Здравствуйте, уважаемые участники рассылки.
В РГБС для записи и тиражирования "Говорящих" книг используются как
специальные комплексы, разработанные компаниями:
"ElecGeste" http://www.elecgeste.ru
"ИПТК "Логос" ВОС" http://www.logosvos.ru
"ТПС Катюша" http://www.tps-katyusha.ru/
так и серийное оборудование для записи, приобретаемое в компании "ISPA"
http://www.ispa.ru специалисты и партнёры которой могут помочь в решении
любых задач по созданию аудио/видео студий, оборудованию вещательных
станций, концертных площадок и т.д...
Должен сказать, что часть книг начитывается в домашних условиях с
применением портативных компьютеров и последующим переносом и обработкой
материала в студиях.
Надеюсь, смог помочь.
С уважением
Зав. сектором отдела репродуцирования и специальной полиграфии РГБС
Дмитрий Анатольевич Каслин
Original Message From: "VIKTORIUS" <govorilo***@y*****.ru>
To: "home.help.sphome (517456)" <kasl***@m*****.ru>
Sent: Sunday, December 03, 2006 6:34 PM
Subject: [SPH] Re: Студия Записи аудиокниг
> Здравствуйте, Сергей!!!
>
> Original Message >> Подскажите, пожалуйста, что необходимо при организации студии для
>> качественной записи аудиокниг?
>> Оборудование, помещение, звукоизоляция и т.п.
>
> В нашей библиотеке есть студия звукозаписи и качество записанных там книг,
> не уступает качеству коммерческих студий, а иногда и превосходит его.
> Немного расскажу, как она устроена.
> Специальное помещение, в котором диктор начитывает книгу. Это что-то
> вроде будочки со звукоизоляцией, в ней находится место диктора, стол с
> хорошим освещением и микрофон, большой, хороший, качественный. В этой
> будочке, перед диктором есть прозрачное окошко, за ним сидит звукорежиссёр
> за компьютером. Диктор читает книгу, звукорежиссер записывает её на
> компьютер, с помощью программы звукового редактора. Компьютер должен иметь
> хорошую, качественную звуковую карту, не плохие системные показатели и
> жесткий диск максимально большой ёмкости, так как изначально запись
> производится в формат wav, а это требует достаточно много места на диске.
> Понятно, что книги бывают большими и поэтому они начитываются несколько
> дней, само собой, с перерывами. :-) Так же не маловажный показатель,
> компьютер должен подключаться через достаточно мощный блок бесперебойного
> питания, чтобы, в случае каких-либо перебоев с электричеством многочасовой
> труд диктора не пропал даром и звукорежиссёр имел возможность в такой
> ситуации спокойно сохранить уже сделанную часть записи в файл на жесткий
> диск. После того, как книга начитана, начинается работа звукорежиссёра. Он
> вырезает все ошибки, поправки и посторонние слова диктора, если такие
> были,
> после этого, убирает всё-таки имеющиеся незначительные шумы звуковой карты
> с
> помощью функции удаления шумов в звуковом редакторе. Для таких целей
> вполне
> подойдёт редактор Adobe audition. Об основных приёмах работы со звуковым
> редактором Adobe Audition 1.0 можно прочитать в статье на сайте
> www.tiflocomp.ru .
> После того, как звукорежиссёр отредактировал запись и убрал все малейшие
> шумы, можно сохранять её в формат, в котором она и будет предоставлена
> читателям. Если планируется записывать книгу на mp3 диск, тогда
> звукорежиссёр просто аккуратно делит запись на части определённой длины и
> сохраняет её в mp3 файлы. В начале каждой такой части можно назвать номер
> дорожки. Если же планируется тиражировать книгу на аудио кассетах в
> формате,
> используемом на наших тифломагнитофонах, задача усложняется.
> Перед тем, как начну описывать процесс подготовки книги для записи в
> формате, используемом нашими тифло магнитофонами, немного расскажу про сам
> этот формат.
> Как все знают, в отличии от обычных кассет, книги для незрячих
> записываются на пониженной скорости и на четырёх дорожках.
> При прослушивании обычной записи на обычном магнитофоне, лента в кассете
> перемещается со скоростью четыре целых, семьдесят шесть сотых сантиметра в
> секунду. Для записи аудио книг, с целью поместить на одну кассету запись с
> более продолжительным временем звучания, используется скорость движения
> ленты, в два раза меньше стандартной, две целых, тридцать восемь сотых
> сантиметра в секунду. Если на обычной кассете, стереофонический магнитофон
> воспроизводит два канала одной стороны ленты одновременно, и мы слышим оба
> канала одной стереозаписи, То на кассете с книгой, каждый канал записан
> отдельно, и, как все хорошо знают, мы можем переключаться между ними.
> Первое
> положение переключателя дорожек, первая сторона, первая дорожка, вторая
> сторона, вторая дорожка. Второе положение переключателя дорожек. Первая
> сторона, третья дорожка, вторая сторона, четвёртая дорожка.
> Но и на этом отличия нашего стандарта от общепринятого формата не
> заканчиваются. Дело в том, что расположение дорожек у нас несколько
> другое.
> При первом положении переключателя дорожек, мы можем слушать левый канал
> обычной стереозаписи, если переключим магнитофон на стандартную скорость
> ленты. но если мы переводим переключатель дорожек во второе положение, то
> мы
> слышим правый канал стереозаписи, вот только, всё звучит задом наперёд,
> так
> как это правый канал той стереозаписи, которая находится на другой стороне
> кассеты и для неё, лента движется в обратную сторону.
> И так, если мы возьмём кассету, посмотрим на ленту и условно разделим её
> на
> четыре дорожки, как будто шассе на четыре полосы движения, получается
> следующее. Кассету мы держим "лёжа", лентой к себе и условно делим её
> ширину
> на четыре дорожки. Если на кассете обычная запись, расположение дорожек
> будет таким. Самая нижняя полоса, левый канал записи, он одинаковый как у
> стандартной записи, так и у книги в спец формате, различие лишь в скорости
> записи. Если мы подносим считывающую головку к этой дорожке и начинаем
> перемещать ленту слева направо, мы слушаем левый канал. Вторая снизу
> дорожка, это правый канал обычной стерео записи. Третья снизу дорожка, это
> правый канал записи, которая уже принадлежит другой стороне кассеты и
> четвёртая снизу дорожка, это левый канал стереозаписи, принадлежащий
> другой
> стороне кассеты. Обычная магнитофонная стерео головка, объединяет в себе
> две
> считывающие головки, которые считывают запись с первой снизу дорожки и
> отправляют её на левый канал, и со второй снизу дорожки и отправляют,
> полученный с неё звук на правый канал. Лента движется слева на право.
> Когда
> лента подошла к концу, мы переворачиваем кассету, и под считывающие
> головки
> попадают дорожки левого и правого канала другой стороны.
> С нашими спец магнитофонами и книгами ситуация немного другая. На первой
> снизу дорожке находится одна запись, которая воспроизводится при первом
> положении переключателя дорожек. А вот когда мы переводим переключатель
> дорожек во второе положение, наш тифло магнитофон начинает воспроизводить
> запись, которая находится на третьей с низу дорожке.
> И так, если мы возьмём кассету с книгой, будем держать её в горизонтальном
> положении первой стороной вверх и рассмотрим ленту, деля её на наши
> условные
> дорожки, получится следующее.
> Первая снизу дорожка, первая дорожка кассеты. вторая снизу дорожка,
> четвёртая дорожка кассеты, она относится к обратной стороне, и если бы мы
> захотели считывать с неё запись, держа кассету так, как мы мысленно держим
> её сейчас, нам бы пришлось двигать ленту в обратную сторону, чтобы слушать
> её нормально, а не задом наперёд. Третья снизу дорожка на ленте, третья
> дорожка кассеты, это дорожка нашей стороны. четвёртая снизу дорожка на
> ленте, вторая дорожка кассеты, понятно, дорожка другой стороны кассеты.
> Получается, что если у обычной записи дорожки расположены как бы по
> соседству, рядом друг с другом, то у нас они расположены как бы через
> одну.
> И вот, возвращаясь к нашим баранам, в смысле к записи подготовленной
> книги на кассету в таком вот нашем спец формате.
> Не знаю, есть ли какая-то специальная техника для записи кассеты сразу
> таким
> способом. Есть наверняка, вот только не знаю, где достать, сколько стоит и
> на сколько она практична.
> В нашей библиотеке, для записи книг на кассеты, для прослушивания на
> тифломагнитофонах, используются обычные профессиональные деки, поэтому,
> при
> подготовке книги для тиражирования на кассетах, перед звукорежиссёром
> встаёт
> задача, с помощью звукового редактора преобразовать запись в такой формат,
> который, после записи на обычный магнитофон, будет правильно
> воспроизводиться на тифло магнитофоне.
> Делается это так. если мы берём обычные импортные кассеты, обе её стороны,
> при стандартном формате записи, как правило, могут вместить запись
> продолжительностью в девяносто минут. В нашем спец формате, лента движется
> в
> два раза медленнее, значит, девяносто минут будут звучать не две, а одна
> сторона. вместо двух дорожек у нас четыре, поэтому, запись делится на
> четыре
> фрагмента по девяносто минут. Хотя, и у кассеты бывают погрешности в длине
> ленты, и у магнитофонов, в скорости её перемещения, поэтому, лучше делить
> запись на дорожки длиной не девяносто, а восемьдесят пять, или восемьдесят
> минут, пусть лучше немного останется, чем не хватит. После этого, в
> звуковом
> редакторе, нужно поместить запись для первой дорожки на левый канал, а
> запись для четвёртой дорожки перевернуть задом наперёд и поместить на
> правый
> канал. (вспомните наши условные дорожки и расположение на них дорожек
> записи
> книги в нашем спец формате. После того, как мы разместили подготовленные
> записи дорожек по каналам таким способом, мы, всё в том же звуковом
> редакторе, увеличиваем скорость звучания записи ровно в два раза, ведь
> писать мы будем на обычный магнитофон, скорость движения ленты в котором в
> два раза быстрее, чем у наших специализированных. После того, как это
> сделано, мы сохраняем полученный звуковой файл, его мы будем записывать на
> первую сторону кассеты. Создаём файл для второй стороны. Вторую дорожку в
> нормальном виде, помещаем на левый канал звукозаписи, третью дорожку
> помещаем на правый канал и переворачиваем задом на перёд. Увеличиваем
> скорость звучания полученной записи в два раза и сохраняем звуковой файл,
> его мы будем записывать на вторую сторону кассеты.
> Если книга большая, делим всю книгу на дорожки для кассет и приводим их
> описанным способом в формат, позволяющий записать книгу нашего спец
> формата
> на обычном магнитофоне.
> В начале каждой дорожки нужно назвать номер дорожки и кассеты, а в конце
> каждой дорожки записать сообщение, поясняющие читателю, что ему нужно
> сделать, для продолжения прослушивания книги.
> В конце первой дорожки, "переверните кассету", в конце второй дорожки,
> "переверните кассету и измените положение переключателя выбора дорожек", в
> конце третьей дорожки, "переверните кассету", в конце четвёртой дорожки,
> "поставьте следующую кассету и измените положение переключателя выбора
> дорожек.
> Кассетные книги в нашей библиотеке тиражируются с помощью шести
> профессиональных дек, к входам которых подаётся сигнал с выхода звуковой
> карты компьютера. На компьютере запускается звуковой файл, подготовленный
> описанным способом для записи нужной в данный момент стороны нужной
> кассеты,
> все шесть дек включаются на запись и записываются одновременно шесть
> кассет
> для шести экземпляров книги. mp3 книги тиражируются на специальном
> компьютере, его особенность в том, что у него специальная материнская
> плата
> и специальный корпус, благодаря чему в нём установлено много пишущих CD
> приводов, благодаря чему можно записать много экземпляров книги
> одновременно.
> Надеюсь, что сумел изложить всё более или менее понятно, если что, пишите,
> постараюсь помочь.
> С уважением, Алексей Викторов, город Пермь.
>
> --
> Золотой дискуссионный лист: "Решение бытовых проблем незрячих и
> слабовидящих"
> Модераторы: Владимир Довыденков, Алексей Любимов, Светлана Медведева,
> Евгений Шеховцов.
> Адрес для писем модераторам: home.help.sphome-owner@subscribe.ru
> Сайт листа: http://www.tiflocomp.ru/devices/
> Количество подписчиков: 278 Всего писем: 2318
>
>