Все выпуски  

Источник счастья


Кто нам мешает, тот нам поможет

С появлением идеи единой Римской империи, появилась нужда в унифицированной идеологии. Языческое многобожие должна была сменить единая религия, которая бы насаждалась всему маргинальному миру, ещё не вошедшему в состав империи. Функцию этой идеологии суждено было выполнять христианству, которое несло в мир идею единого Бога всех народов.

Древнее христианство не имело ничего общего с автократической идеологией рабовладельческого государства, которая состоит в подавлении личности. Не прав и свобод, а именно личности, поскольку культура авторитарного общества строится на идее подчинения человека человеку. Народ нужен элите как для осуществления политических и экономических задач и как среда осуществления власти. Авторитаризму не нужны личности, авторитаризму нужны толпы. Не имеющие своего мнения, своей позиции, философии, взглядов и даже своего хотения. Покорные, послушные, управляемые, знающие своё место рабы.

Христос называл палестинских религиозных вождей лицемерами за то, что под маркой веры в Единого Бога и исполнения Его святой воли, они использовали естественную, но не просвещённую человеческую религиозность в личных корыстных целях. Притча о злых виноградарях (Мк.12,1-9) как раз о том, как каста жрецов под видом послушания Богу приводила народ к послушанию себе. За это Иоанн Креститель фарисеев и саддукеев называл порождениями ехидны (Мф.3,7-10). За эти обличения власть их казнила.

Апостолы Пётр и Иоанн сказали палестинским религиозным властям: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян.4,19). Идея Христа была очень гуманной. Каждый человек это раб Божий, а не человеческий. Человек есть творение Бога, и имеет от Бога дар свободы, которая состоит в том, что человек подотчётен не столько человекам, сколько своей совести, или другими словами Богу. Поэтому каждый человек перед своим Богом стоит и падает и судится внутренним голосом своей совести, а не винится людьми.

Изначальной задачей христианства было пробуждение в каждом человеке, независимо от его социального положения, личной ответственности за свою жизнь перед Богом. Ради воспитания подданных империи в интересах государственной идеологии пришлось пожертвовать чистотой православия. Это породило конфликт и привнесло в римскую религиозную идеологию неспокойный элемент, шедший ещё с Палестины и никак не вязавшийся с традиционной римской религиозностью.

Стояние за сохранение чистоты веры от примеси идеологии авторитарной власти первоначально выливалось в мученичество. В качестве исторических свидетельства этого противостояния можно привести трёхвековое гонение на христиан до Эдикта о веротерпимости 313 года, изгнание константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, иконоборчество, учение о симфонии церкви и государства императора Юстиниана и т.д.

Насаждаемых государственной властью епископов нарекали кличками синодитов, мелкитов - царских людей. После Эдикта Церковь сохраняла свою независимость в лице монашества. Об этом, в частности, говорит то, что монашество IV века не совмещалось ни со священством, ни тем более с епископством. Со временем государство смирило и монашество. В епископы стали посвящать только монашествующих, причём епископ стал назначаться на кафедру, словно государственный чиновник. Созерцание беспристрастной истины продолжалось почитаться как добродетель в школе Платона. Но и её Св. император Юстиниан разогнал в 527 г.

На Западе Августин обосновал учение, что государство в христианской империи есть часть града Божьего и должно подчиниться Церкви во всех религиозных вопросах. В течение всех средних веков на протяжении конфликта между папством и империей, доктрины Августина оправдывали рост власти папства. На востоке, где император был могущественным владыкой, историческое развитие никогда не шло в этом направлении, и церковь осталась в значительно большем подчинении государству, чем на Западе.

Это давление облегчалось для государства тем, что внутри христианства начались разделения. В борьбе за влияние религиозные партии сами стремились залезть под крышу государства. Императора мало волновала чистота церковного учения. Он действовал по принципу «разделяй и властвуй». И отдавал привилегии той религиозной партии, которая лучше отвечала интересам власти.

Пример: Издав закон о веротерпимости (313г.) император Константин Великий освободил от повинностей не всех клириков кафолической церкви, а лишь тех «в которой предстоятельствует Цецилиан». Затем он возглавлял Первый Вселенский собор, будучи некрещеным. Победа партии православных на Первом Вселенском соборе совершилась не силой логических доводов, а указом императора. Позже император снова окружил себя арианами. А его сын Констанций на соборе 355 г. «потребовал от епископов прямо и решительно, чтобы они подписали осуждение Афанасия. Те заявили, что это будет против законов. «Чего я хочу, то вам и закон, – загремел на них император: ... Или повинуйтесь, или и вам быть в ссылке»» (Болотов III, стр.54).

Получение статуса официальной, легитимной, правильной церкви требовало сотрудничества с кесарем, а сотрудничество с кесарем требовало увода человека от стояния перед Богом к подчинению его человекам. До Миланского Эдикта о веротерпимости Церковь была свободна от несения каких-либо несвойственных ее природе функций. Были в церковной жизни разномыслия, но борьба за правильность мысли велась средствами рассуждения, а не подавления. Еретиков не ссылали в ссылки и не устраивали аутодафе. Всё это началось позже, когда приняв христианство в качестве государственной религии, власть делает духовенство (интеллигенцию) частью государственного аппарата.

Сначала Церковь сопротивлялась натиску государства. Где-то оно сдавало свои позиции. Например, были запрещены гладиаторские бои, человеческие жертвоприношения. Но, как пишет историк А.В.Карташев, оказавшись в крепких объятиях государства, косточки Церкви затрещали. Церковь постепенно вырисовывала образ человека спасающегося. И этот образ только внешне и выборочно напоминал образ Божий и в нем все больше прорисовывались свойства личности, пригодной власти рабовладельцев.

Христианство превратилось в религию страха. «Святые» демонстрировали миру примеры отречения от себя, самобичевания, борьбы с самостью. Низкая самооценка превозносилась как добродетель – «аки свиния лежит в калу, так и я служу греху». Неверие в себя и непризнание себя отводило человеку роль послушного раба. А жертва Христова ставила человека в роль вечного должника. Только церковь могла простить человеку неизгладимую вину, но за это она требовала безоговорочного послушания ей как матери. Всевидящее и везде присутствующее божественное око обязывало человека думать о вещах, которые он «должен», обязан делать. Собственный выбор, слышание собственных чувств, желаний подавлялись и рассматривались негативно, как похоти.

Послушание поддерживалось страхом, страх – наказанием. Это порождало желание выйти сухим из воды: повиниться перед Богом, который всё видит, и уйти от ответственности перед людьми, которые не всё видят.

Церковное учение перенесло идею спасения человека от духовного, материального и политического унижения с земли на небо, оставив верующим людям земное утешение в виде общности с себе подобными, страдающими ради обещаемого спасения в загробной жизни.


Составпищи

Теперь мы подошли к следующему важному разделуь- из чего состоит наша пища? Какую роль играют компоненты пищи в поддержании нормальной жизнедеятельности организма?
Подробнее


В избранное