Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путь полиглота. Быстрое освоение любого языка! Книга для полиглотов-6


Полиглот-Центр Дины Никуличевой.

Как создать свою стратегию изучения иностранного языка.

www.polyglot-centre.ru


Дорогие друзья и коллеги!

Типы мыслительных заблуждений ("негативных мыслительных программ") в связи с изучением иностранных языков

 

«Навешивание ярлыков» - привычка к негативным определениям себя и других:

  • Отрицательная номинализация. Нескольких случаев или примеров достаточно, чтобы отрицательно судить о себе или другом человеке .
  • Эмоциональное подтверждение. Определяя себя как «ленивого»,«неспособного», «невнимательного», человек, действительно, начинает  ощущать себя таковым, находя эмоциональное подтверждение в любой проблемной ситуации.

    Вот примеры типичных номинализаций, которые я нередко слышу от участников в начале семинара:«Я – лентяй»; «Я неспособная к языкам»; «Я – человек неорганизованный»; «У меня плохая память»…

 Важно понять, что привычка навешивать ярлыки коренится в особенностях языковой категоризации. Дело в том, что разные части речи по-разному «картрируют» явления окружающей действительности. Существительные фиксируют внимание говорящих на объектах, прилагательные - на признаках, глаголы - на действиях. При этом универсальная особенность глаголов, отличающая их во всех языках от других частей речи, состоит в том, что только глагол изменяется по категории времени. А идея времени предполагает идею изменения.

 

Так что же такое номинализация? Это прежде всего отсутствие идеи изменения в явлениях, называемых именами существительными и именами прилагательными (от лат. nomen «имя»). Помните, каким безысходным настроением пронизано блоковское стихотворение, построенное на перечислении существительных: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – все будет так, исхода нет».

Сама по себе номинализация не плоха и не хороша. Its just a word! Это всего лишь слово! Существительные и прилагательные необходимы для постижения человеком многообразия окружающей действительности. Но если человек, говоря о той деятельности, которая ему дается сложнее, привычно использует номинализации, то действительно превращает эту деятельность в проблему.

 

Что с этим делать?


Очень важно научиться заменять отрицательные номинализации на глаголы, так чтобы возникала идея возможности изменитья - ленивый, неспособный, неорганизованный», я обычно переспрашиваю: «То есть вы хотите сказать, что вы ленитесь, когда выполняете неинтересную или неважную для вас работу?» «То есть для вас важно развивать свои способности, связанные с изучением иностранных языков, и вы хотите узнать, как это сделать?» «Вы считаете, что организуете свое время малоэффективно и хотите научиться делать это лучше поведение. Так, слыша реплики типа: «

Привычка к отрицательным номинализациям возникает в детстве, если ребенок часто слышит гневные или возмущенные реакции со стороны взрослых: «Неряха!», «Лодырь!», «Тупица!» и т.п. Подобные «постоянные эпитеты» из того, чем они, на самом деле, являются (а именно, импульсивного сигнала тревоги взрослого человека за ребенка), превращаются для маленького человечка в констатацию качеств собственного «Я». И вот тогда-то они и превращаются в ограничивающие убеждения, заранее «программирующие» отрицательные результаты.

Поэтому так важно научиться узнавать негативные номинализации в речи, обращенной и к себе самому, и к другим людям. И каждый раз напоминать себе, что это всего лишь слово –  «Its just a word  И тут же переформулировать номинализацию таким образом, чтобы в высказывании появилась идея действия. Ведь именно действие можно сознательно изменять, добиваясь той цели, к которой ты действительно хочешь прийти, потому что, как сказал американский писатель Энтони Роббинс «People are not lazy. They simply have impotent goals - that is,goals that do not inspire them» «Ленивых людей не бывает – бывают никудышные цели, то есть такие цели, которые не вдохновляют».


www.polyglot-centre.ru


В избранное