Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Мой киргизский вояж. Заметки российского социолога о Бишкеке, Оше и женской доле



Мой киргизский вояж. Заметки российского социолога о Бишкеке, Оше и женской доле
2016-10-04 12:23 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Кыргызстан – страна яркого солнца, остатков советской культуры, добродушных, гостеприимных и щедрых людей. Это страна, где идет активный поиск идентичности, происходят новые религиозные процессы, остро стоят вопросы гендерного неравенства. Такой увидела Киргизию социолог, эксперт по гендерным вопросам Ирина Костерина, которая поделилась с «Ферганой» рассказом о своих наблюдениях и впечатлениях от поездки в два крупнейших города Киргизии – Бишкек и Ош.

* * *

В Кыргызстан я приехала впервые как приглашенный эксперт по гендерному проекту. Основная идея была наладить сотрудничество и обмен опытом между общественными организациями и активистами Северного Кавказа и Кыргызстана. Конечно, некое представление о стране до поездки я имела, но многое увиденное и услышанное стало для меня, действительно, настоящим откровением.

Я побывала Бишкеке и Оше – двух крупнейших, но совершенно разных киргизских городах как по атмосфере, так и образу жизни и ценностным ориентирам населения. По моим впечатлениям, Бишкек – административно-деловой постсоветский город, а Ош – более размеренный и душевный. Сами ошане называют свой город культурной столицей по аналогии с Санкт-Петербургом в России. Они считают свой город и вообще Ошскую область особым регионом и говорят, что здесь и люди другие. И действительно, Ош мне понравился больше – довольно чистый зеленый город, и дышится в нем легче (несмотря на летнюю жару и естественную запыленность), чем в Бишкеке, в котором кажется, что городским властям до города нет никакого дела – дороги не ремонтируются, арыки забиты мусором, улицы неухоженные, маршрутки раздолбанные, а водители в них – сплошь шумахеры. Такое ощущение, что в киргизской столице все строится не для удобства человека, а для функций каких-то. А ведь Бишкек – не такой уж большой город, можно было бы держать его в порядке.

В поисках идентичности

Поскольку по образованию я социолог, когда я куда-то приезжаю, стараюсь делать небольшие полевые заметки о происходящих процессах, которые я наблюдаю в этой стране. В Кыргызстане я увидела, что сейчас там идет важный процесс поиска идентичности. Это было заметно везде – в разговорах с чиновниками, общественными активистами и обычными людьми на улицах. Видно было, что идет поиск основ, на которых стоит Кыргызстан, направления, по которому должно идти развитие государства.

Очевидно, что власти делают акцент на национальной идентичности, и политика государства базируется на пропаганде этой киргизской идентичности. Она выражается в показе уникальности киргизов как нации, их обычаев, традиций, которые при этом могут стать объединяющим ядром и с другими народами. Например, во время моего пребывания в Бишкеке весь город был увешан рекламой Всемирных игр кочевников, и люди очень гордились этим новым брендом: вот, посмотрите, мы – центр мирового кочевничества.


Реклама Всемирных игр кочевников на городском транспорте в Бишкеке

С другой стороны, в чем проявляется эта пропагандируемая кыргызская идентичность на уровне повседневности – не очень-то понятно. Практически не найдешь точек, где можно приобрести национальную сувенирную продукцию (кроме дорогих бутиков для иностранцев). На огромном рынке «Дордой» в Бишкеке, куда я пришла, чтобы купить какие-то поделки из войлока или местные сувениры, все завалено в основном китайщиной. Я нашла всего три палатки, в которых продавали киргизские войлочные изделия – сумки, ак калпаки. То есть видно, что пока киргизские промыслы не стали активно рекламируемыми народными брендами.

А на юге Киргизии несколько иная ситуация – здесь скорее идет противопоставление двух этничностей (кыргызы и узбеки), а также важнее становится религиозная идентичность. В Ошской области заметно выше уровень религиозности населения. Особенно важное место религия занимает в жизни узбекской части населения области. Мы посетили узбекское село неподалеку от Оша, и там в глаза сразу бросился мусульманский дресс-код. Если там человека спрашиваешь, кто он в первую очередь – узбек или мусульманин, он отвечает – мусульманин. Люди говорят, что для них мечеть, молельный дом являются местом общения, просвещения, там они узнают новости, находят совет и поддержку.

Но религия пока не стала предметом серьезного обсуждения в обществе – нет широкой публичной дискуссии о том, что сейчас происходит с религией в Кыргызстане, и это, на мой взгляд, большое упущение. Светские люди не хотят диалога с мусульманами, не понимают их, а часть мусульман, не получая адекватного представления о религиозных догмах, но живя в ситуации ущемления прав, радикализируется. Подтверждение этому факт, что ряды ИГ (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ISIS или IS англ., Daesh араб, ДАИШ) и всяких других религиозно-экстремистских группировок очень успешно пополняются кыргызстанцами. Проблема религиозной идентичности – очень важная тема для разговора, потому что люди из одного региона по-разному понимают ислам, по-разному его практикуют. Например, на Северном Кавказе, где я много работаю, версий ислама очень много. Но об этом люди там активно рассуждают, спорят.

Много было разговоров про местную политику и с кем вообще «дружит» Кыргызстан, на кого ориентируется. Как и в России, достаточно много людей не довольны экономической и социальной политикой, но при этом боятся, что западная помощь и западные ценности могут размыть традиционные устои общества. Поэтому существенная часть моих собеседников оглядывается на Россию и Путина, люди старшего поколения ностальгируют по СССР и «большому брату», который заботился о республике. Интересно при этом, что даже люди, имеющие личный опыт проживания в России (в результате трудовой миграции) и столкнувшиеся со множеством ситуаций дискриминации, несправедливости, ксенофобии и прочего, всё равно считают, что российский путь лучше. «Мы даже сериалы смотрим только российские, все телевидение, и музыку слушаем – у вас там все более качественное», - говорили мои собеседники.

Правда, для НКО есть вероятность экспорта из России дискриминационного закона про иностранных агентов. Уже было несколько попыток продвинуть этот закон в парламенте Кыргызстана. Также с российскими законами связывают ограничение свободы слова и возможностей для выражения оппозиционных политических взглядов. «Наши политики на Путина смотрят, если у вас начнут закрывать НКО и выгонять иностранные организации, у нас скоро тоже могут начать», - сетовали общественники.

Ош: латентное напряжение

Еще одна проблема, о которой также не ведется никакой общественной дискуссии, – это постконфликтная ситуация в Оше. Я бы сказала, что конфликт не закончен, он продолжается, и это остро ощущается. Когда я стала расспрашивать людей, как им сейчас живется, в приватных беседах и узбеки, и киргизы мне откровенно говорили, что они до сих пор не простили друг друга, потому что во время тех событий у многих погибли родственники, были уничтожены дома, кто-то был вынужден бежать. То есть конфликт никуда не делся, он просто перешел в латентную фазу, когда на поверхности кажется, что все хорошо, а внутри ситуация довольно напряжена, и любая провокация может вновь разжечь пожар гражданского противостояния. И самое тревожное, что с этим конфликтом никто особо не работает – нет никаких попыток мирного диалога, осмысления прошлого, обсуждений того, как можно находить компромисс. Власти пытаются затушевать конфликт, сделать вид, что сейчас все спокойно.

Все этнические группы в Оше живут сами по себе, с некоторой долей недоверия посматривая на окружающих. Между ними нет контакта, взаимодействия. Три основные группы населения – узбеки, киргизы, русские – живут дифференцированно. А там еще есть уйгуры, таджики и многие другие, ведь Кыргызстан – многонациональная страна. Разговоров о мирном сосуществовании разных этнических групп, людей с разной степенью религиозности практически нет, и властями они не инициируются. Зато властями поддерживается пафосная номадическая история.

Мне понравилась метафора, высказанная девушкой-активисткой, которая показывала мне Бишкек. Когда мы подошли к памятнику Манасу, она рассказала мне, что раньше здесь стоял памятник Эркиндик (свободе) в образе женщины, а теперь стоит памятник эпическому мужчине. Кроме того, здесь есть еще и сексистский подтекст, ведь одна из причин, почему убрали памятник Эркиндик – убеждение, что якобы кыргызская женщина не может держать в руке тюндюк (элемент юрты в виде решетчатой крестовины, увенчивающий ее купол). Ну, а Манас на коне держит в руках меч. Вот так свобода в Кыргызстане символически сменилась милитаристским эпосом. А прежний памятник валяется на заднем дворе управления строительством мэрии города.


Памятник Манасу Великодушному на площади Ала-Тоо в Бишкеке. Фото ИА «Фергана»

Ох, уж этот шайтан-WhatsApp

В упомянутом мной узбекском селе мы встретились с местными женщинами, поговорили об их проблемах, потребностях, о том, чем общественные организации и активисты могут им помочь в решении этих вопросов. Поскольку я уже работала в гендерных проектах на Северном Кавказе, мне хотелось поделиться этим опытом. Оказалось, что в узбекских селах на юге страны еще более традиционный и консервативный жизненный уклад, чем на Северном Кавказе. Очень многие, почти феодальные, традиции, связанные с положением женщины, – когда она остается только внутри дома, и у нее есть только приватная роль, а публичной нет, – прошли через десятилетия советской модернизации и сохранились по сей день.

Узбекских женщин раньше, чем киргизок, выдают замуж, детей в узбекских семьях больше. Удивило то, что ранние браки – это абсолютная норма, и никто на них даже внимания не обращает (несмотря на прогрессивный закон о гендерном равенстве и многочисленных конвенциях ООН, которые ратифицировал Кыргызстан). Одна из женщин, 35-ти лет, рассказала, что ей было 16 лет, когда ее выдали замуж. Сейчас у нее четверо детей, старший сын в этом году пойдет в армию. Она никогда не работала. Муж ей запрещает даже иметь мобильный телефон, потому что «это харам» – мало ли кто ей по телефону будет звонить, и с кем она будет разговаривать.

На это я сказала женщинам, что у нас на Северном Кавказе все женщины-мусульманки пользуются смартфонами для поддержания общения, для них это очень важное средство коммуникации друг с другом – они переписываются по WhatsApp, обмениваются всякими рецептами, советами, роликами, картинками. Реакция была неожиданной для меня. Женщины, как услышали про WhatsApp, так все неодобрительно закачали головами, заохали, замахали руками. Я спросила, в чем дело, они стали говорить, что WhatsApp – «вообще шайтан», и наперебой начали рассказывать о случаях, когда происходили семейные скандалы, и муж даже дал талок (таляк или талак - развод в Исламе. - Прим. «Ферганы») и выгнал из дома жену, которая по WhatsApp отправила свою фотографию его брату. То есть для них WhatsApp – это какое-то мировое зло, разрушитель семей и оплот разврата.

Смирение – женский удел

Я спрашивала этих женщин, довольны ли они тем, что сидят дома. Как правило, женщины в селах имеют неполное среднее образование и кроме занятия домашним хозяйством больше ничего не умеют делать. Однако многие говорили, что могли бы и хотели работать в пекарнях, кондитерских цехах, но мужья не разрешают. При этом сами мужья не всегда в состоянии содержать семью. У одной женщины, например, муж не работает (после травмы на стройке), но и ей не разрешает, и они с четырьмя детьми живут на пенсию свекра. То есть даже в такой тяжелой экономической ситуации мужчины контролируют своих жен и никуда не отпускают.

Конечно, на мусульманском Северном Кавказе другая ситуация: работающая женщина там – норма. Бывает, конечно, что очень консервативный и традиционный муж не позволяет женщине работать, но это даже общественным мнением осуждается.

Для женщин юга Киргизии характерно смирение со своим положением. Даже если у них есть внутреннее недовольство, то опротестовать свое положение они не пытаются. Женщины признают, что это неправильно, что мужчины не пускают их работать, встречаться с подругами, не считаются с их мнением, но они с этим живут и ничего не делают. А утешение ищут друг у друга, в общении с родственницами, отдушину также находят в религии – посещают медресе, мечети. Они говорят, что там могут поговорить, высказать наболевшее и находят понимание. Духовные лидеры для них – авторитет, и когда у них возникают какие-то вопросы, они обращаются с этими вопросами именно к ним.

Я спрашивала их: какие группы женщин у вас более свободно себя чувствуют и имеют больше возможностей? Выяснилось, что это те, кому 45-50 лет. Это самая активная группа женщин – их мужья уже не боятся, что они будут как-то «неправильно» себя вести, поэтому разрешают им чаще выходить из дома и работать. Кроме того, это поколение еще жило при Советском Союзе, и светские ценности для них также важны. Когда я начала спрашивать мусульманок про многоженство, женщины стали говорить, что негативно относятся к этому явлению, что это очень плохо для семей, и они сами не хотят быть вторыми женами или допустить появление у мужа других жен. А вот в России на Северном Кавказе к этому относятся более терпимо, и многие женщины, особенно молодые, соглашаются быть вторыми женами.

Феминистки против

При этом в Киргизии широко распространена другая дискриминационная для женщин практика – кража невест – «ала качуу» (что переводится, как «хватай и беги»). Этот обычай по-прежнему очень распространен среди киргизов, и сколько с ним не борются, он продолжает жить. Причем, каждый год, по оценке международных организаций, краже невест подвергаются около 15 тысяч женщин – этим очень обеспокоены бишкекские феминистки. Хочу, кстати, несколько слов сказать об их деятельности. В Бишкеке у нас была встреча с местными НКО и ООН-овскими структурами, национальной сетью «Сообща против насилия над женщинами», плюс – я провела семинар для молодых девушек-феминисток. Меня поразила активность киргизских феминисток, возраст которых бывает даже младше 15 лет. Они во многом более прогрессивные, идеологически грамотные и активные, чем, например, российские феминистские группы.

Меня поразило, что молодые 15-16-летние киргизские девчонки называют себя феминистками и не боятся этого слова. Они очень свободно и грамотно говорят о многих несправедливых явлениях в отношении женщин в кыргызском обществе. Одна девушка, например, рассказывала, как они со школой ездили в летний лагерь на Иссык-Куль. Девочки приготовили еду, накрыли стол, а мальчики сидят, как в гостях. А когда девочки им сказали, что накладывать еду или налить чай они могли бы сами, мальчики стали возмущаться: мол, наливать чай – это женская обязанность. И вообще, если киргизская женщина перестанет наливать чай мужчине, то устои киргизского общества рухнут.


Тренинг для девушек-активисток в Оше. Фото Салтанат Боронбаевой

Словом, традиционные взгляды на роль женщины в семье и обществе – наливать чай, рожать детей и готовить еду – не изменились. На женщину оказывается более сильное социальное давление по поводу того, как она должна себя вести, выглядеть. Каждую девушку после 20 лет начинают ежедневно бомбардировать вопросами, когда она уже выйдет замуж и родит детей. «Как можно до сих пор придерживаться таких традиционных взглядов! Неужели это единственное, зачем мы родились?», - с возмущением говорили девочки.

Что в Киргизии норма… А норма ли?

Что меня еще потрясло в Киргизии – это повсеместное использование детского труда. Я столкнулась с этим явлением в первый же день, когда пошла в лавку купить фруктов. За прилавком стоял мальчишка лет 12-ти, он заносил в ноутбук какие-то цифры. Не увидев взрослого, я стала ждать, когда придет продавец, а мальчик меня спрашивает, что я хочу купить. Я интересуюсь, один ли он здесь. Он отвечает, что «да», работает один, поинтересовался еще раз, что я хотела купить, по-деловому положил и взвесил мне виноград и абрикосы. Я была шокировала. Стала рассказывать об этом своим бишкекским знакомым, персоналу в отеле, а они и ухом не повели: мол, что здесь такого – у нас многие дети работают. То, что дети тягают огромные тележки на рынке, работают под солнцем на полях, продают в уличных палатках – это никому глаз не режет, и никого не возмущает. Бедность – большая проблема, возможностей для заработка немного, поэтому семьи отправляют детей работать, а сами взрослые часто уезжают на заработки в Казахстан и Россию.

А когда я узнала, в каких условиях дети учатся в школе, мне стало совсем не по себе. Оказывается, в Кыргызстане большая проблема – школьные туалеты. Почти 80 процентов школьных туалетов находятся в антисанитарном состоянии – это просто грязная дыра в полу, которой невозможно пользоваться. А ничего другого нет. Мне даже рассказали произошедший недавно случай с мальчиком, который погиб, упав в дырку в школьном сельском туалете. Местные жители разводят руками, говоря – ну, вот так. А европейскому сознанию кажется, что такое осталось, может, где-то в глухих африканских деревнях или южно-азиатских трущобах. То, что такие условия жизни есть у людей на постсоветском пространстве, в голове не укладывается.

Такой я увидела Киргизию в своей первый и, надеюсь, не последний приезд в эту республику. Это гремучая смесь остатков советских ценностей и культуры, возрожденного, а иногда и сконструированного эпоса, новых религиозных процессов. А еще это страна яркого и жаркого солнца, фруктов, сумасшедших маршруток и главное – добродушных, гостеприимных и щедрых людей, и мне очень бы хотелось, чтобы их жизнь стала хоть немного лучше, легче, комфортнее и благополучнее.

Ирина Костерина, специально для «Ферганы»



Amnesty International: Власти Ирана освободили ученого и феминистку Хому Худфар
2016-10-04 14:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Хома Худфар
Профессор антропологии Хома Худфар, имеющая гражданство Канады, Ирландии и Ирана и осужденная 6 июня 2016 года иранским судом за деятельность, в «касающейся феминизма сфере и преступления против национальной безопасности», была освобождена 26 сентября после внесения залога в размере пяти миллиардов риалов ($159 тысяч), сообщает 4 октября Amnesty International.

Освобождения 65-летней узницы совести Amnesty International добивалась с момента её задержания. Хому Худфар сразу же отправили самолётом в Маскат (Оман). Пресс-секретарь иранского МИДа Бахрам Гассеми, сообщив о ее освобождении на еженедельной пресс-конференции, пояснил, что это было сделано по «гуманитарным соображениям, а именно в связи с заболеванием». По его словам, Худфар вернётся в Канаду через Оман.

Гассеми сообщил также, что 21 сентября министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и его коллега из Канады Стефан Дион встречались в кулуарах сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, чтобы обсудить «вопросы взаимодействия, региональной политики и консульской деятельности». Встреча состоялась в рамках мероприятий, направленных на нормализацию напряжённых отношений между двумя странами: после того, как в 2012 году Канада закрыла посольство в Тегеране, страна не имеет дипломатического представительства в Иране. 26 сентября премьер-министр Канады Джастин Трюдо сообщил, что в связи с отсутствием дипломатического представительства в Иране Канада установила тесное сотрудничество с Оманом, Италией и Швейцарией для того, чтобы добиться освобождения Хомы Худфар.

Amnesty International напоминает, что Хома Худфар, получившая известность благодаря научной работе по проблемам прав женщин, развития и электоральной политики, приехала в Иран 11 февраля, чтобы навесить родственников и провести исследование по вопросу участия женщин в выборах с 1906 года. После задержания её поместили в одиночную камеру и допрашивали в отсутствие адвоката. Лишь раз ей разрешили встретиться с адвокатом и ограничили свидания с родственниками.

Органы юстиции отказались предоставить адвокату дело для ознакомления. Устно ему сообщили, что Хому Худфар обвиняют, в частности, в «пропаганде против системы» и «пособничестве властям недружественных стран». Генеральный прокурор Тегерана заявил, что уголовное дело в отношении Хомы Худфар обусловлено «её вмешательством в область, касающуюся феминизма и угроз национальной безопасности».

Государственные СМИ публиковали статьи, в которых называли Хому Худфар «агентом, направленным в Иран с целью организации феминистской сети». В статьях утверждалось, что её деятельность в организации «Женщины, живущие по мусульманским законам» по содействию в распространении феминизма и равноправия женщин в мусульманских странах, а также усилению личностной независимости женщин, в действительности была направлена на «нарушение общественного порядка» и «распространение в обществе социокультурных ценностей, которые в итоге создадут предпосылки … для ненасильственной смены власти».

Amnesty International признала Хому Худфар узницей совести, которую лишили свободы исключительно за мирное пользование правом на свободу выражения мнений и свободу объединений, и потребовала немедленно освободить её безо всяких условий. Организация мобилизовала десятки тысяч членов, которые приняли участие в акции, благодаря чему удалось собрать свыше 50 тысяч подписей под петицией за освобождение Хомы Худфар, которую передали властям Ирана.



Кыргызстан: В судебном процессе по делу Азимжана Аскарова объявлен перерыв до 11 октября
2016-10-04 14:44 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Суд по пересмотру дела правозащитника Азимжана Аскарова продолжит заседание 11 октября в 9:30, сообщает Kloop.Kg.


За решеткой - Азимжан Аскаров. На переднем плане – его адвокаты Валерьян Вахитов и Нурбек Токтакунов. Фото «Заноза»

Выездное заседание Чуйского областного суда по «делу Аскарова» прошло 4 октября в здании департамента охраны и конвоирования Государственной службы исполнения наказаний (ГСИН). В ходе заседания суд отказался удовлетворить ходатайства адвокатов Аскарова освободить правозащитника из-под стражи и направить его дело на доследование. Суд отказал Аскарову в просьбе проверить его на детекторе лжи и показать видеозапись событий в Базар-Коргоне, которая подтвердила бы невиновность правозащитника. Суд заявил, что заявления Аскарова не были подтверждены фактами и доказательствами.

Приведем несколько ответов потерпевшей стороны, зафиксированных в трансляции, которую вел из зала суда Kloop.Kg.

«Суд спросил, знала ли жена Сулайманова Аскарова до произошедшего. Она сказала, что нет, но добавила, что "слышала, что это он все организовал". Адвокат правозащитника Нурбек Токтакунов спросил жену Сулайманова, что если она не знала Аскарова, то кто ей сказал, что именно он убил её мужа. Она ответила, что "кто-то во время суда ей сказал", но точно не помнит, кто именно».

«Аскаров: "Я вас понимаю. Пусть меня Бог проклянет, если я неправду говорю, но, если вы неправду говорите, Бог вас проклянет". Жена Сулайманова начинает ругаться и кричать».

«"Убейте начальника милиции, он за кыргызов" - так было сказано тогда на мосту. Но я точно не помню кто, но так было сказано", - сказал Мамыржан Мергентаев, занимавший в июне 2010 года пост начальника 10 отдела Джалал-Абадского областного УВД».

«Прокурор спросил у Мергентаева, видел ли он Аскарова. Свидетель ответил, что не видел его, потому что там было много людей. Мергентаев сказал, что 15 июня они задержали Аскарова, потому что "им поступила информация, что он может быть причастен к беспорядкам на мосту"».

«"Я был участковым инспектором. У нас было казарменное положение, когда начались события. Как-то наш начальник сказал, чтобы 15 добровольцев на выезд съездили. Я был одним из них. Там (на мосту) было около 500-1000 человек. Они были вооружены камнями, кажется. Я лично видел. Своими глазами видел Аскарова. Он хороший оратор. Может подбить людей к этому. Там звучали слова, что все кыргызы - ослы. Они также сказали, чтобы убили милиционеров-кыргызов"», - заявил бывший сотрудник милиции по фамилии Мантыбаев.

«Мантыбаев не смог ответить на вопрос адвоката, как был одет Аскаров в тот день. Но, по его словам, он был знаком с правозащитником до беспорядков на юге. Сам Аскаров ответил, что милиционер врёт, что видел его среди протестующих на мосту».

«Адвокат правозащитника спросил у Мантыбаева, в качестве кого выступал Аскаров на мосту. По словам милиционера, правозащитник был "лидером" протестующих и "призывал к убийству"».

«Аскаров обращается к Мантыбаеву: "В 2010 году против вас было уголовное дело возбуждено, теперь вы решили мне отомстить. Сейчас на этом заседании между вами и прокурором 7 метров, вы не слышите, что он говорит. Как вы могли тогда слышать на расстоянии 150 метров?"»

«"Нам поступил звонок, что на мосту беспорядки. Мы, 15 добровольцев, выехали туда на трех машинах. Среди них были пьяные, молодые и старые. Были дубинки с гвоздями. Мы услышали, как они кричали: "Бейте этих собак". И когда они начали кидать в нас камнями, мы стали убегать. Я видел Аскарова, как он кричал. Я не помню, во что он был одет, и что у него было в руках"», - сказал Эмильбек Салымбаев, который работал в Базар-Коргонском РОВД.

«Прокурор спросил, на каком расстоянии находился милиционер от Аскарова на мосту. Салымбаев ответил, что примерно в 300 метрах. Прокурор: "Вас начали бить, когда он начал призывать убивать?" Салымбаев: "Я только с машины слез. Услышал его, и толпа начала действовать". Прокурор: "Что он именно говорил?" Салымбаев: "Убивайте кыргызов". Что-то подобное". Адвокат: "Почему вы считаете, что это именно Аскаров сказал?" Салымбаев: "Я же видел. Стоял на расстоянии 30 метров"».

«Салымбаев: "Почему вы нам не верите? Нас много, Аскаров один"».

Другой свидетель - сотрудник ГАИ Женишбек Жороев. «Прокурор: "Кем вы тогда были, и что тогда произошло?" Жороев: "Нам в 8 часов кто-то из начальников сказал, чтобы гаишники поехали к мосту. Мы сели в одну машину. На мосту были около 600-800 человек, узбеков. Из них вышли Аскаров и еще Маматкадыров, лидеры. На нас побежали. Мне разбили голову". Прокурор: "Вы знаете Аскарова?" Жороев: "Я не знаю его. Но сразу видно же, кто лидер. Он стоял рядом с лидерами". Прокурор: "Что он говорил?" Жороев: "Призывал к беспорядкам"».

Напомним, глава правозащитной организации «Воздух» Азимжан Аскаров был задержан во время кровавых событий 2010 года на юге Кыргызстана. Его обвинили в организации массовых беспорядков и убийстве сотрудника милиции. Суд Базар-Коргонского района назначил Аскарову наказание в виде пожизненного лишения свободы с конфискацией имущества. Дело Аскарова было рассмотрено в Комитете ООН по правам человека, а в июле 2016 года Верховный суд Киргизии, рассмотрев решение Комитета, вместо выполнения рекомендаций решил направить уголовное дело Аскарова на новое рассмотрение.

В 2012 году Азимжан Аскаров был удостоен Международной премии за свободу прессы (2012 International Press Freedom Awards), которую присуждает Комитет по защите журналистов (CPJ). Сегодня CPJ призвал киргизский суд полностью выполнить требование Комитета по правам человека ООН немедленно освободить Аскарова.



Секретари Совбезов Таджикистана и России обсудили угрозы безопасности в Центральной Азии
2016-10-04 16:33 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность государств Центральной Азии были обсуждены на прошедших сегодня, 4 октября, в Душанбе консультациях Совбезов России и Таджикистана. «Стороны отметили, что на территории Афганистана активизируют деятельность международные террористические организации. В этой связи затронуты проблемы охраны государственной таджикско-афганской границы», передает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Совбеза России. Российско-таджикские консультации были проведены секретарями Совбезов двух стран Абдурахимом Кахаровым и Николаем Патрушевым, в них также участвовали также представители МИД, Минобороны и других ведомств.

«Собеседники подчеркнули, что в интересах предотвращения угроз распространения международных террористических организаций в центральноазиатских государствах целесообразно использовать все имеющиеся возможности как двустороннего сотрудничества, так и международных организаций ОДКБ, ШОС и СНГ», - отметили в пресс-службе. Стороны также обсудили вопросы укрепления и повышения эффективности военного сотрудничества двух стран, борьбы с нелегальной миграцией и другие актуальные проблемы.

В ходе встречи Патрушев и Кахаров подписали План сотрудничества аппаратов Совбезов России и Таджикистана на 2017-2018 годы, который затрагивает взаимодействие по всем направлениям обеспечения международной, региональной и национальной безопасности.


Патрушев и Кахаров подписали План сотрудничества аппаратов Совбезов России и Таджикистана на 2017-2018 годы

Участники консультаций затронули вопрос подготовки заседаний Совета коллективной безопасности ОДКБ и совместного заседания Совета глав МИД, Совета глав Минобороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, которые пройдут 14 октября в Ереване. Кроме того, Патрушев пригласил Каххарова на четвертую встречу секретарей Совбезов стран СНГ, запланированную на 16-17 ноября в Москве.

Следует отметить, что переговоры представителей Советов безопасности России и Таджикистана состоялись на фоне обострения ситуации в граничащей с Таджикистаном афганской провинции Кундуз, где идут активные боевые действия правительственных сил с боевиками движения «Талибан». Погранвойска Таджикистана приведены в боевую готовность.



Усыновленный московской семьей малыш все же будет отправлен в Таджикистан
2016-10-04 17:09 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Михаил Егоров
Трое детей, в том числе и шестимесячный Михаил, которого органы опеки незаконно передали российской семье Егоровых, через 15 дней будут отправлены из России в Таджикистан, сообщает «Азии-плюс» со ссылкой на пресс-секретаря посольства Таджикистана в Москве Сарвара Бахти. «Органы опеки России незаконно передали жительнице Москвы Хилоле Егоровой шестимесячного ребенка, от которого отказалась его мать – гражданка Таджикистана. Законы Таджикистана запрещают иностранным гражданам усыновлять детей, поэтому представители консульства потребовали забрать ребенка из семьи и вернуть его на родину. Все документы уже подготовлены», - сказал Бахти. Он отметил, что в Душанбе будут возвращены еще двое детей, которые находились в детских социальных учреждениях города Москвы и Московской области. Они появились на свет в этом году и абсолютно здоровы, отметил пресс-секретарь. Вместе с готовящимися к отправке младенцами с начала этого года в Таджикистан возвращены 7 маленьких граждан страны.

Таким образом, обращение приемной мамы Михаила Хилолы Егоровой к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону не возымело действия. Женщина просила главу государства, вопреки законам Таджикистана, позволить оставить ей приемного сына. «Этот ребенок стал смыслом нашей жизни. Мы знаем, что есть и закон, и его нельзя нарушать. Но я вас умоляю, разрешите, чтобы наш сын остался в нашей семье… Я знаю, что у вас большая семья, вы известный политик, но вы, прежде всего, хороший отец девяти детей. Разрешите и мне быть вместе с единственным сыном», - писала президенту Егорова.

Напомним, 20 сентября Бутырский районный суд Москвы принял решение забрать из российской семьи усыновленного и получившего гражданство России 6-месячного мальчика Михаила, от которого после родов отказалась его мать – гражданка Таджикистана М.Кулулаева. В ходе суда было установлено, что согласие на усыновление российскими органами опеки было дано ошибочно, поскольку дети, родившиеся от граждан Таджикистана, автоматически получают гражданство этой страны, а иностранное усыновление в Таджикистане полностью запрещено. Получив уведомление российской стороны об уже случившемся факте усыновления, в консульстве Таджикистана в Москве заявили о несогласии с таким решением и потребовали вернуть ребенка на родину, где он будет помещен в детский дом до нахождения родственников или новых усыновителей.



«Настоящее время»: Паломничество на могилу Ислама Каримова – новое слово в туриндустрии Узбекистана (видео)
2016-10-05 00:54 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Прошел месяц со дня похорон Ислама Каримова в Самарканде. Сегодня город буквально забит туристами со всего Узбекистана, которые приезжают на могилу первого президента страны. Острословы даже шутят, что поездка в Самарканд сегодня в Узбекистане приравнивается к мини-хаджу (паломничеству к святым местам).

Видео — «Настоящее время».

Спустя месяц после похорон можно смело утверждать, что народная тропа к могиле первого президента Узбекистана не зарастает. Жители города говорят, что такое столпотворение в Самарканде впервые. Очень много паломников из Кашкадарьинской области и из Ферганской долины, а вот северных узбеков пока достаточно мало.

«Мы приехали на зиерат (паломничество) к могиле Каримова», – говорит один из туристов.

«Мы посетили семь мест святых и, конечно, посетили и могилу Каримова», – подтверждает еще один.

«Мы совершили паломничество к нашему падишаху Каримову и сейчас идем к его дому», – плачет третья туристка.

Большинство приехавших идут сразу на могилу Каримова, а потом к дому, где он родился, по адресу Бибиханум, 124. Это место находится в самом центре Самарканда - за медресе Бибиханум.

К большому разочарованию обычных туристов, и у могилы Каримова, и в доме запрещено фотографировать и снимать на видео.



Евросоюз и страны Центральной Азии делают акцент на сотрудничестве в сферах экономики и развития
2016-10-05 10:53 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В Брюсселе 4 октября состоялась очередная встреча министров иностранных дел в формате «Европейский союз – Центральная Азия». Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Еврокомиссии Федерика Могерини и еврокомиссар по вопросам международного сотрудничества и развития Невен Мимика провели переговоры с руководителями внешнеполитических ведомств Казахстана Ерланом Идрисовым, Кыргызстана Эрланом Абдылдаевым, Таджикистана Сироджиддином Асловым, Туркменистана Рашидом Мередовым и Узбекистана Абдулазизом Камиловым.


Слева направо: Невен Мимика, Федерика Могерини, Ерлан Идрисов, Эрлан Абдылдаев, Сироджиддин Аслов, Рашид Мередов, Абдулазиз Камилов

В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы сотрудничества, реализации стратегии Европейского Союза в отношении Центральной Азии, взаимодействия в сферах управления границами, образования, экономики, инвестиций, охраны окружающей среды. Федерика Могерини отметила, что Центральная Азия находится на стыке Европы и Азии, и регион важен для Евросоюза. «В сотрудничестве между сторонами есть значительный неиспользованный потенциал в сфере торговли, инвестиций, развития инфраструктуры, взаимодействия между народами», - сказала она. По словам Могерини, «в будущем ожидается более тесное сотрудничество в сферах экономики и развития», передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода).

Комиссар ЕС Мимика отметил, что «на сегодняшнем заседании партнеры из Центральной Азии продемонстрировали свою готовность к взаимодействию». Участники встречи также отметили необходимость не забывать о защите прав и свобод человека, верховенстве права и ценностях демократического общества.

В рамках пленарного заседания и двусторонних встреч состоялся обмен мнениями по вопросам региональной безопасности и совместному противодействию терроризму и экстремизму, а также по ситуации в Афганистане, пишет Sputnik-Узбекистан. Накануне в Брюсселе в преддверии открывающейся сегодня международной конференции по Афганистану Евросоюз подписал договор о предоставлении Кабулу финансовой помощи в размере 200 млн евро на 2017-2018 годы. Ожидается, что министры иностранных дел Центральной Азии примут участие в конференции по оказанию международной помощи Афганистану.

Комментируя итоги встречи глав МИД ЕС и Центральной Азии, посол Таджикистана в Брюсселе Эркин Рахматуллозода в интервью Радио «Озоди» отметил, что нынешние переговоры отличались от предыдущих: «На сегодняшнем заседании участвовали главы внешнеполитических ведомств всех пяти стран региона, а раньше некоторые страны были представлены послами или заместителями министров. Кроме того, было ощущение, что страны региона пришли к осознанию необходимости тесного сотрудничества во имя собственных интересов и интересов соседей. Одним из предложений, озвученных на встрече, стало проведение подобного диалога на уровне министров экономики Центральной Азии».

По словам дипломата, во время рассмотрения гидроэнергетических вопросов ощущалось, что страны приближаются к взаимопониманию. Что касается спорных вопросов, то и здесь все придерживались мнения скорейшего решения всех накопившихся проблем. Рахматуллозода отметил, что некоторые страны смотрят на гидроэнергетические вопросы с точки зрения охраны окружающей среды, и Туркменистан, который в следующем году возглавит Фонд спасения Арала, предложил провести заседание министров окружающей среды стран Центральной Азии. В целом, по сравнению с предыдущими заседаниями, тон нынешней встречи «отличался, что вселяет надежду», - сказал посол.

Предыдущая встреча министров иностранных дел в формате «Центральная Азия-Евросоюз» состоялась в Казахстане, а следующая пройдет в 2017 году в Узбекистане. В рамках реализации Стратегии по Центральной Азии в 2014-2020 годы Евросоюз намерен выделить на развитие региона один миллиард евро, которые будут направлены на укрепление безопасности и развитие.



Узбекистан: Врачи и учителя обнаружены на хлопковых полях Сырдарьинской, Бухарской и Самаркандской областей (фото)
2016-10-05 11:19 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Группа «Бесстрашные», состоящая из журналиста Малохат Эшонкуловой и правозащитницы Елены Урлаевой, сообщает о принуждении к участию в хлопкоуборочной кампании медицинских работников и педагогов Сырдарьинской, Бухарской и Самаркандской областей Узбекистана.


На таких автобусах горожан привозят на хлопковые поля. Фото группы «Бесстрашные»

В частности, 4 октября 2016 года «Бесстрашные» побывали в Баяутском районе Сырдарьинской области, где реализуются проекты с участием Всемирного Банка, все тендерные документы которого содержат запрет на использование детского и принудительного труда.

В момент приезда правозащитниц в здании финансового колледжа находилось множество местных фермеров, пришедших на собрание с участием хокима (главой администрации) Сырдарьинской области Ойбека Ашурматова. Когда Елена Урлаева спросила сидевших в зале фермеров, участвуют ли в сборе хлопка медики, педагоги и студенты, в ответ услышала дружное «нет». «Эти фермеры подчиняются приказам хокима, и они не свободны», - поясняет Урлаева.


Фермеры. Фото группы «Бесстрашные»

Зайдя в школу №22, «Бесстрашные» обнаружили, что в спортивном зале уже 21 день - с 13 сентября - ночуют 200 врачей и медсестёр больницы города Гулистана. При этом на входе в школу висят плакаты о запрете принудительного труда.


Здесь ночуют сборщицы хлопка. Фото группы «Бесстрашные»

В спортивном зале сельскохозяйственного колледжа Баяут-3 ночуют студентки Гулистанского государственного университета, студентов мужского пола разместили в детском саду и сельском врачебном пункте. Здесь также развешаны плакаты о запрете принудительного труда.


Здесь ночуют сборщицы хлопка. Фото группы «Бесстрашные»

Достойных условий проживания, конечно же, нет. Многие студенты платят деньги местным жителям, чтобы переночевать в теплых домах.


Здесь ночуют сборщицы хлопка. Фото группы «Бесстрашные»

По словам начальника студенческого хлопкового штаба Рустама Эргашева, под его руководством работают 612 студентов, которые собирают хлопок с 10 сентября 2016 года. Он сообщил, что комиссии Международной организации труда (МОТ) понравились полевые условия для студентов.


Здесь ночуют сборщицы хлопка. Фото группы «Бесстрашные»

«Медики и студенты, находящиеся в Баяуте, вывезены принудительно по государственным приказам, у студентов к тому же нарушено право на образование», - констатирует Елена Урлаева.


Студенты. Фото группы «Бесстрашные»

Двести сотрудников роддома и городской больницы города Гулистана были обнаружены правозащитницами в сельскохозяйственном колледже Гулистанского района. Они находятся тут с 13 сентября. Их заставляют собирать по 70 килограммов хлопка в день.

В ходе рейда в Сырдарьинской области Малохат Эшонкулова и Елена Урлаева раздавали жертвам принудительного труда листовки с телефонами «горячей линии» Федерации профсоюзов Узбекистана.


Малохат Эшонкулова рассказывает сборщикам хлопка об их правах и свободах. Фото группы «Бесстрашные»

«Бесстрашные» сообщают, что в Алатском районе Бухарской области сотрудников районной больницы вывозят на сбор хлопка ежедневно в 4 часа утра - колонной автобусов. В день они собирают по 4-5 килограммов сырца: хлопка на полях почти нет. Тем не менее на полях находятся более половины всех учителей Алатского района, сотрудники районной газеты «Алат Хаёти», а учащиеся третьих курсов сельскохозяйственного и профессионального колледжей вывезены на сбор хлопка с ночёвкой.


На хлопковом поле. Фото группы «Бесстрашные»

Такая же ситуация зафиксирована правозащитниками в Пастдаргомском районе Самаркандской области: к сбору хлопка здесь также принуждены учителя, медики, учащиеся третьих курсов колледжей. Ежедневно с 20 часов вечера до 3 часов ночи хоким Пастдаргомского района проводит собрания по поводу сбора хлопка и приказывает выводить на поля большее количество сборщиков.


На хлопковом поле. Фото группы «Бесстрашные»

Группа «Бесстрашные» напоминает сотрудникам Всемирного Банка и МОТ пункт 1 статьи 11 Конвенции 29 МОТ:

«Статья 11

1. K принудительному или обязательному труду могут быть привлечены только трудоспособные взрослые лица мужского пола, очевидный возраст которых не ниже восемнадцати лет и не выше сорока пяти лет. За исключением категорий работ, предусмотренных в статье 10 настоящей Конвенции, соблюдаются следующие ограничения и условия:

a) во всех случаях, когда это будет возможно, предварительное удостоверение врачом, назначенным администрацией, того, что данные лица не страдают какой-либо инфекционной болезнью и что физически они пригодны для предписанной работы и для условий, в которых она будет проводиться;

b) освобождение школьных учителей и учеников, а также всего административного персонала;

c) оставление в каждом коллективе необходимого для семейной и общественной жизни количества взрослых и трудоспособных мужчин;

d) уважение семейных и супружеских связей».

«Бесстрашные» призывают Всемирный Банк и МОТ срочно отреагировать на факты принудительного труда в вышеуказанных районах и потребовать от правительства Узбекистана прекратить использование принудительного труда при сборе хлопка.


На хлопковом поле. Фото группы «Бесстрашные»

Ранее узбекские правозащитики неоднократно сообщали о фактах принуждения к сбору хлопка врачей и учителей Ташкентской области Узбекистана. Материалы по этой теме доступны в специальной рубрике «Ферганы «Хлопок».



Казахстан: Парламент принял раскритикованный обществом закон о противодействии экстремизму и терроризму
2016-10-05 14:54 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Нижняя палата парламента Казахстана 5 октября одобрила в первом чтении новый закон о противодействии экстремизму и терроризму, вызвавший в обществе ряд нареканий.



Поправки, вносимые в пять кодексов и девятнадцать законов, ужесточают ответственность за преступления в этой сфере, увеличивая сроки лишения свободы. В том числе по такой статье, как «действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти», с явным заделом на предупреждение каких-либо революций.

Вместе с тем, поправки бьют по обычным гражданам, речь - о внутренней миграции населения. В частности, усиливается наказание за отсутствие проживания без прописки, а собственников квартир предлагают обязать прописывать жильцов в течение десяти дней. За нарушение данных положений предусмотрена не только административная ответственность: арендодателям может быть ограничен доступ к государственным услугам, если они станут игнорировать требования о регистрации проживающих.

Более жесткие требования налагаются на иностранцев, которым суд предписал покинуть Казахстан: в новом законе предусмотрено выдворение вместо контролируемого выезда.

Закон «О связи» пополнился поправкой о том, что теперь «компетентные органы» во время проведения антитеррористических операций могут по своему усмотрению приостанавливать работу средств связи и интернета.

Как пояснил сегодня на пленарном заседании парламента заместитель председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) Марат Колкобаев, обеспокоенность силовых структур вызывает то, что страны Центральной Азии постепенно перестают рассматриваться как источники рекрутирования и финансирования, и все чаще террористические акты происходят на территории региона. Поэтому новый закон - жизненная необходимость для республики, подчеркнул Колкобаев.

Ранее политологи, правозащитники и гражданские активисты высказывали свою обеспокоенность тем, что закон, прежде всего, направлен на последствия деяний.

22 сентября на круглый стол в Астане под названием «Законодательные и институциональные меры предупреждения и пресечения экстремизма и терроризма на современном этапе» с участием депутатов парламента, ответственных за разработку этого закона, были приглашены несколько критически настроенных к действующей власти граждан.

«Здесь есть два подхода, - отметил независимый журналист Сергей Дуванов. - Первый, это когда борьба с экстремизмом ведется, что называется «на выходе». Это когда он [теракт] уже состоялся или, в лучшем случае, когда он предполагается и его нужно предотвратить. То есть реагируем по факту. Есть экстремисты – их обезвреживаем, отстреливаем, ужесточаем уголовные наказания, прячем от них ружья, заставляем регистрироваться по месту жительства. Одним словом, усложняем им жизнь до предела. Нет экстремистов - ждем, когда созреют. Другой подход – это борьба с причинами, порождающими экстремизм, работа «на входе». Понятно, что оба подхода важны, но вопрос о приоритетах. Что важнее, на чём делать акцент. Сегодня основной упор делается на запреты, подавление и выкручивание рук. А нужно наоборот».

Ранее политолог, директор аналитической организации «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев заметил, что в законопроекте ответственность за экстремизм зачастую жестче, чем за преступления с применением насилия: «Сам экстремизм может не предполагать насильственных действий, правильно? Но за него почему-то полагается более суровая мера, чем за сам акт терроризма, который сам по себе может принести и человеческие жертвы».

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис высказал свое мнение о законопроекте в целом в интервью газете «Трибуна. Саяси-Калам»: «Во многих странах тоже начали с принятия специального жесткого законодательства по борьбе с терроризмом, дали больше полномочий спецслужбам и другим правоохранительным органам. И достаточно быстро обнаружилось, что эффективность этих законодательных мер в деле борьбы с терроризмом в авторитарных государствах весьма сомнительна, а вот нарушения прав законопослушных граждан стали значительно более масштабными».

Спикер нижней палаты парламента Талгат Нигматулин заверил сегодня, что последняя точка еще не поставлена: «Теперь слово за разработчиками, за профессионалами из специальных и правоохранительных органов, которым необходимо в период между первым и вторым чтениями совместно с депутатами и, конечно же, с представителями гражданского общества качественно доработать законопроект, чтобы четко выполнить установку главы государства – создать такой закон, который сохранит безопасность, обеспечит стабильность в обществе, чтобы люди спокойно жили и работали».

Напомним, после атак, произошедших в Актобе 5 июня, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил об ужесточении законодательства, поскольку «террористические акты изменили настрой общества, население справедливо осуждает их, ожидая решительных действий». Он поручил правительству в двухмесячный срок выработать пакет законодательных инициатив в сфере противодействия терроризму и экстремизму, оборота, хранения и продажи оружия, в области регулирования миграции и религиозных объединений.

Соб. инф.



Шавкат Мирзиёев по телефону поздравил Эмомали Рахмона с днём рождения
2016-10-05 16:37 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев
Временно исполняющий обязанности президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев поздравил по телефону президента Таджикистана Эмомали Рахмона, отмечающего 5 октября свое 64-летие.

Как передаёт «Ховар», Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев «обсудили вопросы двусторонних таджикско-узбекских отношений, затронули перспективы их дальнейшего развития», затем глава Узбекистана «тепло поздравил Эмомали Рахмона с его Днем рождения».

По сообщению Газеты.uz, Мирзиёев выразил главе Таджикистана «признательность за личное участие в траурных церемониях в Самарканде и высказанные искренние слова сочувствия узбекскому народу по случаю кончины первого президента Узбекистана Ислама Каримова». Оба лидера «подтвердили готовность к продолжению открытого и широкого диалога» и «реализации конкретных задач по дальнейшему укреплению тесного сотрудничества во благо народов двух стран».

Многие в Таджикистане с осторожным оптимизмом говорят о признаках направления внешнеполитического вектора нового узбекского лидера в сторону потепления отношений между соседними странами. Всего менее чем за месяц новое руководство Узбекистана осуществило уже как минимум два «красноречивых» контакта с официальным Душанбе. Это состоявшийся 29 сентября визит главы МИД Узбекистана Абдулазиза Камилова, который передал Рахмону устное послание Мирзиёева «с выражением уверенности в развитии дальнейшего сотрудничества между двумя странами, решении существующих проблем и возрождении дружественных и добрососедских отношений». И вот теперь телефонный звонок от самого Мирзиёева. Отметим, что именно звонок, а не дежурная поздравительная телеграмма.

В Таджикистане обнадёжены нынешней риторикой властей соседней страны. Так, Абдулазиз Камилов заверил Эмомали Рахмона «в готовности Ташкента в восстановлении экономического сотрудничества с Таджикистаном, возобновлении железнодорожного и воздушного сообщения и выразил надежду на справедливое и взаимовыгодное решение водно-энергетических проблем, передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода). В ходе встречи стороны также отметили важность активизации работы Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и необходимость поддержания постоянных политических консультаций на самых высоких уровнях. Во время президентства Ислама Каримова таджикско-узбекская межправкомиссия заседала всего три раза, причем с большими перерывами – в 2002, 2009 и 2015 годах.

Напомним, что в последние два десятилетия отношения между Таджикистаном и Узбекистаном неоднократно переживали периоды резкого ухудшения: Узбекистан заминировал участки общей госграницы, инициировал введение визового режима между двумя странами. Было прервано прямое авиасообщение. Отношения усугубили серьезные разногласия по поводу строительства в Таджикистане Рогунской ГЭС, против которой выступает Узбекистан.

Надежда на улучшение таджикско-узбекских отношений появилась после встречи президентов Рахмона и Каримова в Душанбе в сентябре 2014 года. Превратится ли «оттепель» в «весну» - во многом зависит от политической воли нового руководства Узбекистана.



Россия: Посольство Узбекистана приостановило прием заявлений на оформление биометрических паспортов
2016-10-05 17:22 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Приём заявлений на оформление биометрических паспортов в консульствах Узбекистана в России временно приостановлен - на месяц.

Как сообщил «Фергане» источник в посольстве Узбекистана, заявления не будут приниматься с 4 октября по 4 ноября 2016 года - в связи с технико-профилактическими работами Государственного центра персонализации при правительстве Узбекистана.

Напомним, с 1 января 2016 года основанием для выезда с территории России для узбекистанцев является наличие биометрического паспорта гражданина Узбекистана. По заявлению узбекского МИДа, паспорт старого образца, то есть – небиометрический, может быть использован, если указанный в нем срок действия еще не истек, в качестве проездного документа исключительно для возвращения его владельца на родину, в том числе транзитом через территории третьих государств, - до 1 июля 2018 года.

Список документов для оформления биометрического паспорта указан на сайте посольства Узбекистана в России.



В избранное