Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-11-13

[TIFLO] ЖИВА НАДЕЖДА - ЖИВ ЧЕЛОВЕК

"Школьный вестник" N11, 2005г.

Татьяна Филимонова

ЖИВА НАДЕЖДА - ЖИВ ЧЕЛОВЕК

Волгоградский врач-эндокринолог Лариса Алексеева открыла собственный медицинский
центр <Надежда>. Пока в нём делают массаж и даёт консультации эндокринолог. В
ближайшем будущем здесь появятся невролог, кардиолог, гастроэнтеролог, маммолог.
Событие не из ряда вон. Есть только одно <но> - вот уже пять лет Лариса ничего
не видит. Своих пациентов она врачует руками. <Пока жива надежда - жив человек>,
- написано на стене её центра. Впрочем, справедливость этого изречения Алексеева
сполна испытала на себе.

С детства Лариса мечтала стать врачом. В мединститут поступила только с четвёртого
захода. Потом родила дочь, окончила институт, второй раз вышла замуж. В любви
и согласии прожила с мужем 10 лет. Профессию свою обожала (делала ультразвуковую
диагностику), и пациенты запомнили своего врача добрым, отзывчивым, спокойным
и внимательным человеком. Лариса первой в Волгограде получила лицензию на частную
медицинскую практику по ультразвуковой диагностике и, продолжая работать в поликлинике,
открыла частный кабинет. Спорилось в жизни всё: утром с удовольствием летела
на работу, вечером спешила домой. Завидовала в жизни только себе. Сглазила?

Пять лет назад впервые почувствовала доводящие до обморока головные боли, стала
плохо видеть, походка стала шаткой и неуверенной, нарушилась координация движений.
Врач по профессии, Лариса долго не признавалась сама себе, что серьёзно больна,
и всячески оттягивала визит к специалистам. Но диагноз прозвучал неотвратимо
- опухоль головного мозга.

И хотя волгоградские нейрохирурги не взялись за операцию, Лариса всё же верила
- всё будет хорошо. Денег на операцию в Московском НИИ имени Бурденко дала бывшая
пациентка. 12-часовая операция, две клинические смерти... На третьи сутки после
операции мир для Ларисы погас - она полностью погрузилась во тьму.

Всё в Ларисе бунтовало и противилось жизни, несколько раз она пыталась покончить
с собой, выдёргивала катетер из вены. Спасали опять же врачи. В состоянии полной
безысходности отказали ещё и ноги. Кошмар примирения с новой действительностью
длился год. А потом всё вдруг изменилось: она поняла, что любит жизнь, как прежде,
и будет жить во что бы то ни стало.

Ослепшую и парализованную Ларису привезли в Волгоград. Дома её ждал ещё один
удар - муж ушёл к богатой и здоровой женщине. Той самой, что одалживала Ларисе
деньги на операцию. Лариса удивлялась - почему в сложных ситуациях ломаются чаще
всего представители сильного пола? Но дочь, соседи, коллеги, бывшие пациенты
были с ней.

Постепенно восстановились двигательные функции. Лариса стала ходить и сразу же
решила вернуть долг. При пенсии 800 рублей, необходимости учить дочь и сумасшедших
тратах на лекарства Лариса никому не хотела быть обязанной. Продала всё, что
могла, и даже символ некогда благополучной жизни - аппарат УЗИ. В одночасье стала
практически нищей...

Через три года после первой операции её поджидал новый удар. Контрольная томография
головного мозга показала, что остаток опухоли начал расти. Правда, она была доброкачественной.
Но и это означало медленную смерть. Волгоградские нейрохирурги посоветовали обратиться
в клиники США, Швейцарии, Чехии. Переписку по Интернету вели с клиникой Чехии.
Нужна была операция с помощью гамма-ножа и 250 тысяч рублей. Денег не было, и
их начали собирать - с помощью радио, телевидения, газет. Во всех больницах и
поликлиниках повесили объявления, рассказывающие о трагической судьбе врача.

- Мне безумно хотелось жить ради дочери и будущих внуков, - вспоминает Лариса
тот период своей жизни. Знакомые и незнакомые люди давали деньги, родственники
мужа просили за него прощения и тоже помогали, деньги давали чиновники и бизнесмены,
доктора поликлиники, в которой когда-то работала Лариса. Операция в Чехии дала
Ларисе вторую жизнь.

- Я чувствую себя счастливой, - говорит она. - И не могу сегодня понять, как
здоровые люди могут жаловаться на жизнь. Всем людам хочу сказать - спешите делать
добро!

Жизнь пошла по нарастающей. Лариса никогда не была одинока, хотя пять лет провела
в стенах своей квартиры. Вокруг всегда были люди. Сказывалась её необыкновенная
внутренняя сила и энергия зажигать людей, - эта женщина буквально светится каким-то
внутренним теплом. Прическа и макияж всегда в порядке - дочка Алёнка следит...
По ходатайству общества слепых Лариса отправилась в Кисловодскую школу незрячих
массажистов и два месяца осваивала новую профессию. Экзамены сдала на <отлично>,
предлагали даже остаться преподавать. Но у Ларисы уже созрела новая идея - вопреки
всему открыть собственный медицинский центр.

- Я очень хочу приносить пользу, - говорит Лариса после всех трудностей и мытарств,
связанных с открытием собственного дела. - Очень многие люди помогали мне открыть
центр, но всё же это воспринимается скорее как подарок и исключение, чем норма
жизни. Ведь инвалиду даже ссуду или кредит получить почти невозможно. Говорят:
<В случае неуплаты мы не сможем вас выкинуть на улицу>. Инвалиды должны пользоваться
законным правом на труд и в своих правах быть максимально приближены к здоровым
людям!

Выпуск листа на новом месте: 1472

   2005-11-13 17:16:00 (#474468)

[TIFLO] Беседы с родителями незрячих детей

"Школьный вестник" N11, 2005г.

Вячеслав Озеров


БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ *
*Цикл публикуется в сокращённом варианте

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ: ПОЕЗДКИ ПО ДЕЛАМ.

В жизни каждой семьи возникает необходимость оставить дом на некоторое время
для поездок: по делам, за покупками, в гости, в театр, да мало ли куда! Не все
поездки необходимо совершать вместе с малышом, но, как правило, многие поездки
связаны с обеспечением его интересов: покупки, посещение театров, утренников,
знакомых и т.п. Для нормального развития ребёнка (особенно если ему больше трёх
лет) его участие в таких поездках является если не необходимым, то желательным.
И здесь перед многими родителями возникает вопрос, как ехать: на машине или общественным
транспортом? Для многих, имеющих личный автотранспорт, ответ однозначен - зачем
толкаться в автобусе, трамвае, метро, когда на машине лучше, да и быстрее!

Действительно, поездки на легковом автомобиле намного комфортнее, чем поездка
в общественном транспорте, но поездки с незрячим ребёнком в общественном транспорте
являются хорошим средством познания окружающего мира, развития пространственной
ориентировки малыша, его коммуникативных способностей. По моему мнению, такие
поездки должны быть достаточно частыми (не менее 2 раз в неделю) и разнообразными
(по виду транспорта и направлению), по крайней мере, в период с 3 до 7 - 9 лет.

Расскажу историю, которую поведала мне одна женщина. Мне очень памятна эта встреча.
В 1989 году на Большом проспекте Петроградской стороны Ленинграда моё внимание
привлекла аккуратно одетая женщина 30 - 35 лет, переходящая улицу. В её руках
была белая трость. Я помог ей перейти. Выяснилось, что она идёт в магазин, мимо
которого я буду проходить. Предложил довести, она согласилась. Сказал, что у
меня незрячий сын, и посетовал на транспортные проблемы. В ответ услышал её историю.

Она была единственным и долгожданным ребёнком в интеллигентной потомственной
семье врачей, проживающих в своём фамильном доме в одном из городов Приуралья.
Родилась она тотально слепой. Родители не отказались от неё и решили сделать
всё для будущего своей единственной дочери. Дошкольное детство она провела дома,
мать ушла с работы и полностью посвятила себя дочери. Родители много занимались
её интеллектуальным развитием: в доме всегда была музыка, ей много читали, учили
играть на фортепиано, с раннего детства возили на концерты, детские праздники.
Почти все поездки совершались на служебном автомобиле отца. Когда ей исполнилось
семь лет, отец продал свой дом, фамильное имущество, и семья переехала в другой
город, где есть школа слепых. Новый дом стоял на окраине города. Отец купил автомобиль
и ежедневно возил её в школу. Почти каждое лето они выезжали отдыхать на юг.
Да и вообще, она не помнит ни одной своей поездки из дома не на автомобиле...
Школьные годы проходят без хлопот, она с отличием оканчивает школу. Интеллектуальна
развита, обладает хорошим объёмом гуманитарных знаний. Родители находят способ
перебраться жить в Ленинград, чтобы она могла учиться в вузе. Вроде бы всё прекрасно.
Она готовится к поступлению в институт, но тут в одночасье умирают отец и мать.
Слепая девушка остаётся одна в чужом городе практически без средств к существованию.
Дальним родственникам с Приуралья она не нужна. Ужас, охвативший её, чуть не
привёл к самоубийству. На её счастье, по соседству проживала одинокая пожилая
женщина, тоже слепая. Она помогла не только выжить моей спутнице, но и научила
её всему: ухаживать за собой, готовить, стирать, шить, - т.е. всем житейским
премудростям, которым не научили девушку родители. Правда, вуз она закончить
так и не сумела.

В заключение своего рассказа, поинтересовавшись, сколько лет сыну, моя спутница
сказала: <Учите своего ребёнка ездить в общественном транспорте. Он должен знать
город, должен уметь ходить и ездить по городу сам. Знать, как и на чём добраться
в нужное место, как себя вести в транспорте, как просить помощи, чтобы войти
в автобус (трамвай, троллейбус, вагон) или выйти из него. Всё это оказалась для
меня самой трудной наукой в жизни. Моя наставница на моё обучение пользоваться
общественным транспортом потратила почти шесть лет>.

Этот пример показывает, что слепая любовь родителей может привести к очень печальным
последствиям. Без любви нельзя ребёнка <поставить> на ноги, но любовь должна
быть продуктивной, каждый родитель должен всегда задавать себе вопрос: <А как
ребёнок будет жить, когда не станет меня?>. И делать всё, чтобы он мог, когда
вырастет, жить или самостоятельно, или, не становясь обузой, использовать поддержку
других людей (не обязательно родственников).

Бывают случаи, когда у ребёнка не только нарушения зрения, но и другие нарушения,
так называемые сочетанные отклонения в развитии, и для него всю жизнь будет требоваться
постоянная помощь других. Если в случае смерти родителей другие родственники
не могут оказывать ему нужную помощь (в жизни бывает всё), то такие дети (обычно
уже старше 18 лет) попадают в учреждения социальной защиты - интернаты (дома
для инвалидов и престарелых). И если ребёнок не был подготовлен к жизни в этих,
новых, условиях, то жизнь в интернате для него (и для обсуживающего персонала)
превращается в кошмар на многие месяцы, а то и годы. Не все выдерживают этот
кошмар. И погибают. Случается это не потому, что в интернатах <плохие> условия
или <злой, вредный> персонал, а потому, что незрячий оказался не подготовленным
родителями к жизни без них.

Когда же родители с раннего детства помогают своим незрячим детям освоить окружающий
мир, не создают для них тепличных условий, то из детей вырастают активные самостоятельные
люди, успешно решающие свои жизненные проблемы, несмотря на слепоту.

Около десяти лет назад у меня на рабочем столе раздался телефонный звонок. Я
снял трубку. Приятный женский голос спросил меня. Женщина представилась и сказала:
<Я проездом из Москвы, нахожусь на Московском вокзале, хочу зайти к вам и познакомиться
с деятельностью вашей организации. Есть ли возможность встретиться в ближайшее
время, и если - да, то как до вас добраться?> В этот день у меня была назначена
деловая встреча, но до неё было ещё часа два. Рассудив, что за это время я успею
принять московскую гостью (ей на дорогу от Московского вокзала до нас около получаса,
30 - 40 минут - на рассказ о нашей деятельности, а за оставшееся время я успею
собраться и не опоздаю на деловую встречу), я ответил, что готов встретиться.
Назвал адрес и объяснил, как добраться: <Спуститесь в метро, проедете одну остановку.
Выйдя из станции метро, повернёте по проспекту направо, перейдя вторую улицу,
идите направо, дойдя до подворотни нашего дома, войдите во двор, на противоположной
стене двора наша вывеска. Вход к нам слева от вывески>.

Прошло 25 мин., затем ещё 20, а гостьи не было (мобильные телефоны в те годы
ещё не были распространены). Я уже начал сожалеть о том, что согласился на эту
незапланированную встречу, как меня позвали. Вышел в коридор и увидел миловидную
молодую женщину. Глаза её были закрыты большими тёмными очками, а в руках она
держала белую трость. Мне стала понятна причина её задержки - её никто не сопровождал,
она пришла к нам одна, основываясь на моих объяснениях по телефону.

Так я впервые встретился с Ириной З. - удивительно активным и жизнерадостным
человеком. В тот раз моя встреча с Ириной продлилась более двух часов, она меня
настолько заинтересовала, что я договорился о переносе деловой встречи на другое
время. В дальнейшем я неоднократно встречался с Ириной на различных мероприятиях
в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России. На одних мероприятиях она
была с сопровождающим, на других одна. Мы часто с ней разговаривали об образовании
слепых, их жизни; её интересовало, как идут дела у Максима, как он учится, как
работает школа, и многое другое. Меня восхищала её самостоятельность, жизнерадостность,
жажда деятельности. Как-то в разговоре она мне сказала: <Я очень благодарна своей
маме за то, что она в детстве никогда не ограждала меня и не ограничивала от
окружающей жизни>.

Среди слепых я встречал много интересных, жизнерадостных людей: Диму Б. из Уфы
- ровесника моего старшего зрячего сына (но, в отличие от него, ставшего уже
дважды отцом); Олега П. - моего ровесника, поэта, прошедшего хорошую жизненную
школу, активного функционера Общества слепых, сделавшего много для выживания
Санкт-Петербургской организации ВОС в тяжёлые 80 - 90-е годы XX столетия, одного
из создателей издательства <Чтение>, и многих, многих других. Все они отмечают,
что основа их жизненных успехов была заложена родителями в детстве и закреплена
во время обучения в школе для слепых.

Конечно, необходимость и потребность самостоятельно ездить у вашего ребёнка появится
только в 15 - 20 лет, к концу обучения в школе. До этого у него будет размеренная
жизнь, определённая школой, при плотной опеке со стороны взрослых - родителей,
учителей, воспитателей. Но подготавливать его к реализации этой потребности необходимо
с первых лет жизни.

Поэтому прежде, чем выбрать в качестве транспорта для деловой поездки легковой
автомобиль, подумайте, а будет ли для вашего ребёнка такая поездка полезна. Да,
для поездки на общественном транспорте с маленьким ребёнком, да ещё слепым, приходится
выбирать время, когда транспорт не переполнен. Придётся потратить больше времени.
Появятся и другие <неудобства>, но так ли они значительны по сравнению с теми
проблемами, которые возникнут перед вашим ребёнком и, соответственно, перед вами
через энное количество лет?

Если Вы решили ехать с малышом на общественном транспорте, заранее расскажите
ему, куда и зачем вы едете, где находится интересующее вас место, на каком транспорте
поедете и т.д. Во время поездки необходимо объяснять причину любого <пугающего>
шума и рассказывать обо всём, что может представлять интерес для ребёнка, чтобы
каждое ваше путешествие превращалось в средство познания окружающего мира.

При поездке на общественном транспорте возникает много мелких проблем, которые
мы с вами не замечаем, но при поездке с незрячим ребёнком они могут вылиться
в серьёзные неприятности или травмы. Расскажу о некоторых из них.

При посадке в транспорт малыша лет до четырёх - пяти можно взять на руки и внести,
но когда он становится <неподъёмным>, надо учить его входить в двери автобуса,
трамвая, троллейбуса. Кажется, что это так просто: подождать, когда подъедет
автобус, откроет двери, подойти к дверям, поставить на ступеньку одну ногу, затем
другую и войти в салон. Зрячий ребёнок, основываясь на своём зрительном опыте,
довольно быстро решит эту задачу, держась за вашу руку. Но незрячий ребёнок не
имеет такого опыта, он знает автобус лишь по издаваемому им шуму, по его покачиванию
во время движения и другим слуховым, тактильным и обонятельным ощущениям, которые,
естественно, не могут дать полноценного образа. Конечно, игрушечные автобусы
помогут сформировать общее представление, но необходимо найти возможность и обследовать
с ребёнком транспортное средство. Об этом всегда можно договориться с водителем
на конечной остановке, пока транспортное средство <отдыхает> и в нём нет пассажиров.
Два-три таких обследования позволят ребёнку понять, как надо входить, выходить,
проходить между кресел и садиться в них.

Но одно дело - посадка в <отдыхающий> автобус, и совсем другое - в остановившийся
на одну-две минуту на промежуточной остановке. Во-первых, старайтесь пользоваться
передней дверью, по крайней мере, на начальном этапе. Во-вторых, при посадке
не надо подталкивать ребёнка к входу, пытаясь, наклонившись и взяв его под мышки,
<впихнуть> перед собой, - есть опасность, что водитель не увидит вас в зеркале
заднего вида и начнёт закрывать двери, а это уже опасно. Лучше сделать так: подойти
к двери, держа ребёнка за руку, убедиться, что вам не мешают входить, и поставить
одну ногу на подножку вплотную к створке открытой двери. Поверьте, даже нежная
женская ножка в изящной туфельке без вреда для себя и обуви спокойно удержит
в этом положении дверь и не даст её закрыться, если водитель, не заметив вас,
нажмёт кнопку <закрыть двери>. Водитель же никогда не начнёт движение при открытых
дверях и поэтому обратит на вас внимание и исправит свою <оплошность>.

Поставив ногу на подножку, поддерживайте ребёнка за руку и подсказывайте ему,
как действовать: <Шагни ближе, найди рукой борт автобуса (угол дверного проёма,
перила), обопрись, подними ногу, ступи на подножку>. Введите ребёнка в салон,
сами входите за ним. Выходить нужно аналогично, только первым выходите вы и,
придерживая ногой дверь, помогаете ребёнку выйти. Чем чаще вы будете ездить,
тем быстрее освоите эту процедуру, и скоро она станет обычной.

Войдя в салон, некоторые сразу же начинают требовать от сидящих пассажиров, чтобы
уступили место ребёнку-инвалиду. Такое требование выглядит (как бы мягче сказать)
не очень тактично по отношению к ребёнку. Как правило, если ребёнок маленький,
вам и так кто-нибудь уступит место, не обращая внимания на <особенность> ребёнка.
Когда он подрастёт, то может и постоять. Главное - научить его держаться за поручни,
спинки кресел, расставив для устойчивости пошире ноги. С возрастом ребёнок научится
сам находить в салоне комфортное место, а когда он будет ездить с белой тростью,
о чём мы будем говорить позже, окружающие всегда помогут.

Некоторые пассажиры в конце своей поездки начинают готовиться к выходу заранее,
за 1- 2 остановки до нужной: встают с сидения, пробираются к выходу и, встав
перед ним, мешают выходящим и входящим, возмущаясь при этом, что их толкают.
Не подражайте им, особенно если едете с незрячим ребёнком. Дождитесь, когда после
остановки, предшествующей вашей, двери закроются и транспорт, набрав скорость,
начнёт равномерно двигаться. Тогда вставайте и пробирайтесь к выходу. Гарантирую,
что вы успеете выйти и вывести ребёнка.

Максим к 7 годам легко и спокойно входил и выходил из транспорта, без проблем
и травм ездил со мной даже в часы пик. Он имел представление о многих видах наземного,
воздушного, водного транспорта. Конечно, его представления существенно отличались
от представлений зрячего ребёнка, но для чего нужен транспорт и как на нем ездят
(летают, плавают), он знал. Для него не совсем было ясно, почему <стучат> колеса
вагона, с этим он разобрался позднее, но этот стук не вызывал у него страха.
Позднее, в начальной школе, мы проехали почти по всем станциям метро, используя
различные варианты пересадок с линии на линию, и он узнал, что к месту назначения
можно добраться разными маршрутами. Всё это сегодня (в студенческие годы) позволяет
ему без сопровождающего ездить по городу.

В начале беседы я сказал, что поездки должны быть достаточно частыми, по крайней
мере, в период с 3 до 7 - 9 лет. Почему? Да потому, что это самые продуктивные
годы для познания - навыки, освоенные в детстве, остаются на всю жизнь.

Выпуск листа на новом месте: 1471

   2005-11-13 17:15:30 (#474467)