Дайджест российской прессы компании Co@Libri.
Страничка - НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
===============================================================
Валентин
Гафт. Гении - штучный товар.
РЕЖИССЕР "Современника"
Галина Волчек сказала: "В театре одни
Гафта любят безоговорочно, другие - с
оговорками. Валя может правду сказать в
глаза. Он - из тех, кого называют
совестью коллектива".
"Пока человек жив, он - секс"
- КОГДА вас называют секс-символом,
вы...
- Это из области фиговых листков,
что ли? Что значит "секс-символ"?
Почему секс? Мне кажется, секс - это
минус. Секс - это бык, который стоит и
все время что-то производит, а потом -
опять в стойло. Для меня секс - из
области тайны, абсолютно интимная
история. Этим не хвастаются. Может быть,
из-за того, что у нас долгое время "секса
не было", сейчас на нем все помешаны.
Был он! Но сегодня народ потерял всякое
приличие. Кажется, что каждую минуту
все готовы заниматься только этим. Я
даже слышал песню про какой-то кусочек
тела, который с кем-то хочет жить.
О сексе не надо говорить. Если
человек живой, значит, он - секс. Если
неживой, значит, не секс. Машкова
называют секс-символом. Да он просто
очень хороший артист! И режиссер
прекрасный. Я, кстати, очень жалею, что
не играю у него в спектакле "13",
хотя был приглашен на главную роль.
- А почему не играете?
- Отказался. Мне показалось, что не
хватит сил. Эту роль сейчас очень
хорошо играет Авангард Леонтьев. Но я
бы играл по-другому.
- Я знаю, вы теперь ведете "Прогулки
по Москве" на ТВЦ.
- Когда мне предложили участвовать
в "Прогулках", материалом для
которых были газеты начала ХХ века, я
решил попробовать. Что было "вчера"?
Раньше люди ездили на извозчиках,
сейчас - в "Мерседесах". Но человек-то
остался точно таким же. Люди влюбляются,
рожают детей... Когда читаешь эти
страницы, вспоминаешь Чехова, его "Три
сестры". Там почти все герои
рассуждают о том, какая будет жизнь
через 200-300 лет... Все, что казалось
неважным, теперь оказалось
значительным, важным, и наоборот. Так
вот поди угадай, какая жизнь будет
через 100 лет?
Маша говорит: "Как? Жить и не
знать, зачем ты живешь?" А Ольга: "Еще
немножко, и мы узнаем, зачем мы живем и
зачем страдаем". И все-таки кончается
пьеса словами: "Если бы знать, если бы
знать..." Так вот, "Московские
хроники" на ТВЦ - теперь мы знаем,
чего не знали они. Первые "Прогулки"
выйдут 17 сентября в 17.15.
- Вы сейчас востребованы в кино?
- Мне в последнее время предлагают
так мало ролей, что я забыл, когда в
последний раз читал сценарий. Но в
сериалах, которые сейчас идут по
телевизору, я бы не хотел участвовать. У
меня так много, как говорит Раневская,
"плевков в вечность" - плохих
картин и ролей, что в какой-то момент я
сказал себе: "Хватит, остановись!"
"Сам виноват!"
- КРИТИК Борис Поюровский сказал о
вас: "Я редко встречал человека,
более недовольного тем, что он делает".
Неужели ни одну свою роль не считаете
удачной?
- Mожет быть, я сам виноват - надо
было играть лучше, а не вышло. Я вообще в
кино не очень умею сниматься. "На всю
оставшуюся жизнь" и "Таня" - вот
две работы приличные. У Рязанова иногда
у меня что-то получалось.
- Это в вас скромность говорит?
- Нет, я серьезно. Если кто-то
считает меня хорошим артистом, пусть
считает. Просто в последнее время очень
часто мы грешим превосходными
степенями. Только и слышишь: гений,
суперзвезда, золотой голос, серебряный
и так далее. Лучше я буду вот таким,
наоборот. Я актер слабый. Слабый, слабый
актер. Я знаю и видел гениев. Это
штучный товар. Их единицы.
Но иногда, играя сотый спектакль,
вдруг начинает что-то получаться. Тогда
это праздник и для тебя, и для тех, кто
это видел. Театр - как футбол. Иногда
играешь по-чемпионски, иногда
проигрываешь аутсайдеру.
- Удачный или неудачный спектакль
- это личный ценз или смотрите на
реакцию публики?
- Конечно, публика всегда права. Это
не значит, что был высокого качества
спектакль. Публика у нас добрая и часто
снисходительная. И потом, вкусы такие
разные... Не всегда большинство бывает
право. Спектакль - это как цветы:
вечером они были прекрасны, а наутро
уже никто не докажет, как они были
красивы. Но зато в театре есть
возможность повторения. Кино - это раз и
навсегда зафиксированная секунда, и
ничего нельзя изменить... А может быть, у
меня живот в этот момент болел? Вот я
смотрю на себя и вспоминаю: здесь у меня
была температура, а здесь я сидел 10
часов, дожидался, и только на 11-й час
меня, усталого и разбитого, позвали в
кадр... Но этого никто не должен знать.
- Лия Ахеджакова - о работе с
Виктюком: "Продалась ему с потрохами".
А как можно охарактеризовать ваши
отношения с Галиной Волчек?
- Не могу сказать, что "продаюсь с
потрохами"... Но Галя в работе
закладывает особое актерское топливо,
и его тебе хватает на очень большой
срок. Она как бы сажает зерно, а ты сам
его растишь, выращиваешь... Спектакли
Галины Волчек, в которых я участвую,
идут подолгу, по 8-12 лет.
- С кем бы вы сравнили актера,
работающего над ролью?
- Со скульптором, который от глыбы
камня оставит какой-то один крохотный
кусочек. Но в нем будет все - и мысль, и
энергия, и изящество.
- Бывает после спектакля
ощущение счастья?
- Конечно, бывает. Но это очень
короткие мгновения, и никто их не видит...
Ты мокрый, усталый, еле-еле
поднимаешься к себе по лестнице... После
"Уйди-уйди" и "Пигмалиона" я
иногда бываю счастлив... Жаль, эти
постановки по-настоящему не оценены.
Собака и столб
- ДА, критика к
ним была не очень благосклонной...
- Дело прошлое, эти спектакли уже
состоялись. Но представляете, как я был
удивлен, когда про спектакль "Уйди-уйди"
еще до премьеры в газете Всесоюзного
театрального общества было написано:
"Уйди-уйди" и не смотри". И это
была не шутка. Еще никогда не забуду,
когда про спектакль "Пигмалион",
который мы играем с аншлагами 7 лет, по
"Эху Москвы" театральный
обозреватель во всеуслышание сказал,
что на этот спектакль ходить не следует:
там плохо играют артисты В. Гафт и Е.
Яковлева. Гафт не умеет любить, а
Яковлева не научилась ходить по сцене.
Я даже фамилию обозревателя запомнил
на всю жизнь. Карась! После этого
родилась эпиграмма:
Как столб относится
к собакам,
Так отношусь я
к критикам-писакам.
- Сегодня очень много
театральных премий учреждено...
- Мы смеемся над Брежневым, который
получал пять или шесть раз звание Героя
Соцтруда и Советского Союза, но сейчас
на театре столько людей получают
бесконечное количество премий
ежегодно без зазрения совести! Я им не
завидую. Я некоторым деятелям давал бы
премии вперед на 5-6 лет, это ведь наши
"дежурные гении". Сами себя
объявляют и сами себя награждают. Это
неприлично. Я видел спектакли этих "гениев",
когда ползала спит - да что там спит,
храпит! - а потом кричит "браво" и
засыпает сцену цветами, как на
похоронах. Печально.
- 2 сентября вам исполнилось 66
лет. Грустно?
- Да. Не успел опомниться еще от
прошлого дня рождения, а уже следующий
подоспел. К концу жизни время летит
очень быстро.
- Бывают ли у вас раздумья на тему
конкуренции с молодыми артистами?
- Нет. Мы сейчас в "Современнике"
восстанавливаем спектакль "Балалайкин
и Ко" по Салтыкову-Щедрину, буду
играть роль, которую играл 25 лет назад.
Я завидую молодым артистам только в том,
что они молоды, и все. Очень люблю
талантливых актеров, они у нас в
небольшом количестве, но есть.
- Вы действительно занимаетесь
боксом?
- Спорт - вторая половина моей жизни.
Вон, видите, гантели лежат? Чтобы ты мог
твердо стоять на ногах, повернуть
резко шею или сделать какое-то движение
рукой, нужно, чтобы были мышцы. Я могу
еще и бегать, и прыгать, и подтягиваться,
и ударить, если нужно.
- Есть ли у вас какая-нибудь
отдушина в жизни?
- У меня есть чудесная жена Ольга
Михайловна Остроумова.
PRE
Номер выпуска рассылки: 257
Дата выпуска рассылки: 2001-09-13
Код рассылки: culture.rsc2000
Название рассылки: Co@Libri. Рецензии, обзоры
Адрес сайта рассылки: http://www.russianshopping.com/
Титул автора рассылки: Редактор
Имя автора рассылки: Ирина Тараненко
Адрес автора рассылки: itar@russianstory.com
Ссылка на адрес автора рассылки: Редактор Ирина Тараненко
Форма поиска по архиву рассылки: