Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику Шесть миров Сансары


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

    Найдите Йогу КПП в своем городе:
  • на сайте Федерации Йоги КПП
    представлены более сотни инструкторов,
    которые обучались у нас.
    Более 40 городов в разных странах мира.
    Наш девиз: "Йога - это просто".

  • Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

    Шесть миров Сансары.

    Сегодня выпал первый снег.
    Очищая стекло от снега, хлюпая ногами по снежной каше, подумалось: "Зима началась, как обычно, неожиданно".

    Эта банальная мысль-"штамповка" посетила ум, воспользовавшись лазейкой неосознанности. И она же вернула ум в спокойное и ровное состояние.

    Как изящно кружатся падающие снежинки. Как приятно набирать в ладони пушистый снег, ощущать покалывание  в руках. Эта цепочка мыслей, за мгновение пронесшаяся в пространстве ума, придала восприятию окружающей меня реальности некоторый особый и неповторимый вкус Момента.

    Момента, который, казалось, уже был когда-то.  И в то же время он уникален и торжественен.

     … Да, это же ощущение было и в начале Весны.

    Весна ведь тоже началась "неожиданно": с таяния сугробов, с "кашей" под ногами, с вечно мокрыми ботинками …
    С прилетом птиц, с весенним солнышком, с набухшими почками, с новыми мечтами и планами ...

    Потом было внезапное Лето. Как хотелось все успеть! И если бы не знание важности момента "здесь и сейчас", то его можно было бы упустить в череде жарких дней, городских будней цивилизации и "выходных" вечерних костров, закатов и восходов.

    Вслед за ним пришла рыжеволосая мудрая красавица Осень. Подведение итогов …

    А сегодня вот уже выпал первый снег.

    Может попытаться угадать что будет дальше ? )

     

    Вот оно метафорическое "колесо бытия". Все движется по кругу. Все, что не осознается нами.

    Это и есть "Колесо Сансары".

    В буддизме тоже часто используются метафоры. Используя этот же прием, "Колесо Сансары" можно описать как цикличный процесс смены состояний "Я" – сознания.

     

    Представим обезьяну, запертую в комнате с пятью окнами, которые символизируют пять  человеческих чувств.

    Обнаружив себя внутри прочного, тесного , замкнутого пространства, обезьяне становится скучно.

    Она исследует пространство этой комнаты: стены, окна, и вскоре начинает ощущать себя заключенной.

    Идея заключения при должном воображении усиливается до невероятных масштабов.

    Любопытство и исследование места заключения сменяется жаждой развлечений и проверкой прочности стен, ограничивающих ее пространство.

    Если она попытается захватить пространство, присвоив его себе, - это будет желанием и алчностью.

    Если пространство будет восприниматься ею как тюрьма, из которой она всячески стремится выбраться наружу, сражаясь и борясь, - это будет ненавистью и гневом.

    Если она постарается не обращать внимания на свое положение заключенной, сделаясь при этом безразличной ко всему, - это будет глупостью и тупостью.

    Безуспешно попытавшись выбраться из комнаты, она, чувствуя беспомощность, становится безумной.

    Утомившись в «борьбе», она расслабившись, отпускает свой ум «бродить»,  фантазировать и галлюцинировать.

    6 миров Сансары

    Таким вот образом, можно описать Шесть лок (сфер или миров) Сансары .

     

    Шесть миров Сансары:

    Мир богов

    Мир асуров ( полубогов)

    Мир людей

    Мир животных

    Мир голодных духов (претов)

    Мир ада

     

    В буддизме Шесть миров рассматриваются не столько как места перерождения после смерти, а как психологические состояния бытия.

    И это различные проекции, которые создает ум для самих себя.

     

    А где же наша обезьяна? )

    После тщетной борьбы, стресса, боли обезьяна начинает желать чего-то хорошего и прекрасного. Ее фантазии уводят в мир богов, представляя великолепные места за пределами ее комнаты-«тюрьмы», свободную, приятную, полную наслаждений, жизнь.

    Проживая фантазии наслаждения , возникает гордость, а затем желание удержать это блаженство.

    Возникает тревога, страх, что кто-то может отобрать ее сокровища, а значит, и зависть.

    Это приводит к миру асуров.

    Устав от гордости и зависти, ей удобнее и спокойнее в земном мире с простой размеренной жизнью. Это мир людей.

    Но вскоре возникает ощущение, что обстановка вокруг нее несколько скучная, да и не все так гладко. Ей больше хочется простоты животного. Это мир животных.

    Вскоре она начинает испытывать чувство отчаянного голода, ей хочется вернуться в обитель богов. Возникает чувство ностальгии. Нереализованные желания. Это мир голодных духов (претов).

    Далее - потеря веры, сомнения в своем существовании и окружающем мире, последующая ярость, ужасный кошмар. Это мир ада.

    Это психологический портрет состояний людей. Что-то еле уловимое, знакомое, не так ли? ))

     

    Переживания мира ада заполнены агрессией, мучениями.

    В конце концов, полностью поглощенная  адской борьбой, не имея возможности даже подумать о своем положении, обезьяна теряет силы. Напряжение ада спадает. Обезьяна немного успокаивается. Жаждет нового состояния.

    Фантазии создают много способов удовлетворения своих желаний. Жажда и Голод без перерыва пережевывают грезы будущего своего удовлетворения. Разочарование в мире голодных духов болезненно.

    Многочисленные повторные разочарования в попытках удовлетворить фантазии приводят к смирению и более спокойному состоянию. Ненасытный голод, напряжение уходят, оставив ограниченный набор реакций на внешний мир. Удовлетворяясь безопасным и замкнутым в себе привычным миром, обезьяна находится в мире животных.

    Вскоре, однако, приходит понимание, что можно различать и выбирать удовольствия и страдания,

    что совершая определенные усилия можно увеличивать удовольствия и снижать боль и страдания.

    Обезьяна становится разумной, исследует мир, чувствует, оценивает. Это мир людей.

    Но.. Обнаружив, что обладает умом и воздействует на мир, ей не всегда удается получить то, что она хочет. Получая удовольствия, не удается удержать их. Страдания, болезни, смерть, разочарование являются постоянными спутниками наслаждений.

    Возникает стремление к миру удовольствий без страданий. Хочется достичь идеального совершенного состояния за пределами страданий и удовольствий.  Стремление к нему приводит к контролю мыслей и эмоций, оцениванию своего развития, сравнению с другими. А в результате – озабоченность борьбой, соперничество, стремление к недостижимым идеалам. Это мир асуров –завистливых божеств. Мир идеалов и боязни поражения.

    Добившись в итоге своей цели, она вскоре освобождается от напряжений, наслаждается результатом, уходит от неприятного и раздражающего. Состояние чувственных наслаждений, тонких умственных переживаний погружает в медитативное созерцание мира богов. Сансарический ум создает, воспринимает, наблюдает безграничное пространство.

    Но.. ум – сансарический. Мир и блаженство оказываются лишь временной гармонией, замкнутым и неподвижным миром, хотя и огромным.

    Понимание, что это лишь временное состояние полноты, ведет опять к ощущению опасности, уязвимости, зависти божеств в мире асуров.

    Оценка того, что же происходит, и почему, размышления – и снова – мир людей.

    Но это же очень болезненно и грубо после миров божеств! Спасаясь от страданий, не замечая ничего вокруг, следуя лишь знакомым и безопасным путем, обезьяна погружается в мир животных.

    А ностальгия по миру божеств становится все сильнее, возрастает напряжение. Ощущается голод. Возникает напряженная, но безуспешная борьба за утоление голода в мире голодных духов.

    Как следствие, растет агрессия внутри и снаружи. И вот он, мир ада.

     

    Полный цикл: от ада до божеств, и обратно.

    Это вечная борьба достижений и разрушения, иллюзии и страдания, и есть Колесо Сансары, кармическая цепь реакций...

     

    … В этот момент возникло воспоминание о недавнем интересном разговоре с одним моим приятелем – о Сознании, Пути, Смысле – об опыте, который стал основой новой главы книги.  Но, об этом … уже в следующем выпуске рассылки.

     

    Приглашаем на лекцию-практику автора статьи Анатолия Раскина, которая пройдет в Субботу, 22 декабря 2012г. в 13-30 в "Индия Клубе" (Киев, ул. Старовокзальная 24)

     

    Справочно.  Материал из Википедии:

     

     [ Санса́ра (санскр. संसार, saṃsāra «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой ]

    [ Ка́рма, Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman — «дело, действие, труд») — вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. ]

    [ Нирва́на, Нибба́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa , пали nibbāna, «угасание, прекращение») — состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего разум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это — постижение безусловной истины. ]

    Мир богов (дэва) — мир блаженства и гордости. Боги не являются бессмертными, хотя существование в мире богов может длиться достаточно долго. Боги не являются всемогущими и как правило не являются творцами, боги не решают проблемы жизни и смерти. Боги наслаждаются блаженством, в фольклоре описываются бесконечные балы, праздники и приёмы в небесных дворцах, музыка и красота, которой они окружены. Боги не лишены страдания, недостатком их мира является скука, пресыщенность и страх того, что их божественное пребывание кончится и им придётся вернуться в нижние миры.

    Мир асуров — демонов, полубогов. Асуры стремятся к власти, борьбе, переделке мира, они наполнены энергией действия, они могут питаться ревностью и завистью. Это перерождение возникает у тех, кто имел добрые намерения, но действовал неправильно и приносил вред другим. Хотя иногда говорят, что асуры живут лучше чем люди, они несчастны, потому что они завидуют богам.
    Асуров называют также титанами, завистливыми богами, антибогами, демонами, борющимися демонами.

    Мир людей - характеризуется желаниями, эмоциями и сомнениями. Именно в этом мире живут люди, и только представители этого мира могут достичь просветления. Поэтому перерождение в человеческом облике высоко ценится и считается особой удачей. Только человек обладает способностью достичь нирваны, стать на путь Бодхисаттвы или стать Буддой.

    Мир животных - ассоциируется с тупостью и погружённостью в насущные жизненные потребности (холод, голод, неустроенность) — животные постоянно страдают, живут впроголодь и вынуждены всё время бороться за выживание.

    Мир голодных духов (претов) -  связан с острой жаждой, которую никак нельзя насытить или удовлетворить. Голодные духи не могут насладиться едой или питьём, их изображают как уродливых существ с тонкой шеей, через которую они не могут пропустить пищу.

    Мир адских существ— место где превалирует злоба и ненависть. В буддийском представлении в аду существа пребывают до тех пор, пока не очистится их негативная карма, а после этого они перерождаются в более высоких реальностях. Выделяются восемь горячих и восемь холодных адов, есть ещё и дополнительные ады.

     


    ukryoga@gmail.com
    www.ukryogin.blogspot.com
    www.facebook.com/ukryoga 

    Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.


    В избранное