"Дефектология" N3, 2004г.
Об итогах коллегии Министерства образования Российской Федерации по вопросу
<<О совершенствовании профессионального образования инвалидов>>
24 июня 2003 г. состоялось заседание коллегии Министерства образования
Российской Федерации, на которой был рассмотрен вопрос о совершенствовании
профессионального образования инвалидов. С основным сообщением выступила
начальник Управления специального образования Т.В.Волосовец. В коллегии
также приняли участие заместитель председателя комитета науки и образования
Государственной думы Российской Федерации О.Н.Смолин, заместитель министра
труда и социального развития Российской Федерации А.И.Осадчих, начальник
управления социальной защиты Красноярского края В.С.Ким, ректор МГТУ им.
Н.Э.Баумана И.Б.Федоров, представители общественных организаций инвалидов и
образовательных учреждений профессионального образования страны. По итогам
коллегии был принят ряд принципиально важных для профессионального
образования инвалидов решений.
В соответствии с решением коллегии Министерство образования РФ издало приказ
от 12.11.2003 г. N 4206. Публикуем его с комментариями Управления
специального образования.
В соответствии с решением коллегии от 24.06.2003 N 10/2 <<О совершенствовании
профессионального образования инвалидов>> приказываю:
I. Управлению специального образования (Т.В.Волосовец):
1.1. Совместно с Управлением высшего профессионального образования
(Л.А.Кравцовой) провести во втором полугодии 2003 г. отбор образовательных
учреждений высшего профессионального образования по определению 3
федеральных головных центров по обучению инвалидов, имеющих нарушения
зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Проведен конкурсный отбор и на его основании выпущен приказ Минобразования
РФ от 24.05.2004 N 2356. Помимо трех федеральных головных центров по
обучению инвалидов: Московского государственного технического университета
им. Н.Э.Баумана (по работе с инвалидами по слуху), Московского
государственного гуманитарного института-интерната (по работе с инвалидами,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата) и Российского
государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,
г.Санкт-Петербург (по работе с инвалидами по зрению), утверждены еще два
центра: Новосибирский государственный технический университет, как
экспериментальная площадка по непрерывному профессиональному образованию
инвалидов разных категорий в условиях университетского комплекса. На базе
Института социальной реабилитации Новосибирского государственного
технического университета создается федеральный головной учебно-методический
центр по данному направлению Московский педагогический государственный
университет утвержден как экспериментальная площадка по высшему
профессиональному педагогическому образованию. i
1.2. Совместно с Управлением высшего профессионального образования (Л.А.
Кравцовой) до марта 2004 г. провести отбор образовательных учреждений
высшего профессионального образования для определения экспериментальных
площадок в каждом федеральном округе Российской Федерации с целью создания
окружных учебно-методических центров по обучению инвалидов.
Упомянутым выше приказом Минобразования РФ N 2356 в качестве окружных
учебно-методических центров по" обучению инвалидов утверждены: Владимирский
государственный университет, Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет, Челябинский государственный университет,
Красноярский государственный торгово-экономический институт, Татарский
институт содействия бизнесу>> (г.Казань), Амурский государственный
университет (г.Благовещенск) и Кубанский государственный университет
(г.Краснодар).
1.3. Совместно с Управлением начального профессионального образования
(Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования
(П.Ф.Анисимовым) до 01.10.2004 определить 21 образовательное учреждение
начального профессионального образования (по 3 в каждом федеральном округе
Российской Федерации) и 14 образовательных учреждений среднего
профессионального образования (по 2 в каждом федеральном округе Российской
Федерации) в качестве экспериментальных площадок -- окружных
учебно-методических центров по обучению инвалидов.
Приказом Минобразования РФ от 24.05.2004 N 2356 в качестве окружных
учебно-методических центров утверждены 43 образовательных учреждений из пос.
Каспля Смоленской области, городов Москвы, Воронежа, Оренбурга, Кемерова,
Абакана, Чебоксар, Тамбова, Курска, Оленегорска, Медвежьегорска, Советска,
Сысерти, Нижневартовска, Шадринска, Бийска, Иркутска, Томска, Кирова,
Йошкар-Олы, Волгограда, Ростова-на-Дону, Махачкалы, Перми, Свободного (по
начальному профессиональному образованию); Москвы, Старого Оскола,
Мурманска, Шадринска, Златоуста, Томска, Омска, Самары, Ульяновска,
Кисловодска, Ростова-на-Дону, Благовещенска и др. (по среднему
профессиональному образованию).
1.4. Совместно с Управлением международного образования и сотрудничества
(Н.М.Дмитриевым) подготовить в декабре 2003 г. предложения по организации
участия международных организаций в деятельности по совершенствованию
системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Внесены предложения о продолжении сотрудничества семи российских вузов с
коллегами из Великобритании и Франции в рамках международного проекта
<<Темпус>>. В настоящее время предложения находятся на рассмотрении в
Европейском экономическом сообществе.
1.5. Совместно с Управлением начального профессионального образования
(Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.
Анисимовым), Управлением высшего профессионального образования
(Л.А.Кравцовой), Управлением непрерывного образования (И.А.Соловьевой)
подготовить в ноябре 2004 г. программу развития непрерывного многоуровневого
профессионального образования инвалидов.
1.6. Подготовить к 01.06.2004 материалы для создания единой базы данных о
числе инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях начального,
среднего и высшего профессионального образования, а также адресов данных
образовательных учреждений с целью размещения их в специализированном
портале, используя для этого имеющийся сайт Челябинского государственного
университета.
В органы управления образованием и учреждения регионов России направлено
письмо с просьбой предоставить информацию. Поступающие материалы
обрабатываются.
1.7. Совместно с Управлением непрерывного образования (И.А.Соловьевой)
разработать до 01.02.2004 программу организации повышения квалификации лиц
из числа преподавателей образовательных учреждений профессионального
образования, работающих с инвалидами.
Подготовлен проект программы по повышению квалификации преподавателей в
рамках Федеральной программы развития образования. В настоящее время
объявлен конкурс исполнителей на проведение работ по данному проекту.
1.8. Подготовить и утвердить до 31 декабря 2003 г. приказ Минобразования
России о составе общественного Экспертного совета Министерства образования
Российской Федерации по информатизации и новым технологиям образования
инвалидов.
Приказом Минобразования РФ от 14 января 2004 года N 76 Экспертный совет
образован и утвержден его персональный состав.
1.9. Совместно с Управлением контроля качества общего образования (ЕГЭ)
(В.Н.Шаулиным) подготовить до 01.04.2004 методические рекомендации по
специфике проведения единого государственного экзамена в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях I -- VI видов.
Подготовленные материалы находятся в стадии утверждения.
1.10. По согласованию с Министерством труда и социального развития
Российской Федерации:
1.10.1. Разработать до 01.02.2004 и направить в Министерство финансов
Российской Федерации предложения об увеличении размера социальной стипендии
студентов-инвалидов образовательных учреждений среднего профессионального
образования и образовательных учреждений высшего профессионального
образования в 1,5 раза.
1.10.2. Разработать до 01.02.2004 и внести на рассмотрение в Правительство
Российской Федерации предложения об установлении числа студентов-инвалидов в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования,
приходящихся на одного преподавателя.
2. Управлению развития материально-технической базы (С.К.Сергееву)
обеспечить в проектно-сметной документации на строительство новых объектов
учебных заведений техническое обустройство безбарьерной среды (пандусы,
лифты, поручни, специально оборудованные туалеты и душевые комнаты в учебных
корпусах и общежитиях) .
3. Институту развития профессионального образования (И.П. Смирнову):
3.1. Представить на утверждение в марте 2004 г. перечень профессий и
специальностей, рекомендованных для овладения ими инвалидами в учреждениях
начального профессионального образования.
Перечень профессий подготовлен и направлен на согласование в инстанции.
3.2. Разработать в мае 2004 г. программы обучения в образовательных
учреждениях начального профессионального образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья по строительным специальностям (штукатур-маляр,
плотник, каменщик).
4. Поручить председателю Учебно-методического объединения по
университетскому политехническому образованию И.Б.Федорову создать в декабре
2003 г. в составе УМО секцию непрерывного профессионального образования с
целью утверждения программно-методического обеспечения и координации решений
по профессиональной подготовке инвалидов.
5. Руководителям подведомственных образовательных учреждений высшего
профессионального образования при подготовке проектно-сметной документации
на комплексный капитальный ремонт зданий и сооружений предусматривать
обеспечение технического обустройства безбарьерной среды (пандусы, лифты,
поручни, специально оборудованные туалеты и душевые комнаты в учебных
корпусах и общежитиях), специальные технические средства (звукоусиливающая
аппаратура, тифлотехнические и тифлоинформационные средства, специальная
мебель и др.), компенсирующие ограничения функций жизнедеятельности.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя
Министра Е.Е.Чепурных.
Министр
В.М.Филиппов
10
Выпуск листа на новом месте: 9
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback