Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 38 (81) 30.03.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 38 (081)    30 марта 2004г
 

В этот номере размещены материалы о татарах Петербурга.
Содержание :
- Незваный бюст татарина. Губернатор Матвиенко против Тукая.
- Над Невою тучи ходят хмуро. Татары Питера уже не поднимутся без помощи государства.
- Татары в Санкт-Петербурге. Исторический очерк.
- Атаулла Баязитов - основатель первой татарской газеты в России.
- "Нур" - свет через столетие. История газеты, соборной мечети и татарской общины.
- Петербургская кафедральная соборная мечеть.
- Когда расстояния - не преграда... Как живется татарам Петербурга? Или все же преграда?

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Незваный бюст татарина
Памятники в Петербурге будут устанавливаться только после подтверждения их художественной ценности и соответствия стилю города.

    Такое решение принято на заседании петербургского правительства, где обсуждался вопрос установки памятника-бюста татарскому поэту Габдулле Тукаю.
    Его дарит городу Татарстан в рамках соглашения между администрациями Казани и Петербурга о проведении взаимных мероприятий, связанных с юбилеями двух городов.
    Бюст предполагается установить в бывшей татарской слободе, на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы. Однако губернатор города Валентина Матвиенко на заседании правительства заявила, что необходимо учитывать не только топонимические или исторические данные, но и внимательно изучать, соответствует ли скульптура стилю данного уголка Петербург. Предложив "с благодарностью принять в дар памятник", она дала указание определить место его установки только на основании оценки градостроительного совета и после проведения опроса общественности.

СПб-ТАСС

Опубликовано в Метро-СПБ 19.03.2004

Обсудить в форуме


Над Невою тучи ходят хмуро
Татары Питера уже не поднимутся без помощи государства

    Петербургские татары не избалованы частым приездом гостей из Татарстана, тем более что к нам приехали представители правительства, Всемирного конгресса татар и федеральной национально-культурной автономии. В последний раз это было в 1998 году, когда в Петербурге проводили выездное заседание Всемирного конгресса татар, - приняли энное количество решений, воззваний к руководству города по улучшению положения татар в языковом плане, в области национально-культурного развития. Но за это время у нас практически ничего не изменилось. Если поднять принятые документы, то можно обнаружить, что все осталось на прежнем уровне. Например, тогда не преподавали татарский язык ни в одной городской школе и сейчас не преподают. Каковы же причины этих неудач? Почему так и не удалось распутать клубок стоящих перед татарской общиной города проблем?
    На бытовом уровне вроде бы более или менее все терпимо, хотя, конечно, приходится слышать о трудностях при поступлении на работу, о трудностях карьерного роста, но сказать, что этот процесс принял повсеместный характер, не могу. Татары стараются не выносить эти проблемы наружу, обычно ограничиваются разговорами внутри своего круга. Ну а скрытые формы проявления можно видеть в том, что многие называют детей русскими именами, дают детям русские фамилии, особенно в смешанных семьях.
    В плане отношений с чиновниками разного уровня все гораздо сложнее. Я специально занимался вопросом создания татарской школы. Где-то полтора года тому назад была предпринята попытка открытия татарских классов в одной из гимназий Кировского района Санкт-Петербурга, занималась этими вопросами Роза ханум Хисматуллина. В руководстве района, насколько я знаю, положительно отнеслись к этой затее, тем более что Кировский район Питера заключил соглашение о сотрудничестве с Кировским районом Казани. Все вроде бы налаживалось, но директор гимназии вдруг объявила, что она не будет создавать татарские классы, так как боится - татары захватят всю гимназию. И сказано это было не где-нибудь, а в роно. Тогда я, как главный редактор газеты, попросил Розу ханум написать об этом статью. И отнес номера этого выпуска в администрацию, комитет по образованию города, в редакции некоторых городских газет. Получается, директор гимназии публично призналась, что четко делит детей по национальному признаку и следит, чтобы количество детей-татар не превысило допустимые пределы. Но комитет по образованию по этому поводу ничего не предпринял! И обращения в городские газеты тоже ничего не дали. Депутат Законодательного собрания господин Риммер, который недавно взялся официально защищать права национальных меньшинств, ответил мне так: дескать, в городских квартирах мучаются парализованные старики, а я тут лезу со своими национальными школами. А председатель комитета по внешним сношениям Чуров сказал: "В городе проживают представители многих национальностей, если мы вам дадим что-либо, то и другим тоже придется давать". Но вот что интересно: живущие в городе украинцы, грузины, финны, поляки все-таки добились того, что в городе есть школы, в которых преподают их родной язык. В чем же проблема? Может быть, в численности? Однако татары, как известно, занимают сегодня в Санкт-Петербурге третье место, уступая лишь русским и украинцам. Проблема, видимо, в другом.
   В принципе, все препятствия, чиновничьи препоны можно победить. Было бы желание! Самое ужасное заключается в том, что знать татарский язык не очень-то хотят и сами татары. Считают: пусть ребенок лучше учит английский - больше пользы, а учить родной язык бесперспективно. В результате дети абсолютного большинства питерских татар не говорят по-татарски. Такое чувство, что в последние годы в нас сломался какой-то внутренний стержень. Нет сил, чтобы объединиться, нет сил, даже чтобы вместе собраться. Есть стойкое предчувствие, что в Петербурге мы обречены на исчезновение. То, что 50-тысячная татарская община не может собрать деньги даже на издание своей газеты "Hyp", которая выходила бы с периодичностью один раз в месяц (на это требуется примерно 10 тысяч рублей), тоже лишний раз подчеркивает нашу обреченность. Татары Петербурга, видимо, уже не смогут подняться без государственной поддержки...

Ильдар АХМЕТШИН
"Восточный экспресс" №5, февраль 2001

Обсудить в форуме


Татары в Санкт-Петербурге
Исторический очерк

   Татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых дней основания ее. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения (немцами, финнами, шведами) они составили особую замкнутую прослойку жителей столицы империи. Замкнутость обусловливалась языковыми, религиозными, благотворительными, хозяйственными, культурно-бытовыми связями и общностью. Все они практически были верующими, исповедовали мусульманскую религию суннитского толка, неукоснительно соблюдали законы шариата. Автор очерка "Татары в Петербурге" А. Бахтияров1 отмечал: "Живя вдали от родины, татары однако же крепко держатся религии и обычаев предков и не смешиваются с другими элементами столичного населения". Далее Бахтияров писал: "Татары в Петербурге живут артелями человек от 10 до 30. Артель и староста зорко следят друг за другом. В квартире строго запрещено появляться пьяным и курить. Если в артели заметят, что один из товарищей пьяный, то на первый раз ему делают словесные внушения, на второй раз связывают и кулаками дают внушение, в третий раз выгоняют из артели". К середине XIX века отдельные, разрозненные группы татарского населения образуют несколько довольно крупных общинно-приходских формирований, построенных по принципу локально-этнической принадлежности к географическому месту выхода. Наиболее значительные из них образовали выходцы из Казанской, Нижегородской, Пензенской губерний, города Касимова. В состав их входили и более мелкие этнические группы уфимских, самарских, саратовских, оренбургских, сибирских, мордовских, астраханских, тобольских татар, башкир.
    Сложившееся стереотипное, обывательское мнение о специфически-профессиональной деятельности татар как о дворниках и сборщиках тряпья совершенно не соответствует действительности. С таким же успехом можно говорить об итальянцах-шарманщиках или о французских парикмахерах и гувернерах. Трудовая деятельность этой небольшой этнической группы петербургского населения была довольно разнообразна.

Читать дальше...


Атаулла Баязитов - основатель первой татарской газеты в России

   В 1871 году в Касимовском мусульманском приходе Петербурга, находившемся в доме 22 по набережной Мойки, появился новый имам, молодой человек 24 лет. Звали духовного наставника Атаулла Баязитов. В столице империи прошла вся сознательная жизнь Атауллы, здесь он прожил тридцать лет и здесь, на татарском участке Ново-Волковского кладбища, похоронен. Уже при его жизни, в 1905 г., имя Баязитова вошло в энциклопедию Брокгауза и Эфрона, где о нем говорится как о религиозном общественном деятеле, публицисте, издателе и основателе первой в России татарской газеты, авторе трудов по социально-политической и нравственной проблематике.
    Рязанская губерния, Касимовский уезд, татарская деревня Темгенево. Здесь в 1847 году в семье муллы Баязитова родился ребенок, которого назвали Атауллой.

Читать дальше


Свет через столетие

   19 февраля 1990 года в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) начался выпуск газеты "Hyp" ("Луч"). Частью её логотипа стали изображение в форме шамаиля в арабской графике "Hyp" и надпись "Газета основана татарским просветителем Атауллой Баязитовым в 1905 году". Исполнилось девяносто пять лет со времени начала выпуска в Петербурге первой в России татарской газеты, дата получения разрешения на издание которой стала с недавнего времени праздноваться как День печати Татарстана, и десять лет возобновленной газеты "Hyp". Достойные поводы рассказать о её первом издателе и редакторе.

Читать дальше


Петербургская кафедральная соборная мечеть

    Татары вместе с другими народами прочно обосновались в Петербурге с первых дней основания столицы Российской империи. Количество их неуклонно растет. Если по переписи 1869 года татарское население составляло - 2000 человек, то в в 1910 году достигло 8000. Здесь не учтены солдаты и офицеры, служившие в отдельном Гвардейском корпусе, квартировавшемся в столице. Татары крепко держались религии и неукоснительно соблюдали мусульманскую семейную и календарную обрядность суннитского толка. Смешанные браки в их среде были чрезвычайной редкостью. Основные занятия - мелкая и крупная торговля, услужение (дворники, кучера, официанты, прислуга), ремесло (строительные работы, меховщики, кожевники). Селились они по локально-этническим признакам географических мест выхода (Казанские, Нижегородские, Касимовские и т. п.). Естественно в таких случаях неизбежно было возникновение общин и религиозных приходов.
    По данным департамента духовных дел империи в начале XX века в Петербурге были зарегистрированы: Тверской, Московский, Кронштадтский, Челябинский мусульманские приходы. Причем 3-й утвержден в 1908 году, вместо упраздненного в 1896 году первого военного магометанского прихода при отдельном гвардейском корпусе. В войсках гвардии Петербургского гарнизона и на кораблях Балтийского флота, постоянно служили солдаты, матросы и офицеры - татары. Служили они так же в Крымскотатарском эскадроне, состоявшем при царских особах, в собственном конвое Его Величества. Существовала должность старшего военного ахуна - руководитель прихода при войсках гвардии и флота Петербургского военного округа.
    Службу на флоте (на кораблях) матросы-татары несли наравне с русскими. Когда корабли уходили в поход, на берегу их провожали одновременно православные и мусульманские священнослужители. Пищу для татар-матросов готовили раздельно. По шариату мусульманину нельзя употреблять свинину и спиртные напитки. Царскую чарку заменяли чаем и сахаром.
    Естественно для отправления необходимых религиозных обрядов и служб, особенно в дни календарных праздников было необходимо довольно вместительное помещение. Отдельного молитвенного дома - мечети в Петербурге не было. Общины вынуждены были арендовать свободные помещения. Так, в начале XX века постоянным местом для отправления треб служила довольно вместительная квартира, арендовавшаяся на Мойке, 22, у домовладельца. В дни торжественных праздников (рамазан, курбан-байрам и др.) снимали помещение в городской Думе на Невском проспекте или Соляном переулке в училище барона Штиглица. Снимали помещение и в других местах города, на Садовой улице, у Пяти углов.
    Вопрос о постройке мечети возник впервые в 1882 году.

Читать дальше...


Когда расстояния - не преграда...
Как живется татарам Петербурга?

    Удивительный город. Влюбившись в него с первого взгляда, замечаешь, как он начинает постоянно притягивать к себе. С каждой поездкой он открывается с новой стороны, дарит новые встречи.
    Среди первых основателей города, открывающего окно в Европу, были и татары. Да, мои петербургские соплеменники живут сегодня именно в том городе, который построили сами.
    А в то время... В то время, после указа Петра I, татары - казанские, касимовские, пензенские, нижегородские, уфимские, оренбургские, подчинившись царской воле, пройдя тысячи километров, встречаются на берегу Невы с представителями других народов. В строительстве нового-города ни одна рабочая рука не была лишней.
    Татарская слобода, как место компактного проживания татар Петербурга, отличалась от остальной части города. Здешние татары выделялись не только своим внешним видом - ичигами-кавушами, тюбетейками-калфаками, звоном монет в девичьих косах, но и своей опрятностью, аккуратностью, соблюдением, не смотря на то, что живут вдали от родины, религиозных и национальных традиций. Живший при дворе Петра I ганноверский резидент X. Ф. Вебер в своем сочинении "Das Uerendete Russland" оставил следующее сообщение: "Такую красоту, как в их домах, не найдешь, пожалуй, ни в Риме, ни в Париже". Конечно же, резидент не мог видеть в только что построенном на новом месте татарском доме роскошную обстановку. Скорее всего, его внимание привлекли вышитые теплом женских рук татарские полотенца, кружевные занавески, шторы, постельные принадлежности, салфетки, паласы.
    Петербург сделал татарина своим горожанином за его старание, прилежность, трезвость, честность и терпение. Слова о том, что татары лишь подметали улицы и призывными криками "халат, халат!" собирали старое тряпье, ни в коей мере не соответствуют действительности.

Читать дальше...


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов
http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное