Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Kleinburd News

  Все выпуски  

Kleinburd News Дели


Начинаю рассказ о поездке в Индию по Золотому треугольнику. Посмотрим, насколько получится фиксировать путешествия по мере поездки, программа — насыщенная. Зато вечера вроде свободные, все отели — далеко от центра города, а экскурсии кончаются рано. И эта поездка для меня эксперимент, узнав цены на туры в праздники из Москвы я нашел туроператора в Индии. Пока — удачно.



Для меня это — вторая поездка, а остальные четверо из нашей семьи в Индии впервые. В 2009, кстати, тоже получилась минигруппа, нас было трое. А вот цены с тех пор в рекламе и анонсах остались почти такими же, но тогда перелет был внутри, а сейчас — отдельно. Так что фактически они удвоились. С индийской компанией получилось вдвое дешевле, плюс мы поехали в те даты, в которые хотели — что учитывая праздничные цены на авиабилеты было тоже важным.

Характер явственно отличается от моей прошлой поездки, хотя я не могу сформулировать — чем именно. Маршрут тоже, хотя не сильно.Гид тогда тоже был индиец, так что, может быть, это индивидуальные особенности гида, а не компания. Посмотрим. Гид много рассказывает про местную жизнь, включая религию. А вот детали истории — они более смутны.

Например, про происхождение названия Дели — гид говорит, что было несколько конкурирующих названий у города, а нынешнее закрепилось при последних великих Моголах. от которых перешло англичанам. Что, кстати, вполне может означать, что название закрепили именно англичане. которые постепенно завоевывали Дели с конца 18 века. И если сравнить русскую и английскую вики, то видно, что единой картины нет, есть несколько версий, название возводят к глубокой древности. Однако, реально вики и гид говорят, что в 17 веке Шах-Джахане построил Красный форт и основу старого дели, куда перенес столицу — и назвал это в свою честь Шахджаханабадом. Дальше были разграбления, потом город захватили англичане и в начале 20 века перенесли столицу из Калькутты, и кто и почему объявил Дели правильным историческим названием — неясно. А древние топонимы, такие как султанат Дели (13-16 век), явно написано, что «не смотря на название столица была не в Дели, и часто даже не рядом&# 187;. Впрочем, это не так интересно — потому что известно, что история Индии, с одной стороны, очень древняя, а с другой — весьма смутная. потому что территория — большая, завоевателей и войн — много, а джунгли поглощают города очень быстро.

Про религию интереснее. Гид — индуист. И вот гуманистический, уважительный характер религии рассказывает очень четко. При этом тут нет тотального, плюшевого толерантного отношения к любым другим религиям. Да, религия -дело личное, бог у каждого человека в сердце. Он — един, у него много воплощений, которые и дали разные религии, не только индуизм. Но при этом каждая вера — сильно зависит не только от основателей, но и от современных интерпретаторов. И вот если религия не относится уважительно к другим — то и к ней не следует относиться толерантно и уважительно, потому что уважение имеет смысл только взаимное. И при этом надо отделять само учение от конкретных людей-последователей, которые — разные. И относиться не столько к религии, сколько к человеку. Это все, естественно, не точные цитаты, а некоторая передача смысла, да еще по памяти, так что искажения наверняка есть.

А еще — интересное отношение к жизни, учитывая реинкарнации. Наш дом — там, на небе. А здесь на земле — мы на пикнике. А пикник надо проводить весело и интересно, позитивно — иначе зачем, собственно, было на него ехать. Поэтому когда ты относишься к жизни позитивно — это правильно. И когда другие улыбаются, не тебя глядя — тоже правильно. А предаваться грусти и унынию — неправильно. Я с такой метафорой реинкарнаций еще не сталкивался, а что-то в этом есть.

А теперь пойдем по порядку. Приехали мы поздно. Отель Avalon Courtyard оказался японским — все надписи продублированы иероглифами, и в списке телефонов — отдельно служащий, который говорит по-японски. Но — чисто, просторно. Ресторан уже не работал, но можно было заказать сендвичи, рис и закуски в номер, что мы и проделали. Сендвичи — вкусные, не европейские — курица с соусом и еще чем-то между кусочками тостов.

Здание построено с внутренним двором, вокруг которого на каждом этаже — коридоры с дверями в номера. Ночью выглядит так.

А это — на следующее утро. Стало видно, что двор перекрыт полотняной крышей с двумя стеклянными световыми окнами.

Внизу растет дерево. Хотя, скорее, это старый остов, обвитый плющом.

Японский отель виден не только по надписям — в номере, кроме барной стойки стоит низкий японский столик, и в ресторане на завтраке тоже есть часть с низким столиком. Впрочем, за ним не обязательно сидеть по-японски, под столом — углубление, куда можно опустить ноги.

Район — смешанный. С одной стороны — довольно грязные улицы и обшарпанные здания, а с другой — вполне приличные особняки, отделенные от отеля матерчатым забором до 5 этажа, на котором был наш номер. Вот вид из окна.

Утром начинается экскурсия. Это дерево на дороге — как мусульманская часовня. То ли чья-то могила, то ли еще что.

С мусульманами в Индии определенная проблема, так как их становится все больше. Лет 30-40 назад было около 5% населения, сейчас уже 15%. Потому что в индийских семьях сейчас как правило 2 ребенка, а в мусульманских — 4-5. И женщины, выходя замуж — меняют религию. А с ростом доли населения агрессивный характер религии проявляется все сильнее. При этом люди есть разные, у гида несколько друзей — мусульмане, нормальные люди. Но вот один совершил хадж в Мекку и вернулся другим — проникся идеей ада для неверных, необходимости следовать правилам религии. Да, агрессивным — не стал, но когда с ним общаешься, он четко знает, что ты — попадешь в ад, а он, если постарается — в рай. И это накладывает отпечаток на общение, не позитивный. А в общественной жизни — они очень хотят в рай и всячески устраняют препятствия…

Мы едем в район храмов Чаттарпур. Здесь на большой территории — много разных храмов. Естественно, мы были в нескольких и я больше смотрел вокруг и слушал истории, чем запоминал названия.

Гирлянды цветов у входа в храм.

Это фотки из внутреннего двора, который перекрыт крышей, но все-таки — двор, фотографировать можно. Внутри святилищ фотографировать нельзя. Красочные одетые статуи разных богов, которые по-отдельности или в сочетаниях дают различные символы.



При этом история богов и их отношений есть в разных версиях, и уровень значимости конкретных богов в них разный. Я еще в прошлую поездку понял, что детально все это запомнить не смогу, такое же ощущение у меня еще в школе возникло после попытки разобраться в мифах Древней Греции, я даже схемы рисовал — а оно все запутанно и неоднозначно в разных книгах оказывалось.

А вообще есть Панчаятана (пишут, что 7 век), которая трактует все пять основных богов — Шиву, Вишну, Деви, Сурью и Ганеша как пять воплощений единого бога. И гид, судя по рассказу, говорит именно с этих позиций. И при этом, показывая храмы — отдает дань почтения всем святыням, это для него естественно.

А это — статуя основателя храма. Храм основан совсем недавно, 35 лет назад. Большой и богатый, и основатель тоже себе не особо отказывал, после того, как подвижничество увенчалось успехом. За стеклом — его покои и туалетный столик, который он сделал для матери.

Статуя в окружении других скульптур.

А это — бык Шивы. Ему на ухо можно рассказать о своих желаниях и он при случае передаст господину.

Это молитвенный зал Шивы. посередине — его символ, половой орган обвитый змеей. Вдали, за людьми — отдельное помещение, где стоит статуя, сидит монах, а женщина непрерывно подливает масло в чашу.

Идем в соседний храм. Мы идем по улице, но он также соединен переходом — чтобы не надо было обуваться.

Два слоника. И тигрята.



Замечательный водопад, тоже со зверями вокруг.

Храмовый домик. Закрывается на громадный засов на большой высоте, соразмерный дому, что придает вид гигантской игрушки.

Сам храм.

В первом помещении стоит такая статуя.

А вход в следующую охраняют львы с красной пастью и зубами. Эту фотку можно сделать от входа, а внутри фотографировать нельзя. Хотя статуи очень красивы и мне их хотелось бы снять на память.

Львы охраняют и вход в храм.

А еще перед ним стоит такая статуя слона с леопардом и змеями.

Вход в храм — на высоте, и можно увидеть окрестные храмы. В их числе — храм с громадной статуей Ханумана.


Едем дальше. Проезжаем Новый Дели, построенный англичанами, когда они перенесли в Дели резиденцию генерал-губернатора. Это — ворота Индии.

А это — просто любопытная ограда дома — с зубцами и башнями.

Подъезжаем к воротам Старого Дели. Таких ворот было 7, часть из них — сохранилось, а стена не сохранилась совсем. Может быть, она даже не разрушилась сама, а была разрушена завоевателями после какого-нибудь взятия столицы.

Едем мимо гигантского книжного рынка. Кое-где — объявления о продаже книг на вес. Гид говорит. что купить можно все, и старое и новое, и многие бедные студенты ищут книги именно здесь.

Продают не только книги, но и одежду и обувь. Дешево. Впрочем, гид говорит, что низкого качества. Впрочем диапазон цен не слишком отличается от наших (до нынешних игр с курсом): хорошая обувь начинается от 3-4 тр, а на этом рынке продают от 400.

Едем медленно. в пробке. Я разглядываю движение рядом и пытаюсь снять — переполненные тук-туки, велорикши.


Подъезжаем к Красному форту. Внутри мы будем смотреть в Агре, а здесь — только снаружи. Построен в 17 веке Шах-Джаханом, у которого Дели была одной из трех столиц.




Гуляем вдоль стен, смотрим вокруг.



Потом идем по старому Дели. В старых зданиях — по-прежнему живут.


А вокруг — рынок всякой всячины.

Здания соседствуют с храмами.

Забавная машинка с нарисованной коровой.

Дома и рынок.

Местная закусочная — жарят лепешки.

На углу — старая, вросшая в землю машина, которой делают дорожное покрытие.

Улицы вешаны электрическими кабелями, целые гирлянды.

Выходим к мечети, здесь — самая большая мечеть в Индии.

Стоянка велорикш.

А это велорикши в действии.

Все виды транспорта.

И снова большой рынок.

Рынок в этом районе был исторически, очень давно. И книжный. кстати, тоже. И вот за этим входом раньше была часть рынка для богатых людей.

Автомобильчик, похожий на Москвич-407. На таких ездит полиция и используются как такси, по-моему. У меня — ностальгия из детства, я на такой ездил на природу с друзьями отца (а у отца была Волга-21).

Еще одна мечеть, небольшая.

едем обедать. Комплекс ресторанов, перед ним — фонтаны. С помощью гида очень просим не острую пищу, и получается. Рыба и курица из тандыра — вкусные (но фоток внутри я не сделал, был голоден).


Едем в еще один храм. К сожалению, на входе забирают всю электронику, боятся террористов. А жаль, потому что там много статуй и барельефов, и гид подробно рассказывал про сюжеты. Были бы они на фотках — я б что-нибудь вспомнил. А так — только про то, что Ганг стекает из истоков по волосам Шивы. И что пара Лакшми и Ганеш символизируют изобилие и удачу. которые вместе ведут к процветанию.

Людей, которые приходят поклониться в храмы — много. При этом поклоны и подношения перемежаются селфи на фоне статуй. Среди этого разнообразия ходят туристы, как мы — нас не так много, но при этом все нормально относимся к тому, что мы стоим в каких-то проходах, а гид нам рассказывает. В том числе там же, где другие поют мантры. В православных храмах так не бывает, там к любопытствующим отношение негативное, особенно во время службы. А в католических — там просто пусто. нет такого потока людей вне службы, да и во время службы тоже. Хотя в некоторых больших и популярных соборах, например, в базилике святого Антония в Падуе, где я недавно был — выглядит похоже.




А это — богато украшенный другой вход в тот же храм.

Едем смотреть президентский дворец. Перед ним — комплекс парламентских зданий. И фонтаны. И сооружают трибуны, готовясь к празднованию дня республики.



Светофор стоит в центре площади над будкой регулировщика. За ним — круглое здание парламента.

В фонтане купаются вороны.

Цветы.



Стоит чей-то роскошный автомобиль и его облепили туристы, фоткаются.

К самому президентскому дворцу не пускают. Говорят, он самый большой в мире. Построен англичанами для генерал-губернатора Индии.

А это — правительственные здания — офисы парламента и премьер-министра, министерство обороны.


Вид вниз, на площадь. В день республики оттуда пойдет парад.

Ниша для часовых. Сейчас — пуста.

Еще немного гуляем вокруг, смотрим пруды. Правда, вода из одного спущена.

Стоянка полицейских машинок.

И просто деревья.

На этом первый день в Дели закончен. Продолжение следует. Все фотки — в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении — вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ.

Pecypc: ru-travel.livejournal.com

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное