Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Из истории образования слепых

М.В. Бюрючков. Книга несущая свет. РГБС. 200 0г.

Люди, потерявшие зрение в боях за Родину, получали в госпи-талях всестороннюю
медицинскую помощь. Но несмотря на все старания, зрение не всегда удавалось спасти.
В подобных случаях для обучения военноослепших руководство госпиталей через орга-низацию
ВОС или библиотеку приглашало учителя по Брайлю. Незрячего учителя оформляли
в штат госпиталя, и он принимал на себя функции педагога, библиотекаря-книгоноши,
обеспечивал своих учеников учебными принадлежностями.

Библиотека помогала учителям-брайлистам подбирать методические пособия и художественную
литературу для обучавшихся. Московская библиотека за счет резерва книг, переданных
ей из закрытого в войну городского клуба для слепых, организовала в некоторых
госпиталях небольшие библиотечки учебной и художественной литературы. Так, подобные
библиотечки появились в Mосковской глазной больнице на ул. Горького (преподаватель
Брайля и общественный библиотекарь М. И. Ксенофонтова), в Челюстно-лицевом госпитале
на ул. Казакова (З. И. Шамина), в Глазном госпитале N 5003 (Н. М. Новикова),
в военно-госпитальном отделении Института глазных болезней им. Гельмгольц)
(А. П. Белоруков). Такую же работу учителя проводили и в Дру-гих госпиталях:
Н. М. Балычева в Сочи, Р. Л. Золотницкая в Саратове, В. В. Радченко в Ессентуках.

Военноослепшие, прошедшие школу грамоты в госпиталях, по еле излечения учились,
например, в экспериментальной лаборатории при ЦИЭТИНе и на курсах массажистов
Ленинградского института курортологии. Система Брайля помогла некоторым незрячим
окончить впоследствии высшие учебные заведения и самостоятельно совершенствовать
знания. Герой Советского Союза А. И. Горголюк долгие годы работал на руководящих
должностям во Всероссийском обществе слепых, Н. М. Рахманов являлся доцентом
МГУ им. М. В. Ломоносова, М. Е. Биренбаум посвятил себя работе в брайлевской
периодической печати, В. В. Тихомиров приобрел широкую известность своими трудами
в области истории геологических знаний.

Вся социально-воспитательная работа ложилась в основном на плечи незрячих тифлопедагогов.
Главным помощником тифлопедагога в работе с ранеными наряду со словом моральной
поддержки была читаемая на осязание брайлевская книга. Незрячие учителя могли
правильно организовать обучение системе Брайля, прививали своим ученикам навыки
чтения и культуры обращения с рельефно-точечной книгой, помогали пострадавшему
человеку по-верить в себя. Но после выздоровления ослепший человек возвращался
домой и жизнь его складывалась не всегда удачно. Не имея возможности работать
из-за отсутствия специального предприятия, не владея определенной профессией,
он лишался перспективы активной жизнедеятельности. Это становилось не только
личной трагедией для бывшего фронтовика, но и умножало ко-личество инвалидов,
не способных заниматься общественно по-лезной деятельностью. Жизнь, таким образом,
выдвинула задачу профессионального обучения военноослепших, и не только отдельных
лиц, но, по возможности, больших коллективов.

Известно, что восстановление трудоспособности незрячих как область социальной
деятельности государства и Всероссийского общества слепых как ветвь социально-реабилитационной
науки стало приобретать свои очертания еще в 20-х годах. Деятельность Московского,
Ленинградского, Днепропетровского, Ростовского ин-ститутов (или отделений) экспертизы
труда и восстановления трудоспособности инвалидов, открытие профессионально-технических
школ, специальных курсов по подготовке слепых к работе в раз-личных отраслях,
инициативы незрячих изобретателей и рациона-лизаторов давали свои плоды и отражались
в тифлологической ли-тературе. Накопленный опыт в области профессиональной ориен-тации
слепых послужил теоретической и практической основой для разработки системы профессионального
обучения людей, по-терявших зрение в годы Великой Отечественной войны.

Первым документом, направленным на заботу о пострадавших в боях за Родину воинах,
явилось постановление Совета Минист-ров СССР от 6 ноября 1941 года "О мероприятиях
по трудовому устройству и обучению инвалидов Отечественной войны". Тогда же одна
за другой открылись 6 школ-интернатов Народного Комиссариата социального обеспечения
РСФСР для профессиональ-но-трудовой подготовки военноослепших: Каменская на 100
чело-век, Чкаловская (ныне Оренбург) на 40, Ивановская на 60 человек и другие.
Включаясь в новую жизнь, вчерашние фронтовики реши-тельно принимались за учебу.

На первом месте в учебной программе школ стоял предмет - обучение чтению и письму
по системе Брайля. Овладев точечной азбукой, незрячие переходили к чтению брайлевских
книг. По-мощь в организации небольших школьных библиотек оказывали местные восовские
библиотеки. Среди ветеранов ВОС были энтузиасты, которые передавали в школы свои
личные библиотеки. Так, преподаватель Гурьевской профтехшколы, историк К. В.
Данилович на основе своего собрания художественной и историчес-кой литературы
создал библиотеку и обслуживал книгами 50 учащихся школы. В 1943 году с оживлением
работы Учпедгиза и ти-пографии рельефного шрифта брайлевская литература стала
по-ступать из Москвы. Учащиеся получили возможность читать худо-жественные произведения.

Осенью 1944 года в Загорске (ныне Сергиев Посад) была открыта музыкальная школа
баянистов для инвалидов Великой Отечественной войны. На территории Российской
Федерации, Украины и Казахстана отделами социального обеспечения было создано
одиннадцать таких школ, в них обучалось от 60 до 120 человек.

Появление в отечественной дефектологии нового тифлопедагогического направления
- преодоление дефектов зрения, полученных во время войны, - обязано незрячему
профессору Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена Борис Игнатьевичу
Коваленко.

Уже в 1939-1940 годах, в период Советско-Финлядской войны в Ленинграде начали
работать Курсы по подготовке военноослепших к интеллектуальной деятельности,
к поступлению в высшие учебные заведения. Эвакуированные в тыл, Курсы возобновили
свою работу с сентября 1943 года при Пермском педагогическом институте. Общаясь
длительное время с военноослепшим Б. И. Коваленко пришел к выводу, что к обучению
ослепших чтению и письму рельефным шрифтом необходимо приступать как можно раньше,
так как успехи в этом деле благоприятно отражаются на самочувствии ослепших,
дают им уверенность и бодрость что Брайль обязателен для всех слепых, занимающихся
интеллектуальным трудом, но нужен и лицам физического труда, так как помогает
отвлечься от мрачных размышлений, использовать досуг и обеспечивает культурный
рост. В помощь людям, потерявшим зрение в зрелом возрасте, в 1944 году Б. И.
Коваленко выпустил, учебное пособие "Обучение ослепших чтению и письму по Брайлю".
Десятки выпускников курсов, окончив институты и университеты, трудились и трудятся
в школах, вузах и техникумах, в организациях Всероссийского общества слепых.
Верными помощниками Бориса Игнатьевича в работе с военноослепшими были его дочь
Нина Борисовна, В. А. и В. А. Бершадские, А. М. Кузнецова, С. С. Свиридова и
другие.

Массовая пропаганда системы Брайля требовала совершенствования методов преподавания
грамоты, а опыт распространении рельефно-точечных книг во время войны нуждался
в обобщении Для обсуждения этих вопросов было созвано республиканское научно-практическое
совещание тифлопедагогов и библиотекарей, которое проходило с 10 по 13 января
1945 года в Наркомате просвещения РСФСР.

Одним из трагических итогов войны стало большое количество людей потерявших зрение
в результате тяжелых фронтовых ранений. Война отняла зрение и у нескольких сотен
подростков, подорвавшихся на минах и снарядах на оккупированной врагом территории.
Первостепенной задачей являлось обучение этих людей гра-моте и вовлечение их
в трудовую и общественную жизнь.

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Wed, 8 Sep 2004 08:11:24 +0400 (#225896)