Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] История обучения слепых

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!

Прошу у Вас прощение за некоторый информационный перегруз рассылки в течение
этой недели. Данная ситуация связана с тем, что с 18 сентября по 10 октября у
меня будет ограничен доступ к интернет. Благодаря чему публикация материалов
по истории образования слепых будет временно прекращена.

С уважением

Ведущая рассылки

Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

З.И.Марголин. История обучения слепых.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

НАРКОМПРОС РСФСР. москва 1940

Шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия не внесли ощутительных изменений
в дело массового обучения слепых, если не считать образования в Москве Общества
призрения, воспитания и обучения слепых детей, и открытого им училища, а также
некоторых попыток улучшения постановки учебного дела в институтах Человеколюбивого
общества. Тысячи слепых детей были обречены на прозябание и невежество. Сотни
тысяч слепых влачили жалкое существование, ни в какой мере не останавливая на
себе внимания русского общества того времени. Внимание это было привлечено к
слепым в результате Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

4. Мариинское попечительство о слепых. Организация попечительства и задачи его.
В результате войн той эпохи, в тылу армий появлялось значительное количество
искалеченных людей, среди которых было и не мало слепых. Лишенные государственной
и общественной помощи, люди эти вынуждены были обращаться к нищенству. Эти нищие,
облеченные в солдатские мундиры, несомненно привлекали к себе внимание общества
и вызывали в нем настроения далеко не в пользу правящих кругов и проводимой ими
политики. Правящие круги учитывали впечатление, производимое на общество инвалидами
войны, и принимали меры к их изоляции путем организации филантропических обществ,
призванных заботиться о судьбе пострадавших <за родину>. Так случилось и в России.

В 1877 г. в Петербурге было учреждено <Главное попечительство для пособия семействам
нуждающихся воинов>. Оно состояло из председателя - К. К. Грота и 9 членов. Попечительство
имело свои комитеты в провинции. С первых же дней существования этого попечительства,
к нему, наряду с другими просьбами, начали поступать заявления от ослепших на
войне солдат, а затем и от других слепых, потерявших зрение не на военной службе.
Ни по задачам, стоявшим перед ним, ни по своим средствам попечительство не могло
удовлетворить требования всех слепых, обращавшихся к нему. Вся его деятельность
по отношению к слепым сводилась к оказанию денежной помощи, ходатайству перед
военным ведомством о незамедлительном предоставлении пенсии ослепшим на войне
и организации двух ремёселенных убежищ для ослепших воинов в Киеве и Петербурге.
В убежища эти принимались нижние чины в возрасте до 35 лет. По размерам своим
эти заведения были незначительны, содержание их обходилось дорого, и они просуществовали
недолго (см. ниже). Обучали в них взрослых слепых корзинному и щеточному ремёселам.
Полученных ими знаний и навыков было, конечно, совершенно недостаточно, чтобы
обеспечить дальнейшую самостоятельную жизнь слепых. Вполне понятно, что эти два
убежища не могли удовлетворить нужд даже одних ослепших во время войны, число
которых тогда определялось в полторы тысячи человек.

Посланные попечительством врачи-окулисты для оказания медицинской помощи ослепшим
в губернии, в которых число их было наибольшим, имели возможность убедиться в
том, что основной контингент слепых поставляли не турецкие пули, не внешний враг,
а враг внутренний - русское бескультурье, невежество и грязь (до основной причины,
кроющейся в самой сущности общественного строя, зверской эксплуатации и полного
бесправия трудящихся, они, конечно, в своих анализах причин слепоты не доходили).
Статьи одного из этих врачей - А. И. Скребицкого - сыграли большую роль в деле
привлечения передовой части общества к вопросам слепоты.

Возникла идея о необходимости создания специального ведомства, которое должно
было заняться улучшением быта слепых. Эта идея была одобрена императрицей Марией
Александровной, которая поручила К. К. Гроту разработать проект соответствующего
учреждения. К. К. Грот остановился на мысли об образовании попечительства о слепых,
которое и было учреждено в 1881 г. под названием Мариинское попечительство о
слепых. Первоначально эго попечительство находилось в ведении министерства внутренних
дел, но с 1883 г. оно перешло в ведомство учреждений императрицы Марии.

Основной задачей попечительства было: <обучение слепых доступным им ремёселам
и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и работать и действовать
по возможности самостоятельно>.

Таким образом, задачи этого попечительства были сходны с задачами Московского
общества призрения, воспитания и обучения слепых детей, но личные связи отдельных
работников, стоявших во главе Мариинского попечительства, большие средства этой
организации, уменье в большей степени использовать опыт работы школ Западной
Европы и ряд других обстоятельств выдвинули Мариинское попечительство, безусловно,
на первое место из ряда других организаций, занимавшихся подобною деятельностью
в России до революции. Деятельность попечительства постепенно расширялась. К
1892 г., т. е. спустя 11 лет после своего основания, попечительство занималось:
1) устройством училищ, 2) ремёселенных мастерских для взрослых слепых, 3) печатанием
книг для слепых, 4) изданием журнала, брошюр и разного рода инструкций по вопросам
воспитания и обучения слепых, 5) мерами по предупреждению слепоты (эта задача
занимала до 1898 г. второстепенное место), 6) помощью престарелым и нетрудоспособным
слепым, 7) собиранием статистических данных о слепых в России. Деятели попечительства
уже тогда понимали, что им не удастся при наличии поступающих денежных средств
справиться с повсеместной организацией школ, и потому попечительство по инициативе
Я. Н. Колубовского не раз возбуждало ходатайство перед министерством народного
просвещения о необходимости перевода оплаты преподавательского персонала на бюджет
министерства с тем, чтобы остальные расходы по содержанию школ (хозяйственный,
интернат и пр.) по-прежнему несло попечительство. Но все такие представления
оставались без внимания.

Мариинское попечительство состояло из челенов-соревнователей, оказывавших помощь
попечительству личным трудом, членов-соревнователей, плативших 10 рублей в год
или 150 рублей единовременно (впоследствии 5 рублей в год или 75 рублей единовременно),
и почетных членов, получавших это звание за особые заслуги. Общее собрание членов
попечительства избирало на два года совет из 14 человек>

который фактически ведал всеми делами попечительства. Первым председателем совета
был К. К. Грот, по инициативе которого и было создано Мариинское попечительство
о слепых>.

Константин Карлович Грот родился в 1815 г. Первоначальное образование получил
домашнее, затем поступил в царскосельский лицей. По окончании лицея (в 1835 г.)
Грог поступает на службу в придворное ведомство, где работает до 1845 г. С 1815
г. до 1833 г. Грот служит в министерстве внутренних дел; в 1853 г. Константин
Карлович назначается самарским губернатором. В период <реформ> Грот работает
в качестве директора департамента неокладных сборов, а потом служит в департаменте
законов. Грот сыграл большую роль в этот период в акцизной и тюремной реформах.
С 1877 г. Грот является председателем <Попечительства по оказанию помощи семействам
воинов>, а с 1881 г. - председателем совета Мариинского попечительства о слепых.
Умер Грог в 18Э7 г. Таким образом, последние 20 лет своей жизни К. К. Грот отдал
почти целиком разрешению вопросов призрения, воспитания и обучения слепых. К
разрешению этих проблем К. К. Грот, и в этом нужно отдать ему справедливость,
подходил весьма глубоко. К. К. Грот предварительно ознакомился с имеющейся по
вопросам слепоты иностранной литературой, а затем внимательно осмотрел ряд учреждений
для слепых на Западе. Вот что впоследствии говорил о К. К. Гроте (директору Петербургского
училища Г. П. Недлеру) Бютнер - директор Дрезденского института слепых:

<К нам приезжает много русских, но они обыкновенно приходят понюхать и уходят.
Не так действовал К. К. Грот, он вникал во все, он замечал то, на что другие
и не обращают внимания; он изучал наше дело так, как будто бы ему самому предстояло
лично заведовать училищем для слепых. Он, можно сказать, сделался специалистом
по нашему делу> (III, т. I, стр. 407, 408).

Служебные связи помогали Гроту как в момент организации попечительства, так и
во всей дальнейшей его работе по делам попечительства. Из членов совета видную
роль в первый период существования попечительства сыграли А. И. Скребицкий и
делопроизводитель совета О. К. Адеркас, но о них будет сказано ниже.

Вначале средства Мариинского попечительства о слепых составились из переданной
ему суммы в 216000 рублей, оставшихся от ликвидации Главного попечительства для
пособия семьям нуждающихся воинов. Но этих средств было, конечно, недостаточно.
Тогда Грот возбудил ходатайство перед синодом о разрешили устраивать ежегодный
кружечный сбор в православных церквах в неделю о слепых. В 1881 г. попечительство
получает на это разрешение. Помимо этих источников, средства попечительства составлялись:
1) из членских взносов, 2) частных пожертвований, 3) платы за содержание состоятельных
слепых в заведениях попечительства, 4) выручки от продажи изделий слепых, 5)
субсидий от правительства или общественных учреждений и 6) доходов от концертов,
публичных чтений и т. п. Необходимо отметить, что последние три статьи никогда
не играли сколько-нибудь значительной роли в доходах попечительства.

Деятельность попечительства быстро распространилась на всю страну. Объясняется
это тем, что к услугам его оказался на местах налаженный аппарат в лице акцизного
ведомства, на работников которого К. К. Грот имел большое влияние. Чиновники
этого ведомства явились первыми уполномоченными попечительства. Вокруг них же
группировались интересующиеся данным вопросом лица. Так проходила в большинстве
случаев организация отделений и комитетов попечительства на местах. Отделения
отличались от комитетов большими своими размерами и большим кругом задач, входивших
в поле их деятельности; комитеты обычно затрагивали лишь одну из сторон деятельности
попечительства, например организацию школы, лечебницы и т. п.

Число училищ попечительства за время 1881-1898 гг. быстро росло. Приведу таблицу
этих школ в том порядке, в каком они открывались по годам:

1881 .... Петербург

1883 .... Ревель

1884 .... Киев

1885 .... Казань

1886 .... Харьков

1886 ... Кострома

1887 ... Одесса

1887 ... Воронеж

1889 ... Пермь

1890 ... Москва

1891 .... ... Саратов

1891 ... Смоленск

1892 ... Самара

1892 ... Тула

1893 ... Тверь

1893 ... Чернигов

1893 ... Тифлис

1894 ... Иркутск

1894 ... Полтава

1895.. Владимир

1896 .... .... Елабуга

1897 .... Минск

1898 .... Подольск

Таким образом, к 1898 г. в России было 23 училища слепых Мариинского попечительства.

Самым крупным и первым по времени своей организации было Петербургское училище.
Учреждение это должно было служить образцом для всех других училищ попечительства.
Останавливаться подробно на работе каждого училища в отдельности нет возможности
и необходимости. Наибольшее внимание поэтому будет уделено Петербургскому училищу
с указанием тех отличительных особенностей, какие имели место в провинциальных
училищах.

5. Цели, и задачи училищ попечительства. Цель русских училищ ни в чем не отличалась
от тех целей, которые ставила перед собой буржуазная школа слепых на Западе.
Вот что пишет по этому поводу делопроизводитель совета попечительства Адеркас
в 1885 г.: <Основной целью школы является приучить его (слепого) к самостоятельному
и производительному труду и примирить его с судьбой> (I, предисловие, стр. 2).
Гораздо шире развивает эту же мысль доктор Скребицкий: <задача институтов для
слепых, - пишет он,- состоит в доставлении им (слепым) возможности в детском
и юношеском возрасте беззаботного существования, в охранении их от соблазнов,
дурных привычек и примеров, нерациональных приемов при воспитании и в развитии
их умственных и физических сил>; и дальше: <так как громадный контингент слепых
составляют неимущие семьи, то заключительным звеном этих заведений являются заботы
сделать своих питомцев полезными членами общества, способными к труду. Обучением
доступным слепым ремёселам цель эта достигается> (XIX, 87).

Подготовить из слепого полезного члена капиталистического общества - ремёселенника,
примирить его с судьбой, убедить в том, что слепота, как и все существующие порядки,
извечна, ниспослана свыше и, следовательно, все нужно молча переносить, - таков
смысл классовых целей школы слепых. В самом определении целей, данном А. И. Скребицким,
мы находим противоречия: создание <полезных членов общества> никак нельзя себе
представить в условиях тепличного воспитания, создания видимости <беззаботного
существования>, т. е. в условиях искусственной изоляции от социальной среды.
Насколько эти цели попечительству удалось осуществить, это мы увидим ниже.

6. Управление. Администрация. Педагоги училищ. Первое небольшое училище К. К.
Грот открыл на свои средства в 1880 г. В нем обучалось всего 4 мальчика. В 1881
г. открытое Гротом училище переходят в ведение созданного в этом году Мариинского
попечительства. В 1883 г. открывается отделение для девочек. В 1885 г. с переводом
в новое специально построенное здание оба эти отделения сливаются. С момента
своего перехода в попечительство и до последних дней существования, т. е. до
Великой Октябрьской социалистической революции, училище это состояло в непосредственном
ведении совета. Такая близость к совету, ведавшему всеми средствами попечительства,
безусловно, сыграла большую роль в быстром развитии и расширении этого училища.
Губернские училища находились в ведении местных отделений или комитетов. Эти
последние существовали в основном за счет местной благотворительности, не были
достаточно богаты средствами и не могли обеспечить подведомственных им училищ.
Все же существование училищ на местном бюджете имело и свои положительные стороны:
повышалась инициатива местных работников в изыскании средств, в отдельных случаях
главное попечительство имело возможность оказывать единовременную помощь местным
организациям, попечительство получало возможность поставить контроль и руководство
местами, изучать и использовать заграничный опыт, развернуть издательскую деятельность
и т. д.

В 1882 г. К. К. Грот, по рекомендации преподавателя Рашевского, пригласил Г.
П. Недлера для педагогического наблюдения училищем слепых. Г. П. Недлеру суждено
было сыграть весьма видную роль не только по своей работе в Петербургском училище,
но и в развитии дела обучения, воспитания и призрения слепых по всей стране.

В момент приглашения К. К. Гротом Г. П. Недлер состоял инспектором Мариинского
женского училища и преподавателем немецкого языка. С вопросами тифлопедагогики
он не был тогда знаком. За новое для него дело Недлер берется с большой осторожностью,
внимательностью и серьезностью. По взятой у Грота литературе он знакомится с
постановкой воспитания и обучения слепых на Западе. Частые посещения училища
позволяют ему на практике познакомиться с этим делом. С 1883 г. связь Недлера
с училищем прекращается (по служебным обстоятельствам) и возобновляется вновь
в 2885 г., когда Грот пригласил его взять на себя обязанности директора училища.
В 1885 г. Недлер получил командировку в Дрезден и по возвращении оттуда приступил
к заведыванию Петербургским училищем. Впоследствии Недлер перевел и издал ряд
брошюр по вопросам воспитания и обучения слепых. Недлер был участником многих
международных конгрессов и съездов по делам слепых. До самой смерти, последовавшей
в 1917 г., он работал в данной области. Роль его в популяризации вопросов воспитания
и обучения слепых весьма значительна.

По мере роста училища рос и педагогический персонал его. Основная часть педагогов
этого училища получала подготовку за границей, главным образом в Дрездене. В
18ЭО г. в училище была учреждена должность инспектора.

В провинции заботу о собирании средств и об устройстве училищ и вообще посредничество
между советом попечительства и местным населением приняли на себя управляющие
акцизными сборами губернии, которые, как сказано выше, являлись уполномоченными
попечительства.

Всеми делами училища ведал совет отделения или комитет. Когда число учащихся
в училища было еще невелико, весь штат его состоял из одной учительницы, ведущей
как педагогическую, так и хозяйственную работу в училище. Такая учительница получала
300-500 рублей в год при готовом столe и квартире (XV, 3). В тех училищах, в
которых число учащихся было более 50, назначался инспектор, который заведовал
учебной и хозяйственной частью училища.

Преподаватели избирались из лиц, имеющих некоторый стаж педагогической работы
в массовой начальной школе. За некоторое время до открытия училища (приблизительно
за полгода) будущий педагог I обычно направлялся в Петербургскую школу. Таким
образом, тифлопедагогическая теория и практика, заимствованная петербургским
училищем в Германии, распространялась, как правило, по всем училищам попечительства.

Наличие общего педагогического образования и преподавательского стажа в массовой
школе было обязательным и для преподавателей и для инспекторов школы слепых.
Специализация в вопросе тифлопедагогики проводилась путем знакомства с методами
преподавания и прохождения практикума в одной из крупных школ слепых (чаще всего
в Петербургской). Для этой же цели служили и заграничные командировки. Несколько
раз возбуждался вопрос о введении в курс учительских семинарий небольшого числа
часов по тифлопедагогике, но такое ходатайство не было удовлетворено (XX, 18Э7
г., март, отдел <Разные>).

Литература, которая могла бы послужить педагогу для повышения квалификации, была
крайне бедна. Трудов русских авторов за исключением описаний впечатлений, полученных
при посещении заведения для слепых на Западе, мы совершенно не встречаем. Переводных
же статей к 1901 г. было всего 17 (XIX, 585).

С 1885 г. делопроизводитель совета Адеркас начал издавать ежемесячный журнал
<Русский слепец>.

О. К. Адеркас принимал большое участие в работе попечительства с момента его
основания. До 1390 г. Адеркас работает в качестве делопроизводителя совета. После
перерыва (1890-1893 г.) возвратившегося в совет в качестве управляющего делами
совета. В 1895 г. оставляет эту службу, но продолжает оставаться в составе совета,
откуда выбывает в 1908 г. Снова возвращается в совет в 1913 г. В 1883 и 1885
гг. Адеркас командируется за границу. Результатом этих командировок и явилась
его книга <Отчет об осмотре заведений для слепых в Австрии, Швейцарии, Германии
и в г. Риге>. Характерно, что между деятелями Мариинского попечительства и деятелями
Императорского человеколюбивого общества не было контакта: в то время как по
вопросам слепоты литература в России почти совершенно отсутствовала, книга Адеркаса
во многом повторила работу, изданную попечителем Института Человеколюбивого общества:
<Институты слепых в Дрездене, Берлине, Дюрене и Париже> (книга эта издана в 1878
г.).

Видимо, в результате наблюдений над европейскими образцами у Адеркаса созревает
мысль об издании русского журнала. Школы слепых были еще настолько незначительны,
что объяснять появление в свет <Русского слепца> их запросами нельзя. С !88Э
г. издание этого журнала перешло к Недлеру, а с 1890 г. журнал с измененным названием
<Слепец> стал издаваться на средства попечительства под редакцией Недлера. В
журнале преобладали переводные статьи. Педагогические мысли русских учителей
занимали весьма скромное место и, нужно сказать, что даже опыт работ русских
училищ слепых получал в, этот период весьма бледное освещение. Все же благодаря
этим журналам русские тифлопедагоги, интересовавшиеся проблемами воспитания и
обучения слепых, могли знакомиться с тем, что делалось и делается в заграничных
учреждениях, что происходит на конгрессах н съездах по делам слепых, это было
одной из самых крупных заслуг попечительства. В журнале мы находим ряд сводок,
отчетов попечительства, интересных заметок с пест и т. д. Из авторов, поместивших
ряд статей педагогического и методического характера, следует отметить Недлера,
Мухина, Лейко, Курындина, Мельникова и др.

7. Учащиеся. Самым крупным училищем по количеству детей было Петербургское.
Открытое Гротом при четырех учениках, оно уже

к моменту перехода в попечительство (1881 т.) насчитывает 10 учеников, в 1885
г., при слиянии отделений для мальчиков и девочек, их (учащихся) было 55, в 1891
г. -100 и в 1895 г.--116.

Значительно медленнее происходил рост губернских училищ. В 1891 г. во всех губернских
училищах обучается 400 слепых детей, в 1896 г. - 516. Обычно, провинциальные
училища открывались для учащихся одного пола, числом учеников не больше 10. По
мере роста школы открывалось отделение и для учащихся другого пола.

Стоимость обучения каждого учащегося в 1896 г. определялась в 150-200 рублей
в год. Обучение в Петербургском училище обходилось значительно дороже (XX, 1896
г. октябрь, стр. 115). Согласно правилам для приема детей в училище для слепых
Мариинского попечительства (XX, 1888 г., февраль, стр. 13-14) поступающие должны
были удовлетворять следующим условиям: 1) неизлечимая слепота на оба глаза, 2)
возраст от 7 до 11 лет включительно, 3) способность к образованию и обучению,
4) отсутствие других, кроме слепоты, телесных недочетов и физических недостатков.
<Приему предшествовал период испытания в один или два месяца и если по каким-либо
обстоятельствам пребывание учащегося в училище оказывалось невозможным, он возвращался
родителям или опекунам> (пункт 6).

Согласно пункту 8, попечительство имело право удалить из училища слепого, пребывание
которого <окажется бесполезным для его собственного развития или же вредным для
других воспитанников или воспитанниц>.

Плата за каждого интерна составляла 300 рублей в год, но она - могла быть снижена
или вовсе снята с детей беднейшего населения. Вопрос этот решался местным советом
отделения или комитетом.

8. Программа, содержание и методы учебного процесса. В 1891 г. Петербургское
училище получило уже те формы организации, в которых оно осталось до революции.
Согласно целям училища и программа его распадалась на две совершенно несвязанные
между собой части: программу общеобразовательных предметов и программу профессиональной
подготовки. Соответственно с этим строилось и само заведение, состоявшее из дошкольного
отделения с двумя классами, школьного с тремя классами и ремёселенного, куда
в возрасте 14-15 лет переводились воспитанники школьного отделения. Ремёселенное
отделение воспитанник оканчивал в 19-20 лет. Структура провинциальных училищ
была та же: училище состояло из приготовительного класса с двухлетним курсом,
трех школьных классов и ремёселенного отделения, куда переводились воспитанники,
достигшие 15 лет вне зависимости от того, в каком классе они обучались (XV, 2-3).
Задачи приготовительного класса заключались не в образовании, а в воспитании
детей. Особое внимание уделялось: искоренению дурных привычек слепых, приучению
к самообслуживанию, привитию санитарных и гигиенических навыков и развитию рук
и органов чувств.

Главной задачей этого класса являлось <ознакомление с основными истинами религии
и с важнейшими молитвами, приучение к правильной речи, сообщение ясных и точных
представлений о предметах внешнего мира, и, наконец, посильное развитие умственных
способностей> (XV, 2, пункт 9). В число предметов приготовительных классов входили,
закон божий по 2 часа в неделю, уроки русского языка по 3-4 часа в неделю (чтение
вслух, пересказ, заучивание стихотворений), уроки арифметики 3-4 часа (ознакомление
с числами в пределе первых двух десятков и действия над ними), предметные уроки
3-4 часа (наглядное ознакомление с окружающими предметами), фребелевские занятия-12
часов, гимнастика и подвижные игры ежедневно не менее 1/2 часа, гимнастика пальцев
и кистей рук - ежедневно несколько раз по 5-10 минут, упражнение органов чувств
2 часа в неделю, духовное и светское пение 2 часа в неделю (XV-2, пункт 11).
Обучения грамоте в этих классах не было. Работа по предметам общеобразовательным
сосредоточивается в школьных классах. Курс школьного обучения училищ попечительства
был элементарный, равный приблизительно по объему курсу двухклассных сельских
училищ министерства народного просвещения с пятилетним сроком обучения. Программа
министерских училищ была лишь примерной даже для массовой школы: указывался объем
знаний и навыков, требуемый от желающих по окончании училища получить аттестат.
По закону божию содержание материала и его объем был точно определен программой,
утвержденной синодом. Преподавание русского языка, грамматики, навыков чтения
и письма и арифметики определялось содержанием учебников. Что же касается таких
предметов, как естествознание, география и история, но они давались на уроках
объяснительного чтения, и объем этих сведений был определен содержанием учебных
хрестоматий. Такова была программа министерских школ. В школах слепых дети школьного
возраста обучались учебным предметам, пению и гимнастике, мальчики - начаткам
ремесел, девочки - рукоделиям. Объем программы в школе слепых был приблизительно
следующий: а) закон божий, молитвы, священная история ветхого и нового завета,
краткий катехизис, церковное богослужение, а в старших классах беседы по истории
церкви; б) русский язык: в первом полугодии I класса чтение унциала, во втором
полугодии шрифта Брайля и унциала (упражнения эти продолжались в течение всего
времени пребывания слепого в училище), письмо начиналось со второго полугодия
I класса по Брайлю и на приборе Паблазека и лишь в следующем году он полностью
заменялся доской Брайля; с III класса начиналось обучение плоскому письму по
Гебольду; объяснительное чтение, устный и письменный пересказ, заучивание наизусть,
элементарный курс грамматики и правила правописания - таков объем знаний, которые
давались на уроках русского языка; в) предметные уроки: знакомство с окружающими
предметами; г) арифметика: изучение первой сотни, четыре действия над числами
любой величины, именованные числа, простые дроби, тройное правило, проценты и
решение задач на пройденные правила; д) родино-ведение и география: план классной
комнаты, здания училища, улицы города, основные географические понятия, география
России в объеме учебника Пуцыковича; е) история России в объеме учебника Горбова

ж) естественная история: ознакомление с более известными представителями животного
и растительного царства; з) фребелевские занятия, плетенке, вышивание, лепка,
рисование; я) пение, гимнастика и подвижные игры (XV, 3-4).

Вся система образования была проникнута идеологическими влияниями религиозного
воспитания. Особенно настойчивые требования об усилении религиозно-нравственных
начал в школах для слепых мы наблюдаем в годы реакции, в чем мы сможем убедиться
ниже. Уже Грот понимал, какое значение в целях воспитания, угодного для буржуазного
общества человека, имеет религия. Он указывал, что <первый предмет в области
нравственного воспитания есть религиозное воспитание> (111, т. 2, стр. 302).
Далеко не все деятели попечительства считали слепых полноценными членами общества.
Слепому прямо говорили, что он несчастный, обиженный судьбой человек, нуждающийся
в утешении. <Особенно важно для слепого, - говорит деятель одесского отделения
Дабежа, - это воспитывать его в религиозном духе, потому что, если зрячий особенно
горячо прибегает в несчастье к религии и находит в ней утешение, тем более найдет
в ней утешение вечно несчастный слепой> (IV, 21). Воспитание в религиозном духе,
конечно, не ограничивалось уроками закона божия - им была проникнута вся система.

Обучение чтению не преследовало цели дать в руки слепому оружие для борьбы за
повышение своего культурного уровня и не могло сыграть по окончании училища полезной
роли для слепого.

<Обучение чтению преследует, главным образом, цель познакомить лишенного зрения
с знаками, при посредстве которых человек образует свою речь, и с самим процессом
чтения>, - говорит Скребицкий (XIX, 174). Обучение чтению проводилось по звуковому
методу. Несмотря на безусловные преимущества шрифта Брайля, мы находим наряду
с <им и унциал. Обучение унциалу в школах слепых проводилось для того, чтобы
дать учащимся представление о плоском шрифте для зрячих и тем самым облегчить
переход к обучению письму по Гебольду. Прибор Паблазека, дающий рельефный точечный
шрифт Брайля на лицевой стороне бумаги, был перенесен в русские школы из Австрии.
Здесь он по традиции находил себе применение до I русского съезда по делам слепых
(см. ниже), когда он был окончательно отклонен.

Арифметика проводилась устно. Записывались лишь условия и ответы задач. Понятия
о геометрических фигурах давались самые общие и главным образом на предметных
уроках.

О том, какие знания давались по географии, естествознанию и т. д., мы познакомились
выше. Если добавить к этому, что для самостоятельного чтения слепых и для чтения
им зрячими давалась литература определенного, чаще всего религиозного содержания,
то нетрудно будет понять, что повышения уровня знаний не предполагалось. <Следует
избирать такие статьи, которые соответствуют мирному и тихому настроению слепца.

Очерки семейной жизни, спокойной трудовой деятельности, изображение характеров
гораздо более пригодно для таких чтений, нежели описание природы, путешествий
по отдельным странам, исполненных приключений, фантастических небылиц, или же
описание военных подвигов и кровавых сцен>, - говорит Скребицкий (XIX, 179).
Свой мелкобуржуазный идеал в выборе литературы для слепых Скребицкий оправдывает
тем, что выбор этот соответствует положению слепого, не разжигает в нем страстей,
а держит его в мире и довольстве обломовского оцепенения. У других авторов мы
находим прямое указание на необходимость чтения книг религиозного содержания
(XVI, 10).

Видное место в программе занимает пение и особенно духовное (IX, 17). Музыкальное
образование дается лишь способным. На музыку не смотрят уже как на профессию,
доступную для каждого слепого. Эта точка зрения объясняется заимствованием установок
немецких школ, где главное внимание обращают на обучение ремёселам.

Гимнастика, которой еще Грот придавал большое значение, была поставлена в училищах
на достаточную высоту (особенно в Петербургском училище).

Рассчитанная в лучшем случае на подготовку сносного мелкого ремёселенника, будущая
работа которого исключает всякое разделение труда, программа профессионального
обучения ограничивалась кругом ремесел, не требовавших помощи зрячих.

<Достаточно ограничиться действительно для него полезным тем, что он в состоянии
сделать сам от начала до конца>, говорит Скребицкий (XIX, 89). В училищах обучали
корзинному, щеточному и веревочному ремёселам. Лишь в 1899 г. круг этот пополнился
обучением массажу (XX, январь, 1899 г.) Изучение одного из ремесел являлось обязательным
для учащихся. О специальной подготовке мастеров к обучению слепых ремёселам и
о педагогических способностях большинства из них говорить не приходится. В приготовительных
классах велась подготовка к приобретению технических навыков. Проводилось элементарное
обучение вязанию, плетению и т. д. С последнего года школьного обучения начинается
и профессиональная подготовка.

В ремёселенных отделениях на учебные предметы отводилось 3 - 6 часов в неделю
лишь в первом году; в последующие же годы проводилась исключительно ремёселенная
подготовка (XX, 5).

Расписание дня в школьных классах было приблизительно следующее: 7-8 час. утра
- утренний туалет, чай; 81/2-9 час. - гимнастика; 9-12 час.-учебные занятия;
12-2 час.- обед, прогулка; 2 - 4 час. - технические занятия; 4-5 час. - чай,
свободное время; 5-71/2 час. - гимнастика, приготовление уроков, чтение вслух
(у девочек рукоделие); 71/2-9 час.-ужин, свободное время и молитва (XV, 4). В
ремёселенном отделении учащиеся работали с 9 час. утра до 7 час. вечера с указанными
перерывами на обед, чай и учебное занятие (для первого ремёселенного класса).

В конце учебного года, устраивались экзамены и выставка работ учащихся. В губернских
училищах программа учебных предметов, расписание занятий и обучение ремёселам
соответствовало Петербургскому училищу. Однако в большинстве из них знания сообщались
ученикам,, далеко не в таком объеме, как в последнем. Все указания директора
Петербургского училища по вопросам воспитания и обучения слепых вначале до учреждения
должности инспектора губернских училищ являлись обязательными для руководителей
и педагогов губернских училищ.

Дисциплину среди воспитанников поддерживали следующими мерами: а) выговором,
б) стоянием на одном месте, в) лишними задачами в свободное время, г) лишением
любимых удовольствий и кушаний, д) вычетами из заработка (в мастерских) и е)
арестом и лишением отпуска, ж) умеренными телесными наказаниями (1, заключение,
пункт 16). По рассказам бывших воспитанников, в некоторых училищах попечительства
последняя мера не всегда носила <умеренный> характер.

Однако следует указать, что взаимоотношения учебной, музыкальной и ремёселенной
частей программы во многом зависели как в этот, так и в последующий период, от
инспекторов губернских училищ. Так, например, в Харьковском училище заведующий
(К. Ф. Лейко) во главу угла ставил общеобразовательные предметы, в Воронежском
(В. А. Гандер) - профессиональную подготовку, в Киевском (В. И. Зайончевский)
- музыкальное образование. Нужно отметить, что в вопросах профессионального обучения
многие местные работники (например в Воронеже) опередили Петербургское училище,
давая лучшие образцы не только организации обучения, но и последующего трудового
устройства своих воспитанников. Как в Петербургском училище, так и в губернских
единой программы ремёселенного обучения не существовало.

Такова в кратких чертах программа училищ попечительства.

Выпуск листа на новом месте: 15

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Tue, 14 Sep 2004 04:56:09 +0400 (#228290)