятся 6 минут.

Вся эта информация – с http://www.spiritofbaraka.com/baraka.aspx.

  Отзывы о фильме

К сожалению, нашел только 2 оригинальных отзыва на русском языке. Остальные –клоны…

1. Съемки проводились в 24 странах мира !!!, угробили кучу денег и несколько лет.
«Baraka» на языке суфиев означает «Дыхание жизни» «Барака» – фильм-коллаж, бесконечная игра музыки и форм, ни единого слова, комментария, только непрекращающийся поток образов – разноликие отражения Единого Автора.
Кладбище бомбардировщиков и древние городища, дикие мегаполисы и обжитые джунгли, океан бушующих облаков и процесс умертвления отбракованных бройлерных цыплят, Ниагара с птичьего полета и цех ручного производства сигарет, толпы людей бродящих по свалке и поле боя с ржавеющей бронетехникой, обворожительные съемки в горах и кадры концлагеря со складом черепов, армия каменных воинов и обряд сжигания покойников...Фильм о контрастах.

2. Baraka (Барака) - всем документалкам документалка

Описать Бараку сложно, это нечто с захватывающим визуальным рядом и фантастическим звуковым оформлением. Это документалка о природе, планете Земля и о нас с вами. Это непрерывный видеоряд, в который вошли потрясающие кадры красивейших мест Земли, это необычные ритуальные обряды различных племен, это съемки жизни в городе и многое другое. Это документалка. Съемки Бараки проводились в 24 странах мира, на нее угробили кучу денег и несколько лет. И надо признать, что вложения окупились - документалка действительно вышла захватывающей, она что-то затрагивает в душе, когда смотришь на прекрасные кадры живой природы, или съемки какого-нибудь далекого городишка... И все это под соответствующее звуковое оформление, которое еще больше привязывает к экрану. Барака действительно стоит того, чтобы ее посмотрели. Хотя бы раз.

О диске, дополнения
Менюшка ничем особым не впечатляет, она симпатичная, но без анимации и озвучки. Из дополнений нам предлагается закадровая документалка о съемках "Бараки" на 8 минут и информация о других DVD-релизах. Негусто. Но с другой стороны, зачем документальному фильму документалки? =)

Изображение
Изображение анаморфированное и в большинстве своем весьма приятно выглядящее. Особенно радует детализация в ярких дневных сценах - яркие сочные краски и отличная четкость радуют глаз. К сожалению, не все сцены так идеальны и частенько картинка начинает весьма серьезно зернить, вызывая некоторый дискомфорт. К счастью, это бывает не так часто и скоро на это особо внимания не обращаешь, ведь основное внимание приковано к происходящему на экране. Если не считать зерна, картинка больше ничем не выдает своей цифровой природы.

Звук
Вот звуковое оформление здесь действительно на высоте и придраться решительно не к чему! Съемки природы появляются на экране под таинственную, зовущую куда-то в даль, музыку, которая не только великолепно звучит, но еще и более чем грамотно разложена в 5.1. Вообще, звуковая дорожка для документалки просто потрясающая! Помню, в свое время меня восхитила озвучка IMAX'овских фильмов - настолько там грамотно использовалась многоканальная схема. Так вот, здесь саундтрек звучит еще лучше, еще внушительнее, еще объемнее! Отчетливо слышно разделение тыловых каналов, и музыка, и все происходящее на экране грамотно разложено в 5.1 и просмотр с таким звуком доставляет огромное удовольствие. Даже басы впечатляют - они в меру глубоки и отлично отрабатывают как на музыке, так и на эффектах. Конечно, здесь не море спецэффектов, но такого звука от документалки я совсем не ожидал.

Итог
Любителям документальных и натуралистических фильмов можно покупать диск смело - полтора часа удовольствия обеспечено. Однако, всем остальным тоже рекомендую хотя бы глянуть сие творение - оно того стоит.

Как вы видите, второй отзыв гораздо содержательнее (с одного из сайтов по продаже DVD -дисков).

  

Рон Фрике:
«Когда я делаю фильмы, я рассматриваю театр, как храм. Публика сидит в темноте, их чувства настороже, а защитные реакции ослабли. Это прекрасная возможность обойти личность зрителей и обратиться к их внутренней сущности».

До «Baraka» Рон Фрике снял Koyaanisqatsi (1983) и Chronos (1985). В «Baraka» он развивает темы взаимосвязанности и трансцендентности (трансцендентный – духовный, запредельный, недоступный, непознаваемый, потусторонний), которые он начал исследовать в фильме «Chronos». «Baraka» - это путешествие, в котором происходит второе открытие, во время которого зритель совершает погружение в природу, историю, в дух человека и в конце концов в бесконечность. (http://www.in70mm.com/) 

  Мои впечатления

«Baraka» – это не такой фильм, какие мы привыкли видеть и какие мы обычно смотрим по телевизору или в кинотеатре. Это фильм, который требует полной концентрации при просмотре. Только в этом случае зритель сможет словно «погрузиться» в фильм, когда вихрь мыслей в голове утихнет, поток сознания остановится, и происходящее на экране, вместе с тщательно подобранной духовной музыкой, будет напрямую воздействовать на подсознание, обходя все эти заморочки и собрания глупостей, которые есть в голове каждого из нас… Это погружение в чарующую атмосферу фильма. И Рон Фрике не просто заснял красивые пейзажи, памятники архитектуры, сцены городской жизни, лики войны – все эти картины из жизни он объединил идеей. Это поиск места человека в мире, задавание вопросов: «Что есть человек? По какому пути идет человечество? Что его ждет в итоге?» Важнейшее место в фильме отведено религии. Рон Фрике показывает последователей множества религий, которых объединяет поиск божественного начала в мире. Не столь важно, какую религию исповедует человек. Важен Путь, по которому он идет. То, к чему он стремится. То, в чем он видит смысл жизни. Верно было подмечено на одном из сайтов, что фильм построен на контрасте. Гармония и хаос. Созидание и разрушение. Первобытная жизнь и бурлящие, кишащие людьми мегаполисы.

От религии сюжет плавно переходит к цивилизации: спиленное дерево, которое росло десятки лет, взрывы при добыче полезных ископаемых, жуткий по величине карьер для добычи этих самых ископаемых… Причем после падения спиленного дерева показывают лицо индейца, который осуждающе смотрит… и в его взгляде очень много всего… А потом – лицо маленького индейца, который смотрит несколько испуганно, но словно еще толком не понимает, что происходит…

Автор ярко рисует сцены современной жизни, противопоставляя их укладу первобытных обществ. Причем переход плавный: сначала бедные кварталы в Латинской Америке, где дома настолько убоги, что и представить сложно (хотя сделаны из кирпича – но они без рам в окнах, а кирпичи положены сикось-накось, словно сами же жильцы их и строили), потом уже многоэтажные бедняцкие дома, расположенные в нескольких метрах друг от друга. И особо поразило кладбище: места настолько мало, что людей хоронят штабелями, не так, как у нас (отдельное место на кладбище), а гробы лежат в отдельных отсеках, друг на другом, штук по 8 в высоту… Такие галереи… И потом, следующим кадром показали жилые дома, как две капли воды похожие на эти «хранилища» гробов…

А чего стоит фабрика, где женщины вручную (именно вручную!) делают сигареты. Сначала не понял, что это они делают… А потом, когда показали, как они ножницами обрезают кончики у каждой сигареты с двух сторон…….. (чтобы табак не торчал) Жуть!!! А следующим кадром: мужчина-азиат в деловом костюме делает затяжку…

Каждая сцена заслуживает пристального внимания – это отдельный длинный рассказ… Чего стоит только сцена, когда по улице современного азиатского мегаполиса (вероятно, в Китае) идет монах, который шевелит губами и шепчет молитву, отмеряя короткие шажки и звеня в колокольчик. А вокруг кипит жизнь, все куда-то спешат и просто не замечают его. У всех головы заняты своими делами – какое им дело до одинокого монаха? От того, что монах идет совсем медленно, приставляя ступню к ступне, люди вокруг него движутся еще быстрее… И этот колокольчик… «Дзинь-дзинь»…

А камеры, в которых отдыхают люди (прямо перед сценой с колокольчиком) – неужели это реальность? Неужели в азиатских мегаполисах уже так мало места??

Потом еще перекличка конвейера на птицефабрике, по которому движутся тысячи птенцов (такая живая желтая масса), с потоком людей на улице, поднимающихся по эскалатору… (тоже движущаяся масса)

Кульминация фильма, мне кажется, наступает, когда автор обращается к теме войны. И здесь тоже ярчайшие зарисовки! Горящие нефтяные месторождения, от дыма которых не видно солнца и которые будут гореть, пока не кончится нефть(?) «Мертвые» концлагеря, от вида которых по коже бежит холодок… словно наводненные душами умерших. Фотографии заключенных, которые были зверски истреблены в этих местах, и от них остались только горы обуви и немного костей… Убийцы все записывали… (для потомков?)

А после этого мы видим то, что осталось от некогда великих и воинствующих цивилизаций – греческой, египетской, индейской (в Южной Америке). Что осталось? Да ничего! Только развалины дворцов и храмов – вот весь итог их существования. И время не щадит эти памятники – пройдет еще несколько сотен лет, и от них мало что останется… Песок и пыль. Они уничтожали других и сами в конце концов прекратили свое существование (их место заняли другие – такие же).

Гурджиев говорил, что стремление убивать себе подобных – самая пагубная черта людей. Войны были всегда. Или почти всегда. И всегда несли разрушение, опустошение и убийство. И всегда людям этого было мало, и все начиналось снова.

Сюжет фильма цикличен – в конце автор снова приходит к религии. И к бесконечности.

Когда писал этот текст, получалась интересная штука: многие фразы давались с большим трудом, тщательно подбирал слова, иногда подолгу, но в то же время мысли буквально обгоняли друг друга – только написал об одном, тут же, не дописав предыдущее предложение, перескакиваю на другое – лишь бы не забыть, что пришло в голову…

Об этом фильме можно писать и писать. Повторю, что каждая сцена несет в себе сгусток информации и глубокий смысл. Автор словно выхватывает из жизни самые эффектные и зрелищные эпизоды и, хотя они уже сами по себе невероятно красноречивы, - в контексте фильма, в рамках общей концепции и будучи звеном в развивающемся сюжете, каждый из этих эпизодов приобретает дополнительную окраску.

Собственно, рассылка ведь о музыке. Вон сколько уже написал, а о музыке ничего.

Да, музыка в этом фильме играет не последнюю роль. Музыка – это дыхание фильма в одних местах и сердцебиение в других. Она придает особую атмосферу этому шедевру. Музыка подобрана очень грамотно и она подчеркивает, обводит происходящее на экране (что, впрочем, и должна делать музыка в любом фильме). Фильм начинается со звуков японской флейты сакухати (shakuhachi) композиции Kohachiro Miyata «Honshirabe», видов высочайших горных хребтов, потом зритель переносится в Японию и видит уже японскую макаку, греющуюся в теплом источнике. (Самый умный взгляд животного, который когда-либо видел… Словно в глазах той обезьяны была какая-то мудрость… Люди так не смотрят… Еще несколько лет назад по телевизору смотрел передачу об этих замечательных животных. Зимой они часто принимают ванны в термальных источниках.) Лирическая японская музыка – это такая красивая вещь…

Небольшое отступление о японских флейтах. Еще до того, как посмотрел фильм «Baraka», обзавелся альбомом «Shakuhachi - The Japanese Flute». Тогда сразу же его послушал и отложил в сторону: музыки дома слушать – не переслушать, несу домой все, что кажется интересным, и постепенно это потом прослушиваю: что-то оставляю, что-то удаляю… В голове вся эта музыка уместиться еще пока не может. :) Каково же было мое удивление, когда недавно снова начал слушать этот альбом и узнал начальную композицию!! Именно с нее ведь и начинается «Baraka»! Приятный сюрприз. А кроме флейты сакухати в Японии существуют ryuteki, shinobue, suling. Возможно, еще какие-нибудь (мне известны только вот эти)…

Потом к флейты присоединяется бесподобные синтезаторы в исполнении Майкла Стернса (Michael Stearns).

Когда зрителю показываются буддистские храмы, слух радует приятное звучание разных колоколов – больших и малых…

Во время сцены извержения вулкана громыханье барабанов очень эффектно изображало эти звуки внутри горы. Казалось, что приложи ухо к скале - и если ухо не расплавится, то ты услышишь этот рокот земли…

Беззаботная мелодия, когда мальчишки легко идут по улицам двухэтажных кварталов, сменяется унылой музыкой, когда мы видим уже многоэтажные, но такие же бедняцкие дома.

А эта ритмичная мелодия во время столь же ритмичного движения желтых нью-йоркских такси по улице (или «авеню»), у которой не видно конца… и живых потоков из пешеходов, которые все куда-то спешат… Жизнь мегаполисов подчинена какому-то просто жуткому ритму!

Люди, копающиеся в грудах мусора, вместе со свиньями и коровами… Под трагичное пение, словно спрашивающее: «Почему вы так пали?» Люди, которые ждут каждую новую машину с мусором, чтобы броситься выискивать там что-то полезное… А потом показывают уже людей-«отбросов общества»… Потом - детей, которые еще не знают, что их ждет. «Падение» продолжается, и мы заглядываем уже в глаза проституток. В этом пении словно выражается боль за этих людей: «Почему?..»

Синтезаторы, мне кажется, олицетворяют именно бесконечность. Они начинают звучать именно тогда, когда замедляется вода водопада, когда перед нами предстает бескрайняя водная гладь или бесконечный космос……. Рон Фрике – это мастер… который сотворил чудо.

Колокола в конце фильма тоже что-то означают – возможно, тоже бесконечность… Непонятно.

Печально это сознавать, но когда писал все это, мне попросту не хватало слов… Хотя фильм уже посмотрел три раза. И как жаль, что больше не будет «первого просмотра этого фильма»… Это были действительно несравнимые ощущения… Хотя когда смотрю фильм еще и еще, глаза начинают замечать все больше деталей.

В конце хочу сказать, что буду крайне рад, если после этого выпуска кто-нибудь сможет отыскать этот фильм и посмотреть его. И убедит других посмотреть его. И буду еще больше рад, если вдруг кто-нибудь опишет свои впечатления после просмотра этого фильма.

Заинтересован в приобретении этого фильма на DVD, а также других фильмов Рона Фрике («Koyaanisqatsi» и «Chronos» – лучше, конечно, на DVD, хотя пойдет и CD). Вдруг кто-нибудь найдет. Мало ли… А то вот побродил по местному рынку дисков: продавцы не слышали о таком фильме. Более того, полагаю, что подобное кино не будет пользоваться популярностью у широких масс. Не массовое кино… К моему глубочайшему сожалению. Его надо БЕСПЛАТНО (или за символическую плату) показывать где только можно. Эффект будет поразительный! Люди будут ходить задумчивые…

Посмотрите этот фильм. Лучше в темноте – в темноте чувства обостряются. Именно так, как и говорил Рон Фрике.

Всего самого доброго!

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Любите музыку! Ищите в ней прекрасное.
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное