Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Английский для начинающих Новые читатели


Информационный Канал Subscribe.Ru

English For Beginners
Алексей ВИНИДИКТОВ
АНГЛИЙСКИЙ для НАЧИНАЮЩИХ
Электронная рассылка

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ.

Уровень 0 - Уровень 1. Переход.

Профессионально занимаясь изучением языков и обучением им, я заметил, что труднее всего вывести свой уровень владения языком (или уровень ученика) с нулевого хотя бы на первый, то есть добиться первого качественного скачка, когда ты понимаешь, что ты уже не полный ноль, что ты уже можешь делать что-то реальное. Причин тому множество, но я думаю, не ошибусь, если скажу, что больше всего на начальном этапе тормозит ученика незнание лексики (слов и выражений). Вернее, не просто незнание слов, а трудность, с которой они запоминаются.

На среднем или продвинутом этапе слова учить не так уж и трудно, они, можно сказать, учатся сами, почти без нашего усилия, а вот начинающие вынуждены учить слова в основном методом зубрежки, причем эффективность такой зубрежки часто стремится к нулю.

Какое преимущество имеют продолжающие и совершенствующиеся перед начинающими? Почему им намного проще учить слова?

Ответ прост: слова запоминаются лучше всего, если они часто повторяются. Продолжающие и совершенствующиеся уже умеют читать, слушать радио и смотреть телевизор, общаться с носителями языка. Читая, слушая, смотря, общаясь, человек по многу раз встречается с одними и теми же словами, и они запоминаются! Всего этого лишен начинающий. Он еще не может ни читать, ни слушать, ни смотреть, ни общаться. Единственный его инструмент - это учебник.

Даже в самом хорошем учебнике слова повторяются не более 3-4 раз: в учебном тексте и в упражнениях. Достаточно ли это для того, чтобы они прочно запомнились? Ответ вы, конечно, знаете: нет, далеко не достаточно.

Как же быть? Как превратить учебу из зубрежки в нечто осмысленное или хотя бы уменьшить процент времени, отводимого на зубрежку, и больше времени посвящать чему-нибудь более интересному и полезному?

Мне кажется, я нашел такой способ.

Это чтение художественной литературы.

Эка невидаль? - скажете вы. Что оригинального в таком способе пополнения словарного запаса? Не торопитесь с выводами.

Чтение чтению рознь. Бесспорный факт: начинающий еще не умеет читать. Так как же он будет читать, ведь он одну страницу одолеет в лучшем случае за несколько часов, и это будет не чтение, а одно мучение?

Оказывается, не все так плохо, как кажется на первый взгляд.

Первая проблема, которую нужно решить, прежде чем приступить к чтению, это выбор книги.

Из чего будем выбирать? Есть классика, есть современная литература. Есть детективы, любовные романы, фантастика, сказки. Что выбрать начинающему? Максимально доступное ему по сложности. Просмотрев еще раз список жанров и видов литературы, мы видим, что нам, похоже, на начальном этапе придется довольствоваться... сказками! И детям, и взрослым!

Итак, начинающим лучше всего читать сказки. Хорошо. А какие сказки лучше всего читать? Длинные :) Именно так. Длинные сказки - страниц на 80-100. Почему? По причине, о которой я говорил выше: для запоминания слов исключительно важно, чтобы они как можно чаще повторялись. Если мы возьмем большую сказку, в ней слова будут повторяться максимально часто, так как в ней много говорится о малом. "Малое" - это герои, события и места - их не так уж и много. "Многое" - это _описание_ героев, событий и мест.

Итак, одну проблему мы решили: будем читать длинные сказки. Осталось только выбрать что-то конкретное. Это не так уж и сложно. Выбирать можно по своему вкусу.

Вот мы выбрали сказку, открыли ее на первой странице и ... читаем. Читаем? Прямо так взяли и сразу начали читать? Хм, почему-то она не читается... Значит, мы чего-то не учли. Ах, да, конечно, слов-то мы не знаем - совсем не знаем! Ой, беда-беда-беда!.. Стоп! Никакой беды в помине нет! Нужно просто сделать следующий шаг.

Слова учить все-таки придется, но сначала нужно выяснить, _какие_ слова учить, а какие - нет. Не скажете же вы, что учить надо все слова подряд? И правильно сделаете, что не скажете, ибо так делать действительно не стоит.

В первую очередь учить надо слова, чаще всего повторяющиеся в сказке! Статистика, статистика и еще раз статистика!

Я не буду (пока) описывать, как эту статистику получить, скажу только, что я проанализировал одну сказку, и оказалось, что всего в ней слов (повторяющихся и неповторяющихся) около 40000. Неповторяющихся же слов в ней около 3000. Из которых первые 400 самых частотных слов покрывают 85 (!) процентов текста. Это значит, что если мы возьмем любой отрывак текста, состоящий из ста слов, в нем 85 слов будут из 400 самых частотных.

Грубо говоря, знание этих 400 слов обеспечит понимание 85 процентов смысла. На самом деле, зная 400 самых частотных слов текста, мы сможем понимать не меньше 90 (!) процентов читаемого! 5 дополнительных процентов - это слова, смысл которых понятен из контекста (то есть по ситуации).

Понимание 90 процентов читаемого позволит превратить чтение из мучения в удовольствие. Причем, другие слова, не входящие в первые 400 будут запоминаться тоже, так как они повторяются на протяжении всего текста далеко не два и не три раза - намного чаще.

Итак, кроме самого чтения нам нужно еще учить слова. Причем, нам не надо зубрить их так, чтобы как от зубов отскакивало. Достаточно просто познакомиться со словами и несколько раз их повторить, не напрягая без меры свою память.

Теперь от более или менее абстрактных рассуждений перейдем к тому, как это будет выглядеть на практике.

В этой рассылке мы будем учиться читать. Сказку я уже выбрал. Список слов для нее составил, примеры их употребления подбираю, порядок введения, повторения и закрепления слов продумал, осталось только объяснить вам, как будут строиться наши уроки.

Каждый урок (кроме нескольких первых) будет состоять из списка слов для изучения (новые слова) с примерами их употребления, списка слов для повторения (слова предыдущего урока с примерами и с транскрипцией), списка слов для закрепления (слова пред-предыдущего урока с примерами), элементарных упражнений для запоминания слов и отрывка сказки в нормальном и в транскрибированном виде, а также _учебного_ перевода отрывка.

С самого первого урока мы начнем изучать самые часто встречающиеся в сказке слова. Наша цель-минимум - выучить 400 слов, о которых я писал выше.

Увеличивать объем отрывка для чтения мы будет ооочень плавно. А именно: 7 уроков мы будем читать по 1 предложению, 6 уроков - по 2 предложения, 5 уроков по 3 предложения, 4 урока по 4 предложения, 3 урока по 5 предложений, 2 урока по 6, 1 урок по 7 предложений и далее будем доводить объем читаемого до одной страницы, возможно, больше. Это создаст комфортные условия вхождения в чтение.

Еще более комфортным обучение чтению сделает особая схема введения, повторения и закрепления слов. Она предельно проста, но в нее заложен особый смысл.

Обычно новые слова даются перед самым прочтением текста, у нас будет по-другому. Например, на первом и втором уроках вы не будете читать вообще. Вы будете только осваивать первую порцию слов - слов, часто встречающихся в тексте, а также необходимых для понимания первого предложения сказки. Когда дойдет очередь до чтения нового отрывка (в данном случае первого предложения), вы _уже_ будете знакомы почти со всеми встречающимися в нем словами. Вы с ними познакомитесь на предыдущих двух уроках и повторите на текущем уроке, и только затем будете читать отрывок, в котором они встречаются!

Уроков через 20 вы почувствуете, что читать вам стало намного легче (да и до этого читать вам будет нетрудно - я об этом позабочусь).

Когда вы прочитаете всю сказку (на это должно уйти примерно 100 занятий), вы сможете с гордостю сказать себе, что теперь вы уже не начинающий, вы перешли с нулевого уровня на первый! Впереди будет еще много уровней, но даже стоя на первом, вы сможете использовать имеющиеся знания в практических целях. А это не так уж и плохо!

В следующем выпуске я помещу первый список самых важных для изучения слов и дам несколько простых рекомендаций, как с ними работать.

До встречи, друзья!

 


Для оптимизации процесса запоминания предлагаю вам воспользоваться компьютерной программой Open Book, которую я разработал специально для изучения иностранных слова. Скачать вы ее можете отсюда
http://www.vinidiktov.ru/download.htm
- русскоязычный интерфейс

http://www.vinidiktov.com/download.htm - англоязычный интерфейс.

На странице http://www.vinidiktov.ru/vocabularies.htm находятся словари, которые вы можете изучать с помощью Open Book.

To be continued...

RB2 Network RB2 Network


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное