Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости RSC
НОВОСТИ КИНО
Людмила
БЕЗРУКОВА, соб. корр. "Труда".
- Сами в свое
время этот же вуз заканчивали?
- Я закончил
сначала геологоразведочный техникум,
служил в армии, работал, а потом, с
третьей попытки, поступил в
Киевский театральный институт имени
Карпенко-Карого.
- Экзамены по
специальности сдавал хорошо. Но в
сочинении при первом поступлении
сделал 14 ошибок, при втором 12. Прогресс
был очевиден, однако я подсчитал: чтобы
получить наконец желанную пятерку,
поступать придется еще шесть лет.
Поэтому в третий раз воспользовался
шпаргалкой - и, как видите, результат
налицо. Более того, с тех пор я написал
как минимум шесть сценариев для своих
фильмов! Но своим студентам о том, как
поступал, не рассказываю. Мне в ту пору
было 23 года. Пошел учиться на режиссера
потому, что хотелось как-то выразить
свое собственное видение мира. Кино в
этом отношении предоставляет большие
возможности. О чем догадывался с
детства, так как мои родители имеют
непосредственное отношение к
искусству: отец - театральный режиссер,
мать - актриса.
- Что ж не
пошли по стопам отца, а стали снимать
кино?
- В кино
народ ходит сейчас, по-моему, не очень
активно. Все больше сидит дома у
телевизора или "крутит" видео.
Иногда думаешь: может, пора уже "отменить"
кинематограф?
- Ну зачем так
круто! Один небезызвестный наш
соотечественник еще в начале XX века
заметил, что "из всех искусств
важнейшим является кино". Правда, он
подумал и добавил после паузы: - "И
цирк!" - но про это почему-то не пишут:
А если серьезно, то кино - искусство,
помогающее народу полнее познать
самого себя. Лишиться кинематографа -
значит обеднить себя духовно. Другой
вопрос, что кино у нас в стране, к
сожалению, переживает
В первые
перестроечные годы, когда в
кинематограф хлынули деньги, которые
отмывала мафия, у "новых русских"
бытовало мнение, что сценарий, режиссер
не имеют никакого значения, достаточно
наснимать голых теток, драки и
разбивающиеся автомобили - и зритель
побежит в кинотеатры, а они таким
образом и деньги отмоют, и еще
разбогатеют прямо как американцы.
Отмыть - отмыли, но не разбогатели.
Народ же совсем перестал ходить в кино.
Потому что выяснилось: не в голых
тетках и драках дело. Дело в истории,
способной увлечь в профессиональном
мастерстве режиссера, умеющего эту
историю рассказать, в
- Потому вы и
согласились в свое время снять для
телевидения несколько серий "Улиц
разбитых фонарей"? По принципу: пусть
хоть плохонькое кино, зато свое - с
российскими актерами, узнаваемыми
ситуациями?
- Это, как вы
говорите, "плохонькое кино" любимо
миллионами российских зрителей,
которые смотрят его без устали по
нескольку раз - благо, "Улицы"
регулярно крутят по разным телеканалам.
- Отчего же
тогда вы в титрах спрятали свою фамилию
под псевдонимом?
- Оттого, что не
принимал участия в озвучивании снятых
мною серий. Не подбирал музыку: Однако я
не стыжусь этой работы. Она принесла
немало пользы. Всем - и нам, авторам, и
актерам, и зрителям. Вот пример. В то
время, когда на студии "Ленфильм"
не снимался ни один фильм и по
павильонам бродили только голодные
коты, продюсер Александр Капица
предложил группе моих безденежных
коллег, в том числе и мне, снять
несколько серий по рассказам
питерского сыщика, начальника "убойного"
отдела Андрея Кивинова. Затея
показалась мне интересной. Попытки
сделать сериалы на манер мексиканских
предпринимались у нас и до этого. Но они
не прижились да и не могли прижиться в
силу того, что все эти душещипательные
истории на тему Она полюбила Его, у них
родилась дочка, которую украли, а потом
дочка выросла и т.д., разыгрывались на
фоне хронической российской
нестабильности во всем - политике,
экономике. Не до "высокой",
извините, любви. В детективном же
сериале с веселыми, полупьяными "ментами"
народ должен был увидеть подобие своей
жизни. С превеликим трудом мы нашли под
"Улицы" какие-то небольшие
средства, пригласили талантливых, хотя
мало кому известных тогда и таких же
нищих актеров и на гроши сделали-таки
кино. Прогнозируемый успех пришел не
сразу, но пришел! Искусством здесь,
конечно, пахнет мало, но это хоть и
маленький, однако настоящий
кинематограф. В тех условиях это было
начало возрождения отечественного
кино пусть и на отдельно взятой
территории города Петербурга.
- Но,
согласитесь, уровень его, в особенности
если сравнивать с "Собачьим
сердцем", весьма, скажем так,
средний.
- А зачем
сравнивать? Разные фильмы! И потом, мне
что же, до конца дней теперь только
такое кино, как это самое "Сердце",
снимать?
- Но коль дан
дар проницательного, глубокого мастера...
- У меня дар
рассказчика. Я рассказываю с помощью
кино разные истории. Те зрители, что на
"ура" восприняли в конце
восьмидесятых сюжет про собаку, они и
"Ментов" с удовольствием смотрят.
И "Бандитский Петербург" принят
ими хорошо. Его я вообще считаю одним из
лучших своих фильмов. Это не означает,
что сие произведение должно всем
нравиться. Упаси Бог! Более того, я
отдаю себе отчет, какое скромное место
занимает эта лента в анналах
отечественной кинематографии. Но лично
я раньше в подобном жанре никогда не
работал. Для меня это был своего рода
эксперимент. Рад, что он удался.
- В "Бандитском
Петербурге", как, впрочем, всегда в
ваших фильмах, снималось немало
знаменитых актеров. Трудно работать с
ними?
- Как правило,
знаменитый актер - очень хороший актер.
Работать с таким обычно одно
удовольствие. Мне на актеров везет. И
знаменитые, и начинающие работают
всегда с полной самоотдачей.
- После
съемок расстаетесь "навсегда" или
считаете себя в ответе за тех актеров, с
которыми сотрудничаете, которые
благодаря вам обрели известность?
Спрашиваю не случайно. Блеснувший в "Собачьем
сердце" Владимир Толоконников
впоследствии как-то затерялся,
поговаривали, что из-за
невостребованности стал пить...
- Я в ответе
перед фильмом, который снимаю. Если
есть в нем роль для моего друга-актера,
я его приглашаю. Если нет - увы, как бы по-
человечески мне ни хотелось с ним
работать: Это в равной степени
относится и к съемочной группе.
Постоянно сотрудничает со мной разве
что художник Владимир Светозаров. Что
касается оператора, композитора,
помощников и ассистентов - каждый раз
приглашаю тех высококлассных
специалистов, кто, так сказать,
вписывается в концепцию нового фильма.
Что касается Володи Толоконникова, то
недавно он пробовался у меня на роль
Никанора Босого в "Мастере и
Маргарите".
- Об этом
вашем фильме по роману Михаила
Булгакова столько разноречивых слухов...
Вы уже начали съемки?
- Начал было, но...
У писателя Булгакова объявились
наследники, впрочем, прямого отношения
к нему не имеющие, однако правами
обладающие. И они продали эти права в
США. И теперь, чтобы экранизировать
любимую народом русскую книгу,
необходимо испрашивать разрешение у
американцев. А они с нами разговаривать
не очень-то хотят.
- Просто
какая-то мистика с этим романом: кто ни
возьмется за его экранизацию,
обязательно случается что-нибудь из
ряда вон! Достаточно вспомнить картину
режиссера Юрия Карры, которая так и не
вышла на широкий экран, а несколько
человек из съемочной группы
скоропостижно скончались...
- Я - материалист
и в мистику не очень верю. Тем более что
были и другие фильмы по "Мастеру" -
югослава Петровича, поляка Вайды. И
ничего, все там остались живы-здоровы...
Вообще вокруг этого замечательного
романа столько всякой, извините, чуши -
просто удивительно!
- Может, это
связано с тем, что произведения
Булгакова трудны для переложения в
кинематографе?
- Тоже ошибочное
мнение. Михаил Булгаков был не только
романистом, но и драматургом, все
диалоги в его текстах тщательно
выписаны, достаточно зримы. Трудно
передать дух, настроение, своеобразный
юмор его книг - то есть точно перевести
книгу на другой язык, в данном случае,
язык кино.
- Вы сами "Мастера
и Маргариту" сколько раз читали?
- Я наизусть
роман знаю! Сам написал сценарий к
задуманному мной фильму. Вообще, на мой
взгляд, для экранизации вполне
достаточно трех составляющих. Первое:
мне должно быть это интересно. Второе: я
правильно читаю первоисточник, то есть
так, как он написан, и именно то, что
автор хотел своим произведением
сказать. Третье: хочу поделиться своим
впечатлением с максимально возможным
количеством людей. Вот когда все эти
три составляющие сходятся, приступаю к
съемкам.
- Владимир
Владимирович, вы честолюбивы? Премии,
награды имеют для вас значение?
- Если какой-либо
режиссер скажет вам - "нет", не
верьте! Потому что нечестолюбивый в творчестве человек - это как плохо видящий снайпер, или косноязычный адвокат. Ведь режиссер берет на себя смелость рассказывать вам какую-то историю так, как он видит ее, и ему, конечно же, интересно, понравился ли его рассказ. Он нуждается в знаках одобрения. Вопрос - откуда эти самые знаки последуют. Если из сумасшедшего дома или воровского притона, то, конечно, радости мало. Хотя разные есть честолюбцы. Некоторым хватает близких друзей и родственников. Но большинство нуждаются в одобрении максимально широкого круга зрителей. Все сказанное в полной мере относится и ко мне. И премии, и награды имеют для меня значение. Самая значимая - Государственная премия за фильм "Собачье сердце". Приятно было осознавать, получая ее, что такое большое государство нашло меня, такого маленького, и громко сказало: "Молодец, Владимир, хорошо поработал, вот тебе за это награда!" Ценю-с. |
Поиск по архиву рассылки
"Новости RSC" |

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||