Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Зритель с завязанными глазами

Зритель с завязанными глазами
06.09.2010

В Санкт-Петербурге проходит I Всемирный фестиваль школ кукольников.

Кажется, уже человечество изобрело все, что возможно. Трудно сыскать новое -
и в жизни обыденной, и в сконструированной реальности - в галерейных пространствах,
выставочных залах, на театральной сцене. Конечно, при большом желании удивиться
можно даже травинке зеленой, облаку-барашку на небе, но прерогатива эта
исключительно для особ романтических. А для прагматиков скучающих, которые все
уже для себя в жизни выяснили и поняли?

Одного скучающего интеллектуала на днях позвали в театр в рамках I Всемирного
фестиваля школ кукольников. Не хотел, упирался, не верил: <Я все уже видел,
все знаю, не удивите>. А интеллектуала вызвали из зала, завязали глаза и вывели
на сцену. Рядом еще пятеро таких же людей с завязанными глазами. Всех,
держа за плечо, повели по кругу сцены молодые актеры из Вильнюса, при этом исполняя
фолк на литовском языке.

Зрители в зале следили внимательно за тем, что же будут делать с теми, кого вывели
на сцену. А их усадили на стулья. И тут началось! Не знаю, что было больше
спектаклем - действия актеров или реакции выведенных на сцену людей? Актеры изображали
летящего шмеля, жужжащих пчел, японских мудрецов, обезьян, прыгающих
по плечам сидящих людей, собак, которых надо было держать на поводках. Артисты
нагоняли <волны>, раскачивая стулья с сидящими участниками эксперимента,
надевали им на уши морские раковины, брызгали водой, давали испробовать напитков
из половинок кокосовых орехов, угощали фруктами. А те шестеро, кто сидел
с завязанными глазами, эти шестеро не знали, что с ними будет в следующую секунду.
И это как раз и было самым интересным, потому что все реагировали абсолютно
по-своему, у кого-то на лице появлялось выражение опаски, страха, у кого-то -
любопытства, ожидания, кто-то полностью доверился тому, что же будет, в ком-то
читалась уверенность - плохого не случится!

Наш усталый интеллектуал сидел вначале отчужденно, но как только около него появилась
пчела, а потом громко залаяла собака, которую надо было удерживать
за поводок, чтобы она не сорвалась вслед за обезьяной, самый что ни на есть живейший
интерес возник на его лице. Неожиданно над его ухом вскричала чайка,
вдалеке послышались трубные звуки слонов и топот ног африканского племени, и
такие переливы чувств отразились в уголках губ, в поднятой голове, что это
означало только одно: надо прислушаться, надо что-то вспомнить, вытащить из подсознания!

Зрители Интерьерного театра, которых буквально невозможно было всех разместить
в тот день в зале (настолько велик интерес и ажиотаж по поводу театральных
экспериментов), оказались свидетелями абсолютно нового искусства. Оно рассчитано
на слепых и плохо видящих людей. Идея спектакля проста и мудра: мы все
жители одной планеты и нам нечего делить, нам не с кем воевать, надо радоваться
тому, что мы просто живем.

Я поговорила с постановщиком этого необычного спектакля - выпускницей Литовской
академии музыки и театра Каролиной Жерните. Совсем еще юная режиссер и актриса
рассказала, что идея родилась при подготовке к театральному фестивалю <Таллин-треф>
- студенты тогда еще третьего курса решили в своей постановке сделать
центром внимания не актеров, а зрителей. Причем зрителей как обычных, так и тех,
кто лишен зрения.

- Мы придумали <Пчелиные сказки для шести чувств>, в основу которых положили
три народные сказки - японскую, африканскую, эскимосскую, - рассказала Каролина.
- Текст на английском понятен всем, идея проста, а главное, нам удается задействовать
все органы чувств зрителей - осязание, слух, обоняние, вкус, зрение,
равновесие.

Каролина рассказала, что в спектакле в Литве множество раз участвовали незрячие
зрители и отзывы их превзошли самые смелые ожидания: <Эти люди говорят,
что наконец-то поняли, что такое театр - до этого двери в мир театра для них
были, по сути, закрыты>.

Спектакль некоммерческий, и, как водится, на него трудно найти деньги. Но актеры
надеются на поддержку спонсоров и не хотят ограничиваться только одной
постановкой: есть идея создать театр именно такого направления - для зрителей
с ограниченными возможностями.

Знаменитый буддийский монах, художник и каллиграф Такуан Сохо, живший в XVI-XVII
веках в Японии, сказал: <Слепой видит ушами, а глухой слышит глазами>.
Когда-то открытая истина, преломляясь в новых подходах к искусству, возможно,
способна избавить нас, людей зрячих, но часто не видящих простых и важных
вещей, от лишнего снобизма и нелюбопытства. Надо ли сомневаться в том, что существуют
иные миры, в которые мы даже не пытались проникнуть.

Елена Добрякова, специальный корреспондент <НВ>

"Невское время"

Выпуск листа на новом месте: 5556
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Mon, 6 Sep 2010 11:24:42 +0400 (#1199996)