Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? ___Выпуск № 37 от 27.06.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Ежедневная рассылка

Выпуск № 37 от 27.06.09

Молочно-кулуарная война

Времена беспрекословной лояльности Беларуси к России прошли. Теперь между этими странами регулярно разгораются различные - газовые, нефтяные, шоколадные, сахарные - торговые войны, концепция союзного российско-белорусского государства стала забытой утопией, а госчиновники с обеих сторон, вплоть до президентов, все чаще отпускают совсем не политкорректные реплики друг о друге.

В июне между бывшими единомышленниками произошел очередной конфликт, на этот раз - на почве экспорта белорусской молочной продукции в Россию. Но значимым является не столько сам скандал, сколько его "своевременность" - вскоре после подписания Минском договора с ЕС о "восточном партнерстве". А также то, что в эту "войну" оказались вмешанными не только ее непосредственные участники, но и Украина. А в перспективе пострадают даже европейские страны.

Сводки с "фронта"

Официально - согласно заявлению министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник - "молочная" проблема включает два аспекта. Первый касается соответствия поставок белорусской молочной продукции требованиям российского закона о техническом регламенте на такую продукцию. Согласно этому регламенту, если продукция производится из сухого молока, она должна называться "молочный напиток". А значит, белорусским экспортерам-молочникам нужно переупаковывать весь свой товар. Правда, этот закон был подписан президентом РФ еще в июне 2008 года и вступил в силу в декабре. То есть в течение полугода Москва закрывала глаза на нарушение белорусами новых технических стандартов.

Но 6 июня Роспотребнадзор все-таки ввел запрет на ввоз в Россию 600 наименований молочной продукции из Беларуси и теперь грозится расширить этот список до полутора тысяч наименований. Вскоре Геннадий Онищенко, глава Роспотребнадзора, озвучил два условия, при которых белорусские производители смогут вновь вернуться на российский рынок. Во-первых, Минск в самое ближайшее время должен предоставить России полный список предприятий и видов молочной продукции. Во-вторых, вся продукция должна проходить проверку в специальных российских лабораториях по критериям, предусмотренным в техрегламенте. Правда, этих трений не возникло бы, если бы белорусы и россияне придерживались единых стандартов. Поэтому, по мнению Елены Скрынник, необходимо, чтобы российские и белорусские нормативно-правовые акты в сфере технического регулирования были унифицированы.

Противостояние Минска и Москвы едва не зашло в тупик - во вторник Роспотребнадзор отказался продолжать переговоры с Беларусью, ссылаясь на то, что договоренности с белорусской делегацией не совпадают с публичными комментариями должностных лиц Беларуси. Впрочем, на следующий день стороны, видимо, взяли на вооружение совет Скрынник и, наконец, пришли к компромиссу. Россия и Беларусь подписали протокол о возобновлении поставок белорусской молочной продукции в РФ с 18 июня. А белорусы пообещали в ближайшее время приступ! ить к переоформлению документов в соответствии с российским законодательством. Между тем есть и другая сторона "молочной проблемы". И эта сторона непосредственным образом задевает интересы не только российских и белорусских, но и украинских молочников. Эта проблема - дешевизна белорусской молочной продукции, в результате которой российские производители не имеют ценового преимущества на внутреннем российском рынке. Кремль уже окрестил ценовую политику белорусских молочников демпингом.

Впрочем, он не совсем прав. Низкие цены на белорусские молочные и другие сельхозтовары обусловлены вовсе не специальной, направленной против российских производителей, политикой, и речь о "бросовых" ценах не идет. Уровень этих цен объясняется преобладанием в Беларуси государственной формы собственности и масштабным субсидированием аграрного сектора из госбюджета. Так, по словам премьер-министра РФ Владимира Путина, в то время как в России дотации производителям цельного молока составляют тольк! о 3%, в соседнем государстве они достигают 24%. Таким образом, нынешние санкции Кремля - не что иное, как попытка России надавить на Минск с тем, чтобы оба государства сформировали единые условия предоставления дотаций сельхозпроизводителям.

По крайней мере, так звучит "экономическая версия" конфликта в исполнении руководства России. И Минск, кстати, уже пошел на уступки в этом вопросе. Как заявила Скрынник, стороны договорились об уменьшении поставок в Россию белорусского сухого молока. В частности, с 15 июня по 30 сентября Беларусь вообще прекратит поставки сухого молока на российский рынок, а возобновленный в ІV квартале экспорт не будет превышать 15 тыс. тонн до конца года. Правда, Россия, в свою очередь, увеличит объемы импорта белорусского сыра, творога и масла.

Экономика вне политики?

Не тот случай В то время как в России придерживаются чисто экономической версии причин конфликта, в Беларуси полагают, что всему виной политические мотивы. И абсурдным мнение белорусов по поводу политического подтекста "молочной войны" никак не назовешь. Седьмого мая Минск подписал с Евросоюзом договор о "Восточном партнерстве", чтобы официально закрепить свой европейский вектор внешней политики.

Как объяснил свою прозападную позицию сам Лукашенко, товарооборот Беларуси с ЕС сегодня составляет 47% от всего внешнеторгового товарооборота этого государства. При этом главной гордостью Минска является позитивное сальдо торговли с Европой. "С Россией минус, потому что вы выталкиваете нас со своего рынка, - заявил Лукашенко в своем недавнем интервью российской газете "Завтра", - а с Европой - плюс. Вы хотите сказать, что я должен пренебречь этой половиной товарооборота?"

Кроме того, "Восточное партнерство" в перспективе сулит Беларуси зону свободной торговли с ЕС, что, по словам Лукашенко, является для нее гигантской выгодой. "Далее - это насущные для нас инфраструктурные проекты, модернизация железных дорог, строительство инновационных объектов, преференции, ресурсы Всемирного банка, Банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда", - перечисляет выгоды от сотрудничества с Евросоюзом президент Беларуси. Подобная теплота в отношениях Минска с Брюсселем вряд ли радует Москву, и применение торговых войн - одна из возможностей не только "наказать" белорусов за перемену внешнеполитических приоритетов, но и показать, "кто в доме хозяин".

Неудивительно, что во время экономического кризиса Москва уже не стремится подтверждать свое дружеское расположение к Минску. Напротив - она решила пренебречь интересами экспортоориентированной Беларуси и сосредоточиться на защите внутренних рынков. В этом корень и "молочной войны", и сокращения квот на поставки белорусского сахара, и нежелание Москвы предоставить Беларуси обещанный кредит на USD2 млрд. в полном объеме. Впрочем, похолодание в российско-белорусских отношениях по мере потепления белорусско-российских началось уже давно. Явственнее всего о том, что эти государства - уже не "не разлей вода", свидетельствует судьба проекта союзного государства.

Договор о его создании РФ и Беларусь заключили еще в декабре 1999 года, но он так и остался на бумаге. Хотя в Беларуси был проведен референдум, где две трети голосов были отданы в пользу этого проекта, в России подобный опрос общественного мнения не состоялся до сих пор. Нет ни союзного парламента, ни единого экономического законодательства, ни единой валюты с единым эмиссионным центром... Разобраться, что было раньше - отчуждение со стороны России или проявление Беларусью европейских симпатий, - уже невозможно. Но зато теперь каждая из сторон винит другую в том, что их отношения испортились, и мало склонна искать компромиссы.

Ответ Минска Реакция

Лукашенко на это охлаждение в целом и на запрет молочного экспорта из Беларуси в РФ в частности была довольно инфантильной. В ход, к примеру, пошел политический шантаж. 14 июня в Москве состоялся саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), на котором должен был быть подписан ряд документов, в том числе и о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Но Лукашенко бойкотировал мероприятие, высказав тем самым свое "фе!" по отношению к России из-за молочного конфликта. "Как можно решать вопросы военной безопасности, когда под угрозой безопасность экономическая?" - объяснил он.

Кроме того, Минск решил применить против России симметричные экономические меры с явно политическим подтекстом. Так, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский заявил журналистам, что с 16 июня вводится усиленный режим контроля за перемещением грузов на основных российско-белорусских магистралях. Правда, сразу эта угроза реализована не была, а спустя два дня была "отозвана" вследствие подписания "мирного протокола" между РФ и Беларусью.

Кроме того, Минск готовился оказать такой же прием, который белорусская молочная продукция встретила в Москве, российскому пиву. Комитет госконтроля Беларуси выступил за учреждение в стране специального импортера пива, заявив, что около 20% ввозимого в республику российского хмельного напитка поступает по теневым схемам. Но главный шаг, на который был вынужден пойти Минск в результате российско-белорусского противостояния, - это поиск новых рынков сбыта.

Выход для Минска - угроза для Киева

Несмотря на обещанное возобновление поставок белорусской молочной продукции в Россию, проблема переориентации экспорта для белорусских экспортеров остается открытой. А значит, теперь и молоко, и молочную продукцию, и сахар, и шоколад - в общем, всю продукцию, которая раньше шла в РФ, они будут стараться направлять в Европу и Украину.

В целом увеличение товарооборота Беларуси с Украиной и ЕС - отнюдь не новый тренд. Минск наращивает экспорт по этим направлениям еще с начала мирового экономического кризиса. Так, за прошлый год экспорт белорусских товаров вырос на 90% в Украину и на 35,8% в ЕС, в то время как в Россию он увеличился всего на 19,2%. Но приток дешевой белорусской сельхозпродукции не может не вызывать тревоги у Киева, который, как и Москва, боится вытеснения отечественных производителей белорусскими.

При этом, в отличие от Москвы, у нашей страны нет возможности защититься от поставок дешевых товаров из соседней страны. Несколько дней назад премьер-министр Юлия Тимошенко и белорусский премьер Сергей Сидорский договорились развивать торговлю, снимая ограничения. Более того, Беларусь уже сделала первый шаг, отменив 10%-ную пошлину на украинские товары. Так что теперь Тимошенко не остается ничего иного, как в ответ раскрыть объятия навстречу белорусскому экспорту, в том числе и дешевой сельхозпродукции.

Вопрос в том, сможет ли рынок поглотить такое количество товаров, или национальные производители будут вытеснены за рубеж (или даже прибегнут к реэкспорту белорусской продукции)? Все зависит от того, как украинские производители будут в дальнейшем реагировать на экономический кризис.

Если они будут это делать, как делают сейчас, то есть снижать объемы производства, белорусский импорт просто заполнит освободившуюся нишу на рынке. Если же нет, то Юлии Тимошенко предстоит здорово поломать голову, как защитить отечественных аграриев, не нарушая политических договоренностей с Минском. Елена Снежко.

 

Вся правда о мороженом и квасе

Прохладное лакомство - прародитель современного мороженого - изобрели много веков назад. Тогда утоляющую жажду сладость называли "льдинкой" и делали ее из охлажденного вина или фруктов. За снегом для приготовления таких "льдинок" отправлял своих слуг в горы еще римский император Нерон в І веке н.э. Сегодня мороженое производят практически из всего, что есть под рукой у кондитера! Не мудрено, что оно может быть сливочным, фруктовым, шоколадным, ванильным, ореховым и т. д. Так что в летнюю жару поистине глаза разбегаются. Да вот только не все сладкое изобилие безопасно для нашего с вами здоровья. Эксперты утверждают, что отведав этот продукт, можно оказаться на больничной койке. Поэтому мы и решили выяснить, из чего производители делают любимое лакомство детей и взрослых и что на самом деле кроется за красочной упаковкой.

Трижды замороженное

Жарким летним днем коллега Наталия Прашкина решила немного освежиться и на одном из столичных торговых лотков купила мороженое. Тогда девушка и не подозревала, во что выльется такое "неосмотрительное" желание. Уже через час ее самочувствие ухудшилось. А спустя считанные часы Наталью госпитализировали с острым пищевым отравлением. Как пояснили врачи, причиной ее болезни стало то самое мороженое. Оно, судя по всему, было испорчено.

Когда девушку выписывали из больницы, эскулапы порекомендовали впредь воздерживаться от покупки холодной сладости. Ну а если уж очень хочется охладиться, лучше не рисковать и покупать мороженое в магазинах. Там, по крайней мере, соблюдаются условия хранения продукта. А на уличных лотках холодильники часто едва дышат. Ну не выбрасывать же наполовину растаявшие продукты! И продавцы замораживают их вторично. Это, понятное дело, не лучшим образом сказывается на качестве мороженого.

"Половина всех отравлений в летнюю пору связана с употреблением в пищу мясных и молочных продуктов. Кишечная палочка не может вызвать серьезное отравление, я бы назвал ее постоянным "жителем" кишечника у человека и животного, - рассказывает "Новой" президент научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз "Тест" Валентин Безрукий, - но в группу кишечной палочки входят и патогенные микроорганизмы, вызывающие тяжелые токсикологические инфекции.

Правда, для того чтобы отравиться, их в продукте должно быть очень много. Но если мороженое хранится неправильно, микробы получают благодатную среду для размножения". Но продукт может быть и изначально некачественным - некоторые производители, не шибко задумываясь о последствиях для здоровья потребителей, грешат как раз этим. Наиболее распространенная погрешность - подмена состава. К примеру, на упаковке указано "мороженое на молочной основе", то есть в нем должны быть исключительно молочные жиры. А на самом деле до 90% продукта состоит из растительного жира. В малых количествах он не повредит, но если им злоупотреблять, здоровья вам это вряд ли добавит.

Из шести образцов, проверенных в лаборатории ГП "Укрметртестстандарт", в пяти были обнаружены эти самые растительные жиры. Популярное мороженое "Пломбір. Три ведмеді"(Бердичевская фабрика мороженого) содержит 10-20% растительного и 80-90% молочного жира. Это еще ничего, говорят эксперты! А вот в составе "Пломбира Настоящего" (ТМ "Свитайс") растительных жиров обнаружено свыше 90%. Аналогичная ситуация и с "Геркулесом" (ЗАО "Геркулес").

В "Пломбире" этого же производителя 10-20% молочного жира и 80-90% растительного. В "Настоящем украинском мороженом" (ООО "Ласунка") 50-60% молочного и 40-50% растительного жира. И это при том, что во всех вышеперечисленных продуктах растительных жиров не должно быть в принципе! И лишь в мороженом "Пломбир №1" (Житомирский маслозавод) специалисты "Укрметртестстандарта" растительных жиров не нашли.

"Букет" из красителей и ароматизаторов

Ныне в Украине действует три стандарта мороженого: на молочной основе ("Сливочное", "Пломбир"), с комбинированным составом (молочные жиры плюс растительные) и замороженные соки (фруктово-ягодное мороженое). "Пломбир" изготавливается из молока и продуктов его переработки, то есть сливок, масла или, в крайнем случае, сухого молока. Никакого кокосового, пальмового или любого другого жира в таких продуктах быть не должно!

В молочное лакомство кладут орехи, джем, сироп, ягоды, сок, шоколад. Хотя пищевые добавки наш законодатель тоже разрешает использовать. Это мороженое по праву можно считать самым жирным. В "Пломбире" от 12 до 20% жира. В сливочном - от 8 до 11, 5%. А вот "безмолочное" мороженое - именно то, что женский журнал рекомендовал: много витаминов при полном отсутствии жира. В этом случае главное, чтобы фрукты-ягоды были свеженькими и настоящими. Кому ведь хочется вместо выросших в саду фруктов-ягод лакомиться "букетом" из красителей и ароматизаторов! Хотя есть крайне интересный продукт под названием "ароматическое морожение" (наша законодательная база его производить позволяет). Оказывается, это загадочное лакомство изготавливается на основе сахарного сиропа, который "сдабривается" ароматизаторами, натуральными красителями и другими добавками. Продукт же, в котором имеется кокосовое или пальмовое масло, просто обязан именоваться "мороженым с комбинированным составом".

Но производители, зная "любовь" родимого покупателя к растительным жирам, обходят такую повинность стороной. Никто не спорит, что и это мороженое "в законе". Вот только производитель должен честно говорить нам правду. Да и стоить оно должно гораздо меньше, чем натуральное. Понять производителя, делающего такие подмены, не сложно. С финансовой стороны ему куда выгоднее добавлять растительные жиры, нежели молочные. Ведь себестоимость мороженого на молочной основе выше, чем продукта с комбинированным составом.

Но на глаз отличить "растительный" продукт от "молочного" невозможно. А посему потребителю не остается ничего иного, как доверять "этикеточной" информации. "По моим наблюдениям, получается весьма интересная закономерность.

Производители, которые больше остальных добавляют растительных жиров в свой продукт, называют его не просто "Пломбир", а громогласно утверждают: "Пломбир настоящий", "Настоящий украинский пломбир". Хотя - будем откровенны - до настоящего ему ой как далеко - делится своими наблюдениями начальник научно-исследовательского центра испытаний продукции ГП "Укрметртестстандарт" Владимир Семенович. - В то же время за последние два года ситуация с мороженым улучшилась". Специалисты удивляются: на самом деле все производители, в том числе и те, которые используют различные уловки, имеют все возможности делать качественный продукт. Но если уж взялись за повальную экономию на здоровье потребителя, так хоть будьте добры информировать нас об истинном составе лакомства.

КВАСный напиток

У меня квас ассоциируется со счастливым детством, когда вместе с соседской девчонкой мы "вооружались" трехлитровыми эмалированными бидончиками и отправлялись за этим чудодейственным прохладительным напитком.

Тогда его покупка превращалась в целый ритуал!!! Нужно было не только выследить приезд бочки, но и занять очередь, выстоять в ней не меньше часа и только потом насладиться освежающей прохладой. А о бутылированном квасе в те времена можно было только мечтать. Сейчас, увы, далеко не каждый напиток, именуемый квасом, может на самом деле им называться.

Сладостное брожение

Традиционно квасом считают напиток, полученный в результате брожения. Тем не менее существуют и иные, упрощенные, варианты его приготовления. Например, к квасу относят напитки, полученные смешиванием ингредиентов без брожения. В этих случаях основой служит концентрат квасного сусла (водный раствор экстрактивных веществ растительного сырья или солода, предназначенных к сбраживанию). Поражает своей простотой и другой рецепт приготовления кваса - отечественные "умельцы" делают напиток по собственным эксклюзивным рецептам! В его основе пищевые добавки, разведенные в воде. Ну а чтобы новомодный "квасок" ничем не отличался от настоящего, получившуюся смесь газируют.

Возможно, среди потребителей и есть почитатели эдакого искусственного микса. Тем не менее большинство все же помнит и любит настоящий вкус кваса. Да беда в том, что непросто отличить этот "эксклюзивный" напиток от традиционного. Для покупателя основным источником "квасной" информации служит маркировка бутылки. Без тщательного изучения этикетки действительно не стоит ничего покупать. Хотя и здесь есть маленькие секреты. В красивую надпись, нанесенную на лицевую сторону этикетки большими буквами, эксперты вчитываться не рекомендуют. Если квас получен путем брожения, где-то под этой надписью небольшими буквами будет указано "напиток брожения".

Если же вкусовые достоинства кваса созданы с помощью пищевых добавок, это уже "напиток на ароматизаторах". А может быть, и что-то среднее. В этом случае надпись будет звучать как "напиток на пряно-ароматическом растительном сырье" или "напиток на зерновом сырье". "В наших ГОСТах четко прописано лишь понятие "хлебный квас". Он обязательно должен представлять собой напиток брожения. Увы, эта законодательная недоработка дает широкие возможности производителю. Они не теряются - на лицевой стороне пишут "квас", а более точное наименование (к примеру, "напиток безалкогольный на ароматизаторах") размещают в самом нечитаемом месте, да еще и мелким шрифтом", - негодует руководитель отдела тестирования и аналитики Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз "Тест" Нина Кильдий.

Бодрит и освежает

Основное достоинство кваса в том, что он не только утоляет жажду, но еще бодрит и освежает. Много в этом напитке витаминов В1 и В2, а также калия. Интересно, что в непастеризованном квасе остается определенное количество живых дрожжей. Поэтому если запить сладости квасом, дрожжи начнут бродить прямо в организме. Из-за такого "коктейля" в желудке человек немного опьянеет. "Выбирая бутылированный квас, стоит знать, что поскольку в нем есть естественное содержание углекислого газа, при открытии емкости обязательно должен быть выход газа.

Прочитав на этикетке надпись "низкокалорийный", стоит понимать, что этот напиток не может быть настоящим. Что касается состава, то если это настоящий квас, в нем не должно быть лишних добавок. Если имитация, могут быть подсластители, которые не стоит употреблять детям, - делится советами с покупателями Нина Кильдий. - Чтобы не быть голословными, мы проверили 10 экземпляров этого напитка, результаты неутешительные".

При выборе опытных экземпляров главным условием было наличие на бутылке надписи "квас". Такую надпись имел целый ряд различных напитков: "Добрий квас", "Биола. Квас український", "Данило", "Монастирський", "Остреч", "Пан Іван", "Росинка" и "Древлянский", "Львівський", "Ярило". Но, к сожалению, только последние три напитка соответствовали понятию "квас". Остальные же, увы, под понятие "квас - напиток брожения" никак не подходили. Вчитавшись в названия иных подопытных экземпляров, эксперты обнаружили надписи "на ароматизаторах" и "низкокалорийный". Так что, выбирая прохладительный напиток, нужно смотреть в оба: только это позволит вам уберечься от неприятных сюрпризов.

Агентство Промышленных Новостей

http://www.apn-ua.com

 


В избранное