Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] История образования слепых

М.В. Бирючков. Книга несущая свет. РГБС.

О массаже как эликсире молодости и бодрости писали еще Гомер и Плутарх, Гален
и Авиценна. Точно установить, когда че-ловек впервые прибегнул к таинствам массажа,
невозможно ни по произведениям народного эпоса, ни по письменным памятникам и
археологическим находкам. Очевидно, случилось это в незапамят-ные времена, когда
древний человек, ощутив резкую боль, инстинк-тивно потер ушибленное место и ему
стало легче. Но уже около трех тысячелетий тому назад массаж занял достойное
место в на-родной медицине многих стран Востока и Средиземноморья, а позже пришел
в Европу.

Первая заметка о введении в 1899 году массажа в программу обучения учащихся Петербургской
школы для незрячих детей появилась в третьем номере журнала "Досуг слепых" за
тот же год. Преподавателем массажа был незрячий бывший воспитанник этой школы
А. А. Густовский. До этого он изучил массаж в Петер-бургском клиническом институте,
совершенствовал приобретенные навыки в Токийском университете (с этой целью овладел
японским языком), а возвратившись домой, получил место массажиста в хи-рургическом
отделении амбулатории при Максимилиановской больнице. Со временем с Густовским
стала работать целая группа слепых массажистов, которых он сам же и подготовил.

За помощью к Густовскому шли люди разных чинов и сосло-вий, страдающие различными
болезнями. Густовский загорелся идеей - сделать массаж одним из важнейших видов
профессио-нальной деятельности слепых в России, как это было в Японии, Франции
и ряде других стран. Еще в 1901 году на I Русском съез-де по попечению о слепых
и предупреждению слепоты он высту-пил с докладом "Массаж в среде слепых", в котором
призывал Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых ввести во всех
специальных школах преподавание массажа, реко-мендовал издать по Брайлю медицинские
учебники И. Гиртля и Л. Панша и предложил создать такое учреждение, где незрячие
массажисты могли бы полноценно трудиться.

Едва открылась в 1909 году Санкт-Петербургская артель сле-пых, живущих своим
трудом, как работавшие в ней незрячие массажисты зарекомендовали себя с самой
лучшей стороны. Незрячий староста артели Н. И. Филатов 21 мая того же года на
II Рус-ском съезде по попечению о слепых заявил, что их охотно берут для практики
в городские больницы, и нередко бывают такие слу-чаи, что больные просят врача
заменить зрячих массажистов слепцами. Среди первых массажистов - учеников Густовского
- были Е. Малева, Т. Одинцова, М. Цаплина и другие. В своей работе они применяли
массажный прибор, изобретенный и приспособлен-ный для слепых их учителем.

До того времени незрячие чаще всего занимались такими работами, которые протекали
в условиях изоляции от мира зрячих. Те-перь же, когда профессия массажиста столкнула
незрячего лицом к лицу со зрячими, требования тех, с кем он работал, пациента
к нему и его самого к самому себе - во много крат возросли. Зрячая медсестра-массажистка,
рядом с которой стал работать слепой, имела ряд преимуществ перед ним. Она прошла
гимназию и курсы сестер милосердия, была обучена хорошим манерам и пра-вилам
поведения в общежитии; для повышения своей квалифика-ции медсестра могла обратиться
к тому или иному плоскопечат-ному изданию. За плечами же слепого был замкнутый
мир началь-ной школы, он не имел зрительного контроля, чтобы следить за своим
внешним видом, возможности чтения книг у него были ограниченны. Оказавшись на
виду у каждодневно и ежечасно меняв-шихся зрячих пациентов, слепые массажисты
ни в чем ни в праве были уступать своим зрячим коллегам, а в умении работать
обя-заны были даже превосходить их.

Помимо морального аспекта трудовой деятельности незрячих, связанного с профессиональной
честью не только их самих, но и авторитетом учреждения, которое они представляли,
важнейшее значение имел психологический фактор, влиявший на их социаль-ное и
экономическое положение в целом. Получив с большим тру-дом работу, которая для
слепого являлась едва ли не смыслом всей жизни, они боялись ее потерять, поэтому
ревностно занима-лись самообразованием и настойчиво совершенствовали свою квалификацию.
Источником пополнения медицинских знаний в обла-сти массажа была их тесная связь
с институтом, где Густовский обрел свою профессию, и систематическое чтение плоскопечатной
медицинской литературы, с которой они знакомились с помощью чтеца. Большую ценность
для незрячих массажистов представляли опубликованные в 1902 году на страницах
журнала "Досуг сле-пых" гигиенические беседы профессора Ф. Ф. Эрисмана и кон-сультация
на медицинские темы "Десять правил здоровья". Мето-дические же пособия по массажу
для практического использова-ния им приходилось перепечатывать самим на брайлевских
машин-ках. Постепенно из рукописных книг сложилась небольшая, но содержательная
библиотечка литературы по массажу.

Пятый том (2-й его выпуск) биобиблиографического указателя "Незрячие деятели
науки и культуры", вышедший в 1991 году, посвящен незрячим массажис-там. Достойное
место здесь занимает имя врача-массажиста Т. И. Цыганкова.

В отличие от Густовского Цыганков получил высшее медицин-ское образование в Московском
университете, около 15 лет про-работал земским врачом, а, лишившись зрения, в
зрелом возрасте обратился к частной практике массажиста, позже стал профессо-ром
Харьковского медицинского института. В 20-е годы Цыганков внес большой вклад
в подготовку кадров незрячих массажистов для отечественного здравоохранения.

Указатель освещает биографию еще одного энтузиаста профес-сиональной подготовки
незрячих массажистов А. С. Онуфриева, по инициативе которого в 50-е годы было
открыто Кисловодское меди-цинское училище номер 2 Министерства здравоохранения
Российской Федерации. Из стен училища вышли сотни хороших специалистов, которые
успешно работают массажистами в различных медицинских учреждениях страны.

Выпуск листа на новом месте: 3

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subj=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Fri, 10 Sep 2004 05:34:33 +0400 (#226777)

 

Ответы:

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Ниже моей подписи представляю вашему вниманию письмо Олега Шевкуна,
опубликованное в рассылке
blindlang.
С удовольствием присоединяюсь к поздравлению Олега многочисленных
эсперантистов членов нашей рассылки. Мне приходилось несколько раз принимать
участие в мероприятиях, проводимых эсперантистами, как в России, так и за
рубежом. Это удивительные, увлеченные люди. Завидую их терпению и
энтузиазму. к сожалению при всем моем уважении к этому сообществу у меня не
хватает терпения, а может и ещё чего-то, чтобы стать достойным членом
эсперантистского братства.

С уважением
Ирина Зарубина
Привет всем участникам рассылки!

Прочитал я сообщение от Esperuzo - и прямо подскочил от неожиданной мысли: а
ведь как раз сейчас, в этом самом месяце, исполняется 25 лет событию,
ставшему в своё время очень важной вехой для всех наших незрячих любителей
языков и международного общения. Ровно 25 лет назад, в сентябре 1979 г., в
журнале "Советский школьник" началась публикация уроков Эсперанто Анатолия
Ивановича Масенко. Многих эти уроки в своё время подтолкнули к занятиям
эсперанто. А потом ведь много чего было. Были летние встречи в Кисловодске,
в Щербинке, в Быково, в Москве, в Белгороде, в Тирасполе. Были и клубы
незрячих эсперантистов во многих городах. Была и пересылка друг другу
западных брайлевских и звуковых журналов на эсперанто, каждый номер которых
проходил через несколько рук. Были книги издательства "Просвещение",
которыми наши эсперантисты всю Европу завалили в обмен на те самые журналы;
Была переписка с разными странами мира, когда письма можно было ждать месяц,
а порой и более, но тем приятнее оно становилось и тем трепетнее было его
читать. Были и первые поездки за границу в конце восьмидесятых, когда
увиденное там казалось в диковинку... А ведь началось всё именно с уроков в
"Советском школьнике"! Вот вам и лингвистическая ориентация, о которой мы с
вами читали в присланной Esperuzo статье!

А всех, кто занимался или занимается эсперанто, хочу сегодня поздравить с
праздником. Ну, а если вдруг вспомнится что из жизни Эсперантиды, так ведь
это даже интересно - можно и самому вспомнить, и с другими поделиться!

Олег

Yahoo! Groups Sponsor --------------------~-->
$9.95 domain names from Yahoo!. Register anything.
http://us.click.yahoo.com/J8kdrA/y20IAA/yQLSAA/FXOolB/TM
--------------------------------------------------------------------~->

Yahoo! Groups Links

http://groups.yahoo.com/group/blindlang/

blindlang-unsubscri***@y*****.com

http://docs.yahoo.com/info/terms/

Выпуск листа на новом месте: 4

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subj=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Fri, 10 Sep 2004 08:30:28 +0400 (#226797)

 

Реферативный сборник"зарубежная литература по тифлологии" Выпуск 16,
2002год.

I.R. Uniwersytet dostepny // Pochodnia.- 1999.- N 7 (lipiec).- S. 12-14.

И. Р. Доступный университет.- Пол. яз.

Проблемой номер один сейчас в Польше является равенство возможностей при
получении высшего образования. Обеднение значительной части польского
общества при одновременном увеличении платы за обучение для большего числа
людей сделало конституционное право на получение образования категорией
теоретической. В большей степени это относится к инвалидам, которые, кроме
вышеупомянутых факторов, сталкиваются еще с различного типа барьерами -
информационными, архитектурными или отсутствием веры в собственные
возможности. Неудивительно, что по сравнению с обычными людьми их
возможности при поступлении в высшую школу ограничены.

В Польше ряд высших учебных заведений старается облегчить инвалидам обучение
в высшей школе. Программа "доступное высшее учебное заведение" имеется в
ряде академических учебных заведений. Пионером здесь были Высшая
сельскохозяйственно-педагогическая школа в Седльцах, Экономическая академия
в Катовицах, Политехника Щвентокжиска, Варшавский университет (ВУ).

Это лишь начало пути, идя по которому, надо будет многое сделать в течение
ряда лет. Эта программа требует больших материальных вложений.

Об этом шла речь на конференции, организованной Варшавским университетом под
лозунгом "Вместе или отдельно". Речь шла о модели интеграции инвалидов в
период обучения в высшем учебном заведении.

Конференция была приурочена ко дню открытия модернизированного компьютерного
центра для слепых и слабовидящих студентов. Этим центром пользуются студенты
и других варшавских учебных заведений.

Благодаря дотации PFRON удалось приобрести модернизированный синтезатор речи
на 2-х языках - задание и текст, написанный на экране, читает компьютер.
Отыскивать литературу помогают сканеры, шрифты и брайлевская клавиатура.

На вопрос "вместе или отдельно" подавляющее большинство ответило "вместе".
Это означает, что университет не должен по отношению к студентам-инвалидам
исполнять функции опекуна в традиционном понимании этого слова или создавать
им привилегии и льготы. Единственной привилегией в Варшавском университете
является возможность брать на дом литературу из библиотеки, что позволяет
студенту записать нужные главы на пленку или кассету.

Решением Сената Университета приемная комиссия имеет право принять
студента-инвалида в случае, если он недобрал несколько проходных баллов.

Ректор Высшей сельскохозяйственно-педагогической школы Л. Щерба говорит, что
в их учебном заведении 10% мест зарезервировано для инвалидов. Но это не
является привилегией, ибо инвалиды хуже подготовлены к поступлению в
институт не по своей вине.

Так, в ВУ сейчас 50 тыс. студентов, из них 142 инвалида, в т.ч. 25 незрячих
и слабовидящих. Дискуссия развернулась по вопросу правового обеспечения
инвалидов во время поступления и обучения в высших учебных заведениях. Все
выступавшие в дискуссии считают, что правовое обеспечение инвалидов в Польше
не самое худшее.

Создание равных условий и ликвидация барьеров при поступлении в ВУ обычных
людей и инвалидов является конечной целью разработанной программы
"Университет для всех". Эту программу изложил представитель ректора П.
Вдовик. Программа рассчитана на 4 года.

Уже с 1997 г. на вступительных экзаменах незрячие и слабовидящие получают
всю информацию, напечатанную укрупненным шрифтом, а экзаменационные билеты -
по брайлю, а для инвалидов-колясочников подают транспорт, чтобы их привезти
на экзамены. В новой библиотеке ВУ имеются телевизоры с увеличенным экраном
для слабовидящих, компьютеры и т.д.

Программа "Университет для всех" в качестве модели будет доступна и другим
высшим учебным заведениям. Она будет реализовываться в сотрудничестве с
PFRON, Министерством народного образования и другими организациями, которые
захотят принять в ней участие.

Выпуск листа на новом месте: 5

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Sat, 11 Sep 2004 03:09:40 +0400 (#227195)

 

Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России
Т.В.Волосовец,
Управление специального образования
Министерства образования Российской Федерации

По статистическим данным, в Российской Федерации проживают около 11
миллионов инвалидов трудоспособного возраста. Постоянную работу имеют только
13-- 15% из них. Эти тревожные цифры показывают не только неблагополучие в
сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и
особую важность для них получения образования по специальностям,
востребованным на рынке труда, поскольку инвалиды, освоившие программы
высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость,
превышающую 60%.
Анализ состояния профессионального образования инвалидов в Российской
Федерации, проведенный специалистами федеральных и региональных органов
управления образованием и социальной защиты, свидетельствует о том, что на
рубеже XX--XXI вв. возникла необходимость глубоких изменений в его
организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в
социальной политике, изменением социально-экономического базиса страны,
достижениями науки, техники и технологий, так и становлением новой
целостно-смысловой характеристики профессионального образования. В
соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом <<О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации>> одним из наиболее эффективных механизмов
повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение
ими полноценного профессионального образования.
Организация Объединенных Наций 20 декабря 1993 г. приняла стандартные
правила обеспечения равных возможностей для инвалидов в области образования.
Затем 24 ноября 1995 г. был принят Федеральный закон N 181-ФЗ <<О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации>>, закрепивший обеспечение
государством права инвалидов на получение начального, среднего и высшего
профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации. Опираясь на эти документы, Министерство образования Российской
Федерации провело два заседания коллегии (15 мая 2001 г. и 24 июня 2003 г.)
по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов. Если на
коллегии в мае 2001 года обсуждались в основном вопросы высшего
профессионального образования, то коллегия 2003 года была посвящена
проблемам начального, среднего и высшего образования инвалидов,
рассматриваемым с точки зрения непрерывности образования. Действенность
коллегий можно оценить по увеличению числа студентов-инвалидов в высших
учебных заведениях. В 2001 г. по всем формам их обучалось чуть более 5400
человек в 259 вузах семидесяти двух субъектов Российской Федерации, а в
2002/03 учебном году количество студентов-инвалидов уже составляло более
14,5 тыс. человек. Только в системе Минобразования России обучение их
ведется в 299 учреждениях высшего профессионального образования.
Рекомендации коллегий были восприняты в первую очередь руководством и
педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Они
систематически занимаются профориентационной работой, объясняют ученикам и
их родителям преимущества получения начального, среднего и высшего
профессионального, образования, создают условия для общения представителей
вузов и профтехучилищ с будущими выпускниками школ.
По численности обучающихся инвалидов в настоящее время лидируют:
единственный в мире специализированный вуз -- Московский государственный
гуманитарный институт-интернат (240 чел.), Институт социального развития
Новосибирского государственного технического университета (297 чел.),
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (170
чел.), Челябинский государственный университет (190 чел.), Российский
государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (146 чел.),
Московский педагогический государственный университет (110 чел.),
Красноярский государственный торгово-экономический институт (108 чел.). В
остальных вузах обучаются от 1 до 75 студентов-инвалидов.
Решением федеральных органов управления три российских вуза (МГТУ им.
Н.Э.Баумана, МГГИИ и ИСР НГТИ) были уполномочены проводить целенаправленную
работу по приему и обучению студентов-инвалидов в форме госзаказа. Остальные
вузы проводят эту работу в инициативном порядке, что Министерство
образования оценивает как искреннее желание помочь людям с ограниченными
возможностями здоровья. В ряде вузов усилиями ректоратов, профессоров и
преподавателей уже созданы адаптивные условия для студентов с ограниченными
возможностями здоровья.
Пионером по организации инженерного образования для студентов-инвалидов по
слуху не только в России, но и в мире стал МГТУ им. Н.Э.Баумана. Еще в 1934
г. там был создан центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху, что
позволило максимально эффективно использовать высочайший интеллектуальный и
научно-технический потенциал вуза и одновременно создать наиболее
благоприятную среду для инвалидов. Специалистами университета разработана и
внедрена модель непрерывного многоуровневого интегрированного высшего
образования инвалидов, за что вуз в 1999 г. удостоен Премии Президента
Российской Федерации в области образования и медали ЮНЕСКО. Система обучения
инвалидов по слуху предусматривает довузовскую, вузовскую и послевузовскую
формы, гарантирующие максимальную адаптацию выпускников к плодотворной
деятельности в широкой профессиональной среде по современным специальностям
в области информационных технологий, машиностроения и приборостроения.
Десять лет отметил в 2000 г. Московский государственный гуманитарный
институт-интернат, в котором обучаются инвалиды по пяти специальностям
(юриспруденция, экономика и социология труда, лингвистика и межкультурная
коммуникация, издательское дело и редактирование, прикладная математика).
При институте ежегодно работают девятимесячные подготовительные курсы, вуз
устанавливает контакты со специальными (коррекционными) образовательными
учреждениями для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в целях
повышения качества их подготовки к продолжению образования. Начиная с 1991
г. в МГГИИ последовательно разрабатывалось новое направление в педагогике
высшего образования -- лечебная педагогика (комплексная медицинская,
оздоровительная, психологическая и логопедическая помощь). Оказание такой
помощи предусмотрено расписанием занятий с первого курса. Проводится работа
по дистанционному образованию студентов-инвалидов. В институте создано
структурное подразделение, занимающееся организацией производственной и
преддипломной практики, трудоустройством выпускников, что позволило устроить
на работу 70% выпускников по полученной специальности.
В 1992 г. был открыт Новосибирский институт социальной реабилитации, ныне
ИСР Новосибирского государственного технического университета. Система
непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов по
слуху по гуманитарному, техническому и декоративно-прикладному направлениям
обеспечивает эффективную подготовку по разным прикладным и творческим
специальностям.
Среди вузов, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья в
инициативном порядке, необходимо отметить в первую очередь Челябинский
государственный университет. С 1993 г. несколько инвалидов обучались там в
форме эксперимента, а с 1995 г. вуз перешел к систематической работе
по созданию условий для обучения студентов со всеми видами нарушений. Сейчас
в университете обучаются инвалиды из 16 городов и пяти сельских населенных
пунктов области. В структуре вуза организованы факультет доступности высшего
образования и региональный центр образования инвалидов с широкими функциями
организационно-методического характера (заключение договоров, связанных с
учебной поддержкой студентов, курация территориальных отделений центра,
ведение банка данных потенциальных абитуриентов-инвалидов, разработка
образовательно-реабилитационных программ, обучение персонала и
преподавателей и т.д.); центр также занимается организацией приема,
довузовской подготовки, методического и психолого-педагогического
сопровождения учебы студентов-инвалидов, взаимодействует с их родителями.
ЧелГУ перешел к практике интегрированного обучения инвалидов, они также
включаются в разнообразные формы студенческого самоуправления при
волонтерской поддержке сверстников. Вуз делает последовательные шаги по
развитию информационных сетей и дистантных методов обучения.
В РГПУ им. А. И. Герцена на базе факультета коррекционной педагогики создан
ресурсный центр по оказанию поддержки инвалидам по зрению в условиях
вузовского образования. В центре регулярно проводятся исследования по
выявлению основных трудностей, возникающих в процессе обучения незрячих
студентов.
Внедрение компьютерной техники, современных технологий, дистанционного
образования для незрячих в настоящее время переживает период количественного
накопления. В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Москвы,
Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Саратова начинает все больше
распространяться специальная компьютерная техника с брайлевским дисплеем,
адаптированная для незрячих, <<говорящие>> и рельефно-точечные книги,
увеличивающие устройства для слабовидящих.
В Красноярске впервые в стране создана модель непрерывного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья, включающая в себя специальную
(коррекционную) школу-интернат для детей, больных сколиозом, отделение
среднего и высшего профессионального образования Красноярского
государственного торгово-экономического института Минэкономразвития России.
Создание подготовительного отделения на базе школы позволило более чем 100
воспитанникам интерната стать студентами вуза. С 2000 г. в вузе началось
дистанционное обучение инвалидов, проживающих в г. Зеленогорске (180 км от
краевого центра).
С 1998 г. по четырем специальностям ведется обучение инвалидов в Татарском
институте содействия бизнесу, который имеет высококвалифицированный
профессорско-преподавательский состав, современную материально-техническую и
информационную базу, опыт применения технологий открытого образования для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
использования Интернет-системы дистанционного асинхронного обучения (ДАО).
Она успешно прошла апробацию в социально-реабилитационном центре г. Казани и
получила одобрение Президента Республики Татарстан.
Опыт, накопленный вузами России по обучению инвалидов, заслуживает более
широкого распространения. С этой целью Управлением специального образования
Минобразования России за последние три года были подготовлены и проведены:
заседание научно-методического совета Министерства по специальному
образованию (март 2000 г., Новосибирск) и научно-практические конференции --
региональная (май 2000 г., Красноярск), межрегиональные (сентябрь 2001 г.,
июнь 2002 г., Красноярск), всероссийские (октябрь 2000 г., Москва, октябрь
2002 г., Красноярск, апрель 2003 г., Москва) и международная (май
2002 г., Новосибирск). Неоднократно опыт работы по обучению инвалидов в
вузах страны представлялся на международных московских выставках <<Школа>>
(2000, 2001, 2003 гг.). В декабре 2002 г. на I Всероссийской выставке
<<Инватех>> были представлены МГТУ им. Н.Э. Баумана и КГТЭИ.
Проведение совместной коллегии 24 июня 2003 г. <<О совершенствовании
профессионального образования инвалидов>>, на которую были приглашены члены
центральных правлений ВОГ, ВОС и ВОИ, ознаменовало сближение позиций
различных министерств и ведомств, общественных организаций в вопросах
профессионального образования инвалидов и их трудоустройства.
Общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными
возможностями здоровья подтверждено Национальной доктриной образования в
Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 октября 2000 г. N 751. Основой современной государственной
политики в отношении инвалидов является комплексная (профессиональная,
медицинская и социальная) реабилитация, что обеспечивает возможность
студенту-инвалиду достигать и поддерживать оптимальный уровень
жизнедеятельности. Профессиональная реабилитация позволяет ему
восстанавливать конкурентоспособность на рынке труда, создает основу для
равных возможностей.
Осуществляемые параллельно с учебным процессом мероприятия по
медико-социальной реабилитации в рамках реализации индивидуальных
реабилитационных программ обеспечивают более полную компенсацию ограничений
жизнедеятельности инвалидов. Одним из важнейших условий доступности
образования для инвалидов является создание для них адаптивно-развивающей
безбарьерной среды (специальные лифты и туалеты, пандусы и специальное
оборудование с учетом нарушений обучающихся, создание центров для
дистанционной, модульной и коммуникационной форм обучения и др.),
динамического психолого-педагогического и медико-социального, а также
юридического и волонтерского сопровождения студентов-инвалидов .
Деятельность учреждений профессионального образования в рамках
предоставления специальных образовательно-реабилитационных услуг до сих пор
не институциализирована: отсутствуют нормативы организации учебного и
реабилитационного процессов, материально-технического,
психолого-педагогического, кадрового, специального методического и
реабилитационного сопровождения. Не разработаны механизмы лицензирования и
сертификации образовательно-реабилитационной деятельности, не утвержден
государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов. Пока не
организована система подготовки и переподготовки специалистов для работы со
студентами-инвалидами в условиях интегрированного обучения, отсутствует
единый подход к реализации учебного процесса. Проблема специальных
образовательных и реабилитационных технологий является одной из основных
проблем при разработке системы непрерывного профессионального образования
инвалидов. Проектирование специальной технологической базы обучения этого
контингента не может происходить без учета основных тенденций развития
образовательных технологий.
Формируя технологическую базу системы непрерывного многоуровневого
профессионального образования инвалидов, необходимо, во-первых, отдать
предпочтение интенсивным и высоким технологиям обучения; во-вторых, признать
приоритет информационных компьютерных технологий, которые позволяют
обеспечить доступ к персональным компьютерам и выполнение таких видов
деятельности, которые труднодоступны или вообще недоступны инвалидам в силу
конкретных ограничений жизнедеятельности.
Несмотря на очевидное многообразие в назначении, содержании и реализации,
безусловным требованием достижения реального и долговременного прогресса в
использовании специальных образовательных и реабилитационных технологий
является их системная интеграция в единую технологическую базу
государственной системы профессионального образования. В этой связи
обязательным условием такой интеграции является универсальность
государственной технологической базы профессионального образования по
отношению к лицам с ограниченными возможностями. Пренебрежение к их
специальным потребностям может приводить к ограничению образовательной и
профессиональной дееспособности этой категории граждан, особенно в условиях
глобализации образования и интеллектуальной деятельности. Специально
организованная федеральная информационно-образовательная программа
применения специальных технологий обучения инвалидов в рамках создаваемой
системы послужит инструментом совершенствования качества образования.
Образовательно-реабилитационная среда однозначно предполагает необходимость
включения в учебно-образовательный процесс учреждений профессионального
образования, работающих с инвалидами, положения Федерального закона <<О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации>>, в котором указывается,
что <<государство обеспечивает инвалидам получение... профессионального
образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР)
инвалида>>. ИПР рассматривается как комплекс оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, представляющих совокупность медицинских,
психологических, педагогических, образовательных и социально-экономических
акций.
Отечественный и зарубежный опыт убеждает в необходимости соблюдения ряда
условий для осуществления непрерывного интегрированного профессионального
образования инвалидов:
* создание единой базы данных об обучающихся с отклонениями в развитии,
проходящих обучение как в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для детей с физическими недостатками, так и в
общеобразовательных, с целью формирования контингента будущих абитуриентов в
базовых учреждениях, с одной стороны, и, с другой -- с целью формирования
учреждением профессионального образования собственной учебно-методической и
материально-технической базы для приема выпускников школ, относящихся к
указанной категории;
* разработка рекомендаций медико-социальной экспертизы по индивидуальным
программам реабилитации инвалидов, определение их возможностей к обучению в
интегрированной среде, а также формирование необходимых условий реализации
такого обучения;
* обеспечение специальной учебно-реабилитационной технологической базы,
включающей специальные средства технической поддержки учебного процесса;
системы учебно-методической и психолого-педагогической поддержки;
* введение в штатное расписание учреждений профессионального образования
ставок дефектолога и специального психолога, осуществляющих консультативную
психолого-педагогическую поддержку обучающихся инвалидов;
* определение базовых нормативов соотношений численности обучающихся
инвалидов, приходящихся на одного преподавателя, сотрудника, специалиста;
* разработка нормативов и источников финансирования
образовательно-реабилитационного процесса по всем статьям расходов.
Министерство образования Российской Федерации оценивает дальнейшее развитие
системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья как одну из своих приоритетных задач. В связи с этим оно объединяет
усилия академических учреждений, учреждений профессионального образования и
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для совместного
проведения фундаментальных исследований по изучению эффективности методов
обучения инвалидов; формирует информационную базу данных образовательных
учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку детей с нарушениями
развития; проводит мониторинг состояния профессиональной подготовки и
материально-технической базы; распространяет опыт образовательных учреждений
по обучению, воспитанию и коррекции детей с отклонениями в развитии; создает
систему повышения квалификации профессорско-преподавательского состава
учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Выпуск листа на новом месте: 7

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Sun, 12 Sep 2004 09:51:19 +0400 (#227510)

 

"Дефектология" N3, 2004г.
Об итогах коллегии Министерства образования Российской Федерации по вопросу
<<О совершенствовании профессионального образования инвалидов>>
24 июня 2003 г. состоялось заседание коллегии Министерства образования
Российской Федерации, на которой был рассмотрен вопрос о совершенствовании
профессионального образования инвалидов. С основным сообщением выступила
начальник Управления специального образования Т.В.Волосовец. В коллегии
также приняли участие заместитель председателя комитета науки и образования
Государственной думы Российской Федерации О.Н.Смолин, заместитель министра
труда и социального развития Российской Федерации А.И.Осадчих, начальник
управления социальной защиты Красноярского края В.С.Ким, ректор МГТУ им.
Н.Э.Баумана И.Б.Федоров, представители общественных организаций инвалидов и
образовательных учреждений профессионального образования страны. По итогам
коллегии был принят ряд принципиально важных для профессионального
образования инвалидов решений.
В соответствии с решением коллегии Министерство образования РФ издало приказ
от 12.11.2003 г. N 4206. Публикуем его с комментариями Управления
специального образования.
В соответствии с решением коллегии от 24.06.2003 N 10/2 <<О совершенствовании
профессионального образования инвалидов>> приказываю:
I. Управлению специального образования (Т.В.Волосовец):
1.1. Совместно с Управлением высшего профессионального образования
(Л.А.Кравцовой) провести во втором полугодии 2003 г. отбор образовательных
учреждений высшего профессионального образования по определению 3
федеральных головных центров по обучению инвалидов, имеющих нарушения
зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Проведен конкурсный отбор и на его основании выпущен приказ Минобразования
РФ от 24.05.2004 N 2356. Помимо трех федеральных головных центров по
обучению инвалидов: Московского государственного технического университета
им. Н.Э.Баумана (по работе с инвалидами по слуху), Московского
государственного гуманитарного института-интерната (по работе с инвалидами,
имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата) и Российского
государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,
г.Санкт-Петербург (по работе с инвалидами по зрению), утверждены еще два
центра: Новосибирский государственный технический университет, как
экспериментальная площадка по непрерывному профессиональному образованию
инвалидов разных категорий в условиях университетского комплекса. На базе
Института социальной реабилитации Новосибирского государственного
технического университета создается федеральный головной учебно-методический
центр по данному направлению Московский педагогический государственный
университет утвержден как экспериментальная площадка по высшему
профессиональному педагогическому образованию. i
1.2. Совместно с Управлением высшего профессионального образования (Л.А.
Кравцовой) до марта 2004 г. провести отбор образовательных учреждений
высшего профессионального образования для определения экспериментальных
площадок в каждом федеральном округе Российской Федерации с целью создания
окружных учебно-методических центров по обучению инвалидов.

Упомянутым выше приказом Минобразования РФ N 2356 в качестве окружных
учебно-методических центров по" обучению инвалидов утверждены: Владимирский
государственный университет, Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет, Челябинский государственный университет,
Красноярский государственный торгово-экономический институт, Татарский
институт содействия бизнесу>> (г.Казань), Амурский государственный
университет (г.Благовещенск) и Кубанский государственный университет
(г.Краснодар).
1.3. Совместно с Управлением начального профессионального образования
(Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования
(П.Ф.Анисимовым) до 01.10.2004 определить 21 образовательное учреждение
начального профессионального образования (по 3 в каждом федеральном округе
Российской Федерации) и 14 образовательных учреждений среднего
профессионального образования (по 2 в каждом федеральном округе Российской
Федерации) в качестве экспериментальных площадок -- окружных
учебно-методических центров по обучению инвалидов.
Приказом Минобразования РФ от 24.05.2004 N 2356 в качестве окружных
учебно-методических центров утверждены 43 образовательных учреждений из пос.
Каспля Смоленской области, городов Москвы, Воронежа, Оренбурга, Кемерова,
Абакана, Чебоксар, Тамбова, Курска, Оленегорска, Медвежьегорска, Советска,
Сысерти, Нижневартовска, Шадринска, Бийска, Иркутска, Томска, Кирова,
Йошкар-Олы, Волгограда, Ростова-на-Дону, Махачкалы, Перми, Свободного (по
начальному профессиональному образованию); Москвы, Старого Оскола,
Мурманска, Шадринска, Златоуста, Томска, Омска, Самары, Ульяновска,
Кисловодска, Ростова-на-Дону, Благовещенска и др. (по среднему
профессиональному образованию).
1.4. Совместно с Управлением международного образования и сотрудничества
(Н.М.Дмитриевым) подготовить в декабре 2003 г. предложения по организации
участия международных организаций в деятельности по совершенствованию
системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Внесены предложения о продолжении сотрудничества семи российских вузов с
коллегами из Великобритании и Франции в рамках международного проекта
<<Темпус>>. В настоящее время предложения находятся на рассмотрении в
Европейском экономическом сообществе.
1.5. Совместно с Управлением начального профессионального образования
(Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.
Анисимовым), Управлением высшего профессионального образования
(Л.А.Кравцовой), Управлением непрерывного образования (И.А.Соловьевой)
подготовить в ноябре 2004 г. программу развития непрерывного многоуровневого
профессионального образования инвалидов.
1.6. Подготовить к 01.06.2004 материалы для создания единой базы данных о
числе инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях начального,
среднего и высшего профессионального образования, а также адресов данных
образовательных учреждений с целью размещения их в специализированном
портале, используя для этого имеющийся сайт Челябинского государственного
университета.
В органы управления образованием и учреждения регионов России направлено
письмо с просьбой предоставить информацию. Поступающие материалы
обрабатываются.
1.7. Совместно с Управлением непрерывного образования (И.А.Соловьевой)
разработать до 01.02.2004 программу организации повышения квалификации лиц
из числа преподавателей образовательных учреждений профессионального
образования, работающих с инвалидами.
Подготовлен проект программы по повышению квалификации преподавателей в
рамках Федеральной программы развития образования. В настоящее время
объявлен конкурс исполнителей на проведение работ по данному проекту.
1.8. Подготовить и утвердить до 31 декабря 2003 г. приказ Минобразования
России о составе общественного Экспертного совета Министерства образования
Российской Федерации по информатизации и новым технологиям образования
инвалидов.
Приказом Минобразования РФ от 14 января 2004 года N 76 Экспертный совет
образован и утвержден его персональный состав.
1.9. Совместно с Управлением контроля качества общего образования (ЕГЭ)
(В.Н.Шаулиным) подготовить до 01.04.2004 методические рекомендации по
специфике проведения единого государственного экзамена в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях I -- VI видов.
Подготовленные материалы находятся в стадии утверждения.
1.10. По согласованию с Министерством труда и социального развития
Российской Федерации:
1.10.1. Разработать до 01.02.2004 и направить в Министерство финансов
Российской Федерации предложения об увеличении размера социальной стипендии
студентов-инвалидов образовательных учреждений среднего профессионального
образования и образовательных учреждений высшего профессионального
образования в 1,5 раза.
1.10.2. Разработать до 01.02.2004 и внести на рассмотрение в Правительство
Российской Федерации предложения об установлении числа студентов-инвалидов в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования,
приходящихся на одного преподавателя.
2. Управлению развития материально-технической базы (С.К.Сергееву)
обеспечить в проектно-сметной документации на строительство новых объектов
учебных заведений техническое обустройство безбарьерной среды (пандусы,
лифты, поручни, специально оборудованные туалеты и душевые комнаты в учебных
корпусах и общежитиях) .
3. Институту развития профессионального образования (И.П. Смирнову):
3.1. Представить на утверждение в марте 2004 г. перечень профессий и
специальностей, рекомендованных для овладения ими инвалидами в учреждениях
начального профессионального образования.
Перечень профессий подготовлен и направлен на согласование в инстанции.
3.2. Разработать в мае 2004 г. программы обучения в образовательных
учреждениях начального профессионального образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья по строительным специальностям (штукатур-маляр,
плотник, каменщик).
4. Поручить председателю Учебно-методического объединения по
университетскому политехническому образованию И.Б.Федорову создать в декабре
2003 г. в составе УМО секцию непрерывного профессионального образования с
целью утверждения программно-методического обеспечения и координации решений
по профессиональной подготовке инвалидов.
5. Руководителям подведомственных образовательных учреждений высшего
профессионального образования при подготовке проектно-сметной документации
на комплексный капитальный ремонт зданий и сооружений предусматривать
обеспечение технического обустройства безбарьерной среды (пандусы, лифты,
поручни, специально оборудованные туалеты и душевые комнаты в учебных
корпусах и общежитиях), специальные технические средства (звукоусиливающая
аппаратура, тифлотехнические и тифлоинформационные средства, специальная
мебель и др.), компенсирующие ограничения функций жизнедеятельности.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя
Министра Е.Е.Чепурных.
Министр
В.М.Филиппов
10

Выпуск листа на новом месте: 9

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Mon, 13 Sep 2004 05:27:05 +0400 (#227757)

 

Здравствуйте,
В тексте об итогах упоминался список рекомендованных профессий. Есть ли у кого-нибудь
этот список, особенно в его части для людей с нарушениями зрения? Было бы весьма
любопытно с ним ознакомиться. Кроме того, есть ли у кого-нибудь информация о
том, кто будет определять необходимые тифлоинформационные средства для выбранных
учебных учреждений?
Всего доброго.
Андрей Кочетков

Выпуск листа на новом месте: 11

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Mon, 13 Sep 2004 09:40:27 +0400 (#227819)

 

зДРАВСТВУЙТЕ, РАССЫЛКА.
к СОЖАЛЕНИЮ, НЕ ЗНАЮ ЛИЧНОГО АДРЕСА юРИЯ иВАНОВИЧА кОЧЕТКОВА, ПОТОМУ
ОБРАЩАЮСЬ ЧЕРЕЗ РАССЫЛКУ.
в 98-99 ГОДАХ В "ВЕСТНИКЕ" ПУБЛИКОВАЛАСЬ СТАТЬЯ вЕРЖБИЦКОГО "пОЙМАНЫЙ ЗВУК",
НЕ МОГЛИ БЫ ЕЁ БРОСИТЬ НА АДРЕС
SLEP@S*****.RU
ЧИТАТЕЛИ ПРОСЯТ СДЕЛАТЬ ЕЁ ПО бРАЙЛЮ.
зАРАНЕЕ БЛАГОДАРЕН.

с уважением
Алексей
Самара

Выпуск листа на новом месте: 12

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   "Alexey" Mon, 13 Sep 2004 12:57:41 +0400 (#227909)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Андрей!
Загадочный список существует. Но так как в настоящий момент в
Министерстве образования и науки полная неразбериха, то пока получить
упомянутый документ мне не удалось, да если честно я ничего полезного от
него не жду, поэтому ранее и не предпринимала чрезмерные усилия для его
поиска. Но раз он вызвал интерес подписчиков, то постараюсь ознакомить с
содержанием утвержденного перечня участников рассылки. Существует список,
который утвержден
ранее. Если есть интерес подписчиков, то могу его опубликовать
в рассылке. Обещаю сразу же после получения нового списка также опубликовать
его в рассылке. Но боюсь,что он малоинформативен и в конечном счете может
стать запретительным на невошедшие в него профессии, как у нас иногда
бывает.
А по поводу итогов коллегии могу заметить, что пока похоже в Министерстве
проблемами профессионального образования инвалидов целенаправленно вообще
никто не занимается после
проведенного сокращения и перераспределения функциональных обязанностей.

П.С. мне забили ящик, на который приходит рассылка, поэтому пока могу
только отправлять сообщения. Так что прошу прощение, если дублирую уже
прошедшую информацию и во время не реагирую на сообщения рассылки.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 14

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Tue, 14 Sep 2004 03:20:35 +0400 (#228279)

 

"Дефектология", N3, 2004г.
Итоги международной научно-практической конференции <<Профессиональное
образование лиц с нарушениями зрения>>
В Москве 7 -- 9 октября 2003 года состоялась международная
научно-практическая конференция <<Профессиональное образование лиц с
нарушением зрения: опыт, проблемы, перспективы>>. Конференция была
организована Всероссийским обществом слепых (ВОС), Министерством образования
РФ, Государственным научным учреждением <<Институт коррекционной педагогики

при финансовой поддержке фонда Сороса в рамках проекта <<Тифлоресурс
некоммерческого сектора>>.
В работе конференции приняло участие более 200 человек: руководители
Центрального правления ВОС, представители МО РФ, ученые-тифлологи,
специалисты различных служб реабилитации инвалидов по зрению, руководители
высших и средних специальных учебных заведений, в которых в настоящее время
обучаются дети с нарушениями зрения.
Зарубежные участники конференции были представлены незрячими специалистами
из Молдовы, Украины, Болгарии, Румынии и Финляндии.
Открыла конференцию вице-президент ВОС Л.П.Абрамова, которая рассказала о
достижениях незрячих специалистов и о роли ВОС в профессиональной
реабилитации инвалидов по зрению в России. Тему развил в своем докладе
директор института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС
<<РЕАКОМП>> С.Н.Ваньшин. Докладчик показал, как овладение навыками работы на
современной компьютерной технике открывает незрячим возможность оперативного
получения информации в самых разных областях знаний. Это способствует
повышению эффективности работы, выполнению ранее недоступных функциональных
обязанностей, получению новых профессий, а также позволяет осуществлять
дистанционное обучение лиц с нарушением зрения, создавая им равные
возможности со зрячими пользователями.
Современные формы и методы профессионального образования инвалидов в России
осветил в своем выступлении сотрудник Министерства образования РФ
Б.В.Белявский, подчеркнувший, что возросшая активность молодых людей с
нарушением зрения в стремлении к получению профессионального образования
остро поставила целый ряд вопросов, связанных с оказанием инвалидам
специфической помощи как в процессе поступления в учебное заведение, так и
во время обучения.
Необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов с нарушением
зрения, а также актуальные проблемы такого сопровождения раскрыла в своем
выступлении зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с
нарушением зрения ИКП РАО, доктор психологических наук, профессор
Л.И.Плаксина. Она теоретически обосновала специальное сопровождение процесса
профессионального обучения как совокупность компонентов, не только
повышающих эффективность овладения образовательной программой, но и
способствующих адаптации инвалидов по зрению в студенческой среде. Только
комплексный подход в психолого-педагогическом сопровождении с учетом
индивидуальных проблем каждого конкретного инвалида позволит нивелировать
специфические трудности, связанные с профессиональным образованием слепых и
слабовидящих студентов.
Участники конференции особо отмечали роль профессионального образования в
интеграции инвалидов по зрению. В связи с этим весьма заинтересованно
обсуждались следующие проблемы: б
-- модели, содержание, организация и методические подходы к непрерывному
образованию слепых (доклады доктора педагогических наук, профессора, декана
факультета педагогики и психологии Дагестанского педагогического
университета Д.М. Маллаева, кандидата сельскохозяйственных наук, зам.
директора по профессиональному образованию негосударственного
образовательного учреждения <<Центр реабилитации слепых ВОС>> В.П.Ковалева,
кандидата медицинских наук, директора Кисловодского медицинского колледжа
Н.В.Чаплыгина и др.);
-- роль общественных организаций в получении профессионального образования
лицами с нарушением зрения (выступления председателя первичной организации
работников интеллектуального труда Московской городской организации ВОС
А.Г.Капровой, первого заместителя руководителя Санкт-Петербургской
ассоциации родителей детей-инвалидов <<ГАООРДИ>> В.Д.Озерова, председателя
Ставропольской краевой организации ВОС П.В.Рябова и других);
-- роль СМИ в профориентационной работе с учащимися школ для детей с
нарушением зрения (главный редактор журнала <<Школьный вестник>>, зам.
председателя совета незрячих специалистов при Центральном правлении ВОС
Ю.И.Кочетков).
Острые дискуссии вызвали доклады, в которых участники конференции делились
проблемами и конкретным опытом получения инвалидами по зрению
профессионального образования.
Зарубежные апробированные модели интегрированного обучения студентов с
нарушениями зрения прозвучали в докладах магистра философии, члена Федерации
слепых и слабовидящих Финляндии А.Карвинен; доктора философии профессора и
заместителя председателя комиссии по реабилитации Европейского союза слепых
П.Стайкова; психолога Болгарского центра реабилитации слепых А.Сатирова.
Многие выступающие, отмечая важность изучения зарубежного опыта, указывали
на то, что условия России не позволяют механически переносить западные
модели. Кроме того, России предстоит еще решить целый ряд финансовых,
нормативно-правовых, социальных, методических и других проблем, чтобы в
новых экономических и социокультурных условиях создать собственные
рациональные модели получения профессионального образования и
трудоустройства инвалидов по зрению.
Большой интерес вызвали у участников конференции данные специального
исследования начальника отдела по связям с общественностью
Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС И.Н.Зарубиной.
Весьма плодотворно во второй день конференции работали <<круглые столы>>. Их
тематика отражала самые животрепещущие вопросы профессионального образования
слепых и слабовидящих: <<Проблемы создания благоприятных возможностей для
получения профессионального образования инвалидами по зрению>> и <<Проблемы
профессиональной ориентировки старшеклассников с нарушением зрения>>.
Обсуждение проблем, поднятых на <<круглых столах>>, продолжалось во второй и
третий дни конференции на секционных заседаниях, которые работали по
следующим направлениям: <<Обмен опытом незрячих математиков-программистов>>,
<<Проблемы получения высшего образования студентами с нарушением зрения на
современном этапе>>, <<Проблемы начального и среднего профессионального
образования лиц с нарушением зрения>>, <<Ресурсное обеспечение
профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья>> и
<<Ресурсное обеспечение информационных потребностей незрячих пользователей>>.
Участники конференции отмечали, что получение профессионального образования
в специализированных учебных заведениях или в условиях частичной интеграции
позволяет организовать образовательный процесс с учетом специфики обучения
незрячих и слабовидящих. При этом студенты не испытывают стрессовых
перегрузок, связанных с обучением в коллективе зрячих. Но при такой форме
обучения хуже формируются навыки мобильности и умение решать проблемы
социально-психологической адаптации в коллективе зрячих, что негативно
сказывается на их последующей самостоятельной
трудовой деятельности. Обсуждая слабые и сильные стороны каждой формы
обучения инвалидов по зрению, участники конференции пришли к выводу, что
полная интеграция наиболее предпочтительна для тех студентов, которые
владеют навыками мобильности, хорошо ориентируются в пространстве,
коммуникабельны и умеют самостоятельно решать проблемы, которые неизбежно
возникают у слепых и слабовидящих при совместном обучении с нормально
видящими.
В этой связи активно обсуждались актуальные проблемы работы школ для детей с
нарушением зрения по подготовке учащихся к получению профессионального
образования в условиях интегрированного обучения. Были заслушаны доклады
В.З.Денискиной -- старшего научного сотрудника ИКП РАО, С.Г.Генкиной -- зав.
кабинетом тифлопедагогической коррекции и консультирования городской
межведомственной ПМПК г. Санкт-Петербурга, А.Любимова -- студента 4-го курса
факультета клинической психологии университета РАО, А.Кинебасова -- студента
2-го курса физ-мат. факультета Румынского государственного университета и
других.
Среди важнейших компонентов подготовки учащихся школ для детей с нарушением
зрения к интегрированному обучению В.З.Денискина назвала специальную
психологическую подготовку, включая адекватное отношение учащихся к своей
инвалидности; формирование навыков общения и социально-бытовой ориентировки,
умения самостоятельно передвигаться в пространстве; формирование общеучебных
умений в условиях зрительной недостаточности (в частности, умения
рационально пользоваться сохранными анализаторами), владение системой Брайля
и краткописью для незрячих, техническими средствами получения и переработки
информации при слепоте и слабовидении.
Многие докладчики отмечали, что наиболее полная и безболезненная интеграция
инвалидов по зрению в студенческий коллектив успешнее проходит при
организации системы психолого-педагогического и реабилитационного
сопровождения процесса обучения. Такая поддержка позволяет
качественно подготовить инвалида к самостоятельной профессиональной
деятельности и положительно сказывается в дальнейшем на его
конкурентоспособности на современном рынке труда.
Участники конференции делились опытом организации специальной помощи
студентам через специальные Центры психолого-педагогического и
реабилитационного сопровождения процесса получения инвалидами
профессионального образования. Интересными были выступления
Ю.Ю.Лесневского -- директора Новосибирской областной специальной библиотеки
для незрячих и слабовидящих, О.Н.Писаревой -- старшего инспектора
тифлотехнической лаборатории отдела информационных технологий Челябинского
государственного университета. Опыт региональных Центров поддержки процесса
получения профессионального образования незрячими и слабовидящими студентами
показал, что, к сожалению, основное внимание уделяется решению задач
получения информации в доступной для слепого и слабовидящего форме и
разработке тифлоинформационных технологий, облегчающих учебный процесс. В
штате большинства Центров нет психологов и реабилитологов, имеющих
соответствующее образование и опыт работы с инвалидами по зрению.
По данным ряда отечественных и зарубежных вузов больший эффект достигается
там, где используется комплексный подход при оказании специальной поддержки
инвалидам по зрению в психологической адаптации к вузовской среде, в решении
социально-бытовых проблем, обучении компьютерной грамотности, оказании
помощи при оформлении печатных работ, получении информации в доступном для
незрячего студента виде. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что
если удается обеспечить систему дополнительных услуг, облегчающих процесс
психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения образовательного
процесса студентов с нарушенным зрением, то они получают цензовое
профессиональное образование без каких-либо скидок на нарушение зрения,
а по завершении обучения в ссузе или вузе работают по выбранной
специальности. В связи с этим Центры остро нуждаются в квалифицированных
кадрах (реабилитологах, тифлопедагогах, тифлопсихологах и т.п.), которые
могут грамотно организовать специальное сопровождение процесса получения
профессионального образования студентами -- инвалидами по зрению.
На конференции большое внимание было уделено проблемам оперативного
получения информации. Это вызвано тем, что без быстрого доступа к информации
в настоящее время становится невозможной интеллектуальная деятельность
инвалидов по зрению даже в традиционных для них профессиях юриста, педагога,
экономиста, математика, программиста. Эта проблема поднималась в
выступлениях И.Б.Порецкого -- инженера-программиста 1 -й категории
<<Ленэнерго>>, К.А.Лапшина -- доцента кафедры экономической кибернетики
Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, А.М.Кунгурова
зав. отделом тифло-' информации Свердловской областной специальной
библиотеки для слепых и других. К сожалению, повсеместное внедрение
компьютерных технологий в образовательную и профессиональную деятельность
инвалидов по зрению затруднено дороговизной специализированного оборудования
и программного обеспечения, а также практическим отсутствием
квалифицированных специально подготовленных кадров.
Сами инвалиды подчеркивали, что одной из главных составляющих социального
сопровождения является содействие трудоустройству инвалидов по зрению.
Особое внимание в этой работе должно уделяться мониторингу рынка труда с
целью выявления наиболее предпочтительных профессий для лиц с нарушенным
зрением. При этом необходимо хорошо понимать, что сам перечень профессий
невольно может стать запретом на получение специальностей, вполне доступных
инвалидам.
Еще одна важная проблема, которую обсуждали участники конференции, состоит в
формировании у нормально видящих адекватных установок по отношению к
работающим инвалидам по зрению. Подчеркивалась необходимость рационального
взаимодействия Центров поддержки и Общества слепых с различными
государственными структурами и СМИ. К сожалению, в настоящее время как на
федеральном, так и на региональных уровнях не достигнуто достаточное
понимание межведомственного характера решения задач профессиональной
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающей:
профессиональную ориентацию; обеспечение для них доступности
профессионального образования, ориентированного на потребности современного
рынка труда и индивидуальные потребности и особенности инвалида;
профессионально-производственную адаптацию и рациональное трудоустройство.
ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ
Участники конференции
-- считают необходимым обратить внимание общества, учреждений
профессионального образования, средств массовой информации и каждого
гражданина на необходимость изменения отношения к инвалидам в сторону
безусловного признания их права на получение полноценного профессионального
образования и обеспечения практической реализации этого права;
-- обращаются к законодательным и исполнительным органам власти,
государственным органам образования, социальной защиты, занятости населения
с предложением разработки и внедрения в практику эффективных организационных
и экономических механизмов, обеспечивающих поддержку инвалидов в получении
профессионального образования и трудовой деятельности;
к руководителям учебных заведений, осуществляющих профессиональное обучение
инвалидов по зрению, с просьбой совершенствовать техническую, методическую и
организационную базу для обеспечения реального доступа инвалидов по зрению к
профессиональному образованию;
к средствам массовой информации с призывом вести просветительскую работу,
направленную на устранение морально-психологических и социальных препятствий
в получении инвалидами профессионального образования;
к общественным организациям инвалидов, отдельным инвалидам, всем
заинтересованным физическим и юридическим лицам объединить усилия для
создания условий беспрепятственного доступа инвалидов к профессиональному
образованию.
По итогам конференции было сформулировано 4 группы предложений в адрес
Центрального Совета работников интеллектуального труда при Центральном
правлении ВОС, Министерства образования РФ, Фонда занятости и Союза ректоров
России.
В Министерство образования РФ участники конференции обратились со следующими
предложениями:
1. Ввести в штатное расписание школ III и IV видов ставки тифлопедагогов для
ведения коррекционных занятий;
2. Методически обеспечить школьные коррекционные курсы;
3. Обязать школы систематически проводить факультативы по изучению системы
Брайля для слабовидящих детей группы риска (тех, кто страдает
прогрессирующим заболеванием);
4. Обязать администрацию школ III и IV видов проводить аттестацию учителей и
воспитателей на знание системы Брайля;
5. Информировать Министерство образования РФ о необходимости инструктивного
письма по участию выпускников школ III и IV видов в едином экзамене;
6. Ввести в курс социально-бытовой ориентировки раздел <<Профориентация>>;
7. Просить пересмотреть название школ III и IV видов, чтобы исключить слова
<<дети с отклонениями в развитии>> и <<поздноослепшие>>.
К Союзу ректоров России конференция обратилась с просьбой создавать на время
экзаменов консультативно-методический Центр для абитуриентов-инвалидов с
такими специалистами, как юрист, тифлопедагог, сурдопедагог, специалист по
работе с лицами, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Резолюция была принята на заключительном заседании конференции 9 октября
2003 года.
Л.И.ПЛАКСИНА, В.З ДЕНИСКИНА, И.Н.ЗАРУБИНА

Выпуск листа на новом месте: 42

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Sat, 18 Sep 2004 03:03:16 +0400 (#230344)