Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

От дикого Запада до далекого Севера


Информационный Канал Subscribe.Ru

От дикого Запада до далекого Севера
(Через язык - к истокам разумной жизни) - 80.

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.zovu.ru/yaz

Общий тираж четырех рассылок на 25.01.2005г. составляет более 16900 экз.

Справочная информация по уровням вещания и практика: 1) Теория и практические наблюдения - через подписку на четыре рассылки РИТМ (http://www.zovu.ru/podpiska.htm). 2) Теория, практические наблюдения, дополнительные материалы, методические основы и примеры (через заказ компакт-диска "Возрождение Человека": см. на http://www.zovu.ru/cd.htm). 3) Вторая ступень РИТМ: кто уже имеет диск, но еще не получает дополнительную спецрассылку, напомните о себе: zovuritm@narod.ru с темой "вторая ступень РИТМ" - и поднимем вас на вторую! 4) "Международный Клуб Свободного Общения" (МКСО РИТМ): "Второкурсники РИТМа" могут давать свои заявки на вступление в этот Клуб (см. полную информацию в спецвыпусках для "второго курса").5) Практика: а) мастер-класс настройки естественной саморегуляции организма и творческих способностей. см. http://www.zovu.ru/centrskazki.htm) б) семинар-тренинг "НАУКА РАДОСТИ, или Фактор страха с ночным дозором" (http://www.zovu.ru/ritm.htm).

Сегодня на наших рассылках следующие публикации:

4. "От дикого Запада до далекого Севера" - 14. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ИЛИ ПОМЕХИ МЫСЛИ? (Заметки на полях дискуссий о мифотворчестве в понимании феномена Языка).

 

14. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ИЛИ ПОМЕХИ МЫСЛИ?

(Заметки на полях дискуссий о мифотворчестве в понимании феномена Языка)

 

Иногда древнее чутье подсказывает авторам писем трезвые наблюдения, типа:

- «…Да, конечно, шумерский или латынь защитить не удалось, и причина этого очевидна; но эти языки и после исчезновения с исторической сцены их носителей оставили свои следы в языках новых народов, занявших их место…»

Конечно, техноэкспансия направлена не на русский язык конкретно, а на ЖИВЫЕ ЯЗЫКИ, на естество. Правильно замечено, что шумерский и латынь пали раньше, а праславянский, откуда вышел русский, мог еще «отступить» в тыл и дольше сохранять естество.

- «…Кстати, Пушкин, которого вряд ли кто, будучи в здравом рассудке, упрекнет в нанесении вреда русскому языку, с точки зрения его современников значительно упростил и "опустил" поэтический язык…»

Если как-то изменять язык, т.е. приводить смыслы к современным значениям, то лучше это делать на уровне А.С.Пушкина или больше никак, если интеллекту гениальности недостает. В других случаях это будет безграмотным реформированием и разрушением живого Языка.

- «…и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский писали, используя орфографию старинную, а мы … читали их в современной… А ведь та реформа привела-таки к сужению смысла: как известно, в старину слово "мир" писали и через "и", и через "i" - в одном случае оно означало "состояние отсутствия войны", а в другом - "общество". Так что современные читатели "Войны и мира" оказываются в полном неведении относительно того, какой именно смысл граф Толстой вкладывал в название своего романа…»

Это к тому, что важнее в Языке и Мышлении не формы, а СМЫСЛЫ.

Форма – это, по сути, только «внешний вид», «видимость», «контур» мысли, основанный на изначальных носителях смыслов. Если бы люди берегли изначальные смыслы, из которых складываются слова и мысли, у них не возникало бы вопросов о правописании. Но и когда утрачены смыслы, уже ни к чему спорить о формах: если забыли, что такое мед, то бессмысленно спорить о том, куда бы заливали мед, в банки или в бутылки, если бы был мед.

Так ведь речь идет сегодня в дискуссиях о судьбах языка преимущественно лишь о том, во что наливать пиво или газировку, а не о настоящем меде. Поэтому мы и не встреваем в сегодняшние споры и дебаты о всяких там реформах языка.

* * *

Или вот еще фрагменты из других писем:

- «…Проблема же грамотности имеет несколько аспектов и вовсе не связана напрямую с существованием тех или иных правил. Да, конечно, поколение наших детей в общей массе читает меньше - они больше времени проводят у телевизора и компьютера… Однако такое катастрофическое падение грамотности не может быть связано с катастрофическим же падением уровня преподавания, поскольку он не особенно изменился за последние 10 лет, и никогда не был особенно низок. Есть и другие причины, и они прекрасно известны и учителям, и медикам. Дурное состояние экологии, напряженная жизнь больших городов привели к бурному росту врожденных нарушений - дисграфий и дислексий, приводящих к патологической безграмотности… Из 30 …одноклассников те или иные проблемы с русским существуют у трети, тогда как 10 лет назад на класс приходилось по паре таких детей…»

Нам это письмо нравится тем, что автор проблему видит не только в состоянии языка и в состоянии преподавания (хотя надо сказать, для фактической точности, что и уровень преподавания стремительно снижается!). Но так называемые «врожденные нарушения» – это проблема не сегодняшней экологии, а тысячелетняя геополитическая установка на измененные, неправильные роды детей в рамках современной цивилизации и на измененное воспитание подрастающего поколения, что и вошло в привычку и стало считаться народной традицией.

Из века в век все более упрощающиеся и все далее удаляющиеся от естества Рода и Природы люди не могли ни физически, ни интеллектуально сохранять все первозданное богатство и величие содержания Языка. В более простой голове все древнее многомерное содержание просто не помещалось. Современное техническое мышление все разнообразие и живую игру смыслов и их взаимосвязь может представлять только по отдельности, последовательно или параллельно, но не синкретично, в живой целостности.

Именно поэтому
- «…история любого языка показывает, что средство общения не остается неизменным, и изменения эти служат облегчению общения…»

Но нужно уточнить, что это тоже миф того же пошиба: «облегчения» общения не происходит. Это лишь кажется в непосредственном общении, когда оказывают воздействие на ситуацию взаимопонимания еще и «бессловесные» формы коммуникации, как язык жестов, мимики, телодвижений и т.д. На самом деле эти процессы оборачиваются дальнейшим упрощением Языка.

Теперь уже дошло до того, что «упрощение» воспринимается как «благо», данное «прогрессом»:

- «…На мой взгляд в дискуссии о "Реформе" русского языка имеет место подмена понятий. На самом деле предлагается всего лишь УПРОЩЕНИЕ правописания, его унификация…»

Всего лишь…

На самом деле Язык Природы, изначальный язык не может меняться вслед за все менее интеллектуальными людьми.

Смыслы Языка, как законы Природы, как раз неизменны, а меняется уровень понимания смыслов, в данном случае, упрощается. И многое при этом безвозвратно теряется и становится недоступным упрощающемуся интеллекту. Вот как раз об этом люди предпочитают не думать, пока есть что перекладывать на технику.

Эти процессы закрыты от людей мифами о «прогрессе», «эволюции видов», «обезьяньем происхождении людей» и т.п., т.е. за доминантным в данную эпоху «социально-психическим фоном» миропонимания и мышления, в рамках которого пытаются мыслить даже очень умные люди и часто поэтому не находят или не видят выхода в нужном направлении из современного глобального тупика.

* * *

- «…Главная языковая проблема сегодня - это сужение лексического поля. И в хороши-то времена обычный человек использует всего несколько тысяч слов, а сейчас... Не говорю о малокультурных слоях, путающих родной язык с "феней". Сленгом полны и весьма интеллектуальные разговоры…»

Это, к сожалению, тоже миф. Социально-психологическая атмосфера в обществах современной технически прогрессирующей цивилизации такова, что живой Язык в ней просто не востребован в той степени, насколько это нужно Человеку Разумному хотя бы для поддержания определенного интеллектуального уровня. Но интеллект и здоровье людей сейчас почти ничего не стоят. Современная цивилизация развивает технику и науку, которая нужна для развития техники.

Все слышали о «научно-техническом прогрессе», но не слышали о человеческом. Никто никого не обманывает. Все дело в вопросе выбора: каждый выбирает для себя. И каждый обманывает себя…

Неужели не понятно, что инфантильная позиция ожидания милостей от каких-то умных и сильных начальников, царя или бога… - это позиция неправильно воспитанного ребенка, если даже он при этом физически вырос до взрослости?!

Психологический возраст – это такое же неотъемлемое свойство ума, как физические ощущения, и активно влияет на характер жизнедеятельности конкретного человека и возможности его индивидуальной эволюции.
А ежели кто всерьез думает, что прогресс техники – это благо для людей, то ведь ничего не изменилось в стратегической линии техноэкспансии: вот уже тысячи лет сторонники технических благ размножаются и истребляют друг друга за обладание техническими средствами и материальными ценностями, и до сих пор не понимают того, что все их беды связаны с техникой и упрощенным мышлением. Вот почему глупо пытаться вставать на пути этого «паровоза прогресса», которым никто не управляет…

Не стоит расстраиваться по поводу ограниченного словарного запаса современных разговоров между людьми. Разве могло быть иначе, разве нужно учить и погружаться в сокровищницу Языка, если современная унифицированная, стандартизированная «жизнь» в огромных «технополисах» позволяет обойтись минимумом словарного запаса?

Ведь Разум и Человечность совершенно излишни для технического прогресса.

А многочисленные «научные открытия» в области развития техники делаются не потому, что люди становятся умнее, чем их предки (это заблуждение, опять плоский миф), а только потому, что «специалисты» попадают на конвейерные потоки рыночных и военных технологий, где и посредственные умы в состоянии просчитать рационализаторские улучшения так, чтобы сделать изделие чуть-чуть лучше, чем было, или предложить новую гипотезу (ведь гипотеза, не истина – есть не просит и доказательств не требует). Происходит эффект своего рода «мозгового штурма», как бы «коллективного мышления». Но это нисколько не говорит нам о том, что люди становятся качественно умнее и эволюционно выше своих даже недавних предков.

Если внимательно посмотреть на историю мысли, то как раз в минувшие эпохи мыслителями предлагались многократно более революционные для общества решения и идеи, какие сегодня вряд ли под силу даже крупным институтам.

Сами понимаете, нельзя на терминологическом сленге отдельно взятой научной дисциплины сделать открытие мирового значения. Поэтому «открытия» сегодня делаются лишь в рамках так называемой научной действительности, которая не совсем в ладах с реальной действительностью.

А сужение лексического поля – это, как вы понимаете из сказанного, не причина, а всего лишь следствие глобальных процессов технизации процессов мышления, интеллекта и жизни самих людей… ... ...

(Продолжение следует)

Все новички, незнакомые с нашими рассылками, и те, кто нас читает давно, но хочет перейти на вторую ступень РИТМ, могут получить всю информацию, необходимую для того, чтобы "догнать" остальных. Достаточно заказать CD "Возрождение Человека". (полную информацию см. http://www.zovu.ru/cd.htm)

До следующих встреч! Пишите на: zovuritm@narod.ru с обязательной темой "РИТМ, язык, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Ваши отзывы можете поместить также на http://www.ritm-zovu.narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2004.

.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: linguistics.1yazik
Отписаться

В избранное