"Дефектология", N3, 2004г.
Итоги международной научно-практической конференции <<Профессиональное
образование лиц с нарушениями зрения>>
В Москве 7 -- 9 октября 2003 года состоялась международная
научно-практическая конференция <<Профессиональное образование лиц с
нарушением зрения: опыт, проблемы, перспективы>>. Конференция была
организована Всероссийским обществом слепых (ВОС), Министерством образования
РФ, Государственным научным учреждением <<Институт коррекционной педагогики
РАО>> и Московской региональной общественной организацией инвалидов <<ИРИС>>
при финансовой поддержке фонда Сороса в рамках проекта <<Тифлоресурс
некоммерческого сектора>>.
В работе конференции приняло участие более 200 человек: руководители
Центрального правления ВОС, представители МО РФ, ученые-тифлологи,
специалисты различных служб реабилитации инвалидов по зрению, руководители
высших и средних специальных учебных заведений, в которых в настоящее время
обучаются дети с нарушениями зрения.
Зарубежные участники конференции были представлены незрячими специалистами
из Молдовы, Украины, Болгарии, Румынии и Финляндии.
Открыла конференцию вице-президент ВОС Л.П.Абрамова, которая рассказала о
достижениях незрячих специалистов и о роли ВОС в профессиональной
реабилитации инвалидов по зрению в России. Тему развил в своем докладе
директор института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС
<<РЕАКОМП>> С.Н.Ваньшин. Докладчик показал, как овладение навыками работы на
современной компьютерной технике открывает незрячим возможность оперативного
получения информации в самых разных областях знаний. Это способствует
повышению эффективности работы, выполнению ранее недоступных функциональных
обязанностей, получению новых профессий, а также позволяет осуществлять
дистанционное обучение лиц с нарушением зрения, создавая им равные
возможности со зрячими пользователями.
Современные формы и методы профессионального образования инвалидов в России
осветил в своем выступлении сотрудник Министерства образования РФ
Б.В.Белявский, подчеркнувший, что возросшая активность молодых людей с
нарушением зрения в стремлении к получению профессионального образования
остро поставила целый ряд вопросов, связанных с оказанием инвалидам
специфической помощи как в процессе поступления в учебное заведение, так и
во время обучения.
Необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов с нарушением
зрения, а также актуальные проблемы такого сопровождения раскрыла в своем
выступлении зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с
нарушением зрения ИКП РАО, доктор психологических наук, профессор
Л.И.Плаксина. Она теоретически обосновала специальное сопровождение процесса
профессионального обучения как совокупность компонентов, не только
повышающих эффективность овладения образовательной программой, но и
способствующих адаптации инвалидов по зрению в студенческой среде. Только
комплексный подход в психолого-педагогическом сопровождении с учетом
индивидуальных проблем каждого конкретного инвалида позволит нивелировать
специфические трудности, связанные с профессиональным образованием слепых и
слабовидящих студентов.
Участники конференции особо отмечали роль профессионального образования в
интеграции инвалидов по зрению. В связи с этим весьма заинтересованно
обсуждались следующие проблемы: б
-- модели, содержание, организация и методические подходы к непрерывному
образованию слепых (доклады доктора педагогических наук, профессора, декана
факультета педагогики и психологии Дагестанского педагогического
университета Д.М. Маллаева, кандидата сельскохозяйственных наук, зам.
директора по профессиональному образованию негосударственного
образовательного учреждения <<Центр реабилитации слепых ВОС>> В.П.Ковалева,
кандидата медицинских наук, директора Кисловодского медицинского колледжа
Н.В.Чаплыгина и др.);
-- роль общественных организаций в получении профессионального образования
лицами с нарушением зрения (выступления председателя первичной организации
работников интеллектуального труда Московской городской организации ВОС
А.Г.Капровой, первого заместителя руководителя Санкт-Петербургской
ассоциации родителей детей-инвалидов <<ГАООРДИ>> В.Д.Озерова, председателя
Ставропольской краевой организации ВОС П.В.Рябова и других);
-- роль СМИ в профориентационной работе с учащимися школ для детей с
нарушением зрения (главный редактор журнала <<Школьный вестник>>, зам.
председателя совета незрячих специалистов при Центральном правлении ВОС
Ю.И.Кочетков).
Острые дискуссии вызвали доклады, в которых участники конференции делились
проблемами и конкретным опытом получения инвалидами по зрению
профессионального образования.
Зарубежные апробированные модели интегрированного обучения студентов с
нарушениями зрения прозвучали в докладах магистра философии, члена Федерации
слепых и слабовидящих Финляндии А.Карвинен; доктора философии профессора и
заместителя председателя комиссии по реабилитации Европейского союза слепых
П.Стайкова; психолога Болгарского центра реабилитации слепых А.Сатирова.
Многие выступающие, отмечая важность изучения зарубежного опыта, указывали
на то, что условия России не позволяют механически переносить западные
модели. Кроме того, России предстоит еще решить целый ряд финансовых,
нормативно-правовых, социальных, методических и других проблем, чтобы в
новых экономических и социокультурных условиях создать собственные
рациональные модели получения профессионального образования и
трудоустройства инвалидов по зрению.
Большой интерес вызвали у участников конференции данные специального
исследования начальника отдела по связям с общественностью
Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС И.Н.Зарубиной.
Весьма плодотворно во второй день конференции работали <<круглые столы>>. Их
тематика отражала самые животрепещущие вопросы профессионального образования
слепых и слабовидящих: <<Проблемы создания благоприятных возможностей для
получения профессионального образования инвалидами по зрению>> и <<Проблемы
профессиональной ориентировки старшеклассников с нарушением зрения>>.
Обсуждение проблем, поднятых на <<круглых столах>>, продолжалось во второй и
третий дни конференции на секционных заседаниях, которые работали по
следующим направлениям: <<Обмен опытом незрячих математиков-программистов>>,
<<Проблемы получения высшего образования студентами с нарушением зрения на
современном этапе>>, <<Проблемы начального и среднего профессионального
образования лиц с нарушением зрения>>, <<Ресурсное обеспечение
профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья>> и
<<Ресурсное обеспечение информационных потребностей незрячих пользователей>>.
Участники конференции отмечали, что получение профессионального образования
в специализированных учебных заведениях или в условиях частичной интеграции
позволяет организовать образовательный процесс с учетом специфики обучения
незрячих и слабовидящих. При этом студенты не испытывают стрессовых
перегрузок, связанных с обучением в коллективе зрячих. Но при такой форме
обучения хуже формируются навыки мобильности и умение решать проблемы
социально-психологической адаптации в коллективе зрячих, что негативно
сказывается на их последующей самостоятельной
трудовой деятельности. Обсуждая слабые и сильные стороны каждой формы
обучения инвалидов по зрению, участники конференции пришли к выводу, что
полная интеграция наиболее предпочтительна для тех студентов, которые
владеют навыками мобильности, хорошо ориентируются в пространстве,
коммуникабельны и умеют самостоятельно решать проблемы, которые неизбежно
возникают у слепых и слабовидящих при совместном обучении с нормально
видящими.
В этой связи активно обсуждались актуальные проблемы работы школ для детей с
нарушением зрения по подготовке учащихся к получению профессионального
образования в условиях интегрированного обучения. Были заслушаны доклады
В.З.Денискиной -- старшего научного сотрудника ИКП РАО, С.Г.Генкиной -- зав.
кабинетом тифлопедагогической коррекции и консультирования городской
межведомственной ПМПК г. Санкт-Петербурга, А.Любимова -- студента 4-го курса
факультета клинической психологии университета РАО, А.Кинебасова -- студента
2-го курса физ-мат. факультета Румынского государственного университета и
других.
Среди важнейших компонентов подготовки учащихся школ для детей с нарушением
зрения к интегрированному обучению В.З.Денискина назвала специальную
психологическую подготовку, включая адекватное отношение учащихся к своей
инвалидности; формирование навыков общения и социально-бытовой ориентировки,
умения самостоятельно передвигаться в пространстве; формирование общеучебных
умений в условиях зрительной недостаточности (в частности, умения
рационально пользоваться сохранными анализаторами), владение системой Брайля
и краткописью для незрячих, техническими средствами получения и переработки
информации при слепоте и слабовидении.
Многие докладчики отмечали, что наиболее полная и безболезненная интеграция
инвалидов по зрению в студенческий коллектив успешнее проходит при
организации системы психолого-педагогического и реабилитационного
сопровождения процесса обучения. Такая поддержка позволяет
качественно подготовить инвалида к самостоятельной профессиональной
деятельности и положительно сказывается в дальнейшем на его
конкурентоспособности на современном рынке труда.
Участники конференции делились опытом организации специальной помощи
студентам через специальные Центры психолого-педагогического и
реабилитационного сопровождения процесса получения инвалидами
профессионального образования. Интересными были выступления
Ю.Ю.Лесневского -- директора Новосибирской областной специальной библиотеки
для незрячих и слабовидящих, О.Н.Писаревой -- старшего инспектора
тифлотехнической лаборатории отдела информационных технологий Челябинского
государственного университета. Опыт региональных Центров поддержки процесса
получения профессионального образования незрячими и слабовидящими студентами
показал, что, к сожалению, основное внимание уделяется решению задач
получения информации в доступной для слепого и слабовидящего форме и
разработке тифлоинформационных технологий, облегчающих учебный процесс. В
штате большинства Центров нет психологов и реабилитологов, имеющих
соответствующее образование и опыт работы с инвалидами по зрению.
По данным ряда отечественных и зарубежных вузов больший эффект достигается
там, где используется комплексный подход при оказании специальной поддержки
инвалидам по зрению в психологической адаптации к вузовской среде, в решении
социально-бытовых проблем, обучении компьютерной грамотности, оказании
помощи при оформлении печатных работ, получении информации в доступном для
незрячего студента виде. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что
если удается обеспечить систему дополнительных услуг, облегчающих процесс
психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения образовательного
процесса студентов с нарушенным зрением, то они получают цензовое
профессиональное образование без каких-либо скидок на нарушение зрения,
а по завершении обучения в ссузе или вузе работают по выбранной
специальности. В связи с этим Центры остро нуждаются в квалифицированных
кадрах (реабилитологах, тифлопедагогах, тифлопсихологах и т.п.), которые
могут грамотно организовать специальное сопровождение процесса получения
профессионального образования студентами -- инвалидами по зрению.
На конференции большое внимание было уделено проблемам оперативного
получения информации. Это вызвано тем, что без быстрого доступа к информации
в настоящее время становится невозможной интеллектуальная деятельность
инвалидов по зрению даже в традиционных для них профессиях юриста, педагога,
экономиста, математика, программиста. Эта проблема поднималась в
выступлениях И.Б.Порецкого -- инженера-программиста 1 -й категории
<<Ленэнерго>>, К.А.Лапшина -- доцента кафедры экономической кибернетики
Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, А.М.Кунгурова
зав. отделом тифло-' информации Свердловской областной специальной
библиотеки для слепых и других. К сожалению, повсеместное внедрение
компьютерных технологий в образовательную и профессиональную деятельность
инвалидов по зрению затруднено дороговизной специализированного оборудования
и программного обеспечения, а также практическим отсутствием
квалифицированных специально подготовленных кадров.
Сами инвалиды подчеркивали, что одной из главных составляющих социального
сопровождения является содействие трудоустройству инвалидов по зрению.
Особое внимание в этой работе должно уделяться мониторингу рынка труда с
целью выявления наиболее предпочтительных профессий для лиц с нарушенным
зрением. При этом необходимо хорошо понимать, что сам перечень профессий
невольно может стать запретом на получение специальностей, вполне доступных
инвалидам.
Еще одна важная проблема, которую обсуждали участники конференции, состоит в
формировании у нормально видящих адекватных установок по отношению к
работающим инвалидам по зрению. Подчеркивалась необходимость рационального
взаимодействия Центров поддержки и Общества слепых с различными
государственными структурами и СМИ. К сожалению, в настоящее время как на
федеральном, так и на региональных уровнях не достигнуто достаточное
понимание межведомственного характера решения задач профессиональной
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающей:
профессиональную ориентацию; обеспечение для них доступности
профессионального образования, ориентированного на потребности современного
рынка труда и индивидуальные потребности и особенности инвалида;
профессионально-производственную адаптацию и рациональное трудоустройство.
ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ
Участники конференции
-- считают необходимым обратить внимание общества, учреждений
профессионального образования, средств массовой информации и каждого
гражданина на необходимость изменения отношения к инвалидам в сторону
безусловного признания их права на получение полноценного профессионального
образования и обеспечения практической реализации этого права;
-- обращаются к законодательным и исполнительным органам власти,
государственным органам образования, социальной защиты, занятости населения
с предложением разработки и внедрения в практику эффективных организационных
и экономических механизмов, обеспечивающих поддержку инвалидов в получении
профессионального образования и трудовой деятельности;
к руководителям учебных заведений, осуществляющих профессиональное обучение
инвалидов по зрению, с просьбой совершенствовать техническую, методическую и
организационную базу для обеспечения реального доступа инвалидов по зрению к
профессиональному образованию;
к средствам массовой информации с призывом вести просветительскую работу,
направленную на устранение морально-психологических и социальных препятствий
в получении инвалидами профессионального образования;
к общественным организациям инвалидов, отдельным инвалидам, всем
заинтересованным физическим и юридическим лицам объединить усилия для
создания условий беспрепятственного доступа инвалидов к профессиональному
образованию.
По итогам конференции было сформулировано 4 группы предложений в адрес
Центрального Совета работников интеллектуального труда при Центральном
правлении ВОС, Министерства образования РФ, Фонда занятости и Союза ректоров
России.
В Министерство образования РФ участники конференции обратились со следующими
предложениями:
1. Ввести в штатное расписание школ III и IV видов ставки тифлопедагогов для
ведения коррекционных занятий;
2. Методически обеспечить школьные коррекционные курсы;
3. Обязать школы систематически проводить факультативы по изучению системы
Брайля для слабовидящих детей группы риска (тех, кто страдает
прогрессирующим заболеванием);
4. Обязать администрацию школ III и IV видов проводить аттестацию учителей и
воспитателей на знание системы Брайля;
5. Информировать Министерство образования РФ о необходимости инструктивного
письма по участию выпускников школ III и IV видов в едином экзамене;
6. Ввести в курс социально-бытовой ориентировки раздел <<Профориентация>>;
7. Просить пересмотреть название школ III и IV видов, чтобы исключить слова
<<дети с отклонениями в развитии>> и <<поздноослепшие>>.
К Союзу ректоров России конференция обратилась с просьбой создавать на время
экзаменов консультативно-методический Центр для абитуриентов-инвалидов с
такими специалистами, как юрист, тифлопедагог, сурдопедагог, специалист по
работе с лицами, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Резолюция была принята на заключительном заседании конференции 9 октября
2003 года.
Л.И.ПЛАКСИНА, В.З ДЕНИСКИНА, И.Н.ЗАРУБИНА
Выпуск листа на новом месте: 42
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback