Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мир Йоги и Медитации" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2012 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
19
|
21
|
22
|
23
|
||
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику Шесть миров Сансары
Доброго времени суток, уважаемый Читатель! Шесть миров Сансары. Сегодня выпал первый
снег. Эта банальная мысль-"штамповка" посетила ум, воспользовавшись лазейкой неосознанности. И она же вернула ум в спокойное и ровное состояние. Как изящно кружатся падающие снежинки. Как приятно набирать в ладони пушистый снег, ощущать покалывание в руках. Эта цепочка мыслей, за мгновение пронесшаяся в пространстве ума, придала восприятию окружающей меня реальности некоторый особый и неповторимый вкус Момента. Момента, который, казалось, уже был когда-то. И в то же время он уникален и торжественен. … Да, это же ощущение было и в начале Весны. Весна ведь тоже
началась "неожиданно": с таяния сугробов, с "кашей" под
ногами, с вечно мокрыми ботинками … Потом было внезапное Лето. Как хотелось все успеть! И если бы не знание важности момента "здесь и сейчас", то его можно было бы упустить в череде жарких дней, городских будней цивилизации и "выходных" вечерних костров, закатов и восходов. Вслед за ним пришла рыжеволосая мудрая красавица Осень. Подведение итогов … А сегодня вот уже выпал первый снег. Может попытаться угадать что будет дальше ? )
Вот оно метафорическое "колесо бытия". Все движется по кругу. Все, что не осознается нами. Это и есть "Колесо Сансары". В буддизме тоже часто используются метафоры. Используя этот же прием, "Колесо Сансары" можно описать как цикличный процесс смены состояний "Я" – сознания.
Представим обезьяну, запертую в комнате с пятью окнами, которые символизируют пять человеческих чувств. Обнаружив себя внутри прочного, тесного , замкнутого пространства, обезьяне становится скучно. Она исследует пространство этой комнаты: стены, окна, и вскоре начинает ощущать себя заключенной. Идея заключения при должном воображении усиливается до невероятных масштабов. Любопытство и исследование места заключения сменяется жаждой развлечений и проверкой прочности стен, ограничивающих ее пространство. Если она попытается захватить пространство, присвоив его себе, - это будет желанием и алчностью. Если пространство будет восприниматься ею как тюрьма, из которой она всячески стремится выбраться наружу, сражаясь и борясь, - это будет ненавистью и гневом. Если она постарается не обращать внимания на свое положение заключенной, сделаясь при этом безразличной ко всему, - это будет глупостью и тупостью. Безуспешно попытавшись выбраться из комнаты, она, чувствуя беспомощность, становится безумной. Утомившись в «борьбе», она расслабившись, отпускает свой ум «бродить», фантазировать и галлюцинировать. Таким вот образом, можно описать Шесть лок (сфер или миров) Сансары .
Шесть миров Сансары: Мир богов Мир асуров ( полубогов) Мир людей Мир животных Мир голодных духов (претов) Мир ада
В буддизме Шесть миров рассматриваются не столько как места перерождения после смерти, а как психологические состояния бытия. И это различные проекции, которые создает ум для самих себя.
А где же наша обезьяна? ) После тщетной борьбы, стресса, боли обезьяна начинает желать чего-то хорошего и прекрасного. Ее фантазии уводят в мир богов, представляя великолепные места за пределами ее комнаты-«тюрьмы», свободную, приятную, полную наслаждений, жизнь. Проживая фантазии наслаждения , возникает гордость, а затем желание удержать это блаженство. Возникает тревога, страх, что кто-то может отобрать ее сокровища, а значит, и зависть. Это приводит к миру асуров. Устав от гордости и зависти, ей удобнее и спокойнее в земном мире с простой размеренной жизнью. Это мир людей. Но вскоре возникает ощущение, что обстановка вокруг нее несколько скучная, да и не все так гладко. Ей больше хочется простоты животного. Это мир животных. Вскоре она начинает испытывать чувство отчаянного голода, ей хочется вернуться в обитель богов. Возникает чувство ностальгии. Нереализованные желания. Это мир голодных духов (претов). Далее - потеря веры, сомнения в своем существовании и окружающем мире, последующая ярость, ужасный кошмар. Это мир ада. Это психологический портрет состояний людей. Что-то еле уловимое, знакомое, не так ли? ))
Переживания мира ада заполнены агрессией, мучениями. В конце концов, полностью поглощенная адской борьбой, не имея возможности даже подумать о своем положении, обезьяна теряет силы. Напряжение ада спадает. Обезьяна немного успокаивается. Жаждет нового состояния. Фантазии создают много способов удовлетворения своих желаний. Жажда и Голод без перерыва пережевывают грезы будущего своего удовлетворения. Разочарование в мире голодных духов болезненно. Многочисленные повторные разочарования в попытках удовлетворить фантазии приводят к смирению и более спокойному состоянию. Ненасытный голод, напряжение уходят, оставив ограниченный набор реакций на внешний мир. Удовлетворяясь безопасным и замкнутым в себе привычным миром, обезьяна находится в мире животных. Вскоре, однако, приходит понимание, что можно различать и выбирать удовольствия и страдания, что совершая определенные усилия можно увеличивать удовольствия и снижать боль и страдания. Обезьяна становится разумной, исследует мир, чувствует, оценивает. Это мир людей. Но.. Обнаружив, что обладает умом и воздействует на мир, ей не всегда удается получить то, что она хочет. Получая удовольствия, не удается удержать их. Страдания, болезни, смерть, разочарование являются постоянными спутниками наслаждений. Возникает стремление к миру удовольствий без страданий. Хочется достичь идеального совершенного состояния за пределами страданий и удовольствий. Стремление к нему приводит к контролю мыслей и эмоций, оцениванию своего развития, сравнению с другими. А в результате – озабоченность борьбой, соперничество, стремление к недостижимым идеалам. Это мир асуров –завистливых божеств. Мир идеалов и боязни поражения. Добившись в итоге своей цели, она вскоре освобождается от напряжений, наслаждается результатом, уходит от неприятного и раздражающего. Состояние чувственных наслаждений, тонких умственных переживаний погружает в медитативное созерцание мира богов. Сансарический ум создает, воспринимает, наблюдает безграничное пространство. Но.. ум – сансарический. Мир и блаженство оказываются лишь временной гармонией, замкнутым и неподвижным миром, хотя и огромным. Понимание, что это лишь временное состояние полноты, ведет опять к ощущению опасности, уязвимости, зависти божеств в мире асуров. Оценка того, что же происходит, и почему, размышления – и снова – мир людей. Но это же очень болезненно и грубо после миров божеств! Спасаясь от страданий, не замечая ничего вокруг, следуя лишь знакомым и безопасным путем, обезьяна погружается в мир животных. А ностальгия по миру божеств становится все сильнее, возрастает напряжение. Ощущается голод. Возникает напряженная, но безуспешная борьба за утоление голода в мире голодных духов. Как следствие, растет агрессия внутри и снаружи. И вот он, мир ада.
Полный цикл: от ада до божеств, и обратно. Это вечная борьба достижений и разрушения, иллюзии и страдания, и есть Колесо Сансары, кармическая цепь реакций...
… В этот момент возникло воспоминание о недавнем интересном разговоре с одним моим приятелем – о Сознании, Пути, Смысле – об опыте, который стал основой новой главы книги. Но, об этом … уже в следующем выпуске рассылки.
Приглашаем на лекцию-практику автора статьи Анатолия Раскина, которая пройдет в Субботу, 22 декабря 2012г. в 13-30 в "Индия Клубе" (Киев, ул. Старовокзальная 24)
Справочно. Материал из Википедии:
[ Санса́ра (санскр. संसार, saṃsāra «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой ] [ Ка́рма, Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman — «дело, действие, труд») — вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. ] [ Нирва́на, Нибба́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa , пали nibbāna, «угасание, прекращение») — состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего разум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это — постижение безусловной истины. ] Мир богов (дэва) — мир блаженства и гордости. Боги не являются бессмертными, хотя существование в мире богов может длиться достаточно долго. Боги не являются всемогущими и как правило не являются творцами, боги не решают проблемы жизни и смерти. Боги наслаждаются блаженством, в фольклоре описываются бесконечные балы, праздники и приёмы в небесных дворцах, музыка и красота, которой они окружены. Боги не лишены страдания, недостатком их мира является скука, пресыщенность и страх того, что их божественное пребывание кончится и им придётся вернуться в нижние миры. Мир асуров — демонов, полубогов. Асуры стремятся к власти,
борьбе, переделке мира, они наполнены энергией действия, они могут питаться
ревностью и завистью. Это перерождение возникает у тех, кто имел добрые
намерения, но действовал неправильно и приносил вред другим. Хотя иногда
говорят, что асуры живут лучше чем люди, они несчастны, потому что они завидуют
богам. Мир людей - характеризуется желаниями, эмоциями и сомнениями. Именно в этом мире живут люди, и только представители этого мира могут достичь просветления. Поэтому перерождение в человеческом облике высоко ценится и считается особой удачей. Только человек обладает способностью достичь нирваны, стать на путь Бодхисаттвы или стать Буддой. Мир животных - ассоциируется с тупостью и погружённостью в насущные жизненные потребности (холод, голод, неустроенность) — животные постоянно страдают, живут впроголодь и вынуждены всё время бороться за выживание. Мир голодных духов (претов) - связан с острой жаждой, которую никак нельзя насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться едой или питьём, их изображают как уродливых существ с тонкой шеей, через которую они не могут пропустить пищу. Мир адских существ— место где превалирует злоба и ненависть. В буддийском представлении в аду существа пребывают до тех пор, пока не очистится их негативная карма, а после этого они перерождаются в более высоких реальностях. Выделяются восемь горячих и восемь холодных адов, есть ещё и дополнительные ады.
ukryoga@gmail.com www.ukryogin.blogspot.com Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме. |
В избранное | ||