Заблуждение по поводу неудач. Вы
считаете, что неблагоприятные условия предопределяют неблагоприятные следствия.
Сваливание вины. За свои неуспехи вы
вините окружающих или обстоятельства.
Типичными
примерами высказываний, иллюстрирующих этот ограничивающий мыслительный
стереотип, являются фразы: «Если бы у меня было больше времени, я бы, конечно,
выучил иностранный язык».«Я не могу
разговаривать, когда рядом со мной человек, который знает язык лучше меня».
«Если бы в детстве учителя/ родители и не привили мне глубокого отвращения к
иностранным языкам, мои результаты в иностранных зыках были бы сейчас намного
лучше». «Я не продвигаюсь в иностранном языке, потому что не могу найти
хорошего преподавателя/ хорошие курсы/ хорошую методику».«Раз я не могу выразить свою мысль на
иностранном языке так точно, как я хочу, то пусть лучше за меня говорят
другие». «Если собеседник говорит быстро, то я ничего не понимаю».
С
лингвистической точки зрения, эти, на первый взгляд, весьма разнообразные фразы
объединяет их сложноподчиненная структура. Каждое из предложений состоит из
двух частей, одна из которых предполагает причину или условие, а вторая – их
следствие или результат. Сами по себе придаточные предложения причины,
следствия, цели, условия, времени – всего лишь нейтральные языковые структуры. (It’sjustaword!)
В констатацию проблемного состояния они
превращаются тогда, когда привычно
связываются с идеей оправдания неудачи. Ведь тем самым человек уже заранее
принимает неизбежность следствия: «Я не выучу иностранный язык, потому что…..»
«Я не смогу понимать иностранную речь, поскольку…». «Я не смогу свободно
разговаривать на иностранном языке, раз….». И тогда простое
причинно-следственное предложение превращается в неотвратимый приговор. Приняв его
для себя как формулировку абсолютной истины, говорящий попадает в построенную
им самим причинно-следственную ловушку.
Любопытно,
что по-английски слово «предложение» и слово «приговор» звучат и пишутся
одинаково: Cp. «Sentenceisasetоfwordsexpressingastatement, aquestionoranorder» – «Предложение – это последовательность слов,
выражающая утверждение, вопрос или приказание» и «Thejudgepassedthesentence» – «Судья вынес приговор».
А также heavysentence«тяжелый приговор», deathsentence «смертный приговор», lifesentence «пожизненный приговор».
Что с
этим делать?
Если вы замечаете за собой, что
говоря о своих проблемах, вы склонны использовать в качестве оправдания неудач
некоторые привычные для вас причинно-следственные утверждения, то попробуйте
поработать с этими «предложениями-приговорами»в формате предлагаемого ниже упражнения.
Его суть
состоит в том, что, согласно законам декартовой логики, любое двухчастное
высказывание может быть сформулировано четырьмя способами:
либо обе
его части будут утверждаться(+ / +),
либо отрицаться (–/ –), либо отрицание будет содержаться только в первой (– /
+), либо только во второй части высказывания (+ / –). Эффект упражнения
заключается в том, что, перифразируя свое привычное оправдание, кажущееся столь
непреложно истинным, человек убеждается в относительности создаваемых им самим
ограничений.
Упражнение
по снятию причинно-следственных ловушек
Вспомните (но только
если таковая привычка у вас действительно имеется!) то типичное
причинно-следственное высказывание, которое вы наиболее часто «прокручиваете» в
своей внутренней речи, думая о трудностях изучения иностранного языка. Например,
«Я очень занят –
и поэтому у меня не получается выучить английский язык».
Вот как это упражнение выполняется на семинаре:
Работа ведется в
тройках. Каждый из троих человек по очереди выступает в роли Ученика, Консультанта, Наблюдателя.
Каждый вспоминает типичное
конкретно для него причинно-следственное высказывание, которое он наиболее
часто «прокручивает» в своей внутренней речи, думая о трудностях изучения
иностранного языка.
Ученик называет свое
причинно-следственное высказывание.
Консультант наиболее естественным
образом задает ему четыре вопроса, как бы переспрашивая его и одновременно проводя
по четырем логическим квадратам. Например:
Ученик: «Я очень занят - и поэтому у меня не получается
выучить английский язык». Консультант проводит
это утверждение по четырем квадратам:
«То
есть, ты хочешь сказать, что ты очень
занят и потому не можешь выучить английский
язык?»
+/-
«Значит
ли это, что если бы ты не был очень
занят, то обязательно бы выучил
английский язык?»
-/+
«А
бывают ли такие случаи, когда ты не
очень занят, у тебя есть свободное время, а ты все-таки не учишь английский язык?»
-/-
«А
есть ли такие ситуации, когда ты очень занят,
но все же находишь время и обучаешься
чему-то важному?»
+ /+
Наблюдатель
записывает вопросы и одновременно отслеживает невербальные реакции Ученика,
отмечая, какие вопросы подействовали, или
как можно было бы сформулировать вопросы
более действенно.
Ученик дает
свой комментарий, отмечая наиболее эффективные для него моменты упражнения.
Участники
меняются ролями.
Это упражнение можно выполнять и самому.
Главное, сначала сформулировать синонимическое высказывание, повторяющее
структуру собственной «причинно-следственной ловушки», а затем последовательно
изменять это высказывание так, чтобы провести его по всем четырем логическим
квадратам, с тем, чтобы его относительность стала очевидной.
Важно подчеркнуть, что это упражнение имеет смысл только в
том случае, если подобные высказывания-оправдания у человека действительно имеются. В этой связи не
могу не вспомнить один семинар в Алма-Ате, на котором вместо записавшейся, но
неожиданно уехавшей в командировку матери оказался ее шестнадцатилетний сын.
Мальчик с золотой медалью оканчивал в том году самую престижную в Казахстане
физико-математическую школу и, как имеющий лучшие академические результаты, в
том числе и в английском языке, получил грант на продолжение обучения в
Америке. Пока шло обсуждение различных типов ограничивающих убеждений, он то и
дело с неподдельным удивлением восклицал: «А что, так правда бывает??? Что,
человек сам убеждает себя, что ему что-то не удастся, потому что ….? А зачем людям
навешивать на себя какие-то ярлыки? А как можно вообще разговаривать на языке,
если заранее убежден, что все плохо?!» То, что такие вопросы возникали у
подростка, который, несомненно, был одним из самых успешных среди своих
сверстников, говорит о многом!