Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Co@Libri. Рецензии, обзоры

  Все выпуски  

Co@Libri. Рецензии, обзоры


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Дайджест российской прессы компании Co@Libri. Страничка - НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ===============================================================
Рассылки Subscribe.Ru
Co@Libri. Рецензии, обзоры

ПОПУЛЯРНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ: ОБРАЗ БОГАТОГО ЧЕЛОВЕКА

      Каждая пятая книга, покупаемая в нашей стране, есть женский детектив. Таким образом, женский детектив в значительной степени формирует общественное мнение. Формирует он и образ русского богатого человека, потому как русский богатый человек в ста процентах случаев является героем женского детектива. А мне интересно сообразить, как настоящая русская женщина относится к придуманному богатому человеку.

      Два слова собственно о феномене. Дамские детективы популярнее мужских, что принято считать парадоксом.

      Я вижу причину парадокса в том, что дамские детективы более мягкие, чаще всего выдержаны в старомодной стилистике, с обилием бытовых подробностей и отступлений. Они больше подходят к идее библиотерапии. Вызывают удовольствие сродни сосанию и лузганию.

      Женщина и смерть

      Да, еще вот что. Женщины более работоспособны. В современных газетах работают женщины и дети.

      Мужчины в газетах работают, но не работают. Они либо начальствуют, либо время от времени пасут народы. Мужчина-литератор не смотрит вокруг себя. Он смотрит в себя.

      Олеша писал, что современная жизнь столь стремительна, столь стремительны центробежные силы как бы наново формирующегося социума, что профессиональный писатель совершенно не способен все эти процессы отследить. И потому, умозаключил Олеша, необыкновенно интересно было бы публиковать мемуары самых обыкновенных людей. Особенно женщин. Потому что мужчины опускаются на дно жизни как бы в водолазном костюме. Этот костюм есть либо алкоголизм, либо миссионерское любопытство благополучного наблюдателя, либо иной вид равнодушия. А женщины воспринимают дно жизни очень остро через своих детей, которые не умеют спасаться от непосредственных впечатлений. И потому познавательны были бы мемуары буфетчицы. Мемуары продавщицы. Мемуары нищей редакторши.

      Это и есть, в сущности, анализируемые нами тексты. Детектив - самая простая форма общения пишущего человека (литературной дамы) с читателем. В том смысле, что дама себя не навязывает, а навязывает читателю труп.

      А мимо трупа еще ни один нормальный человек спокойно не прошел.

      И вот тексты трех популярных писательниц указанного жанра.

      Полины Дашковой, создающей пафосные детективные тексты. Дарьи Донцовой, автора иронических детективов. И Марины Серовой как представительницы детективной литературы второго, совсем уж массового ряда. И, кроме того, девушки настолько загадочной, что ваш автор имеет основания полагать, что Марина Серова - вовсе даже не девушка.

      У каждой из писательниц в каждом романе убивают богатого человека. Это объяснимо: разница между детективной литературой и литературой вообще - это и есть разница в концепции ИНТЕРЕСНОЙ смерти. Ежели в литературе интересна смерть вообще, как таинство, то в детективной литературе интересна смерть, которая кому бы то ни было интересна, как тайна.

      Таким образом богатый человек есть тренировочный манекен литературной смерти. Тем более удобный, что всякая детективная смерть нуждается в мгновенном психологическом оправдании. А богатый заслуживает смерти по определению.

      Женщина и богатство

      Тут интересно: а были ли наши авторы с детства привычны к богатству? Или напротив того?

      Что касается Полины Дашковой, то она о своих детских годах упоминает с присущей ей кротостью: "Папа работал в Академии наук, занимал достаточно высокую должность. Но это не важно. Обычная московская семья".

      Надо заметить, что Полина Дашкова вообще комментирует себя с благородной сдержанностью. Например на вопрос: "Детективы считаются ширпотребом. Не обидно работать в таком жанре?" Дашкова отвечает грамотно и тонко: "Самый известный детектив - "Гамлет". То есть не обидно.

      А вот что обидно (это уж из другого интервью). Вопрос: "Не обижаетесь, когда вас называют второй Марининой?". Ответ: "Если буду обижаться на все гадости, которые обо мне пишут, быстро устану. Если человек так думает, значит, не читал ни меня, ни Маринину, значит, он дурак. Маринина - очень талантливый человек, но нас объединяет только половая принадлежность". И после таких ответов писательница кротко удивляется: "Как-то я подошла к Марининой поздороваться (познакомиться), но она отвернулась...". Впрочем, может, Маринина сначала отвернулась, а уж потом Полина Д. любителей глупых сравнений дураками обозвала. Я надеюсь, что недоразумение уже давно исчерпано и эти Алла Пугачева и Наташа Королева женского детектива все-таки познакомились.

      В целом Дашкова чужое богатство описывает грамотно. Но сдержанно. Для ее героев роскошный завтрак есть завтрак, состоящий из красной икры и испанской колбасы с плесенью. "Фольксваген"-капля и замшевая обувь - предметы особенной роскоши. Дом на Кипре как вершина благосостояния присутствует в трех романах подряд.

      Выпивку Дашкова описывать не умеет, потому как часто признается, что алкоголь для нее ничто. Однако и в таком случае полезно знать, что ирландский ликер называется не "Белеус", а "Бейлис".

      У Дарьи Донцовой (поистине занимательного и увлекательного автора) тоже было непростое детство. Отец Донцовой - писатель Аркадий Васильев. Донцова упоминает об отце : "Его многие помнят по роману о генерале Власове. Отцу первому удалось поднять закрытую и даже запретную для отечественной литературы тему". При всей огромнейшей симпатии к Агриппине Аркадьевне (таково подлинное имя писательницы), Аркадий Васильев избрал указанную тему в такие годы, когда вряд ли возможно было произвести хоть сколько-нибудь полное расследование феномена власовщины. Также Аркадий Васильев известен тем, что был общественным обвинителем на процессе Синявского и Даниэля и принимал некоторое участие в исключении Галича из СП. Так что позиции имел крепкие, и бытовая сторона жизни, надо полагать, была организована прекрасно. Агриппина Аркадьевна упоминает о даче в Переделкино, которую после смерти папы отобрали. Что такое отобранная переделкинская дача - понятно многим. Это больше чем крушение. А теперь Агриппина Аркадьевна дачу в Переделкино купила наново и перестраивает, а это подвиг, соразмерный восстановлению разрушенного Карфагена.

      Наиболее эффектная героиня писательницы - случайно-чрезвычайно богатая интеллигентная раздолбаистая дама Даша Васильева, получившая богатство за доброту свою. Тут тема богатства как осуществления мечты и воздаяния одновременно. Многое и в образе самой писательницы Донцовой есть мечта и воздаяние. Например, ее писательская судьба. Агриппина Аркадьевна, согласно многочисленным ее интервью, начала писать в преддверии и после серьезной онкологической операции. Не могу не сказать, что история Донцовой - это "Золушка" для женщин средних лет. Огромное число женщин, опасаясь за свою дамскую онкологию, лежа в постелях возле своих детей (предполагаемых сиротинок), придумывает истории, как после счастливо закончившегося медицинского испытания они возрождаются не только похудевшими и неожиданно таинственными, но и проявляют ранее скрытые в них таланты и резервы. Таким образом Донцова - наша героиня.

      А ее героиня - Даша Васильева, имеющая трехэтажный дом, полный половозрелых детей и животных, в мифическом поселке Ложкино. Ложкино не похоже на Переделкино. Переделкино имеет говорящее название. Это бесконечное переделывание, перераспределение домов и хозяев. А дом в Ложкино (Тарелкино, Вилкино, Кошельково) куплен за большие деньги и профкому литераторов неподвластен.

      Дарья Донцова пишет иронические детективы и в пафос не кидается. И богатые люди у нее свои. Герои нового плутовского романа. Донцова неплохо разбирается в фирменных шмотках и московских пищевых заведениях. За редкими исключениями. Например, герой одного из ее романов выливает на Дашу Васильеву в "Макдоналдсе" большой стакан томатного сока. В московском "Макдоналдсе" томатного сока нет...

      Марина Серова, распадающаяся на известное множество несеровых немарин, очевидно, выросла в небогатой семье. И все ее тайные соавторы тоже явно не барствовали и бархатные штанишки на деревянных лошадках не протирали. По крайней мере, всякая приличная девочка, с младенчества кушающая консервы из дальневосточного краба, а в зрелости побывавшая в Турции, точно знает, что омар не может плавать в тминном соусе. Марина же Серова на полном серьезе считает, что омара в панцире сначала обливают соусом, а потом в суповой миске несут к столу вместе с молотком и плоскогубцами, чтобы этот панцирь взломать и получить плевок тминного соуса на галстук.

      Также загадочная Марина Серова уверена, что багет - это лепнина на потолке, что последнее убежище добродетели - это трусы, что модно носить крокодиловые туфли на каблучках-рюмочках, что всякая светская девушка имеет обыкновение обращаться к мужчине со следующим вопросом: "У тебя не найдется чего-нибудь выпить или попить?". Также, подтверждая нестоличное происхождение, Серова мобильный телефон называет "сотовиком", шлепанцы - "сланцами", употребляет местное арго: "Не кипешуй, Михалыч".

      То есть наша Серова, очевидно, девица неискушенная. Впрочем, ее саратовское происхождение (героиня детективов, частная расследовательница Таня Иванова, живет и действует в некоем городе Тарасове) общеизвестно. Еще год назад журналистка "МН" Светлана Кириллова, в свое время кончившая в Саратове школу, подтвердила коллективную структуру авторской группы "Серова company".

      Женщина и богач

      Женщина-журналист Елена Токарева считает, что все женщины-детективщицы, живописуя богатого человека, имеют в виду Березовского. Что у одной авторессы она нашла ушки Березовского, у другой - глазки, у третьей - манеру выражаться и непростую его судьбу.

      Я же составила список типических богатых героев женского детектива. Вот он.

      Богатый человек. Тать. Подлец. Не жилец. Новая жена богатого человека. Жена подлеца, негодяйка. Прежняя жена богатого человека - толстая дура. Любовница богатого человека - трусики танго с человеческим лицом. Сын богатого человека - пьяница, развратник. Сошел с ума оттого, что нечего было больше хотеть. Дочь богатого человека - неожиданное послабление. Мамаша играет в бридж, а дочка - в Кембридж. Вероятно, дочка богатого человека материализует в себе тонкую женскую мечту. Окружение богатого человека - как бриллиант чистой воды, сидит он в оправе из более мелких супостатов. Богатая женщина - начинала с рынка. Толстая. Как только разбогатела, сшила себе костюм с золотыми пуговицами. (Это очень стойкая социальная легенда - даже певица Анита Цой, супруга небезызвестного лужковского Сергея Цоя, утверждала, что заработала себе на первый альбом, торгуя втайне от мужа на вещевом рынке.) Политик, крупный авторитет, знаменитый финансист. Значительно выше богатого человека на иерархической лестнице. Девиз: "Пока ты крал булочки, я украл хлебозавод, сынок". Негодяй. Жилец. Подтверждает своей живучестью торжество социальной несправедливости. Жена политика. Оазис. Помнит мужа еще идеалистом. Потому необходима. Новая жена - ставленница чеченских террористов, шантажом внедренная в дом. Бывшая любовница бен Ладена. Сын политика - Богатый человек (смотри выше). Не жилец. Дочь политика. Дочерей политики не рожают. Дочерей рожают только президенты. Любовница политика - особенная женщина. Мороз. Звезды. Смешалось дыхание. Консерватория. Классический балет. "Вот и ты впервые за столько лет посмотрел на небо, любимый". - "На небо я смотрю регулярно. Я впервые посмотрел в небо". Неподготовленных читательниц в этот момент может и стошнить.

      При этом все женщины-детективщицы держат интонацию социальной ровни с богатыми людьми. Как бы они ежедневно встречаются со своими героями у одного банкомата, но при этом подбирают полы одежды, что бы не коснуться случайно этих нравственных вурдалаков, которые по чистой случайности имеют с ними один уровень жизни. Это понятно. Девушкам нужно и дистанцироваться от богатых, дабы понравиться своим будущим читателям и подтвердить свое право на информационную деятельность - свою внедренность в мир денег, власти и тайн.

      Я прочла не менее двадцати дамских детективов, и только в одном нашла безусловно положительный образ богатого человека. То был образ молодого бандита из романа Донцовой "Гадюка в сиропе". Молодой бандит очень любит животных и изъясняется следующим добродушным образом: "Ты, Айболит, чифирек-то брось и к мастине иди, а то маслин наглотаешься!". И милиционеру: "Да мастина у меня заболела. Боялся, тапки отбросит!". На самом делеClick on image to continue образ трогательный, милый.

      Однако что мы можем сказать - про богатых людей пишут дамы разумные, образованные, но не вхожие в интересующий нас мир. Творят они свои мифы, не отходя от телевизора.

      А символом женского детектива я считаю следующую сцену. Уходя от погони, некая молодая русская Никита придумала способ остановить супостатов: высыпала в бензобак противного джипа пачку тампонов o.b. Ударила мифом по легенде.

ЕВГЕНИЯ ПИЩИКОВА

"Время МН", №164 за 13 сентября 2001 г.

 

PRE Номер выпуска рассылки: 258 Дата выпуска рассылки: 2001-09-14 Код рассылки: culture.rsc2000 Название рассылки: Co@Libri. Рецензии, обзоры Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/ Титул автора рассылки: Редактор Имя автора рассылки: Ирина Тараненко Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко Форма поиска по архиву рассылки:
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Co@Libri. Рецензии, обзоры"



Membership access

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное