Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Подсиживать начальника или эффективно работать?


Подсиживать начальника или эффективно работать?
2009-11-28 17:31 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

подсиживать начальника
Недавно я писал о том, представляет ли умный подчиненный опасность для начальника. Сегодня хочу посмотреть на проблему с другой стороны. Зададимся вопросами, представляет ли начальник ценность для подчиненного и что с этим делать.

Для начала пара примеров из жизни. Работая молодым клерком, начальником отдела я имел близкого друга двух начальников рангом повыше. Академический ученый, блестящий математик, обаятельный мужик – руководитель он был никакой, это понимал даже такой теленок, как я в те годы. И вот он переманил главным специалистом настоящего профессионала, человека, владеющего вопросом, знающего методики, с профильным образованием и опытом работы, автора статей в журналах.

В отсутствие реального руководства я поступал просто – шел к начальникам рангом выше и решал все свои вопросы. Общался с внутренними клиентами напрямую. Все были довольны, работа шла как-то сама собой. Со своим начальником я общался только в курилке. Но новый специалист так не смог. Пару месяцев он осваивался, потом предложил свой план работы. Естественно, его продинамили, причем несколько раз. Он прекрасно понимал как улучшить качество работы, давал предложения, но начальник его не слушал. Хвалил, соглашался, но ничего не делал. Подсиживать начальника новичок не стал. Он взбунтовался и пошел на конфликт. Открыто заявил, что начальник – бездарь и предложил боссам свой план работы. Исход был очевиден. Скандал спустили на тормозах, бездарного начальника спасла дружба с боссами.

Еще пример. Моим начальником был сильный лидер. Опытный и амбициозный, он не признавал слова "нет". Он спрашивал очень строго и жестко и не принимал никаких оправданий. Но он достойно платил. И с каждым повышением в должности тянул меня за собой. Работать с ним было очень некомфортно. Подсиживать его мне даже не приходило в голову.

У меня были и другие начальники, но эти двое – предельные случаи. Были подчиненные, которые метили на мое место, пытались подсиживать. Изложу свой опыт системно. Подчиненный имеет четыре варианта взаимодействия с начальником.
Высокая лояльность – работать с максимальной эффективностью, делать все, чтобы улучшить отношения с начальником, поддерживать все интересы, пиарить его и продвигать наверх.

Нейтралитет – исполнять обязанности в соответствии с должностной инструкцией и нормами деловой этики, не предпринимать враждебных действий, но и не поддерживать чужие интриги и отношения.

Использование как ресурс – работать по минимуму, лишь бы не уволили, все силы бросить на рост собственной ценности (наработка связей, обучение, участие в интригах, формирование клиентской базы, создание начального капитала и пр.). Потом поменять работу или должность.

Конфронтация – вступить в борьбу за кресло начальника, подсиживать его всеми возможными методами (подставы, самопиар, выход на следующего начальника и т. д.).
Поскольку любыми отношениями надо управлять, вариант надо выбирать как можно раньше и максимально его придерживаться. А выбирать очень просто, надо оценить справедливость организации и силу начальника.

В справедливой организации у вас есть уверенность, что хорошая работа будет системно вознаграждена. Оценка "справедливости" очень субъективна, это как корпоративный дух, измеряется в ощущениях. Основной критерий – большая часть работников достойна своих должностей, нет блатных, клоунов и руководящих идиотов. Выбор очевиден, надо эффективно работать.

Сильный начальник обязательно пробьется вверх и потянет за собой лучших подчиненных. Из несправедливой организации начальник может уйти с повышением. В обоих случаях надо впрягаться в команду и эффективно работать.

В несправедливой организации или со слабым начальником шансы достойной оценки работы резко падают. Выбор тоже очевиден – организацию надо использовать в своих целях. Если есть силы, можно побороться за кресло начальника.

Нейтралитет обладает свойством, что от него нет ни хорошего, ни плохого. Это просто перекладывание ответственности за свою жизнь на других.

Читать в  ЖЖ,   Friendfeed,  e-mail,   RSS или   Twitter.

Как просить повышения зарплаты – подходы, наблюдения и правила игры
2009-11-30 11:41 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

как просить повышения зарплаты
Пост продолжает серию "Как просить повышение зарплаты". Предыдущий пост:

Как просить повышения зарплаты – вечная битва начальника и подчиненного

Мои наблюдения из опыта работника, менеджера и предпринимателя. Я провел много переговоров о повышении зарплаты. Удачных и не очень. Был с разных сторон баррикад. Обратил внимание на следующее.

Неопределенность в решениях всегда на руку боссу. По сути это отказ от переговоров. В молодости меня однажды развели следующим аргументом. "Да подожди ты, наш отдел только сформировали, давай определимся с функциями и задачами, не бойся, найдется и для тебя выгодная должность. Конечно, если ты и дальше будешь меня плющить, я тебя повышу, но потом тебе это припомню!" И я, молодой дурак, испугался и перестал давить. А когда пыль улеглась, все выгодные должности оказались заняты или сокращены.

В большой организации результативны только манипуляции и политика. Решение о повышении зарплаты принимаются очень медленно и людьми, не владеющими вопросом. Поэтому остается только развести начальника и лоббировать – писать обоснование на повышение зарплаты подчиненному и регулярно клянчить у своих боссов. Здесь настойчивость – секрет успеха. Надо постоянно интересоваться состоянием дел и не давать бюрократам замылить нужный документ. Однажды я ждал повышения зарплаты полгода, пока Самый Большой Босс не утвердил штатник на несколько тысяч работников. Есть, правда организации, где очень четко прописана система грейдов и аттестаций. Там просить бесполезно, все происходит автоматически.

В малом бизнесе все наоборот, договориться гораздо проще и быстрее. Работников мало, поэтому деятельность каждого абсолютно прозрачна. Нет проблем с доступом к лицу, принимающему решения. Результат переговоров, как правило, предсказуем.

Подход к размеру зарплаты с точки зрения экономии бесполезен. Какой смысл в том, что чем меньше платить работнику, тем лучше? Это демотивирует его на ровном месте. К сожалению, мне потребовались годы, чтобы это понять. Значение имеет только то, насколько эффективен работник. Какая разница, сколько он получает, значение имеет только прибыль, которую он приносит. И любое повышение зарплаты может иметь только две причины – удержание ценного работника либо прирост прибыли от его деятельности. И чем больше организация, тем меньше ценность конкретного работника и тем сложнее оценить его вклад в общее дело.

Эмоциональный подход к вопросу повышения зарплаты бесполезен. Эмоции в бизнесе вообще вредны. А ситуация очень проста – есть стоимость труда и есть спрос на него. Они приходят в равновесие в результате переговоров. Эмоции могут помочь только для манипуляций. Если, конечно, на них поведутся.

Продолжение следует…

Читать в  ЖЖ,   Friendfeed,  e-mail,   RSS или   Twitter


В избранное