Дайджест российской прессы компании Russian Story
Страничка - НОВОСТИ - ЛИТЕРАТУРА - МУЗЫКА - ВИДЕО
===============================================================
СЕМЕЙНЫЙ
ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ КИНО
Леонид
ПАВЛЮЧИК.
"Есть много
разных книг, написанных в соавторстве,
есть пьесы, сочиненные вдвоем,
детективы, еще больше - киносценариев.
Вот только общей книги воспоминаний,
кажется, пока не было", - пишут в
предисловии к своим мемуарам "В
кадре", только что изданным "Центрполиграфом",
Владимир НАУМОВ и Наталия
БЕЛОХВОСТИКОВА. Впрочем, "мемуары"
- слово скучное, пресное, тусклое. А в
совместной книге нашей замечательной
кинематографической четы все такое
сочное, выпуклое, полное огня и жизни,
неперебродившей творческой энергии,
что оторваться от нее хоть на час
оказалось делом трудным. Я, во всяком
случае, сделать это не смог. И проглотил
толстенный 500-страничный фолиант, щедро,
правда, пересыпанный фотографиями из
семейного архива и рисунками самого
Владимира Наумова.
Поначалу авторы
этой книги вспоминают порознь и о
разном: все-таки Наумов - почти на
четверть века старше своей
очаровательной супруги, у него и
жизненный опыт покруче будет. Наташи
Белохвостиковой еще не было на свете, а
будущий режиссер в порыве творческого
вдохновения уже рисовал что-то ржавым
гвоздем на стенах, хулиганил во дворе
дома, где запросто, по-соседски
встречались Ромм и Кармен, Птушко и
Пырьев, воровал еду по пути в Алма-Ату,
куда был эвакуирован в годы войны,
позже поступил во ВГИК, где уже учились
вчерашние фронтовики Чухрай, Бондарчук,
Озеров, Ростоцкий, Сегель: Во ВГИКе
Владимир Наумов встретил своего
старшего друга и сопостановщика
Александра Алова, с которым они отныне
были неразлучны до самых смертных дней
последнего. Классик советского кино
Борис Барнет, приветствуя друзей,
всегда произносил их фамилию слитно:
"Эй, Аловонаумов, не дрейфь, я с тобой!"
И пока Алов и
Наумов ставили фильмы "Тревожная
молодость", "Павел Корчагин",
"Мир входящему", "Скверный
анекдот", "Бег"
- нынче общепризнанную классику
советского кино, - в Москве подрастала
девочка Наташа. Вернее, в Москве она
родилась, а подрастала большей частью в
Лондоне и Стокгольме, куда направляли
работать ее отца - крупного советского
дипломата. Кстати, именно в Стокгольме,
где Марк Донской снимал некоторые
эпизоды фильма "Верность матери",
Наталия Белохвостикова впервые вышла
на съемочную площадку - пока, правда, в
качестве статистки. Случилось это в 13
лет, но уже не за горами была мастерская
Сергея Герасимова во ВГИКе, куда она
попала в 16 лет, фильмы "У озера",
"Красное и черное", "Пой песню,
поэт", "Надежда", сразу
прославившие юную актрису. Достаточно
сказать, что Государственную премию
СССР она получила в 20 лет - такого
история советского кино, похоже, еще не
знала. А на горизонте тем временем уже
маячил четырехсерийный киноколосс "Легенда
о Тиле", в котором Белохвостикова
сыграла Неле - может быть, самую
вдохновенную, самую лучшую свою роль...
Впрочем, здесь
уже начинается общая глава в жизни и
творчестве Наумова и Белохвостиковой.
С фильма "Легенда о Тиле", который
они снимали на пике своей только что
обретенной любви, актриса и режиссер
неразлучны уже тридцать лет, вместе
выносив, вынянчив сложные, философски
"нагруженные" картины "Тегеран-43"
и "Берег",
"Выбор" и "Закон", "Десять
дней без права переписки" и "Белый
праздник": Вот и воспоминания они
тоже решили написать вместе. Удача
сопутствовала им и в этом начинании. На
страницах книги возникла как бы
двойная подсветка одних и тех же
событий: Наумов мастерски
растолковывает концепцию фильмов,
вписывает их в контекст своих
творческих исканий, яростно спорит с
оппонентами. Белохвостикова больше
вспоминает свои творческие муки, тепло
и лирично набрасывает портреты коллег,
милые женскому сердцу эпизоды,
случившиеся на съемочной площадке, с
понятной материнской гордостью
рассказывает об их дочери Наташе
Наумовой - молодой актрисе и начинающем
режиссере. Несколько застенчивых и
очень искренних страниц написала и
сама "Наташа-маленькая", как
называют ее близкие и друзья...
Один из рисунков Владимира Наумова, представленных в книге.
Казалось бы, что еще
нового можно узнать об истории
легендарной группы? Написали уже все,
кто знал хоть что-то, не говоря уж о
мемуарах ныне здравствующих "битлов".
Тем не менее этот роман может заставить
читателя взглянуть на историю "Битлз"
под необычным углом. В отличие от
других, пытавшихся ответить на вопрос
"как?", авторы стремятся выяснить
"почему?" и называют книгу
одновременно документальной и
художественной, и фантастической, а
скорее даже мистической. В
хитросплетении странных и подчас
трагических обстоятельств, на
протяжении всего времени
сопутствующих легендарной четверке,
авторы видят некий высший смысл. Череда
необъяснимых совпадений преследовала
и одного из авторов (Юлия Буркина),
начиная от начала до самого конца
работы. Посчитав поначалу их
подозрительно-мистическими, авторы в
итоге делают вывод: "Роман просто не
мог быть не написан. Его появление на
свет было предопределено. И вся мистика,
происходившая с нами, являлась
отблеском мистики, происходящей с
самими "Битлз".
Еще одна неправильная книга - "вся
соткана из неправильностей, так же как
и жизнь моего папы. Я... тоже по
общепринятым меркам росла неправильно",
- говорит дочь прославленного
режиссера, многие фильмы которого
вошли в золотой фонд отечественной
кинематографии. Живо, интересно
рассказанные истории создания фильмов "Опасные
гастроли" с Владимиром Высоцким, "ДАртаньян
и три мушкетера","Узник
замка Иф" и многих других
перемежаются с размышлениями о
кинематографе, рассказами о
родных и близких, актерскими байками.
Огромное количество фотографий, в том
числе из семейного архива, рисунки,
шаржи.
Юнгвальд-Хилькевич
и его дочь, журналистка Наталия,
приглашают зрителя и читателя
заглянуть в творческую лабораторию,
увидеть то, что происходило за камерой.
И очень симпатично, что сами авторы
столь же искренне рассказывают историю
их семьи, по-богемному "сложносочиненной".
Стремясь воссоздать колорит эпохи,
славной своим бескорыстным общением,
Наталия Юнгвальд-Хилькевич собрала на
страницах книги многих знаменитых
коллег и друзей отца, добавила свои
детские воспоминания к его рассказам.
Тут повествуется о Владимире Высоцком
и Алле Пугачевой, с которыми главному
герою довелось работать, а с Высоцким и
дружить. Однако Юнгвальд-Хилькевича
никак не назовешь "режиссером эпохи
Высоцкого и Пугачевой", ибо именно
ему эти культовые фигуры обязаны
частью своей славы. В
"За кадром" возникают и совсем
другие культовые персоны, а именно Кира
Муратова и Андрей Тарковский, которые,
как это ни странно на первый взгляд,
оказались в стане поклонников
музыкальных водевилей и ревю
Хилькевича и своим мимолетным
одобрением помогли ему как никто
другой. Это суть феноменальной
успешности именно Георгия Эмильевича:
он оттачивал свое мастерство в
легкомысленных, "низких" жанрах не
потому, что это было выгодно, но просто
оттого, что ревю как жанр, как вид
киноязыка был ему ближе и интереснее.
Такое было время.
PRE
Номер выпуска рассылки: 147
Дата выпуска рассылки: 2001-03-05
Код рассылки: culture.rsc2000
Название рассылки: Новости RSC
Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/
Титул автора рассылки: Редактор
Имя автора рассылки: Ирина Тараненко
Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com
Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко
Форма поиска по архиву рассылки: