Здравствуйте, Сергей!!!
Original Message > Подскажите, пожалуйста, что необходимо при организации студии для
> качественной записи аудиокниг?
> Оборудование, помещение, звукоизоляция и т.п.
В нашей библиотеке есть студия звукозаписи и качество записанных там книг,
не уступает качеству коммерческих студий, а иногда и превосходит его.
Немного расскажу, как она устроена.
Специальное помещение, в котором диктор начитывает книгу. Это что-то
вроде будочки со звукоизоляцией, в ней находится место диктора, стол с
хорошим освещением и микрофон, большой, хороший, качественный. В этой
будочке, перед диктором есть прозрачное окошко, за ним сидит звукорежиссёр
за компьютером. Диктор читает книгу, звукорежиссер записывает её на
компьютер, с помощью программы звукового редактора. Компьютер должен иметь
хорошую, качественную звуковую карту, не плохие системные показатели и
жесткий диск максимально большой ёмкости, так как изначально запись
производится в формат wav, а это требует достаточно много места на диске.
Понятно, что книги бывают большими и поэтому они начитываются несколько
дней, само собой, с перерывами. :-) Так же не маловажный показатель,
компьютер должен подключаться через достаточно мощный блок бесперебойного
питания, чтобы, в случае каких-либо перебоев с электричеством многочасовой
труд диктора не пропал даром и звукорежиссёр имел возможность в такой
ситуации спокойно сохранить уже сделанную часть записи в файл на жесткий
диск. После того, как книга начитана, начинается работа звукорежиссёра. Он
вырезает все ошибки, поправки и посторонние слова диктора, если такие были,
после этого, убирает всё-таки имеющиеся незначительные шумы звуковой карты с
помощью функции удаления шумов в звуковом редакторе. Для таких целей вполне
подойдёт редактор Adobe audition. Об основных приёмах работы со звуковым
редактором Adobe Audition 1.0 можно прочитать в статье на сайте
www.tiflocomp.ru .
После того, как звукорежиссёр отредактировал запись и убрал все малейшие
шумы, можно сохранять её в формат, в котором она и будет предоставлена
читателям. Если планируется записывать книгу на mp3 диск, тогда
звукорежиссёр просто аккуратно делит запись на части определённой длины и
сохраняет её в mp3 файлы. В начале каждой такой части можно назвать номер
дорожки. Если же планируется тиражировать книгу на аудио кассетах в формате,
используемом на наших тифломагнитофонах, задача усложняется.
Перед тем, как начну описывать процесс подготовки книги для записи в
формате, используемом нашими тифло магнитофонами, немного расскажу про сам
этот формат.
Как все знают, в отличии от обычных кассет, книги для незрячих
записываются на пониженной скорости и на четырёх дорожках.
При прослушивании обычной записи на обычном магнитофоне, лента в кассете
перемещается со скоростью четыре целых, семьдесят шесть сотых сантиметра в
секунду. Для записи аудио книг, с целью поместить на одну кассету запись с
более продолжительным временем звучания, используется скорость движения
ленты, в два раза меньше стандартной, две целых, тридцать восемь сотых
сантиметра в секунду. Если на обычной кассете, стереофонический магнитофон
воспроизводит два канала одной стороны ленты одновременно, и мы слышим оба
канала одной стереозаписи, То на кассете с книгой, каждый канал записан
отдельно, и, как все хорошо знают, мы можем переключаться между ними. Первое
положение переключателя дорожек, первая сторона, первая дорожка, вторая
сторона, вторая дорожка. Второе положение переключателя дорожек. Первая
сторона, третья дорожка, вторая сторона, четвёртая дорожка.
Но и на этом отличия нашего стандарта от общепринятого формата не
заканчиваются. Дело в том, что расположение дорожек у нас несколько другое.
При первом положении переключателя дорожек, мы можем слушать левый канал
обычной стереозаписи, если переключим магнитофон на стандартную скорость
ленты. но если мы переводим переключатель дорожек во второе положение, то мы
слышим правый канал стереозаписи, вот только, всё звучит задом наперёд, так
как это правый канал той стереозаписи, которая находится на другой стороне
кассеты и для неё, лента движется в обратную сторону.
И так, если мы возьмём кассету, посмотрим на ленту и условно разделим её на
четыре дорожки, как будто шассе на четыре полосы движения, получается
следующее. Кассету мы держим "лёжа", лентой к себе и условно делим её ширину
на четыре дорожки. Если на кассете обычная запись, расположение дорожек
будет таким. Самая нижняя полоса, левый канал записи, он одинаковый как у
стандартной записи, так и у книги в спец формате, различие лишь в скорости
записи. Если мы подносим считывающую головку к этой дорожке и начинаем
перемещать ленту слева направо, мы слушаем левый канал. Вторая снизу
дорожка, это правый канал обычной стерео записи. Третья снизу дорожка, это
правый канал записи, которая уже принадлежит другой стороне кассеты и
четвёртая снизу дорожка, это левый канал стереозаписи, принадлежащий другой
стороне кассеты. Обычная магнитофонная стерео головка, объединяет в себе две
считывающие головки, которые считывают запись с первой снизу дорожки и
отправляют её на левый канал, и со второй снизу дорожки и отправляют,
полученный с неё звук на правый канал. Лента движется слева на право. Когда
лента подошла к концу, мы переворачиваем кассету, и под считывающие головки
попадают дорожки левого и правого канала другой стороны.
С нашими спец магнитофонами и книгами ситуация немного другая. На первой
снизу дорожке находится одна запись, которая воспроизводится при первом
положении переключателя дорожек. А вот когда мы переводим переключатель
дорожек во второе положение, наш тифло магнитофон начинает воспроизводить
запись, которая находится на третьей с низу дорожке.
И так, если мы возьмём кассету с книгой, будем держать её в горизонтальном
положении первой стороной вверх и рассмотрим ленту, деля её на наши условные
дорожки, получится следующее.
Первая снизу дорожка, первая дорожка кассеты. вторая снизу дорожка,
четвёртая дорожка кассеты, она относится к обратной стороне, и если бы мы
захотели считывать с неё запись, держа кассету так, как мы мысленно держим
её сейчас, нам бы пришлось двигать ленту в обратную сторону, чтобы слушать
её нормально, а не задом наперёд. Третья снизу дорожка на ленте, третья
дорожка кассеты, это дорожка нашей стороны. четвёртая снизу дорожка на
ленте, вторая дорожка кассеты, понятно, дорожка другой стороны кассеты.
Получается, что если у обычной записи дорожки расположены как бы по
соседству, рядом друг с другом, то у нас они расположены как бы через одну.
И вот, возвращаясь к нашим баранам, в смысле к записи подготовленной
книги на кассету в таком вот нашем спец формате.
Не знаю, есть ли какая-то специальная техника для записи кассеты сразу таким
способом. Есть наверняка, вот только не знаю, где достать, сколько стоит и
на сколько она практична.
В нашей библиотеке, для записи книг на кассеты, для прослушивания на
тифломагнитофонах, используются обычные профессиональные деки, поэтому, при
подготовке книги для тиражирования на кассетах, перед звукорежиссёром встаёт
задача, с помощью звукового редактора преобразовать запись в такой формат,
который, после записи на обычный магнитофон, будет правильно
воспроизводиться на тифло магнитофоне.
Делается это так. если мы берём обычные импортные кассеты, обе её стороны,
при стандартном формате записи, как правило, могут вместить запись
продолжительностью в девяносто минут. В нашем спец формате, лента движется в
два раза медленнее, значит, девяносто минут будут звучать не две, а одна
сторона. вместо двух дорожек у нас четыре, поэтому, запись делится на четыре
фрагмента по девяносто минут. Хотя, и у кассеты бывают погрешности в длине
ленты, и у магнитофонов, в скорости её перемещения, поэтому, лучше делить
запись на дорожки длиной не девяносто, а восемьдесят пять, или восемьдесят
минут, пусть лучше немного останется, чем не хватит. После этого, в звуковом
редакторе, нужно поместить запись для первой дорожки на левый канал, а
запись для четвёртой дорожки перевернуть задом наперёд и поместить на правый
канал. (вспомните наши условные дорожки и расположение на них дорожек записи
книги в нашем спец формате. После того, как мы разместили подготовленные
записи дорожек по каналам таким способом, мы, всё в том же звуковом
редакторе, увеличиваем скорость звучания записи ровно в два раза, ведь
писать мы будем на обычный магнитофон, скорость движения ленты в котором в
два раза быстрее, чем у наших специализированных. После того, как это
сделано, мы сохраняем полученный звуковой файл, его мы будем записывать на
первую сторону кассеты. Создаём файл для второй стороны. Вторую дорожку в
нормальном виде, помещаем на левый канал звукозаписи, третью дорожку
помещаем на правый канал и переворачиваем задом на перёд. Увеличиваем
скорость звучания полученной записи в два раза и сохраняем звуковой файл,
его мы будем записывать на вторую сторону кассеты.
Если книга большая, делим всю книгу на дорожки для кассет и приводим их
описанным способом в формат, позволяющий записать книгу нашего спец формата
на обычном магнитофоне.
В начале каждой дорожки нужно назвать номер дорожки и кассеты, а в конце
каждой дорожки записать сообщение, поясняющие читателю, что ему нужно
сделать, для продолжения прослушивания книги.
В конце первой дорожки, "переверните кассету", в конце второй дорожки,
"переверните кассету и измените положение переключателя выбора дорожек", в
конце третьей дорожки, "переверните кассету", в конце четвёртой дорожки,
"поставьте следующую кассету и измените положение переключателя выбора
дорожек.
Кассетные книги в нашей библиотеке тиражируются с помощью шести
профессиональных дек, к входам которых подаётся сигнал с выхода звуковой
карты компьютера. На компьютере запускается звуковой файл, подготовленный
описанным способом для записи нужной в данный момент стороны нужной кассеты,
все шесть дек включаются на запись и записываются одновременно шесть кассет
для шести экземпляров книги. mp3 книги тиражируются на специальном
компьютере, его особенность в том, что у него специальная материнская плата
и специальный корпус, благодаря чему в нём установлено много пишущих CD
приводов, благодаря чему можно записать много экземпляров книги
одновременно.
Надеюсь, что сумел изложить всё более или менее понятно, если что, пишите,
постараюсь помочь.
С уважением, Алексей Викторов, город Пермь.