Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 28 (71) 9 марта 2004г


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 28 (071)    9 марта 2004г
 

В этом номере публикуются письма читателей:
- Сколько из великих казахов и русских татар?
- Проблемы возвращения татар на Родину.
- «Казань. Времён связующая нить».
- Публичное обращение к Предстоятелю Казанской епархии.

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Кто по национальности министр МВД?

Здравствуйте!
С удовольствием читаю татарскую рассылку, спасибо Вам! На одном из сайтов казахстанских , естественно, прочитал, что и.о. министра МВД России Рашид Нургалиев по национальности казах. Я почему то был уверен, что он татарин. Конкретного ответа так и не нашел . Прошу Вашей помощи! В продолжении казахской темы - тоже где-то когда то читал, что Динмухамед Кунаев тоже или полный или полутатарин. Чтобы закончить о скрытых татарах : Чингиз Айтматов - кто его родители по национальности? Вообще, интересно было бы посвятить один номер Вашей рассылки о "великих русских" и иных известных личностях. Очень интересно узнать кем они себя сами считали? Ни в коем случае не считайте меня националистом, но у каждой вещи должно быть свое имя! Спасибо !
Равиль Зиганшин из Ташкента


Былтыр: Кстати, недавно на одном из татарских форумов тоже шло обсуждение национальной принадлежности нового и.о.министра МВД.
Я в принципе не задумывался об этом. Для меня важнее, не то, кем он родился, а бьется ли под его мундиром татарское сердце?
Будет ли он наряду с выполнением своих служебных обязанностей как то помогать своему народу, защищать его интересы. На законных разумеется основаниях.
Знаменитых и великих людей - татар по происхождению достаточно много, но многие из них только и остаются что "по происхождению", и не более того.
А надо как раз быть более...
Иногда одно лишь слово знаменитого татарского артиста, спортсмена или ученого о том, что он гордится своей нацией, будет услышано десятками-сотнями тысяч людей. Это пробудит гордость к своему народу у многих молодых татар.
Когда популярная певица Алсу, говорит на весь мир, что она татарка и поет песню на татарском, тысячи татарских девчушек, ее поклонниц возможно тоже выучат эту песню.
Вернемся к Рашиду Нургалиеву, интересно скажет ли что-нибудь по поводу массовой облавы, проведенной недавно в Московских мечетях сотрудниками ГУБОП МВД и ФСБ ....
Что ему дороже погоны или уважение родного народа?
По поводу Динмухамеда Кунаева, увы у меня нет информации, татарин он или нет.
У Чингиза Айтматова , как и у Нурсолтана Назарбаева матери татарки, об этом они сами говорят и с большой симпатией относятся к татарскому народу.
Большое спасибо за письмо, постараюсь разыскать материал о знаменитых людях, в которых течет татарская кровь. Наполеон, как сказал :"Поскреби любого русского и найдешь татарина".

Обсудить в форуме


Проблемы возвращения татар на Родину

Былтыр, здравствуйте!
Получил Ваш ответ на мои вопросы, и подумал, что кому - то интересно мое мнение. Почему я так говорю? Отправлял ранее свои рассуждения по татарской иммиграции, или вернее о теме возвращении татар на историческую Родину в несколько татарских сайтов, в том числе и на сайт президента Татарстана и т.д. Как говорится ни ответа, ни привета! Поэтому в ответе Вам, я написал что, в основном, ценю людей за их обязательность!
Бедный татарский народ! Сколько гонений, унижений, сколько исходов из родной земли на Урал, Сибирь, Китай и Азию! Нигде не пропала моя нация, везде находила свою нишу. Приспосабливалась к местным обычаям и традициям, непременно вносила свое благотворное влияние на народы, с которыми она жила по братски, но не как старший брат! Брала и отдавала все самое лучшее из жизненного уклада и обычаев.
Я прожил более 50 лет на земле Узбекистана за исключением годов учебы в Москве и службы в армии. Когда я пошел в школу в русский класс, то до 3 класса я только слушал и писал, говорить на русском я не умел. Основная часть преподавателей были татарами. Я до сих спор с благодарностью вспоминаю всей свих учителей. Какая порядочность и честность выделяла их! Учеба в русской школе до развала СССР обеспечивала возможность объективно получить образование на порядок выше, чем в национальной школе. Эта тенденция прослеживается и в настоящее время.
Подавляющаяся часть татар жили в старо городской части Ташкента среди узбеков. Поэтому узбекский язык становился как бы родным с детства. Большинство татар прекрасно говорят на узбекском языке. И я считаю, это огромным плюсом - ведь мы живем на их земле, поэтому знание и почитание языка и обычаев их должно быть непременным условием совместного проживания.
Об обычаях и традициях местного населения я постараюсь коротко остановиться позднее.
Татары в Узбекистане старались сохранять свой язык и нацию. Межнациональные браки были крайне редки, особенно в советское время, если они и происходили, то в основном между нациями исповедующими ислам..
Связи с родственниками в России никогда не прерывались. Все, видимо, помнят взаимный поток соотечественников в летнее время, в период отпусков и каникул.
В советское время практически отсутствовали зоны конфликтов с местным населением.. Большая часть татар здесь родились и выросли, многое отдали для развития республики. Сейчас об этом не принято говорить, но до революции и много лет после нее татары играли большую просветительскую роль в республике. Было принято, что руководители разных масштабов старались жениться на татарках в своем стремлении поскорее войти в русло современной цивилизации. Татары, в основном, работали в производственной сфере , на квалифицированных должностях и создавали материальные блага для народа республики, за исключением земледелия, где узбекам нет было равных. Более позднее в отдельных отраслях сельского хозяйства уже чувствовалась роль крымских татар, турков месхитинцев и корейцев. Парники и теплицы, откорм скота и рисоводство, обеспечение луком почти всего бывшего Союза, вот их вклад в продовольственную копилку республики. Из сказанного становится ясным, что все проживающие в республике нации имели свой вклад в развитии экономического потенциала республики. Поэтому очень обостренно воспринимались в после советское время высказывания - русские в Рязань, татары в Казань. Это быстро прошло, и здесь прекрасно поняли, что без европейцев проблемы будут намного больше. Промышленность, здравоохранение, образование и другие отрасли много потеряли из-за исхода европейцев. Но факт остается фактом, - практически все европейцы выжаты из государственных структур и руководящих должностей.
Эта тенденция, несомненно, будет увеличиваться и впредь, по мере стабилизации экономики республики. Это закономерное явление.
Что же представляют татары в Узбекистане? Это, несомненно, та же нация, что и России, но с некоторыми отличиями от своих соотечественников в России в сторону плюс. В основной массе с наличием профессиональных навыков и профессий, не злоупотребляющая алкоголем, минимумом других порочных привычек и наклонностей, более дисциплинированная и с большим сохранением семейных уз и традиций.
Тут я должен сказать, о благотворном влияние на татар местного населения, у которого сильно выражены чувства уважительного отношения к старшим, сильно развиты родственные узы и взаимопомощь. Особо обостренно поминание ушедших в мир иной. Здесь исключены случаи, когда некому будет проводить в последний путь усопшего. По пути траурного процесса гроб будут нести еще десятки совершенно незнакомых людей. Несколько дней к дому покойника будут приходить люди, чтобы прочитать суры и почтить его память.
По сравнению с Россией можно сказать, что здесь не пьют. Крайне отрицательно относятся к пьянству. Среди жителей среднего и пожилого возраста пьющих единицы, особенно это, относится к сельским местностям.
К сожалению, в настоящее время проглядывается негативная тенденция к увеличению пьянства и наркомании и среди местного населения. Но я считаю это общей тенденцией и бедой на всем пространстве СНГ.
Перейду к основной мысли своего письма. Объективно тенденция к возвращению в Россию татар растет, и будет расти по мере обострения экономических и других проблем в Узбекистане и других независимых республиках Центральной Азии. При сохранении политических и экономических реалий в республике здесь в перспективе могут остаться только те, у кого не будет экономической базы для переезда, хотя это относится практически ко всем.
Какова же позиция России к своим бывшим соотечественникам? Я думаю крайне негативная!
Если взять исторически то практически все предки татар в республике были или насильственно высланы сюда, как кулаки и члены их семей, или были посланы поднимать республику, или направлены после окончания вузов, и последний наплыв - восстанавливать Ташкент после землетрясения.
Из республики, организованно уехали в максимально короткие сроки только крымские татары, турки месхетинцы и евреи. Но тут были особые обстоятельства ,причины и возможности.
Если проследить тенденцию индексов рождаемости и смерти по России, то Америку не открою, если скажу, что при таких темпах все мрачные прогнозы демографов, несомненно, оправдаются. Против статистики никуда не пойдешь!
Рост заболеваемости СПИДом, катастрофические последствия которого с каждым годом будут все увеличиваться., а массовая смертность от него ожидается в уже в ближайшие годы, как не кощунственно это звучит, стремительный рост наркомании и алкоголизма вот факторы , которые принесут еще большее сокращение населения России.. Учитывая это не представляет труда увидеть тот черный день, когда после очередных встреч нового года и всех остальных предыдущих и последующих праздников и дат просто некому будет выходить на работу.
Обзор и анализ материалов средств массовой информации, просмотр программ телевидения ,которые грязным потоком несут миллионам или вернее сказать всему населению России рекламу все самого непристойного, постыдного, аморального и растлевающего показывает , что все это в скором времени приведут, наряду с физическим, моральному перерождению народов России.
Кучка, хотя вряд ли это кучка, вернее сказать, масса, огромная масса людей без стыда и совести наживаются на беде и горе людей. Люди постепенно теряют моральные ценности и устои, и в своем неведении кичатся этим - и пьянством со всех кадров фильмов и строк газет и книг и в повседневной жизни, бесстыдным телесным и моральным обнажением на каждом шагу, как на экранах, так и наяву.
Говоря о преступности в России, никто ни словом обмолвится о том, что наравне с коррупционерами высших мастей, бандитов и мафиозников, беспощадно крадущих у государства, грабителей и воров отбирающих последние деньги у стариков отложенные на похороны, еще большую ответственность несут руководители всех рангов отвечающих за средства массовой информации , телевидения и культуры. Они зомбируют население на всем негативном, приучают их к мысли об обыденности происходящего , вроде все так и должно быть, никакого сопротивления негативным явлениям! Они как бы говорят - вот видите, и в других странах также. Во Франции запретили женщинам прикрывать ноги, руки, волосы - это преступление, но вы совершенно спокойно можете ходить совсем без одежды!
Как результат - катастрофическое падение нравов и моральных устоев, а вместе с тем непрерывный рост престижа бандита и проститутки, всего негативного. С бандитами и мафиозниками со всех экранов целуются и обнимаются самые известные люди страны, как политики, так и деятели культуры. На всех каналах телевидения, в том числе, и на государственном, из программы в программу мелькают одни и те же лица со своими пошлыми разговорами и шутками, комментариями. Рассказать в эфире анекдот, который не рискнешь пересказать и другу, или поделиться своими откровениями, которые могут заинтересовать только психотерапевта - это их хобби и амплуа.
Складывается впечатление, что в России имеются только 10-20 сатириков, столько же киноартистов, еще меньше режиссеров и обозревателей. Не понимаю, кто отдал им на откуп такую огромную страну! Ведь невооруженным взглядом видно, что всем этим , целенаправленно руководит какая-то определенная группа, которая губит страну и при этом успевает наживаться на этом!
Непрестанно создается атмосфера нетерпимости к выходцам из Кавказа, Средней Азии, к мусульманской части населения России. Представители коренных наций России в отдельных ее регионах нежелательные лица. Татары как были басурманами, так и остались поработителями русского государства, как в исторической литературе, так и в повседневной жизни. Вся историческая литература освещается только с позиции чисто русского государства. Не надо забывать, что когда русское государство только создавали варяги, на территории нынешней страны процветали цивилизации и культуры других наций, материальные следы которых безжалостно уничтожались позднее борцами с басурманами. Но не надо накалять страсти по давно минувшим дням и событиям! Объективно и беспристрастно раз и навсегда с учетом мнения и и историческим реалиям изложить историю всех народов России - вот с чего надо начинать сближение и взаимопонимание всех народов. Горько и обидно чувствовать себя захватчиком, басурманом и головорезом. Надо поскорее придти к межнациональному согласию. Кому конкретно выгодна создание атмосферы взаимной ненависти и недоверия между народами?
Считаю, что в России не ведется целенаправленная национальная политика. Есть только огромная работа по созданию одной титульной нации. Глубочайшая ошибка! При победе этой концепции России ждут только глубокие потрясения и катаклизмы.
В этих условиях Татарстан должен показать всей стране пример мудрого решения межнациональных отношений. Мне непонятно, например, почему в республике практически ничего не делается для стимулирования возвращения татар из республик бывшего СССР.
Следует широко изучить и применять опыт Казахстана, где принята специальная программа стимулирования и материальной поддержки для возвращающих семей - выделяют бесплатно
жилье и кредиты. Устраивают на работу и так далее. Вопрос приобретения гражданства практически не стоит!
Республика должна добиться такое решения вопроса, что вопрос возвращения и обустройства татар это его статус в России. На эти цели должны выделяться гарантированные материальные ресурсы. В Закон о гражданстве РФ следует внести соответствующие изменения, и это должно касаться не только татар!
Почему евреи со всего света съезжаются в Израиль, а тысячи поволжских немцев в Германию ? Это успешно претворяется в жизнь и приветствуется мировым сообществом.
В борьбе за права наций важно не перегнуть палку. Со всеми сильными антинациональными проявлениями следует бороться беспощадно. Живущие рядом с нами другие нации и народности не в коей мере не должны ущемляться. Мы тут на себе ощущаем что, значит, не быть титульной нацией. Мы не должны повторять ошибки других!
В целом, возвращение на историческую Родину татар и других нацией только на пользу России. Влившись, свежая кровь обеспечить процветание и мощное развитие России!

Равиль Максумович Зиганшин. Ташкент. Март 2004 года

Былтыр: Проблема которую Вы подняли очень важная. Тяжело уложиться в несколько предложений.
Согласно последней союзной переписи 1989 года в Узбекистане проживало около 600 тысяч татар, в Казахстане - 300 тысяч. В целом в республиках Средней Азии и Казахстана - почти миллион татар.
За десятилетие в Россию, в т.ч. и Татарстан по разным подсчетам вернулось от 150 до 300 тысяч татар. Последняя цифра по моему близка к истине. Это также можно по результатам российской переписи 2002 года. Численность татар незначительно увеличилась, учитывая почти нулевой естесственный прирост и то что около 300 тысяч татар в Башкортостане было "записано" в башкиры. Следует, что около 300 тысяч людей вернулось из республик бывшего СССР.
Люди возвращались в основном за свой счет, Татарстан не смог оказать особой помощи возвратившимся соотечественникам. Напомню, что Татарстан - что республика в составе России, у него нет таких финансовых возможностей как допустим у Германии и Израиля. Да, экономическое положение немного получше, чем в других российских регионах, но реальность такова средств не так много, чтобы открыто объявить программу помощи татарам, желающим вернуться на Родину.
Тут есть и политический момент, на Татарстан в "Москве" смотрят как, на неких зажравшихся сепаратистов, не платящих налогов и т.д. Это абсолютная неправда, Татарстан исправно платит все налоги, сейчас 80 процентов собранных налогов уходит в центральный российский бюджет.
Так что большой надежды в этом вопросе на власти Татарстана нет. Негосударственных татарских общественных фондов тоже не существует.
Это кстати, уже вина республиканских властей, они так усиленно боролись с татарским национальным движением, что оно зачахло в любом своем проявлении. Существует несколько поддерживаемых правительством республики организаций - одна из них Исполком Всемирного Конгресса татар (ВКТ). ВКТ в его нынешнем положении фактически не может выполнить многие из проблем татарских диаспор за пределами Татарстана. Это уже отдельный разговор, сейчас не буду уделять времени на это.
Татарстану и татарскому народу несомненно выгодно возвращение татар из стран СНГ, приезжают уже готовые хорошие специалисты в разных отраслях, учитывая убыль населения - это и дополнительные рабочие руки. Кроме того, живя рядом татарскому народу проще противостоять ассимиляции.
Я не знаю простых способов решения этой проблемы. Надеяться наверно пока можно только на себя, ну еще если есть то, на родственников, живущих здесь. Потом если семья большая, возможно попробовать отправить кого-нибудь из молодых вперед, чтобы они смогли тут обустроиться, найти работу, учебу, получить гражданство.
Извините за краткость, думаю, эту тему можно продолжить. Приглашаю написать всех у кого есть мысли о этой проблеме. Постараюсь все опубликовать.

Обсудить в форуме


«Казань. Времён связующая нить»

«И вот я в этом полутатарском городе» - писал когда-то о Казани великий «пролетатарский» писатель. Но как будут вспоминать и писать о пребывании в Казани на праздновании её 1000-летия туристы и гости: « … на четверть татарском городе …» или ещё более обидно для татар? К сожалению, для этих невесёлых предположений есть все основания.
Первое, что делают туристы и гости, вновь прибывающие в незнакомый город, - приобретают путеводитель по городу со схемами его улиц и площадей.
Недавно и мне привезли книгу на русском языке «Казань. Времён связующая нить.» с надписью «1000 лет» на суперобложке, выпущенную РИЦ «Титул» в 2000 году.
Судя по оформлению, книга претендует на подарочное издание к юбилею города.
О содержании самой книги можно тоже поговорить, но сейчас речь пойдет о карте города Казани, приложенной в виде вкладыша к указанной книге. Так что же увидит, изучая эту карту, гипотетический гость города- столицы Татарстана, пожалуй, единственного крупного города, где ещё воспроизводятся татарские литература и искусство.
Первый недоуменный вопрос я услышал от своей невестки Ильнуры, выросшей и получившей образование уже в суверенном Узбекистане,: «А почему в Казани так мало улиц с татарскими именами? Почему уважены Маркс и Энгельс, Бауман и Свердлов, Карл Либкнехт, Клара Цеткин и Роза Люксембург?». «Неужели они тоже были татарами?»- добавила она с улыбкой. Я же, кроме этого, сам обратил внимание на то, например, что улица Кул Гали, названная в честь основоположника булгаро-татарской литературы, расположена на самой окраине города и напоминает какой-то Кривоколенный переулок на Арбате в Москве. Но при этом улицы Шатурская, Беломорская, Магистральная и Техническая,
Модельная (?!) и Фрезерная (?!) прямые как стрелы гордо красуются неуместностью своего названия на карте столицы Татарстана.
Нет паритета татарских, еврейских и русских названий улиц татарской столицы. Я уверен, что в Тель-Авиве днём с огнём не сыщешь улиц с именами видных татарских революционеров Ямашева или Саид-Галеева. Они, евреи, до этого не доросли. И не дорастут никогда.
В Казани есть улица Тбилисская, но нет Биляр урамы, есть улица Соликамская, но нет Сувар урамы, есть 2-я (!) Армавирская, но нет Булгар урамы. Есть Оренбургский тракт, но нет Ногай юлы, по которому когда-то приехала в Казань ханбике Сююмбике.
Казань до сих пор не обзавелась своей Ордынкой, пусть даже Средней. Хотя в Москве, на которую принято равняться из Казани, есть аж две Ордынки, Большая и Малая, по которым русские князья наперегонки ездили в Орду за ярлыками на великокняжение. А ведь с Золотой Ордой Казань связана более тесными узами.
Эти несуразицы можно продолжать и продолжать. Хочу лишь подчеркнуть, что 1000 лет исполняется городу, основанному предками нынешних татар, а не евреев или какого-либо другого народа. Опять-таки почему - то в столице Татарстана есть улицы Клары Цеткин и Розы Люксембург, пусть славных еврейских женщин, но не имеющих отношения к татарской истории. Однако нет ни одной улицы, названной в честь не менее славных татарских женщин. Куда смотрят татарские феминистки, известные всем близживущим народам своими раскрепощёнными взглядами. Обе наши ханши, и Сююмбике, и Нурсолтан, своими трагически-прекрасными судьбами навечно связанные с Казанью и татарской историей – самые достойные кандидаты для увековечивания в названиях не самых окраинных улиц. Сююмбике, вместе со своим малолетним сыном Утямешем «сданная» казанцами в полон, должна, нет просто обязана быть возвращенной в Казань теперь уже в бронзе. Душа её на небесах только возрадовалась бы такому возвращению. Присвоением же одной из улиц имени Нурсолтан можно было бы порадовать заодно и братский казахский народ!
Если улицы Казани, по которым мы выше «проехались», являются «кровеносными сосудами» города, то Казанский Кремль – его сердце. Ведь здесь, помимо прочего, находиться резиденция президента Республики Татарстан. Гостям города в дни его 1000 – летия обязательно покажут в Кремле и башню Сююмбеки, на шпиле которой только в начале 90-х годов гордо засиял полумесяц.
Однако любопытные и любознательные гости, слегка повернув головы, увидят и другие полумесяцы, но уже грустно поблёскивающие под православными золочёными крестами соседствующего с башней собора. Это символ победы православия над исламом, знак унижения и попрания ислама. Поверьте, гости, которые приедут на юбилей города, прежде всего из мусульманских стран, будут просто ошарашены этим символом межконфессионального «равенства и братства». Любопытно, но эти «полумесячные» православные кресты ежедневно лицезреют из окон резиденции президента. Без всяких видимых эмоций и последствий. Хочется верить, что хоть у руководителей Казанской епархии достанет ума, духовных и нравственных сил убрать полумесяцы с крестов и, тем самым, сделать реальный и веками ожидаемый шаг на пути достижения реального межконфессионального мира и согласия, о котором всегда с волнением говорит предстоятель Русской православной церкви Алексий Второй. В конце концов это нужно в первую очередь самим православным.
«Привычка свыше нам дана - замена счастию она»- писал русский Поэт. Казанцы привыкли принимать свой любимый город таким каким его сформировала прошлая эпоха. В суете добывания хлеба насущного им недосуг подняться над обыденностью и взглянуть на свой город со стороны, глазами неравнодушного, но стороннего к Казани человека.
Я отнюдь не претендую ни на лавры Ленина, ни на лавры Герцена, - мастеров эпистолярного жанра, но если мои «записки» или, если хотите, «письма издалека» хоть в какой-то форме помогут Казани и казанцам достойно предстать перед миром в дни своего первого миллениума, то я буду только счастлив!
А если после юбилейных торжеств 2005 года, татары из Ташкента, да и из других городов и стран, побывавшие в эти дни в Казани, по возвращении с воодушевлением будут описывать его хотя бы ещё по меньшей мере как «полутатарский» город, то я буду счастлив вдвойне!

С уважением и любовью к казанцам и Казани, моей исторической родине,
Шариф Кашаев
Ташкент, Республика Узбекистан.

Былтыр: Такая проблема реально существует. В Казани действительно очень мало улиц с татарскими названиями. Скоро постараемся опубликовать на сайте TATARICA одну старую статью уже покойного Абрара Каримуллина "О названиях улиц города Казани". В интернете она появится, как мне кажется, впервые.

Обсудить в форуме


Публичное обращение

Уважаемый Предстоятель Казанской епархии!
Обращается к Вам татарин магометанского вероисповедания (по лексикону православному), живущий в городе Ташкенте Республики Узбекистан. Мои предки, жившие в Поволжье, покинули свою землю в поисках места в Российской империи, где бы «объятия» самодержавия и православной церкви не были столь «жаркими». Таким образом, они нашли себе места обитания на одной из мусульманских окраин империи – в бывшем Туркестанском крае. И хотя уже четвёртое поколение явилось на свет в этом благословенном уголке Земли, но кто мы и откуда идёт наш татарский род - нами ещё не забыто!
Прошу прощения за несколько пространное вступление, но я считаю это весьма важным в контексте темы моего послания Вам!
Поскольку Вы, архиепископ Анастасий, возглавляете епархию именуемую Казанской, то хлеб свой насущный для трапез Вы и Ваша братия находите на земле казанской, то бишь татарской, взращённый, в том числе, и татарами–мусульманами. Поэтому Вам, судя по сему, не должны быть чужды нужды и чаяния этого славного, но ущемленного в некоторых аспектах своего существования, народа.
Более или менее постоянно читая Татарстанскую периодику, я знаю, что Вы регулярно встречаетесь с президентом Татарстана, уважаемым Шаймиевым М.Ш. Направляясь в его резиденцию в Казанском Кремле, Вы, конечно же, любуетесь православным собором, поставленным на фундамент Ханской мечети, в стены которого навечно вмурованы надгробные камни с бывшего здесь мусульманского кладбища. Последнюю арабскую вязь, видневшуюся на этих камнях, стыдливо и поспешно замазали одновременно с возвращением (через четыре с лишним столетия!) в начале 90-х годов полумесяца на шпиль башни Сююмбеки! Единственного, пожалуй, каменного сооружения ханского периода, уцелевшего в результате «прогрессивного присоединения» Казанского государства к России! Подняв же свой взор на купола собора, Вы видите золочёные православные кресты, под которыми, сиротливые и жалкие, ютятся символы нашей магометанской веры- полумесяцы! Поставленные таким образом, они как бы свидетельствуют о торжестве христианства над исламом, унижая ислам и татарский (да и не только) народ – носителя этой прекрасной веры!
Кстати сказать, это глумление над священным символом ислама прекрасно наблюдается из окон резиденции президента Татарстана! Без содрогания и боли! Как говорится, «лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии!». Особливо большое издевательство.
Не настало ли время уничтожить эту очевидную (в буквальном смысле) кощунственную архаику, убрать с глаз верующих наследие тёмного прошлого? Это, если зреть в корень, нужно, прежде всего, самим православным. Для очищения и покаяния.
Предстоятель РПЦ Алексий Второй в своих публичных выступлениях часто говорит о том, что в России никогда не было межконфессиональной вражды, искренне забывая в эти мгновения и о пресловутых крещенских конторах, и об одиозном Луке Канашевиче и иже с ним!
Собор же, очищенный от «полумесячных» крестов, пусть стоит – ведь он сам по себе «каменная» память о том как усмиряла Россия народы на завоёванных ею землях!
Вам известно, что в столице суверенного Узбекистана также учреждена Ташкентская епархия РПЦ, появившаяся здесь после опять-таки «мирного присоединения» Туркестанского края к Российской империи. Однако на крестах воздвигнутых здесь православных соборов деятели РПЦ не посмели «пришпандорить» полумесяцы! Почувствовали разницу. В Поволжье же, по разумению и, главное, опыту православных священников, мусульмане «второй свежести»: они терпели на протяжении веков и будут терпеть и впредь ещё и не такое.
Хотелось бы верить, что у Вас достанет ума и духовных сил сделать этот реальный шаг к установлению действительного, а не декларируемого мира на этой бренной Земле! А повод для этого есть более чем благовидный – 1000-летие основания Казани именно предками нынешних татар!
У Вас есть уникальная возможность вписать своё имя в дело установления подлинно гармоничного сосуществования двух мировых религий в этом прекрасном городе!
Да поможет Вам Бог смирить тщетную гордыню и совершить это богоугодное дело! Аминь.

С уважением, Шариф Кашаев, г.Ташкент

Былтыр: Я правда из-за своего зрения не очень обращаю внимания на полумесяцы под крестами церквей. Помню, что этот вопрос несколько лет назад уже поднимал писатель и и общественный деятель Заки Зайнуллин. И недавно он в одном из своих выступлений сказалл, что на многих церквях полумесяцы убрали, но в нескольких местах еще осталось.

Обсудить в форуме


Приветствую!
Я интересуюсь историей России в целом и историей каждого народа в отдельности. Я русский, но без татар нет России - только Московия. На мой взгляд, Россия держится на двух китах - Москва и Казань. Отсюда мой интерес к культуре и истории татар, мне интересно, что об этом думают татары.
Регулярно читаю "Татарскую рассылку", очень интересно. Прочел заметку "Светлый хан", вопрос - издавались ли книги Нурихана Фаттаха на русском языке? Прошу извинить мое невежество, но я живу довольно далеко от Татарстана и Башкирии и могу много не знать.
С уважением, Иван

Былтыр: Спасибо за письмо! Точно знаю, что у Нурихана Фаттаха на русском языке вышли 2 книги: "Река Итиль течет" - исторический роман о булгарах, и недавно вышедшая книга "Язык фараонов и богов" - гипотеза происхождения татарского языка. К сожалению, сведений о его других книгах на русском языке я не имею, хотя возможно книги и выходили.

Обсудить в форуме


Ознакомившись с информацией о завершении работы последней сессии Госсовета Республики Татарстан, предлагаю следующую фразу дня: Депутаты Госсовета РТ последнего созыва вместе со штанинами сдали всё, что их попросили сдать. Живи сейчас Сююмбике ханбике в Казани заодно сдали бы и её с Утямышем.
Шариф Кашаев. г. Ташкент.

Обсудить в форуме


Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - все материалы о татарском мире... ну или почти все.
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов
http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"
Буду признателен если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую возможность.

Размещенные материалы не всегда отражают мою точку зрения.

На "Татарскую рассылку" подписалось 410 человек.

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное