Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-09-18

[TIFLO] Профессия педагог - ответ.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Я веду практические занятия в филиале Современной гуманитарной академии. До
недавнего времени также был преподавателем в колледже, вел экономические
дисциплины. Сразу замечу, что мой уход из колледжа не связан с возможностью
работать по данной профессии.

Для меня несколько странно, почему ведущие российские тифлопедагоги до
сих пор считают профессию преподавателя недоступной или нерекомендованной
для незрячих. Если обратиться к данным статистики, то в начале 90-х годов в
России насчитывалось 900 незрячих и слабовидящих преподавателей, трудившихся
во всех формах учебных заведений. Сейчас их число сократилось примерно
вдвое, но цифра остается весьма внушительной. Если не считать рабочих УПП,
то какая еще профессия превосходила этот показатель, разве что массажисты и
музыканты? Этот красноречивый факт убедительно показывает жизнеспособность
педагогической профессии для инвалидов по зрению.

Возможно, что незрячим не следует работать учителями начальных классов
средних школ, поскольку там действительно кроме преподавания необходимо
следить за поведением, позой детей, умением и правильностью техники письма и
т.п. Понятно, что незрячий не сможет также преподавать науки, всецело
опирающиеся на визуальном восприятии: вождение автомобиля, хирургия,
некоторые разделы физики и химии. В остальных же случаях принципиальных
ограничений нет. Такие трудности, как контроль за дисциплиной, проверка
учебных работ и заполнение документов преодолимы разными путями. Я,
например, старался распределить такую работу между разными людьми, чтобы не
загружать кого-то одного, а позже мне выделили секретаря. Часть работы
выполняют сами студенты: староста может заполнить классный журнал,
результаты практических занятий могут быть прочитаны вслух и т.д. В свою
очередь незрячий работник должен по возможности помогать другим сотрудникам.
Если подходить к вопросу трудоустройства преподавателя с формальной точки
зрения, то повод для отказа, конечно, можно отыскать, однако, как отмечал
Андрей Кочетков и другие подписчики, многое зависит от руководителя и от
умения кандидата на трудоустройство убеждать в своих профессиональных
возможностях.

Еще хотелось бы отметить следующее. К указанным тифлопедагогами
недостаткам в работе незрячих преподавателей, которые перечислила Ирина
Николаевна, следует относиться философски. Допустим, что инвалид I группы по
зрению действительно не очень хорошо поддерживает тишину и порядок во время
занятия, что случалось и у меня, но ведь точно также бывает у многих зрячих
преподавателей. А разве у зрячих на экзаменах не списыва ют? Да и в умении
квалифицированно и интересно изложить материал незрячие переплюнут очень
многих физически здоровых людей. К тому же, учитывая зыбкость своих позиций
на рабочем месте или просто стремясь самоутвердиться в обществе, незрячие
обычно относятся к работе более ответственно и не допускают откровенного
попустительства, которое, кстати, многим зрячим легко сходит с рук. Иными
словами, на поставленный вопрос с уверенностью можно дать положительный
ответ, принимая во внимание указанные выше особенности и ограничения.

С уважением, Максим Чардымский.

Выпуск листа на новом месте: 43

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   "Максим Чардымский" 2004-09-18 16:23:39 (#230502)

[TIFLO] Итоги международной научно-практической конференции <<Профессиональное о

"Дефектология", N3, 2004г.
Итоги международной научно-практической конференции <<Профессиональное
образование лиц с нарушениями зрения>>
В Москве 7 -- 9 октября 2003 года состоялась международная
научно-практическая конференция <<Профессиональное образование лиц с
нарушением зрения: опыт, проблемы, перспективы>>. Конференция была
организована Всероссийским обществом слепых (ВОС), Министерством образования
РФ, Государственным научным учреждением <<Институт коррекционной педагогики
РАО>> и Московской региональной общественной организацией инвалидов <<ИРИС>>
при финансовой поддержке фонда Сороса в рамках проекта <<Тифлоресурс
некоммерческого сектора>>.
В работе конференции приняло участие более 200 человек: руководители
Центрального правления ВОС, представители МО РФ, ученые-тифлологи,
специалисты различных служб реабилитации инвалидов по зрению, руководители
высших и средних специальных учебных заведений, в которых в настоящее время
обучаются дети с нарушениями зрения.
Зарубежные участники конференции были представлены незрячими специалистами
из Молдовы, Украины, Болгарии, Румынии и Финляндии.
Открыла конференцию вице-президент ВОС Л.П.Абрамова, которая рассказала о
достижениях незрячих специалистов и о роли ВОС в профессиональной
реабилитации инвалидов по зрению в России. Тему развил в своем докладе
директор института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС
<<РЕАКОМП>> С.Н.Ваньшин. Докладчик показал, как овладение навыками работы на
современной компьютерной технике открывает незрячим возможность оперативного
получения информации в самых разных областях знаний. Это способствует
повышению эффективности работы, выполнению ранее недоступных функциональных
обязанностей, получению новых профессий, а также позволяет осуществлять
дистанционное обучение лиц с нарушением зрения, создавая им равные
возможности со зрячими пользователями.
Современные формы и методы профессионального образования инвалидов в России
осветил в своем выступлении сотрудник Министерства образования РФ
Б.В.Белявский, подчеркнувший, что возросшая активность молодых людей с
нарушением зрения в стремлении к получению профессионального образования
остро поставила целый ряд вопросов, связанных с оказанием инвалидам
специфической помощи как в процессе поступления в учебное заведение, так и
во время обучения.
Необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов с нарушением
зрения, а также актуальные проблемы такого сопровождения раскрыла в своем
выступлении зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с
нарушением зрения ИКП РАО, доктор психологических наук, профессор
Л.И.Плаксина. Она теоретически обосновала специальное сопровождение процесса
профессионального обучения как совокупность компонентов, не только
повышающих эффективность овладения образовательной программой, но и
способствующих адаптации инвалидов по зрению в студенческой среде. Только
комплексный подход в психолого-педагогическом сопровождении с учетом
индивидуальных проблем каждого конкретного инвалида позволит нивелировать
специфические трудности, связанные с профессиональным образованием слепых и
слабовидящих студентов.
Участники конференции особо отмечали роль профессионального образования в
интеграции инвалидов по зрению. В связи с этим весьма заинтересованно
обсуждались следующие проблемы: б
-- модели, содержание, организация и методические подходы к непрерывному
образованию слепых (доклады доктора педагогических наук, профессора, декана
факультета педагогики и психологии Дагестанского педагогического
университета Д.М. Маллаева, кандидата сельскохозяйственных наук, зам.
директора по профессиональному образованию негосударственного
образовательного учреждения <<Центр реабилитации слепых ВОС>> В.П.Ковалева,
кандидата медицинских наук, директора Кисловодского медицинского колледжа
Н.В.Чаплыгина и др.);
-- роль общественных организаций в получении профессионального образования
лицами с нарушением зрения (выступления председателя первичной организации
работников интеллектуального труда Московской городской организации ВОС
А.Г.Капровой, первого заместителя руководителя Санкт-Петербургской
ассоциации родителей детей-инвалидов <<ГАООРДИ>> В.Д.Озерова, председателя
Ставропольской краевой организации ВОС П.В.Рябова и других);
-- роль СМИ в профориентационной работе с учащимися школ для детей с
нарушением зрения (главный редактор журнала <<Школьный вестник>>, зам.
председателя совета незрячих специалистов при Центральном правлении ВОС
Ю.И.Кочетков).
Острые дискуссии вызвали доклады, в которых участники конференции делились
проблемами и конкретным опытом получения инвалидами по зрению
профессионального образования.
Зарубежные апробированные модели интегрированного обучения студентов с
нарушениями зрения прозвучали в докладах магистра философии, члена Федерации
слепых и слабовидящих Финляндии А.Карвинен; доктора философии профессора и
заместителя председателя комиссии по реабилитации Европейского союза слепых
П.Стайкова; психолога Болгарского центра реабилитации слепых А.Сатирова.
Многие выступающие, отмечая важность изучения зарубежного опыта, указывали
на то, что условия России не позволяют механически переносить западные
модели. Кроме того, России предстоит еще решить целый ряд финансовых,
нормативно-правовых, социальных, методических и других проблем, чтобы в
новых экономических и социокультурных условиях создать собственные
рациональные модели получения профессионального образования и
трудоустройства инвалидов по зрению.
Большой интерес вызвали у участников конференции данные специального
исследования начальника отдела по связям с общественностью
Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС И.Н.Зарубиной.
Весьма плодотворно во второй день конференции работали <<круглые столы>>. Их
тематика отражала самые животрепещущие вопросы профессионального образования
слепых и слабовидящих: <<Проблемы создания благоприятных возможностей для
получения профессионального образования инвалидами по зрению>> и <<Проблемы
профессиональной ориентировки старшеклассников с нарушением зрения>>.
Обсуждение проблем, поднятых на <<круглых столах>>, продолжалось во второй и
третий дни конференции на секционных заседаниях, которые работали по
следующим направлениям: <<Обмен опытом незрячих математиков-программистов>>,
<<Проблемы получения высшего образования студентами с нарушением зрения на
современном этапе>>, <<Проблемы начального и среднего профессионального
образования лиц с нарушением зрения>>, <<Ресурсное обеспечение
профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья>> и
<<Ресурсное обеспечение информационных потребностей незрячих пользователей>>.
Участники конференции отмечали, что получение профессионального образования
в специализированных учебных заведениях или в условиях частичной интеграции
позволяет организовать образовательный процесс с учетом специфики обучения
незрячих и слабовидящих. При этом студенты не испытывают стрессовых
перегрузок, связанных с обучением в коллективе зрячих. Но при такой форме
обучения хуже формируются навыки мобильности и умение решать проблемы
социально-психологической адаптации в коллективе зрячих, что негативно
сказывается на их последующей самостоятельной
трудовой деятельности. Обсуждая слабые и сильные стороны каждой формы
обучения инвалидов по зрению, участники конференции пришли к выводу, что
полная интеграция наиболее предпочтительна для тех студентов, которые
владеют навыками мобильности, хорошо ориентируются в пространстве,
коммуникабельны и умеют самостоятельно решать проблемы, которые неизбежно
возникают у слепых и слабовидящих при совместном обучении с нормально
видящими.
В этой связи активно обсуждались актуальные проблемы работы школ для детей с
нарушением зрения по подготовке учащихся к получению профессионального
образования в условиях интегрированного обучения. Были заслушаны доклады
В.З.Денискиной -- старшего научного сотрудника ИКП РАО, С.Г.Генкиной -- зав.
кабинетом тифлопедагогической коррекции и консультирования городской
межведомственной ПМПК г. Санкт-Петербурга, А.Любимова -- студента 4-го курса
факультета клинической психологии университета РАО, А.Кинебасова -- студента
2-го курса физ-мат. факультета Румынского государственного университета и
других.
Среди важнейших компонентов подготовки учащихся школ для детей с нарушением
зрения к интегрированному обучению В.З.Денискина назвала специальную
психологическую подготовку, включая адекватное отношение учащихся к своей
инвалидности; формирование навыков общения и социально-бытовой ориентировки,
умения самостоятельно передвигаться в пространстве; формирование общеучебных
умений в условиях зрительной недостаточности (в частности, умения
рационально пользоваться сохранными анализаторами), владение системой Брайля
и краткописью для незрячих, техническими средствами получения и переработки
информации при слепоте и слабовидении.
Многие докладчики отмечали, что наиболее полная и безболезненная интеграция
инвалидов по зрению в студенческий коллектив успешнее проходит при
организации системы психолого-педагогического и реабилитационного
сопровождения процесса обучения. Такая поддержка позволяет
качественно подготовить инвалида к самостоятельной профессиональной
деятельности и положительно сказывается в дальнейшем на его
конкурентоспособности на современном рынке труда.
Участники конференции делились опытом организации специальной помощи
студентам через специальные Центры психолого-педагогического и
реабилитационного сопровождения процесса получения инвалидами
профессионального образования. Интересными были выступления
Ю.Ю.Лесневского -- директора Новосибирской областной специальной библиотеки
для незрячих и слабовидящих, О.Н.Писаревой -- старшего инспектора
тифлотехнической лаборатории отдела информационных технологий Челябинского
государственного университета. Опыт региональных Центров поддержки процесса
получения профессионального образования незрячими и слабовидящими студентами
показал, что, к сожалению, основное внимание уделяется решению задач
получения информации в доступной для слепого и слабовидящего форме и
разработке тифлоинформационных технологий, облегчающих учебный процесс. В
штате большинства Центров нет психологов и реабилитологов, имеющих
соответствующее образование и опыт работы с инвалидами по зрению.
По данным ряда отечественных и зарубежных вузов больший эффект достигается
там, где используется комплексный подход при оказании специальной поддержки
инвалидам по зрению в психологической адаптации к вузовской среде, в решении
социально-бытовых проблем, обучении компьютерной грамотности, оказании
помощи при оформлении печатных работ, получении информации в доступном для
незрячего студента виде. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что
если удается обеспечить систему дополнительных услуг, облегчающих процесс
психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения образовательного
процесса студентов с нарушенным зрением, то они получают цензовое
профессиональное образование без каких-либо скидок на нарушение зрения,
а по завершении обучения в ссузе или вузе работают по выбранной
специальности. В связи с этим Центры остро нуждаются в квалифицированных
кадрах (реабилитологах, тифлопедагогах, тифлопсихологах и т.п.), которые
могут грамотно организовать специальное сопровождение процесса получения
профессионального образования студентами -- инвалидами по зрению.
На конференции большое внимание было уделено проблемам оперативного
получения информации. Это вызвано тем, что без быстрого доступа к информации
в настоящее время становится невозможной интеллектуальная деятельность
инвалидов по зрению даже в традиционных для них профессиях юриста, педагога,
экономиста, математика, программиста. Эта проблема поднималась в
выступлениях И.Б.Порецкого -- инженера-программиста 1 -й категории
<<Ленэнерго>>, К.А.Лапшина -- доцента кафедры экономической кибернетики
Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, А.М.Кунгурова
зав. отделом тифло-' информации Свердловской областной специальной
библиотеки для слепых и других. К сожалению, повсеместное внедрение
компьютерных технологий в образовательную и профессиональную деятельность
инвалидов по зрению затруднено дороговизной специализированного оборудования
и программного обеспечения, а также практическим отсутствием
квалифицированных специально подготовленных кадров.
Сами инвалиды подчеркивали, что одной из главных составляющих социального
сопровождения является содействие трудоустройству инвалидов по зрению.
Особое внимание в этой работе должно уделяться мониторингу рынка труда с
целью выявления наиболее предпочтительных профессий для лиц с нарушенным
зрением. При этом необходимо хорошо понимать, что сам перечень профессий
невольно может стать запретом на получение специальностей, вполне доступных
инвалидам.
Еще одна важная проблема, которую обсуждали участники конференции, состоит в
формировании у нормально видящих адекватных установок по отношению к
работающим инвалидам по зрению. Подчеркивалась необходимость рационального
взаимодействия Центров поддержки и Общества слепых с различными
государственными структурами и СМИ. К сожалению, в настоящее время как на
федеральном, так и на региональных уровнях не достигнуто достаточное
понимание межведомственного характера решения задач профессиональной
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающей:
профессиональную ориентацию; обеспечение для них доступности
профессионального образования, ориентированного на потребности современного
рынка труда и индивидуальные потребности и особенности инвалида;
профессионально-производственную адаптацию и рациональное трудоустройство.
ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ
Участники конференции
-- считают необходимым обратить внимание общества, учреждений
профессионального образования, средств массовой информации и каждого
гражданина на необходимость изменения отношения к инвалидам в сторону
безусловного признания их права на получение полноценного профессионального
образования и обеспечения практической реализации этого права;
-- обращаются к законодательным и исполнительным органам власти,
государственным органам образования, социальной защиты, занятости населения
с предложением разработки и внедрения в практику эффективных организационных
и экономических механизмов, обеспечивающих поддержку инвалидов в получении
профессионального образования и трудовой деятельности;
к руководителям учебных заведений, осуществляющих профессиональное обучение
инвалидов по зрению, с просьбой совершенствовать техническую, методическую и
организационную базу для обеспечения реального доступа инвалидов по зрению к
профессиональному образованию;
к средствам массовой информации с призывом вести просветительскую работу,
направленную на устранение морально-психологических и социальных препятствий
в получении инвалидами профессионального образования;
к общественным организациям инвалидов, отдельным инвалидам, всем
заинтересованным физическим и юридическим лицам объединить усилия для
создания условий беспрепятственного доступа инвалидов к профессиональному
образованию.
По итогам конференции было сформулировано 4 группы предложений в адрес
Центрального Совета работников интеллектуального труда при Центральном
правлении ВОС, Министерства образования РФ, Фонда занятости и Союза ректоров
России.
В Министерство образования РФ участники конференции обратились со следующими
предложениями:
1. Ввести в штатное расписание школ III и IV видов ставки тифлопедагогов для
ведения коррекционных занятий;
2. Методически обеспечить школьные коррекционные курсы;
3. Обязать школы систематически проводить факультативы по изучению системы
Брайля для слабовидящих детей группы риска (тех, кто страдает
прогрессирующим заболеванием);
4. Обязать администрацию школ III и IV видов проводить аттестацию учителей и
воспитателей на знание системы Брайля;
5. Информировать Министерство образования РФ о необходимости инструктивного
письма по участию выпускников школ III и IV видов в едином экзамене;
6. Ввести в курс социально-бытовой ориентировки раздел <<Профориентация>>;
7. Просить пересмотреть название школ III и IV видов, чтобы исключить слова
<<дети с отклонениями в развитии>> и <<поздноослепшие>>.
К Союзу ректоров России конференция обратилась с просьбой создавать на время
экзаменов консультативно-методический Центр для абитуриентов-инвалидов с
такими специалистами, как юрист, тифлопедагог, сурдопедагог, специалист по
работе с лицами, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Резолюция была принята на заключительном заседании конференции 9 октября
2003 года.
Л.И.ПЛАКСИНА, В.З ДЕНИСКИНА, И.Н.ЗАРУБИНА

Выпуск листа на новом месте: 42

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-18 06:19:29 (#230344)

[TIFLO] Re: Запрос

Здравствуйте, Андрей и все остальные.

К сожалению, АСИ неверно указало ссылку на РООИ "Перспектива" в своем
материале. Ниже привожу оригинальный материал, с которого АСИ готовило свою
заметку.

Что касается статистики по трудоустройству инвалидов, то ее, к сожалению,
достаточно мало. В москве около 180 тысяч инвалидов трудоспособного
возраста. сколько из них работает мне неизвестно. однако, к примеру, через
центры и отделы занятости г. Москвы в 2003 году оказано содействие в
трудоустройстве порядка 2500 человек, из них около 1500 трудоустроено.
(конкретные цифры, если интуресуют, могу сказать в понедельник, сейчас
говорю по памяти). Сколько человек работает по квотированию мне неизвестно.
реализация московского закона о квотировании проходит мимо департамента
ФГСЗН. Однако масштабы московского фонд квотирования значительно превосходят
Вологодские, в прошлом году его расходы приблизелись к 1 млрд. руб.

С уважением,

Котов Вячеслав

2004-09-13 16:20:45

Около 2000 инвалидов Вологодчины получили работу за два года действия закона
о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями

Только в этом году возможность самостоятельно заработать деньги появилась
примерно у тысячи инвалидов Вологодчины. По закону предприятия обязаны брать
на работу инвалидов или платить штраф. Рассказывает сотрудник департамента
труда и соцразвития Николай Лукинов: <В областной бюджет в текущем году
поступило более 8 миллионов рублей обязательной платы за нетрудоустроенных в
счет квоты инвалидов. Эти деньги передаются организациям области для
создания и оборудования специальных рабочих мест для инвалидов>.

Часть собранных денег направляется областным общественным организациям
инвалидов: <У общественных организаций инвалидов - общества слепых, глухих -
имеются свои организации, в которых работают инвалиды, являющиеся их
членами. Для того чтобы модернизировать производство, для их поддержки часть
средств направляется на создание рабочих мест именно в этих организациях>.

Кроме этого, дополнительно для создания рабочих мест для людей с
ограниченными возможностями из областного бюджета будет выделено 20
миллионов рублей. Благодаря такой помощи до конца этого года устроиться на
работу смогут еще более 200 человек.

Original Message From: "Andrey Kochetkov" <andrey_kochetk***@m*****.ru>
To: "culture.people.tifloresource (0)" <slavakot***@m*****.ru>
Sent: Friday, September 17, 2004 8:23 PM
Subject: [TIFLO] Запрос

> Здравствуйте, Господа,
> Сегодня почитал новости из третьего сектора. Ниже привожу информацию и
сразу
> же вопрос: действительно ли это так и какая статистика по данным
трудоустроенным
> инвалидам. Как я понимаю, это вопрос к РОИ "Перспектива".
> Всего доброго.
> Андрей Кочетков
>
> 17.09.2004 Около двух тысяч инвалидов Вологодчины получили работу
> Около 2 тыс. инвалидов Вологодчины получили работу за два года действия
закона
> о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями, сообщила
региональная
> общественая организация инвалидов "Перспектива". По закону предприятия
должны
> брать на работу инвалидов или платить штраф. Сотрудник Департамента труда
> и соцразвития Николай Лукинов отметил, что в областной бюджет в этом году
" поступило
> более 8 млн рублей обязательной платы за нетрудоустроенных в счет
> квоты инвалидов". Эти деньги передаются организациям области для создания
и оборудования
> специальных рабочих мест для инвалидов. Часть средств, заверил
> Н.Лукинов, направляется областным общественным организациям инвалидов.
>
> Источник: Агентство социальной информации
>
>
> Выпуск листа на новом месте: 40
>
>
>

Выпуск листа на новом месте: 41

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-09-18 01:34:56 (#230286)