Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Co@Libri. Рецензии, обзоры
ЧИЧЕРИНА
"СПЕЛАСЬ" С АКУНИНЫМ
"Азазель" грозится стать
мыльной рок-оперой?
Юлия Чичерина
все глубже продвигается в мир
кинематографа. Еще совсем недавно
девушка сыграла одну из главных ролей в
картине "Гладиатрикс", а уже на
днях она со своими музыкантами
закрылась в студии, где пишет песню к
фильму "Азазель". Режиссер
нашумевшего проекта Александр
Адабашьян заказал Юле, как сейчас модно
говорить, саундтрек для своего сериала
по произведению Бориса Акунина, съемки
которого, кстати, уже находятся в
завершающей стадии.
- Нам дали
несколько романсов XIX века, мы выбирали-выбирали
и пришли к выводу, что всякие "динь-дини"
больше всего нам подходят. Было еще
несколько композиций, но эта нам
показалась особенной. А потом, нам
всегда хотелось спеть что-нибудь
народное.
Константин Николаев "МК", №194 за 3 сентября 2001 г.
Книга доктора исторических наук
Геннадия Костырченко, увидевшая свет
только что, стала первым исследованием
на эту тему, основывающимся не на
слухах и догадках, а на ранее не
публиковавшихся архивных документах.
Автору удалось обнаружить
документальные свидетельства
антисемитского крена советской
внутренней политики 1940-1950-х годов, и
речь не идет только о гонениях на
различные еврейские организации,
борьбе с "безродными космополитами"
или "деле врачей" (подобные факты
приводили и многие предыдущие
поверхностные исследователи). Геннадий
Костырченко приводит множество
документов тех лет, в которых говорится
о непропорционально высоком проценте
евреев в том или ином органе власти или
учебном заведении: документы
направлены явно не против какой-либо
политической группы, а именно против
конкретной национальности.
Первый подобный документ советской
национальной политики, имеющий
антиеврейскую направленность,
датирован 1939 годом. До этого такие
документы появлялись только в
национальных республиках в рамках
политики "коренизации" (повышения
доли титульной национальности в
органах управления и учебных
заведениях), но они были в той же мере
антиеврейские, как и антирусские (в
обмен на повышение доли титульной
национальности опускали долю русских и
евреев). До 1923 года такие документы
вовсе отсутствовали, национальная
политика в области кадров в 1917-1923 годах
была пущена на самотек. Хотя не надо
быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть,
что этот "самотек" пошел на пользу
евреям - тому было несколько причин, и
Костырченко их, к сожалению, не
рассматривает, но мы попытаемся это
сделать за него в конце рецензии.
Особенный интерес представляет
объективно проанализированная автором
борьба между "евсекциями" и
сионистами в 1918-1920 годах: иногда можно
встретить утверждения, что борьба
коммунистов с сионистами и с
преподаванием иврита и основ иудаизма
в те годы - это уже первые зачатки
антисемитизма, но из книги Костырченко
явственно следует, что на самом деле
это была внутриеврейская борьба, в
которой одна еврейская группировка
использовала свою близость к власти
для борьбы с другой (подобно тому, как в
2000-2001 г.г. в РФ сторонники Берл Лазара
использовали свою близость к власти
для борьбы со сторонниками Адольфа
Шаевича). Евреи-коммунисты боролись с
ивритом, но зато массовое
распространение получило обучение и
издание газет на идиш и т. д.
Несмотря на то что книга
Костырченко издана при финансовой
поддержке Российского еврейского
конгресса и часть ее тиража (800
экземпляров из 3000) сразу выкуплена
Фондом Сороса для бесплатного
распространения в областных и районных
библиотеках РФ, автор старается в
большей степени угодить исторической
истине, чем своим спонсорам. В
заключительной главе его книги
рассматриваются исторические мифы о
сталинском антисемитизме, самый
главный из которых - миф о готовившемся
выселении евреев в Сибирь. Автор
приводит множество фактов и аргументов
в пользу того, что никакого выселения
не готовилось, и нам остается добавить
к ним и один свой аргумент: за весь
послевоенный период не выселен ни один
народ, то есть такая практика к 1953 году
ушла в прошлое.
Единственный недостаток книги -
слабый анализ событий периода
Гражданской войны. При прочтении
первых глав книги создается
впечатление, что автор хочет поставить
под сомнение всеобщий антисемитизм
белых так же, как и абсолютное
юдофильство красных. Хотя автор
задался целью анализировать события
более позднего периода, тем не менее
представляется невозможным
рассматривать всплеск общественного
антисемитизма в 20-е годы и
государственного в 40-е в отрыве от
всплеска еврейской пассионарности на
рубеже 20-х годов и "абсолютного"
юдофильства большевистского
руководства первых лет советской
власти.
В книге приводятся интересные
данные из еврейских источников: с осени
1917 года по апрель 1921-го (у автора менее
четкая формулировка: "за годы
Гражданской войны") было 1236
еврейских погромов. Относительно
количества их жертв Костырченко
утверждает, что "точных подсчетов не
велось", и приводит цифры из БСЭ: "в
годы Первой мировой и Гражданской войн
150-200 тыс. евреев были убиты или ранены в
результате погромов и боевых действий".
В то же время тот же еврейский источник,
который приводит цифру в 1236 погромов,
дает и соответствующую им цифру - 31071
убитых во время погромов евреев: армия
Петлюры совершила 493 погрома, в которых
было 16706 убитых; маргинальные
крестьянские армии-банды - 359 погромов с
8086 убитыми; армия Деникина - 213 погромов
с 5235 убитыми; Красная Армия - 106 погромов
с 725 убитыми; польская армия - 32 погрома
с 134 убитыми; остальные - 33 погрома с 185
убитыми. 17% погромов совершено белыми и
8,5% - красными, но Костырченко не
указывает, что в результате погромов
белые убили 17% евреев, а красные - лишь 2%.
То есть белых погромов было не только
вдвое больше, но они были еще и вчетверо
кровавее (красные погромы в отличие от
белых всегда быстро пресекались
командованием).
Для выяснения уровня
распространения антисемитизма у белых
нужно обращаться не к фактам осуждения
погромов Деникиным, а к настроениям
белогвардейской массы. Многие знают,
что песню царской армии, начинающуюся
со слов "смело мы в бой пойдем за Русь
святую и как один умрем за дорогую"
красноармейцы переделали, но почти
никто сейчас не знает, что рядовые
белогвардейцы переделали эту песню еще
более специфически: "Смело мы в бой
пойдем за Русь святую и всех жидов
побьем, сволочь такую". Этот факт
дает возможность понять, чего реально
стоили все антипогромные заявления
Деникина (кстати, Александр Дубровин
тоже осуждал погромы, считая, что от них
страдает еврейская беднота, в то время
как главный враг черносотенцев -
еврейские банкиры).
Автор приводит множество цифр,
свидетельствующих о высокой доле
евреев в различных советских
управленческих органах, особенно в 20-е
годы, не ставя цели найти этому
объяснение. Как нам представляется, тут
может быть как минимум три причины: 1) по
переписи 1897 года говорящие на
еврейском языке составляли 4,0% жителей
Российской империи и 14,8% горожан,
партийные же активисты тогда были
почти исключительно горожанами; 2)
недоступность для евреев постов в
госуправлении при царе сделали их
привлекательными для них при
большевиках; 3) большая часть Михаил Тульский "НГ - Книжное обозрение", №32 за 30 августа 2001 г.
|
Поиск по архиву рассылки
"Co@Libri. Рецензии, обзоры" |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||