Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Co@Libri. Рецензии, обзоры

  Все выпуски  

Новости RSC


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дайджест российской прессы компании Russian Story Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО ===============================================================

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ: Три истории

Лев Данилкин

      Борис Акунин.

      "Пелагия и Черный монах" (АСТ, 2001).

      Акунинский "Черный монах" - клерикальное чтиво-2, очередная соборянская солянка с детективным сюжетом и изрядным количеством религиозно-нравственных отступлений. В десятом своем романе Б. Акунин собрался наконец с духом напрямую помериться силами со своим основным зарубежным конкурентом - У. Эко и его романом века "Имя розы".

      Место действия - таинственный остров Ханаан где-то на севере, монастырь Новый Арарат; там, во-первых, отдельным служителям культа грезится по ночам призрак черного монаха; во-вторых, на том же острове располагается образцового содержания дурдом (натуральная, то есть психбольница); сюжет состоит в том, что заволжский владыка Митрофаний одного за другим засылает туда своих коллег - от "новенького" персонажа Ленточкина до известной сестры Пелагии. Главная героиня, разумеется, она: рыжеволосая монахиня, преподавательница гимнастики и русского языка. Именно на ней эта вяловатая серия - "провинциальный детектив" - и держится. Пелагия как персонаж удачнее даже и Фандорина: шустрая монашка чрезвычайно эротична; она, в отличие от истукана Эраста, - мерцающая величина, воплощенный соблазн; она никогда не может быть полностью доступна - статус Христовой невесты всегда удерживает ее на самом краю.

      Отметим и хорошее сочетание - святые и сумасшедшие; в самом деле, очень детективная ситуация, подставляющая под подозрение кого угодно ("собачье-баскервильский" принцип - сверхъестественное отпугивает от естественного - и у Акунина срабатывает безотказно). Отметим очень удачного персонажа - сумасшедшего физика Лямпе: колоритнейший, совершенно твинпиксовский образ.

      Как и многие акунинские сюжеты, этот вырос из литературного штампа, совершенно уже стершегося, но общеизвестного - чеховского черного монаха, который в оригинале не то галлюцинация, не то что-то вовсе сверхъестественное; разумеется, Б. Акунин опять выступает в роли фомы неверующего - черные монахи просто так не появляются, тут что-нибудь да есть. Треплев не застрелился etc.

      С другой стороны, как сорокинский "Пир" отсылает читателя исключительно к текстам самого Сорокина, так и "Пелагия-2" только для профессиональных лингвистов остается центоном из "Соборян", "Бесов" и "Черного монаха". Для публики эта манера плетения словес ("нахохленный расследователь кутался в неосновательный пальмерстон с пелериной" etc) - акунинская и только; это его собственный идиостиль.

      Хороший ли, однако ж, роман? Не "Имя розы", конечно, но весьма качественный. "Пелагия и черный монах" - богатая монастырская изба, крепко срубленная, прекраснейшим образом размалеванная; но, конечно, и несколько карикатурная в силу того, что автор не стал утруждать себя изобретением новых идей. Фандоринский цикл изначально сервировался как литературный проект; не то романы про Пелагию. Акунин перестал быть чисто литературным фактом и событием. Akunin - это ведь теперь своего рода "Газпром", промышленный гигант с филиалами в провинции и представительствами во всех эпохах; литературный олигарх, которому досталась богатейшая естественная монополия - на русскую классическую литературу. Соответственно, критические заметки ему что слону дробина. Так что спрашивайте в магазинах и не думайте много за отечественную литературу.

      Сергей Карпущенко.

      "Убийство в доме свиданий", (Амфора, СПб, 2001).

      Сергей Карпущенко - малоизвестный, но профессиональный мучитель словесности, литератор, выцепленный из небытия петербургским издательством "Амфора"; автор пространного сочинения "Эшафот для императора", да и многих других - также не самых коротких. С месяц назад выяснилось, что помимо прочего Карпущенко пишет еще и исторические детективы. Их только что запустили в печать; и вот вам, возможно, первый эпигон Акунина (хотя я и не удивлюсь, если это написано давно и даже уже издавалось).

      Сюжет романа - вариация на тему преступлений Джека Потрошителя. 1908 год, Санкт-Петербург. Некто убивает проституток в борделях; довольно скоро выясняется, что претензии у маньяка возникают исключительно к шлюхам дворянского происхождения. Серия убийств в борделях вполне себе сюжет; но как неизобретательно обошелся с ним г-н Карпущенко: ни тебе вырезанных внутренностей, ни тебе исполосованных физиономий; он как будто опасается чего-либо не совсем уж традиционного, любых эксцессов.

      Довольно сложно объяснить, чем Карпущенко и его сыщик Выжигин так уж хуже Юзефовича (resp. Путилин) и Акунина (resp. Фандорин). Явно слабее собственно детективная составляющая (плохая идея - не жалко даже пересказать ее: убийца, оказывается, просто проводит классовые чистки; одна линия вместо нескольких; вялая интрига); небогатый словарный запас (автор пишет скорее по газетам, чем "по литературе"; в лучшем случае в его речи слышен лакейский говорок писателей второго ряда; тогда как, судя по Юзефовичу и Акунину, списывать надо у Чехова и Достоевского - заимствовать лучшее); отсутствие дистанции между текстом и автором (ретро-детектив должен быть литературной игрой с читателем); скованность в обращении с историческими фактами (вот, например, одна из подозреваемых - Зинаида Гиппиус; Карпущенко все время напирает на то, что все факты у него - подлинные; однако ж читателю интересна не хрестоматийная Гиппиус, а другая - странная, непредсказуемая).

      С другой стороны, даже и Карпущенко не так уж бездарен, как, к примеру, Валентин Лавров со своими бесконечными романами про графа Соколова. Лучше уж скучная нат-пинкертоновщина, чем "Бешеный" в старорежимных декорациях.

      Леонид Юзефович.

      "Костюм Арлекина" (Вагриус, Москва, 2001).

      Леонид Юзефович - историк-профессионал и беллетрист-любитель - стал сочинять детективы о сыщике Путилине еще в 80-х; два из трех он написал до Акунина; весной этого года все три - "Костюм Арлекина", "Дом свиданий" и "Князь ветра" - выходят в издательстве "Вагриус".

      Иван Дмитриевич Путилин в самом деле существовал - он служил начальником санкт-петербургской сыскной полиции в 70 - 80-х гг. XIX в.; в начале ХХ в. стал персонажем многочисленных литературных комиксов; и лишь 100 лет спустя его заново открыл Юзефович, сделав его героем своих романов.

      Юзефовичевский "Путилин" - не литературный проект; но все три романа - замечательнейшие; это беллетристика высочайшего качества - живая, остроумная, очень славно написанная. Юзефович - великолепный детективщик, которого лишь на первых порах будут сравнивать с Акуниным. На самом деле жанр исторического детектива по праву первого принадлежит именно ему.

      Читать надо обязательно; рекомендации лучших собаководов.

"Ведомости", №45 за 15 марта 2001 г.

 Пресс Дайджест RussianStory

PRE Номер выпуска рассылки: 153 Дата выпуска рассылки: 2001-03-15 Код рассылки: culture.rsc2000 Название рассылки: Новости RSC Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/ Титул автора рассылки: Редактор Имя автора рассылки: Ирина Тараненко Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко Форма поиска по архиву рассылки:
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Новости RSC"



Audio Video Books from Russia
Goods from Russia Goods from Russia

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное