Всем здравствуйте!!!
Когда очередная версия 2Гис оказалась недоступной под IOS, это стало
последней каплей и я поменял Яблочко на зелёного человекоподобного
робота.
И вот сейчас хочу поделиться своими впечатлениями о возможностях
справки по организациям и навигации.
Первое, мне требовалась не столько непосредственная навигация, а
именно справка по местам и организациям и информация, как добираться
до конкретного места с помощью общественного транспорта.
Не плохо показали себя карты Google. Они и организации ищут, и
конкретные адреса, можно позвонить в организации, построить маршруты и
почитать, как пройти или проехать.
Правда, жесты смахивания работают как-то коряво, пропускают и
перескакивают, так что лучше открыть маршрут по шагам и, аккуратно
вести пальцем сверху вниз, читая маршрут по пунктам, при
необходимости, прокручивая список двумя пальцами снизу вверх.
Озвучивается коряво, не всегда догадаешься, имеются ввиду маршруты
троллейбусов или автобусов.
Но, это хоть что-то.
Очень порадовала возможность навигации в Дусе.
"Как добраться до Юрша сто на общественном транспорте"? И вуаля,
найдено семь маршрутов, их всегда найдено семь. (улыбка)
Выбираешь, читаешь, до какой остановки дойти, если что, кликаешь и
открываются карты Google, в которых можно выбрать пешеходный маршрут и
подробно почитать, как пройти до остановки.
Почитал, на чём и как можно доехать и вперёд!!!
Ещё одна радость, это специальный пешеходный навигатор GetThere для
незрячих.
Это супер. Идёшь по улицам в незнакомом месте и он рассказывает всё,
где идёшь, по какой улице, от какого до какого перекрёстка, номер
ближайшего дома.
Можно заранее забить место в программу, доехать на транспорте, а выйдя
из транспорта, включить навигацию до этого места и GetThere доведёт
тебя в незнакомом месте.
Да, косячит, да ошибается. В его подсказках нет такого понятия, как
перейти улицу, получается чт-то вроде: "идите по улице Мира, затем
поверните направо на улицу Кавалерийская и через двадцать метров
поверните налево на улицу Мира". Но к этому можно привыкнуть и понять.
Да, не редко в его подсказках появляется название "Неизвестная улица",
а самая жесть, это когда подходишь к пункту назначения. Прога не
понимает, что мы уже дошли, она начинает бесконечно предлагать
развернуться и вернуться, гоняя пользователя около пункта назначения.
Но, здесь уже можно догадаться, что возможности навигации исчерпаны и
пора действовать самостоятельно.
Зато все подсказки, это красивый и полный ликбез с названиями улиц,
номерами домов и описаниями перекрёстков.
Так же, в качестве подсказки по общественному транспорту я использую
Яндекс-транспорт. Увы, о подходящем транспорте он никак не
предупредит, там надо смотреть на карту и никак иначе. Но вот где
сесть, на какой маршрут, сколько остановок проехать и на какой выйти,
название всех остановок, всё это можно прочитать с помощью TalkBack.
Полезность Яндекс-транспорта ещё в том, что он планирует маршруты с
учётом реальных ситуаций на дорогах, таких как изменение маршрутов
из-за ремонтных работ и тому подобное.
Конкретно для Перми есть приложение "Транспорт Перми", более или менее
доступное под Яблочками и вполне доступное под Android. Приложение
позволяет прочитать все маршруты транспорта, остановки каждого
автобуса, троллейбуса, трамвая, узнать расписание, прочитать, на какой
остановке какой транспорт останавливается. Правда, временные изменения
маршрутов там никак не отражаются, а постоянные изменения вносятся с
большой задержкой, до полугода.
Особое внимание хочу уделить навигатору Osmand с расчудесным
дополнением Access.
Сколько разговоров о нём было, такая, дескать, штука, курсы по
навигации, с какой помпой это всё преподносилось.
Поставил, настроил плагины согласно инструкции, попробовал, посмотрел,
потестировал и появился у меня один вопрос.
Люди, вокруг чего весь этот вой? Хрень же полная!!!
Только сразу не надо про кривые ручки и необходимость пол года учиться
в КСРК.
От чего я офигел в первую очередь? Да от того, что для нас это
исключительно пешеходный навигатор.
Поясню, там есть три режима навигации, автомобиль, велосипед и
пешеход. Первые два, понятно, отпадают, и что осталось?
Иногда, мне приходится добираться до мест в городе, находящихся от
меня за 15 двадцать километров. По логике Osmand Access, я должен
делать это исключительно пёхом?!
Там нет ни намёка на общественный транспорт, если не считать умение
Osmand Access называть остановки, когда проходишь мимо них.
В этой проге никак не узнать, на каком общественном транспорте доехать
до того или иного места, в этом навигаторе такого нет вообще!!!
Вторая фишка, это удивительное применение голосового ввода. После
знакомства с 2Гис и Гугловскими картами, для меня стало аксиомой и
очень удобной фишкой, что с помощью голосового ввода вводятся, в
первую очередь, поисковые запросы, адреса или названия организаций.
Так вот, в Osmand Access этого сделать нельзя, голосовой ввод там
предназначен исключительно для команд в стиле: где я, отключить
навигацию, забыть цель, режим пешеход и тд...
Причём, такие команды нужно произносить точно так, как указано в
настройках. Нет никаких синонимов, недопустимы дополнительные слова,
прога не будет искать команду, максимально похожую на введённый
голосом текст, малейшее отклонение и вы услышите от проги "я вас не
понимаю".
Хотите ввести адрес, никакого голосового ввода, вот вам текстовый
редактор, прошу любить и жаловаться, вбивайте на виртуальной
клавиатуре в шуме улицы, в дождь и в других удобных условиях.
Ладно, у меня установлена Google Keyboard и я всё-равно ввожу голосом.
Перейдём к самой навигации.
При навигации, прога ведёт подсказками. Поверните направо, поверните
налево и тому подобное. Но в этих подсказках вообще нет названий улиц.
Иди как баран, куда говорят, а понимать, где ты находишься тебе
незачем. Мне это вообще не нравится, так неудобно, полагаться
исключительно на прогу и надеяться, что она не лажает.
Конечно, можно активировать голосовое управление и произнести "где я",
коряво построив фразу прога ответит и этот ответ можно понять и узнать
улицу и номер дома, около которого находишься, но, названия улиц в
навигационных подсказках, это гораздо лучше.
Ещё одна функция, это "Осмотреться".
Активировав её, можно получить список объектов, которые находятся
рядом. Рядом с моим домом, помимо организаций и просто жилых домов,
обнаруживается множество скамеек и канализационных люков. (улыбка)
Если выбрать из этого списка организацию и открыть, в более подробной
информации далеко не всегда есть адрес, зато есть точные координаты
широты и долготы, офигено полезная информация в быту, а так же
есть возможность установить это место как цель, начать навигацию и
идти, не понимая, где это, куда ты идёшь и когда придёшь.
Из действительно полезных функций есть возможность записывать маршрут,
а потом прога сможет провести по этому маршруту, хоть туда, хоть
обратно. Фишка хорошая для сельской местности и тех мест, для которых
нет подробной карты. Не плохой способ как бы запомнить дорогу.
Правда, эту фишку я так и не потестил.
Если сравнивать интерфейс Osmand Acces с GetThere, то у Osmand я не
вижу кнопок на фоне карты, в отличии от GetThere.
У GetThere кнопки, это здоровенные, разноцветные яркие части экрана.
Пусть я не прочитаю название кнопки, это сделает TalkBack, но я могу
быстро изучить кнопки, пользуясь остаточным зрением, прикасаться к ним
и слушать названия, и, через некоторое время, просто запомнить цвета и
находить нужное очень быстро.
В Osmand Acces я даже при очень большом желании не попаду хоть в
какую-то кнопку, они сливаются с фоном карты, плюс, кнопки ещё и
маленькие и искать их лучше всего, перемещаясь горизонтальными жестами
одним пальцем, что не так уж и быстро.
Есть у Osmand Access ещё одна хорошая фишка, звуковой ориентир на
пункт назначения. Когда мы достигли цели, мы можем поводить телефоном
влево и вправо и услышим звуковые сигналы. Между этими сигналами и
находится здание, к которому мы шли. Очень здорово, только сильно
лажает, промахивается даже мимо здания, у меня есть подгляд и
тестировал я в знакомых местах, так что могу судить об этом.
Промахивается звуковая индикация, тормозит, не всегда пиликает при
определённом повороте телефона, иногда вообще как-то призатыкается и
временно перестаёт реагировать на движения телефона, а когда снова
оживает, здание оказывается в другом месте, хотя я вообще никуда не
ходил и брал "пеленг" с балкона другого здания.
Ко всему перечисленному, Osmand Access на Samsung Galaxy A3 очень
тормозит, иногда даже вылетает и сам собой перезапускается TalkBack.
Чего он, Osmand такой прожорливый и зачем его Access вариант вообще
рисует нам карту? Это ведь ресурсы, карту мы не видим а те, кто видит,
в таком специальном навигаторе по любому не нуждается.
Плюс, Osmand Access быстро сажает аккумулятор телефона.
Долго с ним непонавигаторишь, сядет аккум и будешь и без навигатора, и
без телефона.
А вот с GetThere я ходил очень подолгу и ничего, при выключенном
экране посадил аккум в течении трёх с лишним часов процентов на 15.
Резюмируя по Osmand Access, да простят меня разработчики и ещё многие,
но по телевизору и на видео оно может и производит впечатление, но для
практического использования незрячим в городе, мягко говоря, неудобно
и непрактично.
Какой же в идеале должна быть навигационная программа для незрячих?
Во-первых, естественно, она должна уметь строить маршруты по городу
пешком или с учётом общественного транспорта.
Во-вторых, она должна быть, конечно же, как навигатором, так и
справочной системой по организациям.
Источником данных может быть 2ГИС, у них есть API для сторонних
разработчиков и Яндекс, в тех местах, где нет карт 2ГИС. Это, на мой
взгляд, самые подробные справочники по России.
Прога должна уметь как построить маршруты и дать их почитать,
предлагая все возможные варианты общественного транспорта, так и вести
по этим маршрутам голосовыми подсказками с подробным описанием
местонахождения.
Прога должна отслеживать общественный транспорт, говорить о том,
какой маршрут какого вида транспорта подъезжает к остановке,
предупреждать, когда неподалёку от остановки оказывается нужный
маршрут.
Информацию можно брать из Яндекс-Транспорта, там всё отслеживается в
реальном времени.
Во время поездки прога должна объявлять остановки и заранее
предупредить об остановке, на которой выходить, а дальше вести до
места подсказками.
Причём, на остановке не привязываться к конкретному маршруту
транспорта и ждать только его, а предлагать любой транспорт, если он
подходит для поездки до пункта назначения, к сожалению,
Яндекс-Транспорт можно привязать только к конкретному номеру автобуса
и он отслеживает только его, хотя, не редко, до нужного места можно
доехать и на других маршрутах.
Прога должна управляться как вручную, с помощью интерфейса, так и
голосом, в стиле голосового ассистента и не требовать абсолютно
точного произнесения голосовых команд.
Так же, прога должна уметь просто сохранять точки и запоминать
маршруты, это пригодится в сельской местности и там, где на картах
мало что отмечено.
Вот это был бы действительно полезный и хороший навигатор для
незрячих.
А пока, для навигации я использую разные программы, одни, как
справочник, другие, чтобы почитать маршрут, третьи, чтобы получить
голосовые подсказки в процессе походов по городу.
Хорошо бы всё в одно и с удобным интерфейсом.