Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

In Vino Veritas!

  Все выпуски  

Алкогольный рынок: все новости за неделю - Кризис крепчает. Алкоголь тоже


Информационно-аналитический портал Alconews.ru - первый интернет портал алкогольной отрасли России.Журнал про алкоголь [pro]алкоголь
 

Новостная рассылка портала Alconews.ru от 2008-11-13


 


11.11. 2008. - Главное

Кризис крепчает. Алкоголь тоже

Как увеличить продажи и прибыль в алкогольном бизнесе во время кризиса? Ответ на этот вопрос искали вчера многие эксперты, приглашенные компанией Recolte на специализированную конференцию в отель Holiday Inn. Прежде чем понять, что делать, участники решили разобраться, «кто виноват».

Первым с краткой историей потребления алкоголя в России выступил Игорь Качалов, президент консалтингового агентства «Качалов и коллеги». Оказалось, что с 1961 года по 2008 год интерес к водке вырос в три раза и постепенно начал сокращаться. Сегодня на одного человека приходится 14–15 литров в год. Любовь к пиву увеличилась в семь раз и пока не думает охладевать. О чем красноречиво говорит цифра: в среднем каждый выпивает 85–90 литров ежегодно. Вино как более дорогой, праздничный напиток скромно занимает третье место (один россиянин поглощает 8–9 литров), хотя его потребление последние два–три года неуклонно растет. Однако картина уже скоро может измениться.

«Начиная с ноября, мы ожидаем падение покупательских доходов и обесценивания дензнаков. Мы прогнозируем общее падение рынка на 15–20%. На столько же снизится рынок непродовольственных товаров. На 35% мы ожидаем сокращение рынка недвижимости. Продукты питания уменьшатся на 8-10 процентов», – уверен г-н Качалов. Перемены ждут и рынок алкоголя. Потребители начнут искать более экономичные напитки, руководствуясь принципом – «градус-литр-рубль» (градус победит литр и рубль). В итоге, по прогнозам эксперта, в следующем году потребление пива сократится на 7–8% (до 80 литров в год на душу населения), вино упадет на 12–15% (до 7–8 литров), и только водка будет расти в натуральном выражении на 8–10% (до 15 литров на человека в год).

В долгосрочной перспективе уровень потребления спиртных напитков в стране снова немного изменится. К 2015–2016 годам в России на человека будет приходиться 70–90 литров пива в год, 10–11 литров водки (сокращение в полтора раза) и 18–21 литров вина (трехкратный рост).

Более гибким в период кризиса придется стать производителям водки. По словам г-на Качалова, у потребителей есть устойчивое представление правильных ценовых сегментов (100–200–400 рублей за 0,5л). В кризис потребление «скатится» в сегмент 85, 110 и 130 рублей за 0,5л соответственно. Все, что будет дороже 155 рублей, уменьшится в разы. Эти изменения могут повлечь более серьезные последствия для всего рынка в целом.

«Будет расти доля нелегального алкоголя, возможно возвращение на рынок жесткого криминала. Удорожание кредитов для бизнеса, инфляция, рост сырья и комплектующих – все это может привести к уничтожению сегмента легальной дешевой водки до 100 рублей. Не будем забывать, что одновременно с падением жизни населения произойдет рост цен на алкоголь. Поэтому многие уже сегодня хотят уйти в более понятный бизнес», – предупреждает Вадим Дробиз, председатель подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции ТПП РФ. Если это произойдет, рынок крепкого алкоголя может постичь та же участь, что немного ранее пивоваров. Иностранные компании вполне способны купить российские алкогольные компании по бросовым ценам в период кризиса. Возможно, произойдет укрупнение рынка, очередная перегруппировка, смена лидеров.

Впрочем, вздохнуть свободно не удастся и виноделам. Несколько месяцев назад Союз виноградарей и виноделов России разработал целевую программу развития виноградарства и виноделия на 2008–2012 годы, однако сейчас ее вынуждены пересматривать. «Планировали развивать отрасль, закладывать виноградники. Но сейчас вынуждены остановить. В условиях, когда неясно, что будет лет через восемь (а инвестиции здесь возвращаются долго), развивать виноградники становиться не слишком правильно», – рассказал Александр Бражко, вице-президент Союза.

Однако не только кризис грозит алкогольной отрасли России. О другой беде напомнил Михаил Блинов, председатель экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции при ГД РФ. Меньше чем через два месяца спиртовые заводы, которые не установили оборудование для бардопереработки, будут закрыты. «По нашей информации только три завода подтвердили свою готовность. Однако Минсельхоз уверен, что мощностей этих предприятий хватит, чтобы обеспечить спиртом всю отрасль. Мы просим перенести решение проблемы на год вперед, но Минсельхоз и другие ведомства против. Нам нужны обращения от ваших губернаторов – своими силами нам не справиться», – обратился к участникам конференции г-н Блинов. Присутствующие пообещали помочь.

Помня, что теория без практики мертва, участники конференции перешли от слов к делу. О своих решениях в период кризиса первым рассказал Михаил Щербаков, генеральный директор ЛВЗ «Русский рецепт и К». По его словам, на предприятии уже ввели антикризисное управление, сокращают издержки, оптимизируют бизнес-процессы. Компания пересмотрела географию поставок, сократила 53 региона присутствия до 35 (убрали слабые звенья), отказалась от неэффективных поставщиков, пересмотрела продуктовый портфель и сконцентрировала усилия на развитии конкретной марки.

Оптимистично на развитие кризиса смотрят в компании «ДИО». По словам коммерческого директора Ольги Китавиной, компания намерена выводить на рынок водку «Русский хлеб» и не планирует сворачивать планы.

Советы по выводу компании из кризиса дала Вера Филатова: «Мы сформировали кризис-команду, куда вошли группа маркетинга, продаж, аналитиков, финансистов. Ежедневно мы анализируем финансовую отчетность, ищем резервы, которые можем использовать для улучшения финансовой составляющей. Самое главное сейчас – сохранить финансовые, товарные активы и работоспособный коллектив».

Игорь Качалов предложил участникам переходить к плану Б. А, значит, производить более дешевую продукцию в более простой упаковке, используя более простое сырье, уменьшать размер продукта, упрощать сервис, заложенный в стоимость продукта. А также стоит продумать антикризисный ассортимент, новую рекламу и успеть избавиться от ненужных активов. А потом, когда кризис останется позади, не забыть поменять ассортимент и нанять персонал, который за время кризиса очень подешевеет.

Кстати, вопрос, что делать с персоналом в кризис, живо взволновал всех участников. Своими наработками в этой области поделился бизнес-тренер Андрей Мудрый: «Сейчас многие компании увольняют сотрудников, а потом не знают, что делать с освободившимися зарплатами. Я бы решил эту сложность так: 60 процентов отдал оставшимся сотрудникам, остальные 40 процентов – в фонд развития компании. Пользуясь кризисом, можно увеличить рабочий день на один час, чтобы увеличить эффективность предприятия. А также можно принимать непопулярные решения. Например, запретить толпой собираться в курилке».

Новости

Дорогу греческим винам?

В Москве в отеле «Рэдиссон САС Славянская» открылся салон греческих вин «Wine Road Show 2008». Лучшие виноградари и виноделы Греции презентовали вина и провели мастер-класс.

Экспорт французского вина падает

Экспорт французского вина в объемном выражении за первые восемь месяцев 2008 года снизился почти на 11%, согласно данным французского агентства по развитию экспорта Ubifrance. Падение объясняется сложившейся ситуацией в мировой экономике, а также устойчив…

У евреев будет своя водка

На ликеро-водочном заводе "Кристалл" запустили производство водки «Еврейский стандарт».

Пивоварам хватит одной очереди завода

ОАО «САН ИнБев» отказывается от расширения завода по производству пива в городе Пушкин. Однако планы компании по увеличению производственной мощности завода до 4,8 млн гектолитров сохраняются.

Средство от кризиса

КАК мировой финансовый кризис меняет реальность в отдельно взятой стране, власть, алкогольные компании и компании инвестиционно-банковской сферы теперь знают хорошо. Центр исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) знает не только,…

Австралийцы отложили продажу винного бизнеса

Австралийская пивоваренная компания Foster's откладывает возможную продажу своего винного бизнеса из-за сложившихся на мировом рынке условий, недостаточного числа покупателей, так как при продаже стоимость винного подразделения может оказаться низкой. Об …

Штат идет под сокращение

Стало известно о том, что холдинг «Синергия» сокращает своих сотрудников. Однако пока точная цифра не известна. Сокращение произошло и в компании «Алкогольные заводы Гросс». Подобного пока не произошло в компании «Русский Алкоголь», нет и не планируется в…

СМИ об алкоголе

14:03    Владимир Панченко: Проблем со спиртом сейчас нет (Центр Деловой Информации)
11:26    Сомелье: «за» и «против» (Виноторговая компания Форт)
9:41    Enka выходит из-за прилавка (Коммерсантъ)
8:20    Жириновский vs алкоголь (Интерфакс)


<

В избранное