[SPH] Re[5]: Нотариальное заверение факсимильной подписи в сбербанке
Здравствуйте, glinik***@y*****.ru.
> вот тут у меня был случай с супругой
> Как-то она обращалась в банк, и сотрудники банка отказались обслуживать,
> ссылаясь на то, что она сама не может поставить расшифровку подписи и
> дату.
> Насколько в этом случае правомерен отказ банка?
В общем смысле отказ в обслуживании вообще неправомерен почти в любом
случае, так что когда возникает проблема с обслуживанием инвалида, то
чувство вины должен испытывать не инвалид, а поставщик услуги.
С точки зрения буквы закона, эта ситуация никак не нормирована, но с точки
зрения духа закона очевидно, что законодатель предполагал решить проблему
банковского обслуживания инвалидов по зрению, так что трактовать
неоднозначности надо именно в пользу незрячих, а значит как-то решать вопрос
вписывания расшифровки ФИО и даты.
Во всех банках ведётся видеозапись процесса обслуживания клиента, так что
они мало чем рискуют, даже если за вас заполнят эти поля, потому что у них
есть видеодоказательства того, что там были именно вы, а не непонятный
человек с вашей факсимиле. Тут именно вопрос банальной неготовности
сотрудника к нестандартной ситуации. Во всех более стандартных конфликтных
ситуациях банки уже давно прекрасно полагаются на видеозаписи.
Пререкаться с рядовыми операционистами более трёх минут вряд ли стоит. Если
готовы продавливать ситуацию, то я бы предложил вызвать дежурного по смене
или управляющего отделения и потребовать письменное обоснование в отказе от
услуги. Уже на этом этапе до них может дойти, что им нечем будет обосновать
отказ.
Также можно надавить на них сверху:
Во-первых, можно написать в центральный офис банка с просьбой разобраться с
произволом на местах, нарушающем ту самую статью 14.1 Федерального закона No
181-ФЗ. Выясните фамилию управляющего отделения, который откажется
урегулировать ситуацию на месте, и укажите её в обращении. Пускай ему нервы
пощекочат из центрального офиса.
Во-вторых, можно написать в прокуратуру, заявив, что банк нарушает статью
426 Гражданского кодекса, отказываясь предоставить заявленную услугу, и
опять же статью 14.1 Федерального закона No 181-ФЗ, не обеспечивая
доступность финансовой услуги для инвалида по зрению. Здесь желательно
приложить какое-то подтверждение: либо письменный отказ, если вам его
предоставят, либо видео запись.
В-третьих, можно написать в Банк России, в структуре которого есть Служба по
защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, которая
в том числе занимается вопросами доступности банковского обслуживания для
инвалидов.
Всё это можно сделать через Интернет посредством официальных сайтов, так что
потребует не так много времени и сил. Ответ тоже можно получить на
электронную почту.
Когда в банк начнутся уточняющие запросы из контролирующих ведомств, а в
отделение банка посыпятся внутренние инструкции из центрального офиса,
возможно сотрудники станут повнимательнее и уделят больше внимания
обслуживанию инвалидов. В сущности проблема-то в том, что сотрудников просто
никто не готовил к таким ситуациям. Вот пусть почешутся и повысят
грамотность внутри компании.
Если речь идёт особенно о том, что вам затрудняют доступ к вашим собственным
деньгам на счёте и управление ими, то стесняться точно не надо. В России
более 600 банков, так что это вы оказываете им любезность, обслуживаясь со
своими деньгами конкретно в их компании, а не они вам. Нажалуйтесь на них во
все места, за одно и пар спустите. :-)
Успехов. Никита.