Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] В Казахстане всего 38 процентов детей-инвалидов охвачены образованием

В Казахстане всего 38 процентов детей-инвалидов охвачены образованием
06.09.2010

Алина Бекирова

Проблема инклюзивного образования очень актуальна для нашей страны. В республике
наблюдается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями.
Если в 2002 году их количество составляло 120 тысяч, то в 2009 году - более 147
тысяч.

В 101 коррекционной школе и 820 специализированных классах при общеобразовательных
школах обучаются около 24 тысяч детей школьного возраста. Из особых детей
дошкольного возраста, коих насчитывается порядка 37 тысяч по Казахстану, интегрированы
в образовательную среду всего 4 тысячи. Как видно, это крайне мало.
А потому необходимо заострить внимание на развитии инклюзивного образования,
которое позволит, с одной стороны, расширить действующую сеть коррекционных
школ, а с другой - поможет особым людям выйти в свет.

Судьбе детей с ограниченными возможностями не позавидуешь. Мало того, что вся
жизнь проходит стороной, так многие из них ограничены даже в родительской
заботе. Так, свыше 42 тысяч таких детей остались без попечения родителей, а еще
18 тысяч воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому заботу о них должно
на себя взять государство, в первую очередь в вопросах образования, чтобы дать
этим детям шанс в будущем.

На сегодняшний день в стране активно развивается система инклюзивного образования,
которая подразумевает коррекционную и специализированную помощь в развитии
детей с ограниченными возможностями.

- Сеть специальных организаций состоит из 156 кабинетов коррекции, 123 кабинетов
психологов, 15 реабилитационных центров, 345 логопедических пунктов. Ранняя
коррекционно-педагогическая поддержка служит детям и их родителям помощью для
последующего процесса воспитания, обучения и социальной адаптации, - рассказывает
главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Бахыт
Мурзагалиева. - Для детей с ограниченными возможностями расширяется сеть специальных
классов при общеобразовательных школах. Таких классов насчитывается 1098. При
этом дети с ограниченными возможностями вовлекаются во все виды развития,
а у одноклассников формируется отношение к инвалиду как к равному.

Однако эта красивая, высокая идея нуждается в качественном воплощении, на что
у нас ресурсов пока немного.

Все начинается с кабинета психолога. На всю страну насчитывается всего 56 медико-психологических
консультаций. По идее деятельность их направлена на раннее
выявление у детей недостатков развития. Но, как отмечает представитель Минобра,
<на местах плохо выполняется приказ Министерства здравоохранения РК в части
порядка проведения скринингов для выявления нарушений у детей>. В отдельных регионах
отсутствует преемственность между медучреждениями и специальными организациями
образования в передаче сведений о детях, имеющих нарушения в развитии.

- В результате многие нарушения выявляются уже в школьном возрасте. Так, по Казахстану
всего 21 процент раннего выявления нарушения развития у детей дошкольного
возраста. Это приводит к необратимым последствиям и неготовности ребенка к школе
по состоянию здоровья, - пояснила Бахыт Мурзагалиева.

Вторая проблема - разработка законодательной базы. Необходимо как можно скорее
принять поправки в закон РК <Об образовании> в части инклюзивного образования.
Пока эти поправки лежат на рассмотрении мажилиса парламента РК.

Но самая главная трудность - создание гуманной атмосферы в школах. Венцом развития
инклюзивного образования станет создание специализированных классов во
всех казахстанских средних школах. Главным препятствием тому являются архитектурные
барьеры.

- Сейчас в ряде городов Казахстана началась реализация проекта <Город, дружественный
к ребенку>. В рамках этого проекта планируется по всей стране оснастить
порядка 830 школ пандусами и перилами, более широкими проемами, - сообщила Бахыт
Мурзагалиева.

Обнадеживает, что уже существуют некоторые позитивные примеры развития инклюзивного
образования. И радует, что это происходит далеко от столицы. Так, в
городе Сарани, что в Карагандинской области, открыт специальный автобусный рейс,
который будет доставлять детей в школу. А в Усть-Каменогорске на днях
состоялась презентация школы дистанционного и профильного обучения. Образование
дети будут получать через Интернет с помощью образовательного портала Усть-Каменогорска.

Главное - не остановиться на достигнутом.

"ЛИТЕР"
http://invak.info/content/view/11357/1/

Выпуск листа на новом месте: 5558
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Mon, 6 Sep 2010 11:34:54 +0400 (#1200018)