Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Snob.Ru

  Все выпуски  

После шести месяцев президентства рейтинг Трампа опустился до исторического минимума



После шести месяцев президентства рейтинг Трампа опустился до исторического минимума
2017-07-16 12:44 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

Уровень поддержки Трампа опустился еще на шесть пунктов по сравнению с рейтингом, подготовленным к 100 дням его президентства. Таким образом, Трампа поддерживает лишь каждый третий американец.

58 процентов респондентов выразили недовольство работой Трампа. 63 процента сочли неуместными его попытки получить компромат на свою соперницу Хиллари Клинтон. Кроме того, две трети американцев считают, что Россия пыталась вмешаться в президентские выборы, а команда Трампа помогала ей в этом.

Рейтинг Трампа по итогам первого полугодия президентства — самый низкий за последние 70 лет в США. Предыдущего аутсайдера, президента Джеральда Форда, спустя шесть месяцев работы поддерживали 39 процентов американцев. Рейтинги президентов Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего спустя полгода держались на отметке в 59 процентов.



Годовщина мятежа в Турции. Эрдоган пообещал «отрезать головы предателям»
2017-07-16 12:23 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

В ночь на 16 июля 2016 года в Турции предприняли попытку военного переворота. К утру мятеж подавили. Военным так и не удалось захватить Эрдогана. В столкновениях погибли больше 250 человек.

После неудавшегося переворота в Турции начались репрессии против военных, полицейских, судей, журналистов и преподавателей университетов. Около 50 тысяч человек арестовали, больше 110 тысяч — уволили. В организации мятежа обвинили сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена, который сейчас живет в США.

14 июля 2017 года власти Турции уволили с государственной службы 7395 человек — за «связи с террористическими организациями и группировками». Среди уволенных больше двух тысяч полицейских и около полутора тысяч сотрудников МВД. Одновременно в должностях восстановили 312 человек, уволенных ранее.

В первую годовщину мятежа в десятках турецких городов прошли массовые митинги. В них приняли участие сотни тысяч человек. В честь победы над мятежниками 15 июля сделали праздничным днем — Днем демократии и национального единства.

Эрдоган выступил на акции в Стамбуле. «Никто из тех, кто предал наш народ, не останется безнаказанным», — заявил он. Президент пообещал подписать закон о восстановлении смертной казни в Турции, если его примет парламент.

Кроме того, в годовщину переворота всех абонентов турецких сотовых операторов заставили прослушать голосовое обращение Эрдогана — каждый телефонный звонок начинался не с гудков, а с его выступления. В нем президент поздравил своих граждан с Днем демократии и национального единства.

Wow, should this be a first worldwide?
Tonight, every mobile call you make in Turkey plays an Erdogan clip first.pic.twitter.com/QzjRzz8Y74

— Mustafa Yilmaz (@MustafaEdib) 15 июля 2017 г.



В Москве умер актер Владимир Толоконников
2017-07-16 11:52 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«Накануне он хорошо себя чувствовал. Снимался в кино "СуперБобровы-2". А в субботу вечером вот скончался. Такая трагедия», — рассказал собеседник агентства.

По его словам, Толоконникова похоронят на Троекуровском кладбище в Москве. Отпевание пройдет в Сретенском монастыре.

Владимир Толоконников — советский и казахстанский актер театра и кино. Его самая известная роль — Полиграф Шариков из фильма Владимира Бортко «Собачье сердце».



Исландия пешком и автостопом
2017-07-16 10:04 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов)

Путешествия

Автостопом по Исландии: «Интерстеллар» и Путин

Исландия — крайне дорогая страна. Даже для самих исландцев.

Но мы сразу решили, что будем жить бюджетно: ездить на попутках, ночевать в кемпинге и готовить на газовой горелке. И поэтому повезли с собой внушительные походные рюкзаки.

Когда приезжаешь в Исландию, кажется, что ты попал на другую планету, кругом — сцены из несуществующих фильмов о космосе. И из существующих тоже: именно в Исландии снимали «Интерстеллар», «Обливион», «Прометея» и «Стартрек: Возмездие».   

Если об этом разговориться с водителем, долгая беседа обеспечена, считает Ваня из Петербурга, который вместе с другом Димой на попутках объехал Исландию по кругу (их история — в конце).

Центр Рейкьявика
Фото: Наталья Васильева
Самая известная церковь Рейкьявика
Фото: Наталья Васильева
Граффити в Рейкьявике
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Водопад Гюдльфосс
Фото: Наталья Васильева
Затопленный кратер вулкана Керид
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
В долине гейзеров
Фото: Наталья Васильева
Гейзер Строккур
Фото: Наталья Васильева
Водопад Факси
Фото: Наталья Васильева
Рыбаки возле водопада Урридафосс
Фото: Наталья Васильева

Еще одна популярная тема — Россия и Путин. И в этом мы с моей подругой Наташей убедились сами, когда ездили вдоль южного побережья Исландии. «Ну ладно Путин, он давно правит и скоро уйдет, но в США-то — Трамп. И он только пришел», — посетовал один пожилой исландец.

Первыми нас подобрали ребята из Польши, которые арендовали легковушку за 100 евро в день и ради экономии в ней же ночевали. Они обещали довезти нас до деревни Скогар, но ошиблись примерно на 30 километров и высадили у водопада Сельяландсфосс (за его потоком есть пещера, в которую можно пройти).

Поляки отправились искать душ, а мы вскоре ехали с парой из Германии в самой крохотной четырехместной машинке, что я видел. Женщина за рулем — психотерапевт, он — нежно влюбленный в нее заикающийся программист: всю дорогу он гладил ее руку, пока она переключала передачи.

Кемпинг в Исландии: ягненок потерял маму

Мы встали с палаткой у 60-метрового водопада Скоугафосс на широкой поляне возле живой изгороди, за которой паслись овечки. В кемпинге есть кухня, душ, туалет, розетки. Мы спокойно уезжали за сотни километров с фотоаппаратом и небольшой сумкой, оставляя вещи в закрытой палатке — ничего не пропало. 

Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Кемпинг возле водопада Скогафосс

Самое приятное во всем этом, когда просыпаешься, вылезаешь в промозглое утро и первое, что видишь, — это водопад, который мощными потоками падает с небес.

В кемпинге довольно спокойно, хотя однажды в 4 часа утра нас разбудил маленький ягненок, который потерял маму. Он бегал вдоль кустов и протяжно блеял. А из палаток доносились ругательства на разных языках.

Однажды я заглянул в статистику, которую ведут сотрудники кемпинга. Чаще всего здесь останавливаются жители США, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Польши — не меньше 10 палаток от каждой из стран. Из России в кемпинге жили только мы.

Пешком по Исландии: шаг в сторону, и ты в реке

Я уже давно хотел отправиться в пеший поход от деревни Скогар до долины Торсмерк между двумя ледниками с труднопроизносимыми названиями Эйяфьядлайёкюдль и Мирдальсйёкюдль. Длина трека — 24 километра, сложность — два-три балла из пяти, максимальная высота — 1116 метров. 

Чтобы попасть на тропу до Торсмерка, мы поднялись на смотровую площадку над водопадом. Дальше мы то спускались, то поднимались по проложенным вдоль реки тропкам и заглядывались на водопады. По всему маршруту через каждые 50–100 метров проложены вешки — палки с синими кончиками или желтые пластиковые столбы, — по которым мы шли, почти не заглядывая в навигатор. 

Первые два часа напоминали легкую прогулку, пока нам не пришлось взбираться вверх по тропке, вьющейся змейкой вокруг горы: шаг в сторону — и ты в реке. Я тогда еще подумал, что это, наверное, и есть обещанные три балла и все самое сложное позади, но как же я ошибался.

Постепенно лесные тропки сменили каменные, вдоль реки пошли первые сугробы, водопады стали выше, подъем в гору тоже, начал накрапывать дождь. К пятому или шестому часу мы дошли до лавового поля — кроме камней здесь был только закрытый деревянный туалет. Мы перешли по шатающемуся мосту на другой берег реки и пошли по каменной дороге по следам от шин внедорожников.

По пути из Скогара в Торсмерк
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева

А потом под ногами начался снег. И он стал для нас полной неожиданностью. Еще недавно мы укрывали рюкзаки от дождя, а сейчас я жалел, что не взял солнцезащитные очки: глаза горели от бликов на снегу. Ребята, которые шли нам навстречу, сказали, что снег не прекращается около четырех километров, но под конец мне казалось, что он   бесконечен.

Самым трудным стал девятый час, когда мы дошли до самой высокой горы, до тех самых 1116 метров. Туманом заволокло все вокруг, вешки замело, и мы пошли по навигатору и еле заметным следам. Нас обогнали американцы, которые радостно сбежали по рыхлому снегу вниз и на азарте поднялись на гору. А мы застряли и почти сдались. К тому моменту мы были измотаны и уже не шли, а плелись. Казалось, что силы нас покинули, но нет — стоило нам увидеть мемориал в память о погибших в этих горах, и мы чуть не побежали.

Постепенно снега стало меньше, вдалеке появились зеленые холмы и огромное каменное плато, на которое мы спустились, держась за веревку, прицепленную к камням. Спуск в долину Торсмерк пролегал по узким горным тропкам мимо неглубоких пещер, но времени заглядываться уже не осталось. Через 12 часов пути мы вышли к деревушке Басар, поставили палатку, а наутро на автобусе-амфибии и попутках вернулись в Скогар.

И опять автостоп

Потом мы продолжили кататься по южному побережью вместе с туристами и местными жителями. Считается, что автостопщик может остановить любую машину, если установит зрительный контакт с водителем. Я пристально всматривался в каждого водителя, но глазами встретился только с одним — поляком Кшиштофом из Великобритании, который путешествовал вместе с дочерью. Только я посмотрел на него, как он нажал на клаксон и притормозил. Их машина стала первым и последним внедорожником, на котором нас подвозили в Исландии, — обычно полупустые джипы проносятся мимо, а водители лишь разводят руками. 

Арка на берегу Атлантического океана
Фото: Наталья Васильева
Атлантический океан
Фото: Наталья Васильева
«Пальцы-тролля» в Вике
Фото: Наталья Васильева
Дирхоулаэй
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева

С поляками мы съездили на мыс Дирхоулаэй — с его базальтовых гор, обдуваемых всеми ветрами, открывается бесконечный Атлантический океан. Затем доехали до города Вик — самого южного и самого ветреного места в Исландии, — где дошли до бушующего океана. Когда начался ливень, отец с дочерью отвезли нас обратно в Скогар.

На следующее утро мы поехали в ледниковую лагуну Йёкюльсаурлоун, где огромные глыбы льда — части самого крупного ледника Исландии — медленно плывут в океан. Это примерно в 200 километрах от нашей палатки, и мы боялись, что застрянем на дороге. Но повезло: остановились две веселые китаянки из Гонконга и Макао, обвешанные фотоаппаратами, которые спешили на экскурсию к плавающим айсбергам.

По пути мы встретили самое удивительное место в Исландии. Между городами Киркьюбайярклёйстюр и Хёбн вдоль дороги с обеих сторон на протяжении нескольких километров лежат камни, обтянутые мхом: сначала небольшие, затем все больше и больше. И кроме камней и мха там ничего нет. Ничего более умиротворяющего я не встречал.

Ледниковая лагуна Йёкюльсаурлоун
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева

С китаянками мы ездили около 7–8 часов — сначала до ледниковой лагуны, затем обратно. Под вечер они, кажется, устали от нас — и высадили в 24 километрах от Скогара. Мы час шли по опустевшей трассе, пока нас не подобрал улыбчивый исландец.

В последний день мы поехали в Рейкьявик. Во время автостопа в Исландии мне казалось, что в среднем нас подвозила каждая 30-я машина, Наташе — что каждая сотая. Но в день отъезда везло. От Скогара нас сразу же забрала американка, которая искала, где порисовать, затем подхватил исландец на старом фургоне — и так я впервые ехал, сидя на аккумуляторе. Только мы вышли возле заправки, как нас подобрал другой исландец, и так от одного исландца к другому мы доехали до Рейкьявика за 3,5 часа, сменив по пути четыре машины. По всей Исландии мы проехали автостопом около 850 километров.

Исландия за 6 тысяч рублей

Мы провели в Рейкьявике чуть меньше двух дней, но толком осмотрели его только в день отъезда. Город по большей части двухэтажный, хотя на окраине есть и высотки примерно на 9–12 этажей. В старой части стоит лютеранская церковь Хадльгримскиркья, похожая на ракету, всюду в центре — пешеходные улицы, граффити, которые никто не закрашивает, и море зелени. В порту — открыточный вид на горы. В городе мы не встретили ни одного полицейского, а за всю поездку видели лишь три полицейских машины.

Одна из главных фишек Исландии — это Золотое кольцо (совсем не как в России). В него входят водопад Гюдльфосс, взмывающие ввысь гейзеры и национальный парк Тингведлир, где расходятся Северо-Американская и Евразийская литосферные плиты. Мы объехали Золотое кольцо вместе с гидом на микроавтобусе — и это единственное, что мы сделали как типичные туристы.

Фото: Наталья Васильева
Фото: Наталья Васильева
Когда идешь по дороге час,а никто не останавливается

В аэропорту мы встретили Ваню и Диму из Петербурга — они объехали на попутках всю страну по кругу, и каждый из них за две недели потратил не больше 6 тысяч рублей. Они ставили палатку везде, где только можно и нельзя, но только не в организованных кемпингах, где за это берут деньги. Однажды, когда ребята спали, палатка затряслась, они решили, что началось землетрясение, но нет — это пришел хозяин фермы, где они встали, и потребовал убираться. В другой раз они не заметили, как встали под знаком «Кемпинг запрещен».

Главное, на чем они экономили, — это еда. Они ее не покупали вовсе. В Исландии, как говорит Ваня, все продукты из супермаркетов выбрасывают за два дня до конца срока годности, и поэтому они ели «просрочку». Иногда они воровали из магазинов продукты — и их ни разу не поймали. В итоге, правда, они чем-то отравились прямо перед вылетом и страдали всю дорогу до России.

Цены в Исландии

После поездки я загорелся устроить тур в Исландию для своих друзей: арендовать машины и объехать на них всю страну, по пути останавливаясь на ночлег в домах и на фермах — компанией ехать и интересней, и дешевле. Говорят, что Исландия хороша и летом, когда температура воздуха редко поднимается выше 18 градусов, и зимой, когда кругом только холод и лед. Так что в следующий раз — в ледяную Исландию. 

Дешевле всего сюда попасть на самолете из Скандинавии или Прибалтики. Мы летели из Хельсинки, также недорого — через Ригу, Вильнюс, Осло. В Рейкьявик летают несколько бюджетных авиакомпаний, билеты во время распродаж стоят десять-двадцать евро.

Хостел с кухней в Рейкьявике стоит 35 евро в сутки с человека.

Кемпинг — 14 евро в сутки с человека.

Обжигающий душ в кемпинге — 2,5 евро (за 5 минут).

Вход на башню Хадльгримскиркья — 8 евро.

Автобусный тур по Золотому кольцу — от 60 до 100 евро.

Самый бюджетный супермаркет — Bonus.

Самые дешевые сигареты — 11 евро.

Акула, 200 грамм — 11 евро.

Хлеб — 4–5 евро.

Нежный йогурт скир — 3,5 евро.

Газовый баллон на три дня — 5,5 евро.

Сим-карта — 27 евро.

Футболка с Тором — 20 евро.

Разноцветные носки с тупиками — 9 евро.

Пиво, кофе в заведениях — 5 евро.

7 важных фактов об Исландии

В Исландии почти нет надписей на английском языке.

В Рейкьявике на первых этажах домов нет магазинов, исключение — туристический центр.

На всех продуктах пишут конец срока годности, но нет даты производства.

На автобусные остановки проходят через дверной проем — они закрыты со всех сторон от ветра.

Исландцы действительно едят тухлую акулу, это не шутка. Но далеко не всем исландцам она нравится.

В Исландии нет комаров, но есть приставучие мошки.

Вся горячая вода (да и холодная порой) пахнет серой.



Александр Мильштейн: Контурные путешествия Дана Капитонова
2017-07-16 10:02

Литература

Фото: Bernard Annebicque/Contributor/GettyImages
Фото: Bernard Annebicque/Contributor/GettyImages

Операционная память

Дан потом уточнял у знакомого медика с достаточно большим для проверки этаких реминисценций стажем, мог ли он видеть, как его спасители опускали по очереди руки по локоть в таз с чем-то похожим на известковое молоко, воздевали их кверху, стояли так минуту, а потом с этими поднятыми белоснежными руками подходили к столу, на котором он лежал.

Знакомый в целом подтвердил, что белый тазик стоял в те времена в операционной на высокой и тоже белой, как правило, табуретке, и руки у хирургов вполне могли быть белыми, вот только, по его словам, если они и были белыми, то вовсе не потому, что окрашивались в тазике, где был аммиачный раствор и вряд ли другой антисептик, среди которых, впрочем, белых точно не было, и не могла эта жидкость в тазике окрашивать кисти рук, разве что ногти, слегка.

А белели в памяти Дана, стало быть, резиновые перчатки, хирургам их натягивали на омытые в растворе руки ассистенты, которых Дан не заметил или не запомнил.

Конечно, такая давняя память в основном и состоит из пробелов, и не то чтобы Дан отчетливо видел на веках и через полвека... у врачей вместо тел стволы вязов или там тополей… но он вообще не видит ничего, кроме их рук — ни их тел, ни их белых халатов, не говоря про лица, закрытые повязками, рты и носы... да и лбы тоже — белыми колпаками, это понятно, да… только всего этого Дан также не видит, а восстанавливает в памяти, как бесцветный раствор, вернувшийся в тазик на место уже было подменившей его гашеной извести, которая, как иронически заметил его старый знакомый эскулап, хороша была бы, если бы его намеревались втихую спровадить в чернозем, а не вытащить оттуда.

Но что делать, если только белые руки видит теперь Дан, поднятые вверх, чуть согнутые в локтях, да мелькающие белые стволы по краям дороги, пока одна из белых ветвей не опускается и не накрывает пол-лица Дана, и все сразу меркнет так, как если бы она накрыла все лицо.

С того момента, когда Дан впервые открыл глаза в палате, воспоминания его гораздо четче и по структуре меньше похожи на сны.

«Зеленый человечек, — говорит отец Дана, глядя на крашеный зеленкой живот сына, — шитый белыми нитками».

Это он ради красного словца, а так нитки, конечно, тоже позеленели...

Дан озирается и видит вокруг зеленые, как будто от той же зеленки, спинки железных кроватей и стены, которые уж точно там были другими… синими или голубыми, а может, и белыми — стены же, да... но в памяти почему-то и они зеленые, как одеяла, и пятнами — простыня, но та, и правда ведь от его живота...

Да, с красками там у него в памяти дальше тоже не все адекватно, зеленой многовато, и она как-то там чересчур разливается через края, передаваясь по цепочке, как перед этим белая...

Но вот во дворе как раз уже совсем немного зелени, в центре только стоит кряжистое дерево с черным стволом, кору которого во время первой прогулки Дан гладит долго, как кошку.

Оттуда у него, наверное, и пошла эта привычка — гуляя, поглаживать деревья.

За время, что прошло с момента, когда он закрыл глаза на столе, и до того, когда он их открыл на койке (примерно 5 часов его резали, распутывали, а потом еще неизвестно сколько было часов эфирного сна) ему как будто сменили оптику.

Дан считает, что, открыв глаза в палате, он впервые осознал себя, или даже еще более пафосно: «стал самим собой», он говорит, что бы это ни значило.

В первый раз поместился в свое тело, как положено, а не как до этого, когда он «смотрел на себя из пятого угла четвертого измерения».

И это, по его словам, была не лучшая точка зрения.

Конечно, это экстраполяция того состояния, в котором он находился три дня до операции, на все первые три года жизни...

Но из того, что с ним было «до того», Дан и помнит только то, что было непосредственно перед операцией, чем дальше от нее по оси налево, тем более мутно и вскоре — вообще ничего.

Что и неудивительно, ну что такое три года...

Да и то, что было за день до начала отсчета — страшный кулачок, торчавший из его живота, не прорывая кожу... возникает в памяти на мгновение, а потом на его месте снова слепое пятно, где «плавилось пространство и вот-вот наружу могло прорваться невообразимое».

Так, во всяком случае, Дан об этом говорил мне и не только мне много лет спустя, не замечая внутреннего противоречия: как раз в этом месте его воображение поработало на славу.

Дан Капитонов в юности, или, скажем так, в первой молодости, был весьма склонен к устному мифотворчеству, темой которого нередко становилось и его второе рождение.

«Ты знаешь, что на самом деле я появился на свет на три года позже той даты, что стоит у меня в паспорте? Я пробился сквозь живот другого Дани кулаками...»

И дальше шли какие-то импровизации, пока однажды его сразу после вступления не прервала студентка медучилища, с которой он накануне познакомился:

«Все понятно». «Что тебе понятно? Что здесь вообще может быть понятно?» — удивился Дан. «Ну как... Некоторые сами пробиваются в жизни, а ты сам пробился в жизнь. Скажи, а потом ты часто пускал в ход кулаки?»

«О! — воскликнул Дан: — Ты как в воду глядишь! Во дворах я дрался через день, я был такой забияка, что ты себе не представляешь… Может быть, я так хотел вернуться... Прорваться обратно домой сквозь чужую кожу… Как думаешь? А что, если… я свой среди «Чужих»?!. — и Дан сделал страшную гримасу.

«Я думаю, что ты просто, — сказала Оксана, расхохотавшись, — клубок кишок, фаршированных какашками! Говнюк одним словом!» «Ну спасибо». «Не обижайся, ты же это сам сказал!»

Дан не обиделся, но после этого перестал в разговорах «каждый раз заново генерировать смысл и замысел своего генезиса».

«После твоих слов я перестал быть пиздоболом, — писал он той же Оксане через двадцать пять лет. — Стыдно вспомнить, что я тогда людям говорил... не только про «кулачок», которым я «сам пробился», но еще такую хрень, что это был уже полный дурдом… Например, тебе я этого точно не успел сказать… что я был пинбол-автоматом, в котором шарик катался по внутренним ландшафтам средней полосы, пока в городке ß-ск на Днепре не прорвался наружу… Или что я по своим потрохам, которые у меня там вырезали, могу предсказывать будущее, как авгуры — по птичьим...»

Сейчас эта телега из памяти накатила на него впервые за долгое время, после того, как он увидел в сериале Ларса фон Триера «Geister» человека, из которого — разрывая его, словно рубаху на груди — вылез другой взрослый человек.

После этого Капитонов выключил телевизор и полежал какое-то время с закрытыми глазами, пока не произнес вслух: «Ну что, Диван, может, все-таки выйдем?»

Это было старое банальное погонялово, и оно снова смогло выгнать его на улицу, как тогда, когда оно залетало в форточку с криками: «Диван! Выходи! Мы играем!..»

Он не выходил из дому уже четыре дня, обзывал себя старым хихимори, одевался было, начинал, то есть, но останавливался, застревая в рукаве или/и в штанине, о чем-то задумывался и оставался каждый раз в квартире.

Но теперь он благополучно надел через голову рубашку, рассовал по карманам рюкзачка и штанов гаджеты и ключи, и вот уже ехал в лифте и читал на стене надпись, нацарапанную там в его отсутствие.

WITH DOPE NO HOPE

BESSER WEITER

ALS BREITER

Лучше вдаль, чем вширь... Was soll DAS sein?

Но на первом этаже, или «эрдгешосе», Дану показалось, что он понял смысл сообщения.

«Что-то в этом есть от «я бы сузил…» — подумал он, открывая почтовый ящик. — А может, и нет… Но, так или иначе, кто-то призывает нас... не ширяться вширь… вот ведь какие хорошие у нас теперь соседи...»

В ящике была только реклама ресторана азиатской кухни.

Дан отсоединил велосипед от железной скобы и поначалу враскачку-косолапо, как те медведи... медленно и сильно ссутулившись, а потом все быстрее и прямее… да-да, распрямилась и спина его, и траектория… и Дан проехал в ту перспективу, где кончались застройки и начинались пустыри, а также — где-то там — пролесок, или что-то в таком роде...

Что-то, на что он с момента своего новоселья невольно положил глаз и все чаще заглядывался с высоты балкона.

Какой-то прямо... оазис ему там грезился посреди не то чтоб пустыни, но все-таки, все-таки… как-то он там выделялся на горизонте, этот островок, на общем фоне... во время фена особенно… лес-не лес, но... Дану стало интересно, что это там такое.

При этом... как человек, проведший лучшую часть жизни до интернета, Дан пользовался гугл-картами только в самом крайнем случае.

Как будто полагая, что ничего хорошего там для него не может быть, а вот если, не глядя карту, наугад… то возможны еще и для него какие-то открытия.

Вот, например, трасса стала пересекать (поверху) небольшое поле, и Дан остановил велосипед, чтобы лучше его разглядеть.

Неясно было, чем оно было засеяно и почему по краям его теперь свалка овощей.

Холмы белокачанной капусты и красных тыкв, чередуясь, возвышались волнами по периметру, а само поле было плоским, как и полагается полю, и таким черным, что может быть, это был чернозем... в общем, все это вместе было несколько странно, да.

Но не настолько, чтобы скатиться туда на городском байке.

Или, спешившись, спуститься?

Чтобы — что? Убедиться, пощупав, что это не мираж?

Так он и так это знал — по долетавшему до его ноздрей запаху кагатов (место срастания города и деревни в СССР), который, впрочем, мог долетать из прошлой жизни... и тогда тем более — зачем?

К тому же привычки гладить овощи, в отличие от деревьев, Дан пока не имел, он оттолкнулся ногой от асфальта и покатился дальше.

Группа продленной живописи

Проехав поле, Дан остановился перед остовом, или точнее, полуостовом: одна железная рама была пуста, сквозь нее видны были кроны деревьев, а над ней такого же размера фрамуга содержала в себе щит, на котором было написано нечто, что Дан немного поспешно перевел как «ботанический сад».

Помимо букв на щите были изображены растения, похожие, впрочем, и на морские звезды, но, скорее, все-таки кусты агавы или алоэ...

Вот что Дан совсем не узнал на рисунке, так это теплицу, приняв ее за кристаллическую решетку.

Теплицы за забором шли рядами, железные двери их были наглухо закрыты, стены непрозрачны.

Возможно, что и это не теплицы, а что-то другое, думал упрямый Дан, ангары, например, содержащие бипланы…

И там была не одна такая тепличная улица, и все двери были закрыты, и Дан вышел на центральную аллею, где зелень стала принимать дивные формы — такого со своего балкона он не мог себе, конечно, представить.

Но, наверно, что-то предчувствовал, иначе чего бы его притянуло сюда, подумаешь, зеленый островок, не в пустыне он ведь там живет, если из его дома посмотреть в другую сторону , то бо́льшая половина города окажется зеленой.

Но он-то ехал ехал не в зеленую сторону...

И там нашел довольно странную зелень: живые кусты-скамейки и кусты-диваны, и просто огромный куст-куб, стоявший на одной из своих вершин, возвышаясь над каменным бородачом. Этих серых статуй там было немало, «...смесь ланд-арта с глюк-тотекой… — бормотал Дан, оглядываясь по сторонам, — сад фантазий... и размышлений... чай-диваны… хорошо, наверно... курить здесь, но у меня нет... и дома нет… dope no hope... but hop hey hop… down in the jungle... living in a tent… о, а здесь оливковая роща переходит в бамбуковую…»

Он услышал «Servus!», обернулся и увидел первого обитателя этого тихого омута, этой безводной запруды, этого, если угодно, «биотопа».

И не то чтобы Дан сильно удивился, перед ним ведь стоял обычный, такой же невысокий и не очень злобный с виду дядечка, как и он сам... и наверно, его ровесник, плюс-минус, примерно, ну да... но когда он услышал от него, узнал то есть, наконец, что это тут за Ботаникум-уникум… то не мог какое-то время отделаться от вИдения живописцев, которым его представил человек, как такой... группы продленного дня... для продленных растений.

Да-да, когда Дан увидел в теплице, освещенной светом множества софитов, рощу деревьев в розовых горшках и десяток желтых мольбертов, из-за каждого из которых ему помахал рукой немолодой ученик или ученица... и при этом, если не совсем вокруг них, то совсем рядом с их телами вились лианы, и все это вместе утопало в зелени... и вот, после того, что здесь вытворяла флора снаружи, Дан, приняв предложение их учителя стать «натурой», видел какое-то время перед собой не людей, а растения, принявшие форму вьющихся художников так же, как снаружи зелень принимала форму диванов… и мог только гадать, какую форму он принял сам...

Но еще прежде наш рассказ стал принимать чересчур вычурную форму.

Проще было написать, что Дан увидел колористов как флористов, что было бы немудрено, не правда ли, ведь это похоже было на цветочную лавку, которые нередко бывают расположены в таких светлицах... но все это вместе слишком кудряво в письменном виде, ужо нам... а по-немецки, кстати, не кудряво, а вот именно: «blumig», т. е., «цветисто».

Оксана довольно долго подрабатывала натурщицей в Художественном институте города Х и Дану это как-то слишком льстило тогда… т.е. так, как будто его подруга была фотомоделью.

Впрочем, она могла бы ею быть, об этом ей часто говорили, когда пришло время «моделей», а ее время еще не ушло… в общем, «натура» ассоциировалась у Дана с идеальными формами, что было идиотизмом, он это теперь понимал, просто никогда раньше не задумывался над феноменом натурщиц и натурщиков, фильмы-ЖЗЛ про художников, вроде «Караваджо» etc., Дан не любил и не досматривал до конца, если случайно на них натыкался.

А теперь он сам оказался на месте Оксаны, и это его смешило, Дан с трудом сдерживал улыбку, как будто читал что-то смешное в своем киндле.

На самом деле ничего смешного там не было, и вообще половину он читал, видя фигу, которую показывала Оксана... текст на экране почти все время покрывала пелена воспоминаний, и если бы не двадцать глаз, прикованных к нему, он бы отложил киндл в сторону и предался потоку видений, закрыв глаза... Но он теперь сам был, как когда-то Оксана, «натурой», его рисовали, т. е., его писали маслом, похожим на зубную пасту, какой мазали спящих в пионерлагере… совсем уже не пионеры, а пожилые люди, и он обещал их учителю сидеть смирно, читать книгу, его начинали рисовать с открытыми глазами, хотя можно было предложить и с закрытыми, наверно, но... этот поезд уже ушел, вместе со спальным вагоном, и Дан регулярно продолжал прикасаться к экрану киндла, и текст, кстати, когда он в него возвращался, аукался с его ощущениями «натурщика», там было что-то о слежении за собственными подмножествами, при том, что он еще не знал, какие разные будут эти десять «я», ему еще только предстояло удивиться многообразию вариантов Дана, стоящих, каждый, на четырех опорах — «я же говорил, что я сороконожка...» — скажет он через час-полтора, а пока он читает о том, как делать шаг вперед и два назад из себя, как с помощью малого параметра расщеплять уравнение двери… нет, это была не популярная психология вроде «Другого искусства быть собой», это была проза современного Дану автора, которого мы не хотим всуе и вчерне (это же все черновик) называть… проще было бы дать Дану киндл с нашим оповiданням, не обязательно с этим, нет, это была бы совсем уже вырожденная система, дегенеративное искусство, помноженное на регеренирующую прозу... вот-вот — считалочка, Дваныжды два или Одинажды один, все это было уже когда-то, и трижды четыре, и пятью пять, я опять иду искать... 10 ликов, скоро он их и увидит, всю сороконожку, по-немецки вообще тысяче- (Tausendfüßler)… а одна из учеников-растений «продленки», женщина лет ста шестидесяти примерно… предложит Дану, попросит то есть, прийти к ней домой для сеанса, чтобы нарисовать его не совсем ню, но... наполовину, она за это заплатит, конечно, за сеанс и за дорогу, но наш герой откажется наотрез, скажет (правду), что с тех пор, как он поправился, его тело для посторонних глаз — табу.

Другая женщина, тоже не совсем уже девушка, удивит его тем, что' она нарисовала за этот сеанс (в теплице), за углом ее мольберта Дану откроется нечто похожее на северное сияние или зеленые кардиограммы Герхарда Рихтера — имхо, а Дану придет в голову другое, южное, кино, когда он увидит такой вариант себя... «Так вот он — фен! — радостно воскликнет Дан. — Я только слышал о нем, но не видел! С утра по радио говорят, что сегодня фен, как же вы его схватили однако!»

Остальные портреты, может быть, и не так атмосферны… но, во всяком случае, более антропоморфны, а два или три даже отдаленно похожи на Дана внешне.

Некоторые ученики просят разрешения сфотографировать его рядом с их работами, Дан колеблется… но кивает, это ж не ехать черт-те куда и позировать на дому, наполовину… это ерунда, после двух часов живописи пара минут фотографии — это окей, окей...

И вот еще секундочка, сюрприз: помимо гонорара-складчины с учеников, учитель живописи решает вдруг со своей стороны осчастливить Дана... эскизом собственной кисти!

Неужели эта деревенщина откажется, это будет такой плевок, мне будет стыдно за своего героя…

Но нет, так сильно Дан пока еще не одичал, хоть и покрылся мхом и стал квадратом, он то есть невольно успевает пробормотать, что, мол, спасибо, картина ему очень нравится, но... он ничего не смыслит в рамках, понимаете, все это для него за семью печатями, какая подходит, какая нет…

Ага, но он, оказывается, получит картину уже вместе с рамой, ну просто совсем счастливец...

Учитель живописи скрывается за ширмой, прикрывающей склад... холстов, подрамников разной величины, манекенов... да-да, там есть бюсты, протезы и торсы с головами, наверно, с этого он и начинал учить учеников, пока они не дорисовались до целого Капитонова, у них был своеобразный такой «mannequin challenge» в ногу со времнем…

И еще там у них стоит скелет, и учитель, смеясь, рассказывает Дану (ученики это уже слышали, они тем временем потихоньку покидают помещение теплицы, в том числе и тот, у которого на лице прозрачные синеватые трубочки, наверно, возвращается прямиком в больницу, откуда он сбежал на три часа с капельницей...), как он купил «медицинский» скелет на фломаркте и как реагировали на него полицейские, когда на рассветной пустой улочке невдалеке от Терезиенвизе учитель живописи с приятелем не с первой попытки смогли усадить скелет в авто, а скелет как будто пытался оттуда выскочить, упрямо выпадал на асфальт… и вот, когда они все уже были в машине, учитель за рулем… то смотреть, стартуя, как отражаются мысли двух мощношеих баварских «буллей» на их лбах, в виде складок… «Если еще учесть, что мы c утра пыхнули! — подмигивает Дану учитель живописи. — Да, я люблю ходить на Большой Фломаркт покурив, тогда лучше видна суть старых вещей…». «Да уж…» — говорит Дан, переводя взгляд от скелета к половине манекена, стоящей на стопке сложенных холстов, тем временем учитель, примерив картину к раме и дождавшись от Дана чего-то среднего между кивком и пожатием плечами, уже застеклил картину и протянул ее Дану, который вспоминает, что он на велосипеде, но теперь уже некуда деться...

Т. е. ему не хочется приезжать в это славное место еще раз за картиной, он думает, что учитель подумает, что ему понравилась легкая халтура, и он снова заявился с целью еще раз побыть «натурой»...

Ну и вообще, у него такое ощущение, что все это нужно поставить в памяти особняком, весь этот зеленый островок на горизонте, гештальт, т. е. контур (на немецком), закрыт-нарисован более чем, целых десять гештальтов, на ножках... и все такие разные, да и вот еще бор с бормочущим ручьем у него под мышкой, что-то где-то... между Шишкиным и Моне, да.

Формат не самый маленький, кстати , примерно А3, плюс паспарту.

За воротами он снимает с колеса замок, подбирает с земли картину... снова берет ее под мышку, уже сидя в седле... он едет сначала медленнее, чем обычно, потом все быстрее, быстрее, и вот уже с нормальной своей скоростью, картина почти не мешает, Дан правит велосипедом одной рукой — совсем без двух рук он не умеет ездить, слишком поздно начал, но с одной — легко.

Требуется немного больше сосредоточенности, ну и что, все нормально, он управляется неплохо… позади остались кагаты под открытым небом, все эти холмы хеллоуинной капусты... перед Даном загорается красный свет, и он тормозит… но чересчур резко, забывая, что у него под мышкой картина, он не может успокоить подвернувшийся руль, взбрыкнувший велик... Дан валится вперед и вправо, сосны, весь сосновый бор... немного опережают его в падении, звон стекла...

Рука Дана попадает не в асфальт, а в полный уже сыр-бор… в стекло, разбившееся на множество осколков, которые впиваются в ладонь и прорезают там новые линии судьбы, и меняют старые — да, так Дан говорит знакомым, показывая шрамы, опять-таки немного себя мифологизируя, как когда-то свое «второе рождение»… но пока ему не смешно, стекло ломается не совсем, как шоколад… в руке… в-плоть... до этого дня... он не знал, что такое стекло и что мы из стекла...

Ну да, внутри у него вертятся попурри, а снаружи кровь ручьем, Дан оставляет велосипед и доходит пешком, оставляя на асфальте крупный штрих-пунктир, прижимая «проклятую» картину здоровой рукой, до аптеки, где ему оказывают первую помощь и спрашивают, есть ли у него прививка от столбняка, что по-немецки звучит для его уха как «Титан» (Tetanus), и Дан не сразу понимает, что этот провизор увидел в нем сейчас такого титанического...

Но вот он, наконец, понимает о чем речь... и обещает зайти в клинику или к домашнему врачу, и сделать прививку, после чего уходит с обработанной дланью и окровавленным пейзажем без стекла, и без велосипеда... т. е., велосипед подождет его сутки-трое у столба…

Пострадавшая, или это он пострадавший — от нее… А она — картина, выросшая в Ботаникуме и подпитанная его кровью, после недолгих пертурбаций обретет место не в квартире Дана Капитонова, а... на его балконе.

Дан живет не так далеко от теплицы, но и не совсем близко, к тому же так высоко, что вероятность того, что учитель живописи увидит, где Дан повесил его дар, практически равна нулю.

Да и что здесь такого? Еще до осени, когда балкон начнут заливать струи дождя (не доставая до стены, но мелкие брызги, взвеси…) Дан застеклит… не весь балкон, но — «Кровавый Сосновый Бор» — он же не садист, нет… он повесил картину снаружи, а не внутри, не из мести, а скорее из-за какой-то своей... может быть, слегка извращенной, но не совсем все-таки бесчувственной ностальгии по... гармонии и по симметрии, да... т. е. как раз, может быть, из-за той мысли, что из «Ботаникума» в подзорную трубу можно увидеть картину на его балконе… и — только зеркало зеркалу снится… ну а что еще... дальше в наших карточках вроде бы что-то про фитнес-fin de siècle, потом про «Last Minute» и остров... но это все, т. е. третья глава... пока под большим вопросом.



В избранное