Типы мыслительных
заблуждений ("негативных мыслительных программ") в связи с изучением иностранных языков
«Навешивание ярлыков» - привычка к негативным определениям себя и
других:
Отрицательная номинализация.
Нескольких случаев или примеров достаточно, чтобы отрицательно судить о себе
или другом человеке .
Эмоциональное
подтверждение. Определяя себя как «ленивого»,«неспособного»,
«невнимательного», человек, действительно, начинаетощущать себя таковым, находя эмоциональное
подтверждение в любой проблемной ситуации.
Вот примеры типичных номинализаций, которые я
нередко слышу от участников в начале семинара:«Я – лентяй»; «Я неспособная к
языкам»; «Я – человек неорганизованный»;
«У меня плохая память»…
Важно понять, что привычка навешивать ярлыки коренится
в особенностях языковой категоризации. Дело в том, что разные части речи
по-разному «картрируют» явления окружающей действительности. Существительные
фиксируют внимание говорящих на объектах, прилагательные - на признаках,
глаголы - на действиях. При этом универсальная особенность глаголов, отличающая
их во всех языках от других частей речи, состоит в том, что только глагол
изменяется по категории времени. А идея времени предполагает идею изменения.
Так что же
такое номинализация? Это прежде всего отсутствие идеи изменения в явлениях,
называемых именами существительными и именами прилагательными (от лат. nomen«имя»).
Помните, каким безысходным настроением пронизано блоковское стихотворение,
построенное на перечислении существительных: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – все будет так,
исхода нет».
Сама по
себе номинализация не плоха и не хороша. It’sjustaword!
Это всего лишь слово! Существительные и прилагательные необходимы для
постижения человеком многообразия окружающей действительности. Но если человек,
говоря о той деятельности, которая ему дается сложнее, привычно использует
номинализации, то действительно превращает эту деятельность в проблему.
Что с
этим делать?
Очень
важно научиться заменять отрицательные номинализации на глаголы, так чтобы
возникала идея возможности изменитья -ленивый, неспособный, неорганизованный», я
обычно переспрашиваю: «То есть вы хотите сказать, что вы ленитесь, когда выполняете неинтересную или неважную для вас
работу?» «То есть для вас важно развивать
свои способности, связанные с изучением иностранных языков, и вы хотите узнать, как это сделать?» «Вы считаете, что организуете
свое время малоэффективно и хотите научиться
делатьэто лучше?»
поведение. Так, слыша реплики типа: «
Привычка к
отрицательным номинализациям возникает в детстве, если ребенок часто слышит
гневные или возмущенные реакции со стороны взрослых: «Неряха!», «Лодырь!»,
«Тупица!» и т.п. Подобные «постоянные эпитеты» из того, чем они, на самом деле,
являются (а именно, импульсивного сигнала тревоги взрослого человека за
ребенка), превращаются для маленького человечка в констатацию качеств
собственного «Я». И вот тогда-то они и превращаются в ограничивающие убеждения,
заранее «программирующие» отрицательные результаты.
Поэтому так важно научиться узнавать негативные номинализации в речи,
обращенной и к себе самому, и к другим людям. И каждый раз напоминать себе, что
это всего лишь слово –«It’sjustaword!»И тут же переформулировать
номинализацию таким образом, чтобы в высказывании появилась идея действия. Ведь именно действие можно
сознательно изменять, добиваясь той цели, к которой ты действительно хочешь
прийти, потому что, как сказал американский писатель Энтони Роббинс «Peoplearenotlazy. Theysimplyhaveimpotentgoals- thatis,goalsthatdonotinspirethem»«Ленивых людей не бывает – бывают никудышные цели, то есть такие цели,
которые не вдохновляют».