Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тактика изучения языка подбором ключей


Информационный Канал Subscribe.Ru


Выпуск 12, 13 сентября 2002 года


Юмор в наших рядах…




Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня тематика нашего выпуска будет немного отличаться от основной. Полагаю, что практика языка практикой, однако иногда нужно и расслабиться. Да и следует учитывать тот факт, что не часто в году пятница тринадцатое… :)

В бытность своего преподавания, по примеру тех учителей, преподавателей, занятия у которых были живыми и интересными, я тоже старался периодически включать в уроки как шутливые тексты, так и жизнеописания великих людей, в нашем случае, - полиглотов. Ну о полиглотах речь у нас еще зайдет, а пока предлагаю насладиться чтением отрывка книги одного из моих любимых авторов - Андрея Ильина .
Вашему вниманию будет представлен отрывок из самого юморного сериала автора «Киллер из шкафа», книги 2 (4) «Козырной стрелок».
Вкратце фабула следующая: преступному авторитету необходимо для поездки за границу научить своих людей говорить по-французски. Ввиду срочности дела и настоятельной необходимости получения результата, он нанимает профессионального преподавателя и применяет свой собственный метод обучения…:

- Лысый, Дылда, Гундосый, Татарин, остаетесь здесь, - сказал Шустрый.
- Почему остаемся?
- Папа сказал. У вас своя работа будет.
- Какая?
- Французский язык изучать.
- Ха-ха-ха! - заржали в голос бригадиры. - Ну Шустрый, как скажет...
Зря, между прочим, заржали. Потому что Лысому, Дылде, Гундосому и Татарину действительно предстояло изучать французский язык. По ускоренному методу. Причем не сомнительному Илоны Давыдовой, а по очень действенному методу Королькова Ильи Григорьевича. По кличке Папа.
- Сколько вы берете за час занятий? - спросил зам Папы по финансовым и деликатным вопросам найденную по объявлению в газете преподавательницу французского языка.
- Дело в том, что я высококвалифицированный специалист. Я преподавала много лет в вузах. Кроме того, я не могу опускать расценки ниже существующих. Меня не поймут мои коллеги по цеху.
- Сколько?
- Тридцать. За час.
- Долларов?
- Что вы?! Конечно, нет! Конечно, рублей.
- Хорошо, мы будем платить вам сто рублей.
- В час?!
- В час.
- Но это слишком дорого. Я боюсь...
- Дело в том, что у нас трудный контингент. И когда вы с ним столкнетесь, названная сумма не покажется вам большой.
- Трудные ученики?
- Очень трудные.
- Второгодники?
- По-разному. Кто второгодник, а кто и того больше.
- Какова предполагается, интенсивность обучения? То есть я хотела спросить, сколько предполагается часов?..
- Двенадцать.
- В неделю или в месяц?
- В день.
- В день?!
- Да, в день. Это должен быть очень интенсивный курс. Который позволит заговорить вашим ученикам через две-три недели.
- Через две-три недели заговорить невозможно!
- Почему?
- Потому что невозможно заставить ученика заниматься по двенадцать часов в сутки. Он просто-напросто откажется.
- Эти не откажутся. Эти будут заниматься столько, сколько надо.
- И все равно я не возьму на себя ответственность...
- Хорошо. Если вы считаете, что не справитесь, мы найдем другого преподавателя...
- Вы меня неверно поняли. Я могу попробовать, но нет никакой гарантии...
- Если ваши ученики заговорят через две недели, мы удвоим ставку. То есть вы будете получать в час не сто, а двести рублей.
- Когда приступать к занятиям?
- Сегодня. Сейчас.
- Но я... Но учебники, пособия... Наконец, ученики.
- Ученики ожидают вас в соседней комнате. Все учебники, которые вам необходимы, мы привезем через двадцать минут. Что еще?
- Больше ничего.
- Тогда прошу в класс...
- Здравствуйте, - приветствовала своих новых учеников учительница. - Как вас зовут?
- Это Дылда, этот вон Гундосый, тот Татарин, - представил своих "одноклассников" Лысый. - Ну и я - Лысый.
- Как вы сказали? - растерялась учительница.
- Дылда, Гундосый, Татарин и Лысый, - повторил Лысый. - Чего тут еще непонятно?
- Это, так сказать, клички? - переспросила учительница.
- Ну?
- А как ваши имена?
- Чего?
- Имена.
- Нас как зовут? - спросил Лысый.
- Меня Серый. Гундосого Колян. Татарина - Абдула.
- Меня Жора зовут, - поправил Татарин.
- Один хрен - Абдула. И вообще, кончай, ворона, гонять порожняк, пора уже делом заниматься...
Учительница схватилась за лицо и выбежала вон.
- Они, они... - пыталась она сказать хоть слово заму Папы по финансам.
- Ну что еще они?
- Они по кличкам. И назвали меня... назвали вороной.
- И что?
- Но это оскорбление!
- Никакое это не оскорбление. Это на их языке рассеянная женщина. Не кошелка какая-нибудь.
- А что такое кошелка?
- Это не вы.
- Но все равно. Они так странно выражаются. И вообще...
- Я же предупреждал, что контингент будет непростой. И что сто рублей за их обучение немного. Впрочем...
- Нет, я все понимаю. Но нельзя ли...
- Хорошо. Я помогу вам. Больше они выражаться не будут. Когда учительница вернулась в "класс", там было уже пять учеников. Пятый выглядел хуже предыдущих четверых вместе взятых.
- Слышь, училка, меня Юрист прислал, чтобы эти Васи с парашютами тебе мозги не пудрили.
- Вы кто?!
- Я? Я Лось Рваный. Да ты, училка, не дрейфь. Если эти фраера дешевые еще будут базлать и будут лезть на рога, я им уши пообтесываю, а мало будет, очки опишу или вообще вглухую заделаю...
- Что-о-о?
Первый урок пришлось отложить на день. Но только на день...
- Здравствуйте, - опасливо поздоровалась учительница при новой попытке войти в "класс".
- Здравствуйте, Зинаида Ивановна, - нестройно приветствовали ученики свою учительницу, опасливо косясь на сидящего в стороне Рваного Лося.
- Bon jour, - еще раз поздоровалась учительница по-французски. - Asseyez-vous.
- Чего это она? - удивились между собой ученики.
- А ну тихо, малахольные! - прикрикнул Лось.
- Это я по-французски сказала "здравствуйте" и разрешила сесть.
Ученики плюхнулись на стулья.
- Мослы подберите, - предложил Лось. Ученики втянули под стулья ноги. - Французский язык - это язык великой нации... - начала свое вдохновенное вступление Зинаида Ивановна.
- Какой нации? - перебил ее Гундосый Колян.
- В каком смысле "какой"? - не поняла учительница. - Естественно французской... нации. Если французский язык.
- А-а.
- Тогда давайте начнем сразу с алфавита, - печально сказала учительница. - Во французком алфавите двадцать шесть букв... Повторяйте за мной... Еще раз... Еще... А теперь попытайтесь сами. Еще раз... Еще... Но ведь это так просто! Ведь букв всего двадцать шесть. Ну я прошу вас! Напрягите память. Ну?.. - Нет. Безнадежно! Татарин снова споткнулся на четвертой букве, Лысый и Гундосый - на пятой. Дылда дотянул до шестой.
- Ну неужели это так трудно, запомнить несколько букв? - сокрушалась учительница. - Неужели вам неинтересно изучить один из самых красивых языков мира?
Ученики незаметно переглядывались, перемигивались блудливо усмехались друг другу. Достала их эта училка и её язык.
- Вы че, точно никак не можете запомнить? - участливо спросил Рваный Лось.
- Не-а. Ну падлы будем!
- Папа сказал, что, если вы, фраера драные, не выучите язык за две недели, он вам кишки на вертел намотает.
- Чей папа? - удивилась учительница. - Его папа?
- Их Папа. Их общий Папа.
- Они разве братья? - поразилась учительница внешнему несходству своих учеников.
- Ага. Братья. Вы, Зинаида Ивановна, пока покурите. А я с ними алфавит выучу.
- Вы?!
- Я.
- Вы знаете французский язык?
- Я? Не-а. Но я знаю, как этих фрае... я хотел сказать учеников, учить. Вы идите. А через полчаса приходите...
- Ну я не знаю... - сказала учительница. - Но если вы настаиваете... Тогда я пока схожу пообедаю...
- Идите, идите, Зинаида Ивановна.
Через полчаса Зинаида Ивановна вернулась и была немало удивлена. Алфавит у нерадивых учеников просто отскакивал от оставшихся целыми зубов.
- Как вы смогли?! Так быстро? И почему... почему у них лица такие?.. Такие опухшие...
- Упали они, Зинаида Ивановна.
- Упали мы, Зинаида Ивановна...
- Как упали?.. Так, может, в больницу... А то вдруг...
- Не надо в больничку, - сказал Рваный Лось. - Им некогда в больничку. Они это, заниматься хотят.
- Ага, ага, - согласно закивали головами ученики. - Не надо больницу. Давайте лучше учиться.
- Ну раз вы так... Раз вы так хорошо усвоили французский алфавит, давайте запомним, как звучит по-французски слово "мама".
Ученики с великим вниманием выслушали слово "мама" по-французски и с не меньшим энтузиазмом стали его запоминать...
Нет, все-таки методика Папы - это вам не какая-то там Илона Давыдова. По методике Папы язык выучить можно гораздо быстрее и гораздо лучше. Причем даже если очень этого не хочешь...

Намек ясен? :) Идем дальше.
А дальше, надеюсь, уже знакомый старожилам рассылки Юрий Сенчуков , в своих ответах читателям, описывает примерно такой же «дешевый и сердитый секрет быстрого обучения», только в применении к боевым искусствам. Кстати, именно ниже описываемым методом погружения я бы и объяснил то, что подавляющее число студентов, которые ДАЖЕ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬ ЯЗЫК, за 4-5 лет обучения на языковом факультете университета, или в специализированных школах все-таки оному обучаются. Но это сугубо личное мнение. :) Если у Вас есть другое, в удовольствием его выслушаю.
Думаю, Вы поймете, почему данная выдержка внесена в рассылку, если разделяете мою позицию, что подходы к освоению практических навыков во многом совпадают как в изучении боевых искусств, так в изучении иностранного языка.
Итак, следующий отрывок:

«… В своем ответе я говорил о сроках, на которые винчун БЫЛ РАССЧИТАН раньше. При отсутствии вспомогательных "чайных церемоний" и необходимости быстрого обучения. При военно-полевых, так сказать, условиях занятий. Ежедневных и гораздо более интенсивных. Под бдительным надзором сержанта с хорошей палкой. Судите сами - ведь время, о котором вы говорите, затрачивается не на ИЗУЧЕНИЕ чего-то нового, а на ОТРАБОТКУ того самого базового набора, о котором я говорил. Набор-то хоть и маленький, но хороший, он вполне это позволяет. Так что вы пишете о чистой ПРАКТИКЕ, "налете часов" свыше этого самого полугода, а считаете ее ОБУЧЕНИЕМ. Подумайте сами - ведь это так. А я же говорил, что самое главное - это практический опыт, так? То есть для того, чтобы наработать эту практику, учитель вам не нужен - вам нужен манекен и побольше спарринг-партнеров. Этим практика и отличается от обучения. Конечно, вы многое для себя за это время откроете, кое-что обязательно изобретете сами, исходя из вашей комплекции и набора любимых штучек - но это же всегда происходит. Чем тут должен заниматься учитель? Наверное, курить где-нибудь в тенечке. Ведь ничего нового он вам уже не скажет.
Вы и сами уже знаете, что делать. Вот чем для меня и различаются эти понятия. Обучение - это время, за которое я осваиваю базу и постигаю ее смысл. Практика - это время, в течение которого я обкатываю уже имеющиеся боевые навыки. Движения винчун, при наличии столба и отсутствии других забот, вполне можно выучить за месяц - это даже сегодня может сделать любой энтузиаст. Пусть грубо, пусть не совсем точно - но он уже сможет начать отрабатывать комплекс на манекене - подгонять его под себя. И твердые деревяшки постепенно сделают технику быстрой и гибкой, а руки - ловкими и жесткими. Что и требуется для винчун.
Ваше стремление верить в большие сроки и "высшее мастерство", по-моему, истекает из убеждения что простой стиль не может быть эффективным. Может, еще как может! Набор движений винчун очень вариативен - нужно только не бояться проявлять инициативу и трактовать движения в связи от ситуации так, как вам это наиболее удобно. И тогда удары превратятся в блоки, блоки - в удары, захваты, броски. Подумайте над усовершенствованием техники ног. Добавьте пару новых перемещений - вправо и влево. Добавьте уклон. Боковой удар. Думайте, думайте!. И не бойтесь - это и есть практика, это и есть настоящее обучение. И не бойтесь, никуда вы при этом из "традиции" не денетесь - если двигательная база выставлена по винчун, если техники вписываются в каноны винчун или "правильно" их нарушают, то это и будет винчун. Ваш, собственный, реально работающий боевой стиль. Двенадцать лет собственной практики, работы собственной головой гораздо лучше двенадцати лет смотрения кому-то в рот. Ведь бой - это прежде всего инициатива. Это качество самое важное условие вашего спасения. Либо вы вовремя смоетесь, либо ударите первым, - но вы перехватите контроль над ситуацией. Особенно важно это в таком агрессивном стиле, как винчун. Согласитесь - двенадцатилетнее ожидание инструкций, полный отказ от собственных решений вряд ли сделают вас инициативным. Этот подход, ставший уже обычным на Западе, где уроки кун-фу "принимают", словно таблетки, никогда не сделает вас бойцом. Ведь вы не научитесь самостоятельно принимать решения, тут же их выполнять и быть готовым нести за это ответственность - что и составляет суть боя. Знайте одно: прозанимайтесь вы хоть 5, хоть 10, хоть 20 лет - никакая, даже самая лучшая ШКОЛА НЕ ЗАМЕНИТ ВАМ ПРАКТИКИ и собственных решений. Выучив даже все готовые решения изо всех задачников, вы не станете хорошим математиком, ведь так? Ученик должен прежде всего научиться решать задачи сам, жить своим умом - какой бы стиль он ни изучал. В драке "учитель за вас решать не станет да и не сможет. Драться придется самому. Без этого ни о какой инициативе не может быть и речи. И бойцом человек становится лишь тогда, когда он это поймет.
Ну а теперь вернемся к нашему столбу, в наш учебно-тренировочный "концлагерь"… Представьте себе фаната, который день за днем ничего кроме винчуна не делает. То есть, попьет-поест, попоет хором, помедитирует, строем походит, чтобы крыша не уехала, и опять к столбу. Когда у него нет другого занятия. Когда палкой по горбу за лишний взгляд в сторону. Когда у него НЕТ ДРУГОГО ВЫХОДА - только заниматься. С шести утра до шести вечера, как у станка. С регулярными перерывами для того, чтобы заменить манекен соседом. Или тао несколько раз прокрутить. Как вы полагаете, за какое количество времени он наберет столько же часов, сколько должен набрать нормальный человек (будущий ваш инструктор) за двенадцать лет - при том, что этот "нормальный" занимается четыре раза в неделю по два часа в день? Не забудьте при этих своих подсчетах и про "эффект глубокого погружения", который очень сильно помогает вышеупомянутому фанату. То есть, крыша у него все-таки едет - но в направлении, нужном командованию. Помню, как в 1990 я вернулся из Ташкента, с семинара по тэквондо, где мы тренировались на протяжении двух недель тренировались дважды в день по три часа. Только тули делали, не спарринговали даже. И вот иду я по коридору, и меня кто-то сзади берет за плечо… Хорошо еще, что парень был моим знакомым. А то как бы я объяснил "незнакомому" разбитый нос и удар локтем поддых? Я и сам понять ничего не успел - рука сработала, как пружина, сама по себе. А тут - не две недели, а полгода…
Надеюсь, вы уже поняли, куда я клоню? А ведь в военных лагерях в средневековье приблизительно так и учили. Особенно в Китае. Это же не наша армия, где "солдат спит - служба идет" - неподготовленный человек там просто не выживал. Уж лучше его цзяоляньюань - сержант ихний, то есть, - палкой насмерть запорет за нерадивость, чем он в бою строй сломает, панику создаст. А жалеть его… Кому его жалеть? На кой он нужен кому, необученный?
Вот вам и секрет быстрого обучения. Дешево и сердито. Дайте мне сотню самых тупых уродов, которых не жалко будет замучить до смерти, вкопайте пятьдесят столбов … нет, двадцать пять вполне хватит; поставьте стражу, соорудите вокруг всего этого "концлагерь", - и через полгода я покажу вам десяток крутейших винчунистов, годных в инструктора. Или каратистов. Или кого хотите. И при них - три десятка вполне приличных бойцов, способных их поддержать. А остальных покойников можете спокойно списать - да хоть кашу из них варите! - и наловить вместо них новых. Благо народу в Китае всегда полно было - да и в солдаты забирали в основном преступников - то есть, людей по всем понятиям "лишних". Конечно, ни о каком "духовном совершенстве" тут говорить не приходится - но этой задачи тогда и не ставилось. "Духовное совершенство" - это был удел благородных людей, офицеров, командовавших этим тренированным двуногим скотом. А что? Разве эти высококультурные эстеты по другому относились к простолюдинам? Китайцы-то? К солдатам, - то есть, бывшим преступникам? Почитайте книги…
Сегодня же никто так учиться не будет. Да и надобности нет. Научили стрелять - вот тебе и солдат. И рукопашку при этом изучать - вовсе не первое дело...»

Позволю себе обязательно обратить Ваше внимание на следующие моменты. Это –
1) различия между ОБУЧЕНИЕМ и ПРАКТИКОЙ, и
2) cпособы «налета часов» и их результативность


Думайте, думайте. Почему-то некоторые ученики не хотят искать своих дорог, а предпочитают заплатить деньги и все. Полное счастье. :) Пусть, дескать, преподаватель об этом думает. Пусть меня выучит. А то некогда мне к себе думать о том, чтобы эффективнее действовать. Некогда ключик к себе подыскивать. И без этого времени не хватает.
Я тогда так вопрос поставлю. А не кажется ли такому человеку, что с таким подходом ТОЛЬКО очень жесткие способы обучения, подобные приведенным выше, и будут показывать свою эффективность? И других альтернатив практически нет. Или есть?

На этом данный выпуск завершается,

До скорых встреч,

Ертур

Свои мысли можете отправлять на practician@pisem.net


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное