Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раз в неделю обо всем. Лучшие статьи


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
МИРЫ ГАЗЕТЫ "КоМоК". ЛУЧШЕЕ 18 апреля 2001
среда
Каждый день -- избранные материалы веб-еженедельника "КоМок"

Привет и наилучшие пожелания из "Миров газеты "КоМоК".

Как всегда, предлагаем вашему вниманию статьи свежего номера нашей газеты. Вы, конечно, знаете, что другие статьи нашей газеты, с замечательными иллюстрациями, вы можете прочитать прямо на нашем сайте
www.komok.ru.Будем рады откликам и замечаниям. Можно даже не восторженным.


MUSIC:
Весна патриархов

Русский рок в третьем тысячелетии

Их песни знакомы нам буквально с детства. Вместе с нами они взрослели, старели, переживали прорывы к новым высотам и творческие кризисы. И можно сколько угодно иронизировать по поводу "патологической искренности" классического русского рока, можно "юморить со злости", что их голоса кажутся древними, как скифские курганы, но... Но компакт-диски "Аквариума" разлетаются с витрин музыкальных магазинов, как горячие пирожки, бутусовские "Гибралтар" и "Настасья" упорно не хотят покидать списки радиохитов, а на концертах "Алисы" рубятся в красно-черном угаре молодые люди, большинству которых лидер группы годится в отцы. Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов -- не нужно объяснять, кто. Гораздо интереснее узнать, как патриархи русского рока встречают весну-2001.

Андрей ШЕВЕЛЕВ


Абсолютно честная "Алиса"

В какую сторону вращается крест?

"Ничего! -- приговаривала директриса, улыбаясь вкрадчивой нежной улыбкой садиста. -- Ничего. Вот пройдет пара лет, успокоишься, перебесишься, за ум возьмешься и даже не вспомнишь, как эту цацку на пиджаке таскал!" Сия тирада была предназначена моему однокласснику, героически нацепившему на школьный пиджак самопальный черно-красный значок с надписью "Алиса".

Я не уверен, слушает ли сейчас мой повзрослевший одноклассник "Алису", но в фойе московского ДК имени Горбунова (легендарной "Горбушки") я наблюдал зрелище в высшей степени забавное -- 30-35-летних "алисоманов". У роскошной дамы в мехах вдруг обнаруживалась нарисованная губной помадой на щеке знаменитая буква А со стрелами-молниями, а ее солидный спутник гордо нес на лацкане многотысячного пиджака значок с портретом Кинчева года этак 88-го. Впрочем, большинство публики в тот вечер составлял привычный "алисовский" молодняк.

А потом был концерт... Группа, которой уже более 15 лет, у которой легендарный статус, куча альбомов, клипы, книги, фильмы, сайты и т.п. и т.д., держалась на сцене так, как будто они дерзкие новички, которым сегодня вечером просто необходимо всех "убрать и уничтожить", "порвать, как грелку" всех конкурентов и впервые в жизни стать № 1. Невероятно, но факт: в "Алисе" не было ни капли этой тошнотворной суперстаровской позы: "Ну ладно, раз уж мы здесь и вы пришли, мы вам -- так уж и быть -- сыграем чего-нибудь..." Эта зараза в свое время окончательно съела "Наутилус", почти до конца сгрызла "Машину времени", вплотную подбирается к "Чайфу", и даже у "совести русского рока" "ДДТ" в последнее время частенько проскальзывает нечто подобное. А вот "Алисе" этот вирус, похоже, совершенно не грозит.

Ни малейшей потери рок-н-ролльного драйва, ни одной секунды энергетического, звукового или вокального провисания -- два часа концерта пролетели как один миг. Наконец-то взяли в группу нового клавишника, и с новым звуком ожили многие старые, горячо любимые народом песни -- "Воздух", "Иди ко мне", "Шабаш", "Ветер водит хоровод", "Жар-Бог-Шуга", "Плач"... Но на первом плане по-прежнему всепобеждающие "алисовские" электрогитары. Андрей Шаталин -- ветеран группы, его музыкальные вкусы и стиль игры ближе к 70-м годам, его любимый гитарист -- Джимми Хендрикс. То, что делает со своим инструментом Евгений Левин, -- это уже гитарная техника нового века. И вот так в сегодняшней "Алисе" складывается уникальный гитарный тандем. Предельно скромный за кулисами Михаил Нефедов на сцене по-прежнему остается одним из лучших рок-барабанщиков страны. Бас-гитаристу Петру Самойлову уже не так часто разрешают орать в микрофон истошным хэви-металлическим фальцетом, и это неожиданно оказалось плюсом. А Кинчев был... Кинчевым. И этим все сказано.

Песни из "Солнцеворота" зал пел наизусть, даже самые навороченные в текстовом плане. Впрочем, песни из других альбомов -- тоже. Второй выход на бис, финал -- так и не попавшая в "КИНОпробы" "Спокойная ночь" Цоя, спетая Кинчевым так, что после этого требовать еще чего-то от него и от группы было бы просто-напросто хамством.

Отношение сегодняшней музыкальной журналистики к сегодняшней "Алисе" несколько странное. Я бы его определил как иронично-напуганное. Пишут, что группа окончательно заблудилась в трех соснах -- старомодном хард-роке, ортодоксальном православии и могучем кинчевском эго. Пусть так, но даже те, кто считает этот путь заблуждением, побывав на концертах "Алисы", скрепя сердце вынуждены признать: в своих заблуждениях Константин Евгеньевич и его команда абсолютно честны. Честны настолько, что поневоле возникает вопрос: а заблуждения ли это?

-- Вы были готовы к тому, что многие, увидев на обложке "Солнцеворота" левостороннюю свастику, обвинят вас чуть ли не в неонацизме?

-- Если решить, что этот знак запретен, то придется изъять из музеев все древние вышивки и многое другое, поскольку этот знак есть во всей русской культуре. Свастика -- это же летящий крест, символ Святого Духа, духа, исходящего от Творца. Но не дай бог вращать свастику в правую сторону -- это не человеческое дело, это символ Духа исходящего, это значит делиться со всеми своей благодатью, на что я не дерзаю. А левосторонняя свастика -- это путь духовного становления, путь снискания благодати. И усмотреть в нем символ фашизма -- это надо очень постараться. Я, кстати, хотел вставить еще одну левостороннюю свастику в логотип группы, в слово "Алиса" -- вместо буквы "и". Меня просто-напросто уговорили этого не делать.

-- Сегодняшнее состояние российской рок-музыки вас устраивает?

-- Ну, я не вижу никакой трагедии в том, что кумирами молодежи стали Илья Лагутенко, Земфира, Саша Васильев. Талантливые люди, их музыка востребована, имеет право на жизнь. Думаю, в ближайшем будущем появятся еще какие-то замечательные имена и группы, о существовании которых мы сейчас даже не подозреваем. Я бы только посоветовал не бороться столь маниакально за рейтинги. Это же просто бесовская наживка, которая съедает весь творческий потенциал у бесспорно талантливых людей, буквально выжигает их изнутри.

-- Но в сегодняшних условиях и рок-группы очень зависимы от клипов, радиоротации.

-- Только в том случае, если ты сам старательно вписываешься в эту систему. А если нет, тебя эти рейтинги и не волнуют особо. Был случай, когда по MTV нас крутили два дня подряд, в итоге всех буквально тошнить начало от "Алисы". Потому что это было сделано по законам поднятия рейтинга, а для нас они работают в обратную сторону, мы в эту систему не вписываемся. Мы же не группа "Танцы минус" -- мы все-таки другими вещами занимаемся. Это же относится и к "ДДТ", и к Славе Бутусову, и к "Калинову мосту", и к Борису Борисовичу.

-- Но вы сейчас назвали людей, которые имеют статус легенд русского рока. А что делать молодым?

-- Есть два пути. Первый, тот, по которому шли все мы, -- квартирные концерты. Если песни цепляют, аудитория растет и множится, можно выбраться в клубы, потом вырасти до нормальных залов. Более простой путь -- подстроиться под формат, которого требуют от тебя радиостанции. Ходить по всем радиостанциям и звукозаписывающим компаниям, всем раздавать свои демонстрационные записи, буквально насаждать свое творчество, убеждать, врубать людей в то, что это круто. И если в результате вы попадете в обойму и заработаете какие-то деньги -- вот тут надо создавать свою собственную структуру и быть как можно более независимым.


Территория Б.Г.

Прийти и отмыться в "Аквариуме"

Пресс-конференция Бориса Гребенщикова и "Аквариума" по случаю выхода нового альбома "Территория" состоялась в московском клубе "16 тонн". Б.Г., похоже, был в прекрасном расположении духа, с возгласом "Нет, ну почему у вас так жарко?!" устроил стриптиз в легкой форме, сменив куртку, накинутую на голый торс, на довольно пожеванную майку.
Заодно Борис Борисович поражал собравшихся стихотворными импровизациями в псевдояпонском стиле, что-то вроде:

Покупатель спросил:
"Сколько стоит риса кило?"
Видно, без глаз...


В Японию Борис Борисович, по его словам, в последнее время "влюбился как мальчишка". Что блестяще подтвердила новая версия "Вавилона-2000". Оказалось, загадочная фраза в середине песни -- это прочитанный на японском языке стишок из романа Пелевина "Чапаев и Пустота": "Сила ночи, сила дня -- одинакова х...я". Пелевина, как выяснилось, Б.Г. по-прежнему считает великим русским писателем. Впрочем, речь на пресс-конференции шла все-таки не о литературе, а о музыке "Аквариума".

Для начала Гребенщиков озадачил публику следующим заявлением: "Аквариум" выпускает новый альбом только потому, что в него вложено 47 посланий человечеству, действующих на подсознательном уровне. В течение двух-трех лет эти послания абсолютно изменят жизнь в нашей стране. Они должны изменить то, что называется трансперсональностью, то есть общее подсознание всего человечества. Этот проект экспериментальный, методика разработана совместно с коллегами из Black Sabbath, Soundgarden и Corn. В масштабах человечества ее еще никто не опробовал, но на пациентов психбольниц действует исключительно! После столь интригующего вступления народ, естественно, возжелал подробностей.

-- "Территория" -- это сборник лучших вещей "Аквариума"?

-- Я сперва думал включить в "Территорию" исключительно старые записи плюс пару редких треков, и будет такой сборник -- типа The Best. Но внезапно я столкнулся с тем, что у нас получается не просто альбом, а прощание с XX веком. Мы хотели перейти в новое тысячелетие с чистой совестью, не имея за пазухой никаких "неопубликованных" песен. И поэтому решили, что поедем в студию сделать несколько композиций, которые я очень люблю. Они никогда записаны не были -- "Новая песня о родине", "Та, которую я люблю", "Под мостом как Чкалов". Они специально у меня лежали, и без них история "Аквариума" была бы неполной. Но я не знал, что с ними делать, потому что песни такие, что ни в какие другие альбомы не лезли. А сюда они встали идеально... В итоге получился не сборник вещей, которые популярны в народе, а сборник вещей, без которых я "Аквариум" не представляю. То есть каждая из них рассказывает какую-то свою историю, и получается картина совершенно неожиданная. Здесь собрано все, есть все настроения "Аквариума" -- от депрессухи до самых светлых моментов.

-- Откуда взялось название альбома?

-- Слово "территория" тут имеет для меня два значения. Первое -- это музыка, рожденная именно в этом регионе и в это время. А второе -- что при всем при этом церкви на территории России всегда были русскими, но не советскими. Так и "Территория". Это Россия сегодняшняя, но не "совок", не капиталистическая, никакая другая. Просто Россия. Ведь у меня с "Аквариумом" то же самое, я отчасти воспринимаю это как церковь, как что-то, что находится вне времени, куда человек может прийти и отмыться. Не потому, что мы такие хорошие, а потому, что в музыке что-то есть. А само слово "территория" почему-то отложилось у меня в памяти после длинных вечерних посиделок с Настей Полевой и ее мужем Егором Белкиным. Помню, Егор несколько раз употребил это слово, имея в виду как раз бывшую территорию СССР со всеми ее особенностями.

-- Чем вызвано решение перезаписать некоторые старые песни, давным-давно ставшие для поклонников группы классикой?

-- Вообще-то, я ненавижу переписывать свои старые песни. Я до сих пор не могу простить Полу Маккартни то, что он переписал однажды несколько своих старых песен времен Beatles. Зачем?! Лучше пиши новые, ты же умеешь! Но в данном случае я пошел против всех своих правил и устоев. Мне хотелось, чтобы песни зазвучали по-человечески. Ведь то, что мы делали в 80-х, технически было максимально возможным в тех условиях. Но мне не нравилась ужасная вязкость ритма, не нравилась неясность записи, не нравилось то, как я пою. А сейчас получились новые версии, может быть, достаточно жесткие по отношению к тому, что мы раньше делали. Но в них есть своя правильность.

-- Может быть, стоило тогда уж переписать заново абсолютно все композиции?

-- На самом деле мы переписали довольно много. В альбом это все не попало исключительно из-за времени звучания компакт-диска. Мы ведь даже "Рок-н-ролл мертв" записали по-новому -- глазами сегодняшнего дня, мрачнее в три раза.

-- Почему же в таком случае в "Территорию" вошла старая версия?

-- А мне в итоге не очень понравилось, как новая версия звучит. Драйв есть, но чего-то саднящего в новом варианте не было. А для меня как меломана со стажем очень важно, какую магию имеет конкретная запись. В старом варианте "Рок-н-ролл мертв" музыкальное пространство живет и дышит, в нем внутри есть чувства запечатленные, которые больше нигде не повторяются.

-- Расскажите подробнее о песне "Та, которую я люблю".

-- Она была написана летом 96-го года в Англии. Сейчас Сережа Соловьев взял ее в свой новый фильм "Нежный возраст". Когда-то я ему ее спел, и пробрала она его очень сильно. И потом он мне звонит и говорит, что наконец вот эта песня нашла свое место. Я читал сценарий. Фильм про поколение, которое попало молодым в перестройку, когда предыдущая крыша вся уже развалилась, а новой еще не создалось. Фильм на самом деле поставлен по рассказам его сына, Мити Соловьева. Просто Митя стал однажды рассказывать про свое детство, а папа поразился: "Блин, это же все с моим сыном происходило, а я не знал!" На самом деле родители часто не знают, что происходит с их детьми. И для Соловьева, как я понимаю, это было большим удивлением. Просто нам всем кажется, что у нас дети живут безоблачной жизнью. А жизнь-то на самом деле была очень насыщенной и облачной, родители даже не могут представить себе этого.

-- Чем вызвано то, что "Аквариум" в последнее время играет на концертах немало кавер-версий западных песен -- Боба Дилана, Боба Марли, ирландской группы Silly Wizard и даже Хендрикса и Rolling Stones?

-- Вызвано тем, что, во-первых, все это играть нам очень приятно, а во-вторых, нам просто нужно учиться играть правильно. И не только нам, а едва ли не всем российским рок-группам. Просто у меня очень сильно ощущение: при всем том, что все сейчас научились хорошо играть и все замечательно экипированы, ритма как такового в русском языке и в российском роке как не было, так и нет. Есть ритмичные песни, но нет внутреннего ритма, когда завод идет внутренний, настоящий. У нас всегда очень много шло от головы и очень много от сердца, а вот с ритмом, с энергией всегда были проблемы. Получается так, что "Аквариум" добавляет эту необходимую составляющую -- и кавер-версиями тоже. Как говорит Сантана, "музыка должна брать человека за разные центры -- начиная от яиц и кончая душой и сознанием". И если она касается всех этих точек, то она правильная. И сейчас мы постепенно учимся это делать.

-- То есть исполнение кавер-версий и затяжные рэгги-импровизации на концертах сегодняшнего "Аквариума" -- это своего рода противовес вечной депрессивности русского рока?

-- Ну, когда мы на сцене, концерты в итоге получаются энергичными, живыми. Не мрачными совсем. И живем мы в жизни тоже не слишком мрачно. Если "Территорию" послушать, это сразу станет понятно. Но все веселье стоит на том, что здесь есть "Волки и вороны", есть "Последний поворот". И есть Россия, есть депрессия, есть чудовищное падение вплоть до самых глубин. На этом все и стоит. То есть нужно уйти очень далеко вниз, чтобы потом подняться вверх.

Вместо послесловия. Примечательно и симптоматично то, что Б.Г. не включил в "Территорию" новую песню -- "500", одну из самых жестких и бескомпромиссных песен "Аквариума" за последние годы. Ее уже сейчас можно послушать и скачать на сайте www.aquarium.ru. Можно попытаться уловить то движение, которое вскоре приведет группу к совсем новому альбому.

В этой рассылке использованы материалы из еженедельной газеты "kоMоk", электронную версию которой можно найти по адресу
www.komok.ru

Другие наши рассылки

CD-ОТИЗМ ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

NINE INCH NAILS
"Things Falling Apart"

Кричащий в колючей проволоке.

RAMMSTEIN
"Mutter"

Трудно быть оборотнем.

GORILLAZ

Пионеры в преисподней.

DIDO
"No angel"

Девушка моей мечты.

SCORPION
"Eve"

Крутая черная баба.

KONTOR TOP OF THE CLUBS
"Vol. 10"

Скачки.

TOUCH AND GO
"Big Beat Boogie" ("I find you very attractive")

Электронно-джазовая версия "Вайа Кон Диос".

ROXETTE
"Room Service"

Если вы все еще не можете забыть 80-е.

СПЛИН
"25-й кадр"

Спиритический сеанс с духами русского рока.

ВЛАДИМИР КУЗЬМИН
"Рокер"

Лучший подарок девушке, любящей читать журналы для мужчин.

ПОДПИСАТЬСЯ ::.


ТВ СМОТРИТЕЛЬ ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

"БУДЕТ ТАКАЯ БОРЬБА ЗА МИР, ЧТО КАМНЯ НА КАМНЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ!"
Раскололось ли общество в истории с захватом НТВ?

"ФОРМУЛА ВЛАСТИ": ТРИУМФАТОРЫ ИЛИ СТРАСТОТЕРПЦЫ?
Президент Кореи как вечный пример всем президентам

РОССИЙСКИЙ "ШАТТЛ" ГОТОВИТСЯ К ПОЛЕТУ
Самый законспирированный проект Росавиакосмоса

ПОДПИСАТЬСЯ ::.


СЕРИАЛ-КЛУБ ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

ЛЮДИ И СТРАНЫ ЛОРЫ ХАРРИНГ
На что годятся "мисски"

Папаша Адамс ввел ее в мир кино, граф фон Бисмарк подарил ей свою фамилию, Дэвид Линч нашел в ней родную душу

ПОДПИСАТЬСЯ ::.



ПОДПИСКА ON-LINE ::.
Рассылки Subscribe.Ru

"CD-ОТИЗМ"
"ТВ СМОТРИТЕЛЬ"
"СЕРИАЛ-КЛУБ"


(после нажатия этой кнопки Вы попадёте на страницу Subscribe.ru)


ПОДПИСКА OFF-LINE ::.

Если Вы уже являетесь подписчиком CityCat'а, Вы можете подписаться через электронную почту.

Для этого:
1) Откройте [ПОЧТОВУЮ ФОРМУ]
2)
Поле "Тема" можете оставить незаполненым.
3) Укажите свой e-mail и пароль в первой строке письма
4) Во второй строке укажите код рассылки на которую Вы хотите подписаться.
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot
Для рассылки "ТВ СМОТРИТЕЛЬ":
SUBSCRIBE -- tv.review.tele
Для рассылки "СЕРИАЛ-КЛУБ":
SUBSCRIBE -- tv.serial.serial
Если вы хотите подписаться на несколько рассылок, то в одном письме можете указать несколько кодов - каждый в новой строке.
5) Теперь нажмите кнопку "Отправить письмо" в окне почтовой формы. Ваше письмо попадёт в папку "Исходящие" и будет отправлено при первом же Вашем подключении к Интернету.

Ведущий рассылки - Франсуаза Вийон. Отзывы и комментарии направляйте на best@komok.ru
Copyright © 2001 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное