Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? ___Выпуск № 23 от 19.06.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Ежедневная рассылка

Выпуск № 23 от 19.06.09

Кому выгодны сезонные пошлины на рис?

С середины февраля в России действуют удвоенные таможенные пошлины на ввоз риса, подстегнувшие рост цен на этот продукт. О том, как на такие меры российский рынок риса и потребители отреагировали в условиях кризиса, BFM.ru рассказал генеральный директор компании «Агроальянс» Виктор Козырев.

— Виктор Алексеевич, с какой таможенной политикой сталкивались импортеры и трейдеры риса в последние годы?

— За последние 10 лет пошлины корректировались неоднократно, в итоге они выросли примерно в 20 раз — с 5% от стоимости ввозимой продукции до 160 евро за тонну риса. Каждый раз, когда государство принимало решение об изменении таможенно-тарифной политики, этому предшествовала публикация постановления за 30 дней до его вступления в силу. Данный регламент отвечал цивилизованным отношениям между государством и бизнесом. Импортеры имели время для принятия решений в новых условиях регулирования импорта.

Однако в этом году постановление правительства о введении новых пошлин на импорт риса, опубликованное 2 марта 2009 года, вступило в действие «задним числом», а именно, с 15 февраля. Срок, указанный в постановлении, был интерпретирован рядом таможенных органов как основание для начисления таможенных пошлин на уже ввезенный товар, что противоречит общим нормам права.

— А что произошло с объемами закупок?

— На волне информации о грядущем в феврале глобальном — ожидалось 230 евро за тонну — повышении тарифов ряд импортеров ввез значительный объем риса еще в январе этого года, поэтому, по нашим оценкам, за первые три месяца объем импорта риса превышает среднеквартальные показатели за прошлый год. Согласно рыночной информации, импортировано на 20 тысяч тонн риса больше, чем было бы оптимально для снабжения.

— Как с момента введения пошлин на рис изменились закупочные цены?

— Себестоимость риса, импортируемого из стран с преференциальным режимом торговли, была увеличена примерно на 75 евро за тонну (с учетом НДС). Рис, импортируемый из ЕС и США, подорожал примерно на 100 евро. Так как одновременно произошла девальвация рубля по отношению к валютам импортных контрактов, рублевая себестоимость импортного риса увеличилась примерно на 30%. Отечественный рис, находясь в ценовом паритете с импортным, также вырос в цене.

— Заметно ли уже сейчас, как рынок отреагировал на такие ценовые колебания?

— Такие цены уже ставят вопрос о степени доступности риса для широких слоев населения. К примеру, если провести параллели с гречневой крупой — второй по значению в общей структуре потребления, то весной 2009 года цена розничной реализации рисовой крупы оказалась в 2 раза выше гречневой. Изменилась конкурентоспособность риса и по отношению к макаронным изделиям. Апрельский мониторинг цен зафиксировал стоимость 900-граммовой пачки риса в размере 60–70 рублей, гречи аналогичного веса — 25–30 рублей, пачки макарон весом 450 грамм — 25–30 рублей.

На фоне снижения покупательской способности населения выбор часто остается не в пользу риса. Пока не опубликованы точные статистические данные, но в последний месяц трейдеры и производители фасованной продукции однозначно фиксируют существенное снижение объемов реализации риса, причем как импортного, так и отечественного.

На наш взгляд, падение спроса несет в себе наибольшую угрозу развитию рисовой отрасли, значительно большую, чем конкуренция с импортным продуктом, который, на самом деле, прямым конкурентом не является.

— Почему?

— В России выращиваются так называемые «мягкие» сорта риса, относящиеся к короткозерному и среднезерному типам. Импортируются в основном «твердые» длиннозерные сорта. В товарной матрице розничных сетей круглозерный и длиннозерный рис относятся к разным продуктам, так как эти сорта обладают разными потребительскими и кулинарными свойствами. Поэтому значительное сокращение импорта риса при падении спроса не исключает появления избытка круглозерного отечественного риса.

Сегодня отечественные сельхозпроизводители и переработчики, понимая это, начинают снижать цены для того, чтобы вернуть покупателя.

— Какая мировая динамика цен отмечается в последнее время? Насколько сильно российские цены на рис зависят от колебаний мировых цен?

— Цены на мировом рынке стабилизировались и колебания незначительны — до 10%. Мы полагаем, что данная ситуация продержится еще минимум несколько месяцев. Долгосрочный прогноз сделать сложно. Цены будут зависеть, в частности, от природных факторов, влияющих на урожаи в главных странах-производителях. Факторы, влияющие на краткосрочную перспективу, сбалансированы: к примеру, потери части урожая в Пакистане компенсированы отличными урожаями в Латинской Америке и т. д.

Российские производители пытаются позиционировать отечественный рис в ценовом паритете с импортным длиннозерным рисом, несмотря на то, что на мировом рынке в последнее время среднезерный рис мягких сортов стоит существенно дороже. Проблема в отсутствии сортовой чистоты производства риса в России, которая лишает отрасль экспортного потенциала.

— Какая государственная поддержка могла бы, на ваш взгляд, поддержать российских производителей риса?

— Благодаря протекционистским мерам последних лет отрасль динамично развивается. Мы с пониманием и поддержкой относимся к защите государством отечественного рисоводства. Вопрос лишь в методах и размерах поддержки с точки зрения баланса интересов сельхозпроизводителей, составляющих небольшую часть населения, и интересами всего населения страны. Кроме тарифного и нетарифного регулирования, необходимо шире использовать прямое субсидирование отрасли с тем, что бы рис оставался доступным продуктом для большинства людей.

А пока сегодня остается открытым вопрос: кому выгодно введение сезонной пошлины на рис?

BFM.ru

http://www.bfm.ru

Украинские зерноперевозки: государство делает определенные шаги навстречу…

Сложно поспорить с тем, что перевозки зерна являются одной из важнейших отраслей, обеспечивающих нормальное функционирование зернового рынка. О том, в каких условиях в настоящее время работают украинские перевозчики, журналисты АПК-Информ поинтересовались у представителей железнодорожной транспортной компании "МетРудТранс". На наши вопросы любезно согласились ответить коммерческий директор компании Игорь Подвиженко и начальник транспортного отдела Николай Фирман.

- Сталкивается ли ваша компания с проблемой несвоевременного предоставления вагонов?

И.П.: Говоря о ситуации с предоставлением вагонов, нужно отметить, что, как правило, проблем со своевременным получением вагонов наша компания не испытывает. Будем надеяться, что их не будет и в дальнейшем. Вместе с тем, иногда все же случаются сбои, и вагоны приходят несвоевременно, но это в основном происходит под влиянием сезонного фактора. Все будет зависеть от объемов перевозимых грузов, от того, насколько востребован подвижной состав. При этом хотя украинское железнодорожное ведомство и обещает, что проблем подобного характера не будет, тем не менее, от подобного никто не застрахован.

Н.Ф.: Насыщенность перевозок в Украине далеко не равномерная. Наиболее активный период перевозок зерновых грузов начинается с июля и заканчивается где-то в сентябре-октябре. Можно сказать, что на это время приходится пик перевозок. Именно в указанное время может возникнуть вопрос о подаче вагонов ввиду того, что количество желающих переместить зерно может быть больше, чем имеющийся в наличии подвижной состав. Как правило, под конец сезона подобных вопросов уже не возникает.

- Были ли в вашей практике прецеденты несвоевременного возврата вагонов из-за границы?

Н.Ф.: Что касается движения вагонов, то нас больше интересует своевременное предоставление вагонов под погрузку и доставка груза до станции назначения. Все дальнейшие обязанности на себя берет железная дорога.

И.П.: При этом, исходя из собственного опыта, могу сказать, что ввиду тонкостей расчетной политики зарубежным странам невыгодно держать у себя украинские вагоны, поэтому каждая страна старается как можно быстрее отдать принятые вагоны в страну-собственницу. И, конечно, желательно не в порожнем состоянии.

- Как вы оцениваете состояние вагонного парка в Украине?

И.П.: Большинство вагонов, с которыми мы работаем, находятся в удовлетворительном состоянии. Конечно, неисправные вагоны нам не предоставляют. Насколько я помню, последние годы постройки зерновозов - это где-то 80-90-е. По крайней мере, я не встречал зерновозов, которые были бы произведены после 2000 года.

- Операторы зернового рынка РФ сообщают экспертам ИА "АПК-Информ" о повышении тарифных ставок на перевозку в связи с монополизацией сферы ж/д перевозок на российском рынке компанией "Русагротранс". В связи с этим как вы оцениваете действующую тарифную политику в Украине?

И.П.: В России, насколько мне известно, вагоны передают в собственность той или иной компании. Естественно, из-за этого идет удорожание перевозок. То есть необходимо заплатить за возвратный тариф, взять в аренду эти вагоны. По тарифу сами перевозки не такие уж дорогостоящие, но нужно еще учесть и стоимость аренды каждого вагона, все это входит в себестоимость перевозки каждого вагона.

В принципе, если Украина перейдет к схеме работы с арендой подвижного состава, то влияние вышеуказанных факторов может привести к удорожанию перевозок. У нас, в принципе, можно взять зерновоз в аренду, но пока "Укрзализныця" своевременно снабжает потребителей вагонным парком, поэтому данный вопрос отпадает сам собой.

Стоит отметить, что уже сейчас государство принимает определенные шаги навстречу отрасли зерноперевозок. В частности, к таким шагам можно отнести приказ Министерства транспорта и связи Украины "Об утверждении Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом", который вступил в силу с 1 мая т.г. Основной целью принятия данного документа было удешевление стоимости перевозок на короткие расстояния, в частности и для зерновых грузов. Я думаю, что поставленные цели в этом направлении будут достигнуты.

- Как повлиял мировой финансовый кризис на работу вашей компании?

И.П.: Мировой финансовый кризис привел к тому, что у нашей компании, как и у большинства компаний-перевозчиков, упали объемы перевозок. Но все взятые на себя социальные гарантии наша компания продолжает выполнять. Нам особенно важно, чтобы при всех нынешних сложностях компания "МетРудТранс" сохранила штат сотрудников и, более того, даже продолжала его увеличение. Мы расширяемся, развиваемся даже в условиях кризиса.

Н.Ф.: Все зависит от перспектив и возможностей каждой компании. В основном финансовый кризис негативно отразился на функционировании мелких и средних компаний. А для компаний, которые стабильно работают на рынке не один год, данный процесс пройдет менее болезненно.

И.П.: К тому же, мы привлекаем незначительные объемы кредитных средств, стараемся справляться своими средствами. Данная ситуация в определенной степени обезопасила наш бизнес от влияния кризиса в кредитном секторе.

- Поделитесь планами компании на будущее…

И.П.: В настоящее время для компании "МетРудТранс" приоритетным является зерновое направление. Мы уже два года работаем на зерновом рынке. Несмотря на то, что перевозки зерна в определенной степени являются для компании новым направлением, мы уже довольно уверенно стоим на ногах. Перспективы - открыть как можно больше филиалов в Украине, а также, надеемся, и за рубежом.

- Что бы вы хотели пожелать участникам рынка зерноперевозок?

Н.Ф.: Хочется пожелать, чтоб, во-первых, качество работы большинства перевозчиков оставалось на высоком уровне. Во-вторых, для нормального функционирования данного сегмента рынка перевозок необходимо обеспечить здоровую конкуренцию. Ну, и последнее, естественно, каждая компания хочет расширяться и укреплять свои позиции на рынке, а для достижения этих целей могу посоветовать только одно: работать, работать и еще раз работать.

И.П.: Есть еще одно пожелание для зернотрейдеров: не гоняться за компаниями-перевозчиками с низкими тарифными ставками, т.к. многие из подобных компаний довольно часто серьезно подводили клиентов. Все-таки зерноперевозки - серьезный бизнес, и если компания не имеет возможностей для выполнения взятых на себя обязательств, то с ней лучше дел не иметь.

Журнал «АПК-Информ» (Украина, Россия, Казахстан, мировой рынок)

№ 24 (656) от 15 июня 2009

http://www.apk-inform.com

BIO TECHNOLOGY DEVELOPMENT: В Украине принят отраслеформирующий закон.

17.06.2009 Президент Украины подписал Закон №1391-VI от 21.05.09 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива". Законом, в частности, внесены изменения в законы Украины "О предпринимательстве", "О Едином таможенном тарифе", "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", "О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)", "О налоге на добавленную стоимость", "О налогообложении прибыли предприятий", "Об альтернативных видах жидкого и газового топлива", "О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности", "О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки", "О налоге с доходов физических лиц" и "О Таможенном тарифе Украины".

Для Украины, несомненно, позитивным является факт принятия Закона №1391-VI от 21.05.09 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива". «Это отраслеформирующий закон, благодаря которому в Украине появились все условия для развития производства альтернативных видов топлива», - говорит Андрей Кудрявцев, Директор компании «BIO TECHNOLOGY DEVELOPMENT».

Законом при условии реализации как товарной продукции, предусмотрена обязательная сертификация биологических видов топлива, что конечно, должно обеспечивать соответствующий уровень качества производимой продукции. Пока не известна процедура сертификации сложно сказать, насколько эффективным будет процесс. Также планируется создание государственного реестра компаний – производителей биотоплива. Те предприятия, которые выпускают биоэтанолы и прочее моторное топливо подлежат обязательному лицензированию.

Принятые нормы предусматривают значительные налоговые льготы для предприятий -производителей биотоплива, в том числе биоэтанола, а также производителей оборудования.

Большим стимулирующим воздействием для развития отрасли является факт временной отмены (на 10 лет с 01.01.2010 г.) уплаты налога на прибыль, полученную от деятельности по производству тепловой и электроэнергии с использованием биологических видов топлива, а также производству техники, транспорта и оборудования. Средства, высвобожденные в результате использования налоговых льгот, закон обязывает использовать для удешевления себестоимости. Нецелевое использование средств грозит штрафом.

Акцизный сбор на производство биологических видов моторного топлива начисляется по нулевой ставке.

Закон стимулирует не только производителя, но и потребителя. В частности бонусная амортизация основных средств, предусмотренная сроком до 1 января 2019 года, распространяется также на оборудование, работающее на альтернативном топливе. Так, разрешается списание 50% от балансовой стоимости в первом отчетном периоде. Норма распространяется и на оборудование, производящее альтернативное топливо.

Частные лица, переоборудующие свой автомобиль, могут воспользоваться налоговыми льготами при уплате налога на доходы.

Одним из основных важнейших позиций, которые задекларированы в Законе является стимулирование использования альтернативных источников топлива до 20% от общего объема использования топлива в Украине до 2020 года.

Справка о компании:

Компания «BIO TECHNOLOGY DEVELOPMENT» создана в 2005 году с целью разработки, изготовления и внедрения новых ресурсосберегающих технологий. Поставляет на энергорынок газификаторы твердого топлива (газогенераторы), компактные сушильные комплексы, оборудование по производству топливных брикетов и пеллет. Кроме того, компания занимается строительством  и реконструкцией заводов по производству топлива из альтернативных источников, реконструкцией тепловых котлов. Производит и поставляет топливные пеллеты и брикеты.

На сегодняшний день компания обладает производственными мощностями в Волынской области: завод про производству топливных пеллет мощностью 1000 т в месяц. В июле вводится в эксплуатацию новый завод производительностью 3000 т в месяц, г. Кременец, Тернопольская область. В планах компании до конца 2009 г. ввести в эксплуатацию еще 3 завода суммарной мощностью 7000 т: один в Черниговской обл. и два в Закарпатской.

Штат компании насчитывает 50 человек.

ООО "BIO TECHNOLOGY DEVELOPMENT"

http://www.biotechnology.net.ua


В избранное