Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 27 (70) 8 марта 2004г


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 27 (070)    8 марта 2004г
 

Дорогие читательницы "Татарской рассылки"!
Поздравляю Вас с праздником Весны! Счастья и радости Вам!


Есть татарская народная песня "Герман", о том как татары уходят на войну в далекую землю Герман, и не знают вернутся ли. Что это за загадочная Герман иле, в которой сегодня тоже живут татары, сколько их, берегут ли они вдали от Родины родной язык и традиции?
Сегодня мы расскажем о деятельности Татаро-Башкирского Культурного Центра (ТБКЦ) в Германии. Благодарю Венеру Вагизову и Ильдара Харисова за предоставленные материалы.
Еще обязательно посмотрите прекрасный сайт "Татары в Германии" . Редактор сайта - Алия Тайсина.

Материалы номера:
- Новые встречи.
- Найдено солдатское кладбище татар и башкир под Берлином.
- Волшебные краски Нурии Хадеевой.
- Начинать с колыбели. К вопросу о татарском национальном воспитании.

Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Новые встречи

Второго марта в Берлине состоялась встреча активистов Татарско-башкирского культурного центра с представителями Посольства Российской Федерации в ФРГ.
В этой встрече приняли участие члены правления ТБКЦ Ильдар Харисов и Венера Вагизова и руководитель отдела культуры, прессы и информации Посольства г-н Михаил Грабарь. В ходе встречи были затронуты многие вопросы, касающиеся работы ТБКЦ и поддержания тесных контактов с Посольством.
Господин Грабарь проявил большой интерес к деятельности центра, одобрительно отметив серьёзные культурные, научные и общественные проекты, которыми занимается ТБКЦ. Было упомянуто проведение Дней татарской культуры минувшей осенью, ставших заметным событием в жизни Берлина, организация Сабантуев, работы по восстановлению и облагораживанию кладбища татарских и башкирских военнопленных времён первой мировой войны. К слову сказать, в апреле этого года планируется проведение Недели татарского языка и культуры в Свободном университете Берлина, куда будут приглашены и российские дипломаты. Со стороны Посольства центру была обещана поддержка творческих инициатив.
Обе стороны подчеркнули важность регулярного обмена информацией. Встреча прошла в тёплой непринуждённой обстановке.

Венера Герасимофф
Пресс-секретарь ТБКЦ, Берлин

Обсудить в форуме


Найдено солдатское кладбище татар и башкир под Берлином

Давно в Татарско-башкирском культурном центре в Берлине не было так шумно, многолюдно и оживлённо как в последние выходные февраля. И немудрено: гостями нашего центра в этот раз были не просто посланники с Родины, а известные в республике люди. Это наш замечательный учёный-историк Искандер Гилязов, а также Салават Юзеев и Рафик Галеев, приехавшие в Берлин, чтобы познакомиться с теми местами в Германии, где оставили свой след татары в различные периоды истории. Большой труд был проделан Искандером Гилязовым и Салаватом Юзеевым, много времени проведшим в архивах кино- и фотодокументов и отыскавшим поистине бесценные материалы. А наши активисты помогали тем временем Рафику Галееву и его коллеге Марине Галецкой проводить съёмки непосредственно "на объектах". В кадр объектива Рафика попала Моабитская тюрьма, мемориал жертвам фашизма в Плётцензее, где трагически оборвалась жизнь Мусы Джалиля и его десяти соратников по борьбе, а также мрачные стены развалин бывшего здания гестапо, рейхстаг и памятник павшим советским воинам в Тиргартене.
Ещё один день был посвящён поездке в окрестности городка Вюнсдорф, что в 40 километрах южнее Берлина. Именно там в годы первой мировой войны располагался лагерь для татарских и башкирских военнопленных, там же находилось когда-то и мусульманское кладбище, где нашли покой многие наши соплеменники. Ещё в 30-е годы за кладбищем ухаживали татары, жившие в Германии в эмиграции. А после войны здесь располагались части Советской Армии и вход в эти места был, понятное дело, закрыт. Надежды на то, что хоть что-нибудь сохранилось, почти не было. Тем более, что местное население слыхом об этом кладбище не слыхивало. Поначалу заглянули в местный краеведческий музей, затем в музей военной амуниции. Кое-что интересное удалось узнать и заснять именно в этом музее. Например, для многих стало открытием, что лучшие танкисты гитлеровского полководца Гудериана были подготовлены в 30-е годы именно в Казани.
А после музея все отправились по окрестным полям и лесам на поиски кладбища. В ТБКЦ уже давно витала идея создания в этом месте чего-то вроде небольшого мемориала, если истории было угодно ничего не сохранить. День был холодный, и после нескольких часов бесплодных поисков уже стало подступать уныние. Но Арслан эфенди, который привез туда группу на машине, предложил проехать, пройти ещё чуток. И! - О, чудо! Деревья раздвинулись, и взорам всех предстала небывалая панорама: на лесной опушке стоял огромных размеров могильный камень, на котором арабской вязью по-татарски, а также по-немецки было написано, что этот мемориальный камень установлен в память магометанских солдат, жертв первой мировой войны. Надо заметить, что на этом кладбище покоится прах не только татар и башкир, но и мусульманских солдат из колоний стран Антанты, то есть из Северной Африки, из Индии, с Ближнего Востока.
Пожалуй, больше всех этой находке радовался Искандер Гилязов. Ведь эта находка - плод его многолетних усилий, трудов, поисков. Всё было не напрасно!
Кроме того, за время короткого пребывания группы состоялось две встречи с представителями татарско-башкирской диаспоры в Берлине. На первой встрече были обсуждены вопросы возможного сотрудничества, высказаны пожелания на будущее. Самые активные члены нашего центра пришли не просто познакомиться с гостями, но непременно предложить что-то и со своей стороны. Ведь мы не просто татары в Германии, мы находимся в постоянном действии, работе: Нурия Хадеева и Раис Халилов, наши художники, в вечном поиске нового, регулярно проводят выставки своих работ, Ильдар Харисов - учёный-музыковед, проведший колоссальную исследовательскую работу, касающуюся татарского музыкального наследия, кроме того, просто всесторонне одарённый и широко эрудированный человек. Ильмира Мифтахова - наша гордость, наш преподаватель татарского языка, Себастиан Цвиклински - немец, татарин душою, проделавшего масштабный труд, посвящённый татарской истории, языку и татарским военнопленным в частности. И ведь это немногие из наших активистов...
А на вторую встречу собрались просто татары и те, кто в глубине души считает себя татарином. С удовольствием посмотрели документальный фильм о замечательном татарском поэте Ильдаре Юзееве, который привезли с собой наши гости и подарили его потом нашему центру. Хотелось так много узнать, поговорить, спросить... жаль, что время пролетело очень быстро. Но мы всегда рады гостям и ждём новостей с Родины.

Венера Вагизова
Пресс-секретарь ТБКЦ, Берлин

Обсудить в форуме


Волшебные краски Нурии Хадеевой

"Видеть, слышать, осязать..." Не случайно, что выставка работ татарской художницы Нурии Хадеевой, открывшаяся 7 января в ее ателье в Берлине-Кройцберге, называется именно так.
Работы Нурии действительно можно не просто увидеть. Вглядываясь в "Детские рисунки для взрослых", словно слышишь голоса героев сказок, возвращаешься в далёкий мир детства. Где-то рядом раздаётся голос мамы, соседских ребят, звуки зоопарка - такие, какие они были много лет назад, когда мы ходили "посмотреть на зверей". Окунаешься в ту пору, когда ты был маленьким, а деревья большими, и помнишь вкус мороженого и карамели за рубль десять. Непередаваемые и незабываемые картины, звуки, ощущения нашего детства.
А вот работы, повествующие о другом увлечении художницы: народные костюмы, зарисовки, фольклорные мотивы. Слышатся песни татар, марийцев, чувашей, приходят запахи деревни, свежескошенного сена, парного молока. И вот уже ощущаешь на губах его вкус и вкус тёплого свежеиспечённого хлеба, который бабушка только что вытащила из печи. А рядом - чугунок с дымящейся картошкой, и осязаешь её запах, только что принесённой с огорода...
Работы Нурии Хадеевой - волшебство, где она сама - добрая фея, которая дарит нам мир страны чудес и мечтаний, как это бывало в детстве, когда мы верили в волшебников и Деда Мороза.
Разносторонняя художница, Нурия не сосредоточивается только на одной выбранной теме или одной манере работы. На этой выставке можно увидеть и её графику, и работы с холстом, и роспись на шёлке с элементами вышивки. Недаром журналистка Марион Фабиан, выступившая на открытии выставки, сказала, что батик в исполнении Нурии - это маленькая ода на шёлке.
Нурия Хадеева родилась в 1956 году в городе Малмыже Кировской области на границе с Татарстаном. В 22 года она окончила Кировское художественное училище, где была заложена крепкая основа для дальнейшего развития её таланта. По настоящему воплотить свои мечты, замыслы, своё видение мира ей помогла учёба в Ленинградском Высшем художественном училище имени Мухиной (1986-1991). И вот уже несколько лет татарская художница с труднопроизносимым для немцев именем Нурия Хадеева радует поклонников живописи в Берлине и других европейских городах. Сегодня она ловит движения танцоров балета Немецкой Оперы, что в Берлине, вчера след на бумаге под её рукой оставили Франсуа и Люк Бонди из Цюриха, а завтра она уже в Крыму, и её неутомимый карандаш повествует о быте и бытие деревенских жителей этого благодатного края.
Совершенно особой атмосферой насыщен уголок, где представлены графические работы, представляющие нам цикл под условным названием "Связь между зрителем и художником". Как рассказала сама Нурия, особенность работы над этими зарисовками заключалась в том, что объектом своих наблюдений она выбрала художественную галерею, куда приходили различные посетители: кто-то случайно заглянул сюда, а кто-то специально пришёл посмотреть на работы художников, выставленные здесь, заранее предвкушая удовольствие от встречи с искусством, внутренне готовясь к этому, может быть, уже за несколько дней. Нурия разговаривала с ними, наблюдала за их реакцией, смотрела на них "из-за плеча". Зритель и художник работали одновременно, в параллельном времени. Зритель в какой-то момент переставал ощущать присутствие художника, разговаривал по телефону, погружался в свои мысли. И вот в этот момент карандаш летал по бумаге, работа шла легко и быстро, рисунок словно сам ложился под руку... За это необыкновенное ощущение лёгкости работу художница очень благодарна и судьбе, и зрителям, которые, сами того не зная, принимали соучастие в создании этих работ. По словам самой Нурии, для неё это были моменты творческого счастья.
О будущих планах Нурия пока говорит не очень охотно, суеверно побаиваясь, как бы фортуна не отвернулась от неё. Но полагаем, что удачно начавшийся год наверняка будет богат событиями и для этой самобытной художницы, и для Татарско-башкирского культурного центра в Германии, активным членом которого Нурия является со дня самого его основания - именно она стояла у истоков создания ТБКЦ четыре года назад вместе с художником Раисом Халиловым и музыковедом Ильдаром Харисовым. С тех пор центр разросся, и многие его члены пришли на открытие выставки. Под занавес вечера нам удалось узнать у Нурии, что уже в марте планируется очередная выставка её работ в Берлине, а в мае она едет в Италию, куда её пригласили поработать в Тоскане. Пожелаем ей удачи и дальнейших творческих успехов.

Венера Герасимов-Вагизова

Обсудить в форуме


Начинать с колыбели
К вопросу о татарском национальном воспитании

Сейчас, когда в республике идёт усиленная полемика на тему: нужен ли нам татарский язык, и, если да, то в какой мере, нелишне было бы подумать, с чего же начинается наша самоидентификация как татар. Я в принципе далека от мысли пропагандировать оголтелый национализм, но наша самореализация, самоосуществление, как отдельно взятых личностей, так и всего народа, определяется тем, насколько татарами или нетатарами мы себя ощущаем. Ведь никто не будет обвинять в национализме русских, украинцев, казахов или эстонцев только за то, что они поют свои песни, говорят на своём языке, читают детям свои сказки и рассказывают о своей истории. Национализм начинается там, где нация (неважно, какая) возносится над другими нациями, именно её история становится якобы определяющей в мировой истории, нежелание сосуществовать с другими, живущими рядом народами, и признавать их право на подобное же существование (пример тому мы наблюдаем в сегодняшней Латвии, когда у русскоговорящего населения, десятилетиями, если не больше, жившего там, отбирают право учиться на своём языке - пример, не достойный подражания). А мы нередко добровольно отказываемся от этого права, держа в руках такое сокровище - свой язык - и не пользуясь им, отталкивая подарок судьбы: иметь возможность в естественной среде реализовать себя как татарский народ и заботиться о своём языке. Но язык - это лишь одно из проявлений того, что называется национальное (не путать с националистическим) самосознание и воспитание.
Национальность человека определяется не его волей, а укладом его инстинкта, его внутреннего творчества, его бессознательной духовности. Сыном или дочерью какого народа является человек зависит от того, как у него проявляются чувство чести, долга, доброта, как и что он поёт, пляшет, как он читает стихи, как любит свою семью, кто его любимые герои сказок, народные герои. И всё это не есть продукт его воли и сознания сегодняшнего, но продукт его подсознательного духовного уклада.
Бороться с национальным обезличеньем наших детей мы должны именно на этом пути. Но возможным это будет только в том случае, если каждый поймёт и проникнется мыслью, что в его семье никто другой кроме него самого этого не совершит: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка, вызывающие в нём восхищение, чувство красоты, чести, любознательности, великодушие, жажду подвига, были национальными. Чтобы дети думали по-татарски, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих булгарских и татарских предков и всей душой приняли бы историю, судьбу, путь и призвание своего народа, чтобы имена и дела народных героев, просветителей, сказителей трепетом отзывались в их душах. Имея в семье источник таких настроений (а смешанные семьи - не исключение) и получив такой духовный заряд ещё в дошкольном возрасте, наши дети, где бы они не находились, развернуться в настоящих и верных патриотов своего народа. Пример тому - татарские диаспоры по всей России и по всему миру, потому что они состоят из людей, получивших подобную закалку в детстве; те, кто её, увы, не получил, даже при наличии татарской родословной, имени и фамилии, духовно перестают быть татарами, нередко стесняясь своей национальной принадлежности, и не вступают в контакт с соплеменниками.
Есть несколько фундаментальных камней, на которых покоится воспитание и обогащение национального самосознания: язык, песня, сказка, рассказы о героях, поэзия, история...
Язык - это первейшее и важнейшее сокровище, через него открывается путь к другим кладезям народной мудрости. Язык вмещает в себя таинственным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад, творческий потенциал и замысел народа. Всё это ребёнок должен буквально получить с молоком матери. Наиважнейший момент: нужно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребёнка (это происходит на третьем, четвёртом году жизни) совершалось на татарском языке. При этом важно не то, на каком языке могут говорить в присутствии ребёнка - это могут быть самые различные языки, - а то, на каком языке говорят непосредственно с ребенком, обращаются к нему, побуждая его выражать собственное состояние именно на этом языке.
Поэтому пусть умерят свой пыл те родители, которые вознамерились учить ребёнка языкам чуть ли не с пелёнок. Бесспорно, раннее обучение - хорошо, но во всём должна быть мера. И очередь другого языка придёт тогда, когда ребёнок серьёзно заговорить на родном языке. Пусть и в дальнейшем в семье царит культ родного языка: чтение детям перед сном вслух, беседы о родном языке - его красоте, богатстве, величии, выразительности, творческой неисчерпаемости.
Музыка, песня - это дитя должно слышать ещё до рождения, а затем - в колыбели. Пение матери принесёт ему первый душевный вздох. Татарская песня прекрасна, переливчата, искренна. Она несёт в себе отпечаток всей великой и глубокой истории народа, любовь, утешение. Пусть дома всегда звучат татарские мелодии.
Сказания, предания, баиты, сказки - они будят и пленяют мечту. Они дают ребёнку первое ощущение героического - чувство испытания, опасности, призвания, подвига, победы. Они учат мужеству и верности, учат отличать доброе от плохого, правде от лжи. Воспитание национального самосознания неполно без национальной сказки. Ребёнок, никогда не грезивший, слушая сказки своего народа, легко поддаётся ассимиляции и утрачивает свою национальную самоидентификацию в духовном смысле.
Рассказы о национальных героях (будь то защитники Булгар, Казани или герои Великой Отечественной), образы героизма пробудят в ребёнке волю к доблести, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; принадлежность героев к его народу даст ему непоколебимую веру в духовные силы своей нации, а национальный герой ведёт свой народ даже после смерти. Вот это и есть школа национального характера.
Книги, труды писателей и поэтов: самый яркий пример - это наша национальная гордость Габдулла Тукай, певец татарского народа. Его поэзия - это мудрость, нашедшая отражение в прекрасных образах, ставших музыкой. Ребёнок, выросший на поэзии Тукая, никогда не сможет перестать быть татарином. По мере взросления ребёнка надо приобщать к другим видам национального творчества: музыке, живописи, прикладному искусству, орнаменту ( и уж тут наши тюбетейки, калфаки, сапожки держат пальму первенства), театру, архитектуре, а то и религиозной культуре (не надо бояться этого слова, но и не стоит впадать в крайности исступлённого религиозного фанатизма; религия - тоже часть народной культуры; жаль, что некоторые амбициозные и недобросовестные люди используют религию как козырную карту в своих политических устремлениях, а между тем религия - это тоже кладезь мудрости, музыки, поэзии, традиций и культуры).
Что касается истории, нужно уметь дать ребёнку понять, что он - татарин, сын великого татарского народа, потомок не менее великого булгарского народа; за его плечами - величавая и трагическая история, расцвет, страдания и крушения и - вновь стремление к подъёму. Необходимо дать ребёнку почувствовать, что история его народа есть источник живой мудрости и силы.
При этом - и это самое важное - национальное самочувствие ребёнка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от самоунижения. Изучая историю, не стоит избегать слабых сторон национального характера, но в то же время указывать на источники национальной силы и славы. История учит духовному преемству, а историк, становясь между прошлым и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, понимать его путь, любить его и верить в его призвание.
И конечно, достойное сосуществование с другими народами, взаимное уважение - всё это поднимает на высоту любой народ, не опускающийся до деления на перво- и второсортные народы, дающего другим также свободно самореализовываться и поддерживая их в этих устремлениях. Такой должна быть идея национального воспитания, необходимая каждому духовно здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этой идеи, и при том в форме возрастающей одухотворенности, национального благородства и межнациональной справедливости. Только так возможно сохранить священное начало Родины и одолеть такие пороки как больной национализм и всеразлагающая ассимиляция.

Венера Вагизова
Татарско-башкирский культурный центр, Берлин

Обсудить в форуме


Приглашаем Вас посетить следующие сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - все материалы о татарском мире... ну или почти все.
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов
http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"
Буду признателен если Вы отправите своим друзьям и знакомым, интересующимся татарской общественной жизнью ссылку на домашнюю страницу рассылки.

Уважаемые читатели "Татарской рассылки"! Вы можете написать мне о своих замечаниях и предложениях. Постараюсь их учесть в следующих выпусках рассылки.
Буду признателен за помощь в обеспечении "ТР" новыми материалами. Вы также можете обратиться к другим подписчикам, с удовольствием предоставлю такую возможность.

Размещенные материалы не всегда отражают мою точку зрения.

На "Татарскую рассылку" подписалось 410 человек.

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное