Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 34 (77) 16 марта 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 34 (077)    16 марта 2004г
 

Исэнмесез кадерле дуслар!
Этот номер несколько отличается от предыдущих. Я решил здесь не давать материалы полностью, а привожу лишь их анонсы. Надеюсь, Вам это покажется удобным. Возможно не все материалы ТР бывают интересны для кого-то из подписчиков. Потом, следует признать, что не всегда статьи новые (хотя считаю они еще очень актуальны и интересны, даже потому что впервые появляются в интернете).
Короче говоря, я решил одним выстрелом убить троих а может и более зайцев - уменьшить уровень своего "спама", дать читателю право выбора, читать материал дальше или нет, немного выкроить себе свободного времени, ну и надеюсь повысить посещаемость сайта :).
Рассылка, соответственно, будет выходить чуть реже, а Ваши почтовые ящики будут чуть чище. :). Определенного жесткого графика выхода рассылки не будет, номера будут выходить по мере накопления материала. Свежие и архиважные новости будут идти в самую первую очередь, и возможно, опять полным текстом.
Надеюсь новая форма ТР будет удобной для Вас.

Итак, содержание номера:
- Нурмухаммет Хисамов - человек... Средневековья. Директор ИЯЛИ о судьбе нации.
- Айше Рорлих - крымская татарка с немецкой фамилией верит в судьбу.
- Фаузия Байрамова: Я изменилась, но не изменила себе.
- Русский ислам. Советы верующим от советника Кириенко.
- Миркасым УСМАНОВ: "История - не просто наука..."
- Малик САБИРЖАН. Казанские скачки.
- Малик САБИРЖАН. Эби-патша, бабай-патша... кому верить, кодача?!
- Абрар Каримуллин. О названиях улиц города Казани.
- Абрар Каримуллин. Судьба языка - судьба народа.
- Сказка о Куликовом поле. Нужен ли России еще один праздник без повода?


Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Нурмухаммет Хисамов - человек... Средневековья.
Директор ИЯЛИ АН РТ о судьбе нации, о ее прошлом и будущем

   
Нурмухаммет Хисамов - человек... Средневековья. Но Средневековья не западного, с которым принято связывать костры инквизиции и мрак невежества, а восточного. А Средневековый Восток - это золотой век ислама, мощный прорыв сразу в нескольких областях знаний, расцвет культуры, в том числе и письменной. И Нурмухаммет Шагивалеевич живет его дыханием, образами, событиями, нередко оценивая многие сегодняшние факты с точки зрения нравственных критериев того времени. Наверное, не случайно, что деды и прадеды Хисамова были муллами и богословами. Это было единственным разрешенным для татар способом интеллектуальной деятельности...
    Знаток средневековой татарской литературы, известный исследователь творчества Кул Гали, доктор филологических наук Нурмухаммет ХИСАМОВ сегодня размышляет о судьбе нации: о ее прошлом и будущем.


Учиться, учиться и учиться ... законам Корана
Крымская татарка с немецкой фамилией верит в судьбу

    Айше Рорлих - американка, профессор русской и евразийской истории в Южно-Калифорнийском университете. Говорит, что своим гражданством очень гордится. Но еще больше гордится своей национальностью. Она - крымская татарка. Эту гордость, а вместе с ней знание родного языка, религии и культуры ей привили родители, а им, в свою очередь, - их родители, и так далее, ведь предки Айше покинули Крым еще в 1785 году, после того, как их земли были завоеваны Российской империей. Над ее домом в Лос-Анджелесе вместе с традиционным американским гордо реют флаги Татарстана и Украины (Крыма). Она часто бывает в Казани: выступает на научных конференциях, работает в наших архивах...
.... читать.


Фаузия Байрамова: Я изменилась, но не изменила себе

    Интервью с женщиной, которая считалась самым радикальным татарским политиком последнего десятилетия. Однако в последние годы, по ее словам, она сильно изменилась.

    "Меня хотели устранить"
   - Фаузия ханум, в начале 90-х годов вы стали легендой национального движения. Одни вас боготворили, другие ненавидели. А сейчас и те, и другие недоумевают - куда исчезла Байрамова?
.... читать.


Русский ислам
Советы верующим от советника Кириенко

    Идеологическое конструирование сегодня особенно популярно в России, и именно оно приносит интеллектуальной элите неплохие политические и финансовые дивиденды.
Один из таких проектов - "Русский ислам".
Интервью с разработчиком проекта Сергеем Градировским .


Миркасым УСМАНОВ : "История - не просто наука..."
Обстоятельное интервью

В Китае, в прекрасной ее части, которая называлась Восточным Туркестаном, жил парень по имени Миркасым. На сером в яблоках коне он мчался по ущельям Тянь-Шаня - "небесных гор", опрыснутых целебным озоном, охотился средь крутых вершин на горных козлов, ловил форель в серебристой воде быстрых рек. Но однажды он покинул сказочно-дивные края и оказался в Татарстане, в Казани... И теперь Миркасым Абдулахатович Усманов - писатель, профессор, академик Академии наук Татарстана, заведующий кафедрой истории татарского народа в Казанском университете.
- Миркасым абый, вы приехали в Казань ровно сорок лет назад. А может быть, это было... возвращение? Почему вы сделали это? Вы что-то искали? И нашли ли то, что искали? И что вы сказали татарской столице, впервые увидев ее? Как Тукай: "Светозарная Казань!" Или, как Такташ, "Развратная Казань!"?
.... читать.


Две статьи политического психолога Малика Сабиржана:

Казанские скачки

    В математике существует правило трех точек. Динамика любого процесса, будь он физический, химический, социальный и даже психический, оценивается по этому правилу. Меняться может лишь ось оценки. Например, исторический процесс оценивается на временной оси. А по правилу трех точек это означает, что мы историю познаем по фактам прошлого, настоящего и будущего. Для восстановления какой-то утерянной точки тоже потребуется наличие как минимум трех точек. В общефилософском смысле этим трем точкам соответствуют точка накопления, или потенциала, точка взрыва, или действия, и точка распространения, или результата.
    Процесс национального возрождения татар в Казани, к великому сожалению, развивается не совсем по этому правилу, хотя начался он именно так. Вначале акцент был сделан на истории татарского народа, первой точкой которой является прошлое татар в виде определенной даты. Об этом свидетельствовал самый высокий конкурс на исторические специальности вузов Казани, повальное увлечение татарских писателей и интеллигенции историей в начале 90-х годов. После основания исторического фундамента, так сказать, "резервуара", началось его языковое наполнение. Весь поток усилий хлынул на возрождение татарского языка. Резко возросло число татарских школ, специалистов. Специальностью № 1 для татар стала "Татарская филология". Но это все еще лишь первая точка вышеуказанного правила. Только акцент сменился с исторического на национальный, на основе которого стоит язык. Сегодня можно констатировать, что "резервуар" наполнен. . Уже имеется минимально необходимое число специалистов татарского языка и других, создана и отработана технология их подготовки, произведено несколько полноценных выпусков в татарских школах, более 5 выпусков в вузах. Казалось бы, сегодня самое время переходить ко второй точке правила, или к действию: создавать работающие на татарском языке учреждения, открывать государственные национальные центры.
.... читать.

Эби-патша, бабай-патша... кому верить, кодача?!
(Экскурс в религиозное сознание волжан)

    На Руси, а впоследствии и на территории Российской империи с православным христианством как официально принятой государственной религией представителям других конфессий всегда жилось несладко. Конфликты особенно обострились во времена царствования Екатерины II (1762 - 1796 гг.). Если конфликты католиков с православными носили скрытый характер, противостояние мусульман с православными было открытым.
    Ярким свидетельством этого был Пугачевский бунт (1773 -1775 гг.), где восставшими были в основном крестьяне-инородцы, т.е. мусульмане и сочувствующие им язычники. В условиях жесткой экспансии православием сознания склонных в то время к страху и верованиям людей сильно усилилось влияние ислама на православных неофитов, на нерусское население Российской империи, особенно Среднего Поволжья. Начался быстрый процесс отпадения православных в ислам. Тогда православных делили на "старокрещеных" и "новокрещеных". Под первыми подразумевали лиц, принявших православие в конце XVI века, во времена казанского архиепископа Гурия. К "новокрещеным" же относили волжан, принявших христианство в XVIII веке, большинство которых впоследствии отпало в ислам.
.... читать.


Две статьи академика Абрара Каримуллина :

О названиях улиц города Казани

    В конце 70-х, в начале 80-х годов начали появляться работы, посвященные этносоциальным сторонам жизни нерусских народов, живущих в Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР. В них на основе анкетирования выяснялся вопрос, насколько они сохраняют свои национальные обычаи, языки, знают историю и культуру своего народа. Мне известен ряд таких исследований, осуществленных русскими этнографами, в которых сделана попытка определить уровень национального самосознания татарского населения Москвы, Ленинграда. Для определения уровня этнического самосознания в анкету включались вопросы о знании русского языка, насколько даются детям национальные имена, о выполнении национальных обрядов, пищи, посещения ими национальных концертов, спектаклей во время гастролей деятелей Татарстана, распространения межнациональных браков... В анкету включались и вопросы, читают ли они произведения своих писателей (и на каких языках), кого они знают из деятелей литературы, искусства, науки, государственных деятелей? Такое анкетирование показало, что многие татары Москвы, Ленинграда не могли назвать имена 3-5 татарских ученых, композиторов, деятелей культуры.
    Авторы этих исследований вместо того, чтобы предложить меры по устранению такой национальной деградации, исходя из программы КПСС, где предусмотрено слияние народов, вернее, их русификация, на примере татар этих городов показали, как успешно идет в СССР выполнение программы КПСС.
.... читать.

Судьба языка - судьба народа

    После окончания гражданской войны, с самого начала укрепления советской власти в национальных районах, русские идеологи коммунизма развернули пропаганду, что для "построения счастливого свободного общества" существование национальных языков является большой помехой. История уже показала - у человека, называемого коммунистом, не бывает национального лица. Это ясно раскрывают факты двадцатых годов. В эти же годы татарские коммунисты, поющие песни русских коммунистов, начали строить прожекты, что нам не нужен татарский язык, что надо скорее перейти на русский язык. Среди них были видные татарские писатели и журналисты-"интернационалисты", как Фатих Сайфи, Салах Атнагулов. Дела этих татарских "интеллектов", старавшихся стать знаменитостями, торгуя нацией, начинаются с этих вот лет, с этих манкуртов. (Видно, в мире есть божественная сила этих людей, торговавших нацией, те же русские коммунисты, советская власть позднее, когда кончилась в них надобность, проводили в гулаги, там оборвались их жизни).
    Эта шовинистская пропаганда, что коммунизм успешно будет построен только лишь с помощью русского языка, превратилась в магистральную дорогу коммунистов. Исходя из этого началось расхваливание русского языка, возносили его до небес.
.... читать.


Статья Рустама Набиева:

Сказка о Куликовом поле
Нужен ли России еще один праздник без повода?

    В мае представители татарской общественности Москвы выразили протест против введения в качестве государственного праздника России даты победы русских войск на Куликовом поле.
    По-разному был расценен сам факт подобного заявления. Один из моих друзей спросил, вправе ли татары вмешиваться в ценности русского народа? Ведь для него эта дата - более символ единения нации под знаменем Москвы и православия, чем собственно военная победа.
.... читать.


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов
http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное