Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Череповец OnLine

  Все выпуски  

Череповец OnLine


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка 'Череповец OnLine'

АЛЕКСАНДР ШЕБУНИН: «НЕ ПОПАДАЮ В РУСЛО...»

 

Он непримирим и бескомпромиссен. Идет напролом. Не полезет за словом в карман и готов ударом ответить на удар. Таким считают его окружающие и многие коллеги по цеху. В душе нежен и раним, несмотря на авторитет несокрушимого борца и поборника правды. Таким видят его друзья.

ЭТЮДЫ ПОД БАЯН


Заслуженный художник России Шебунин в мастерской. Азартно, с огоньком ... наяривает на баяне. Украинскую народную “Ты ж меня пидманула”. Хвалится:
-Осваиваю программу младших классов музыкальной школы. Бывало, скульптурой позанимаешься, сядешь и к душе прислушиваешься: ликует она или во сне пребывает, поет или воет? И так хочется ее, души, настроение поддержать музыкальным сопровождением. Видать, в детство впадаю. Гармонь-то я нашел возле мусоропровода. Так сразу и вспомнилось, как лет 35 назад полубаян у меня был и я на нем по самоучителю мелодии подбирал. Не мог, в общем, мимо пройти: прибрал, подклеил, подергал – работает. Пилю себе на ней и всех слушать заставляю, как здорово получается. Знакомый понаблюдал-понаблюдал за моими потугами и предлагает:
“Слушай, у меня два баяна – купи один!” Я поначалу застеснялся. Да ну, дескать, на баяне не умею... “Да ты, -говорит, -и на гармошке не умеешь, так какая разница?!” Ну и сторговались. Я считаю, зачем себя сковывать в вопросах самовыражения? Всякий человек, а творческий в особенности, волен и скульптуры лепить, и этюды маслом писать, и частушки собирать, и песенки голосом корявеньким выводить.

ЦЕПЬ СЛУЧАЙНОСТЕЙ – ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

А потом, полагает Александр Михайлович, “сольная партия” каждого из нас вливается в общее, с претензией на объективное отражение времени, многоголосье.
-Даже если взятое в отдельности воззрение противоречит бытующим понятиям и выходит за всяческие рамки, оно вряд ли возникло из ничего, на пустом месте. А цепь случайностей – уже закономерность. Смотрите, после “буржуазной революции” 91-го в искусстве царит засилье авангардного направления. Не то чтобы оно внове – разумеется, нет, оно существовало всегда. И в XIX веке, если помните, когда в стенах загнившей академической школы уже нечем было дышать, тринадцать «отщепенцев»-передвижников
сказали: “Фу ты! Пора открыть форточку!” Так и нынче народ утомился от постоянства идиотизма жизни. И тут же возникли силы, ориентированные на разрушение всего и вся. Под лозунгом пролеткульта прошлого столетия: “Сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы!” Долой все! Да здравствует новое, неведомое, чего никто никогда не видел и не создавал! Эти новые течения... Человек фекалиями пишет этюды Лондона. Собственными причем. И видно, что соблюдает диету: то помидоров побольше поест, то там огурчиков – чтобы цвета-то разные получить. И приглашает на открытие экспозиции иностранных послов (впрочем, те почему-то не идут) и центральное телевидение. И смех, и грех!.. Другой на выставке в Брюсселе вьет гнездо и голый высиживает яйца. Нормально? Во всяком случае, предсказуемо. Но это не искусство, а декларация отрицания искусства. Как у Малевича: вот вам черный квадрат – творите заново, стартуйте с нуля. Ну да что я вам рассказываю – об этом трактаты написаны, тома целые.

«ПИРАМИДОН» ВЫШЕ ГОЛОВЫ

Скульптуры в мастерской выстроились рядками: Николай Рубцов, наш земляк адмирал Николай Кузнецов, бывший губернатор Николай Подгорнов...
-Портрет Николая Михайловича я делал, когда он только-только вышел из заключения. Встретились мы здесь, в мастерской, он позировал. Ведь все помнят прекрасно, что в тюрьме человек сидел, был осужден, как принято говорить, а вот что оправдан – как-то подзабыли. Мнение-то общественное не само по себе складывается, его по кирпичикам собирают-выстраивают. И как воздвигнут «пирамидон» выше головы, так уж и не отмыться от этого мнения вовек...
Сам Александр Михайлович в юпитерах общего внимания тоже фигура далеко не однозначная. И соображения, суждения, слухи и пересуды о нем ходят полярные.
-На язык я не больно воздержан. Натреплешь чего, потом глядишь -слова твои перевернули, в другой контекст вставили и тенденция-то наметилась в худую сторону. Вроде бы и не такой я совсем... А более-менее объективной картины и не получается! -задумывается на миг и хохочет. -Ну, конечно, объективной с моей точки зрения! А вообще-то я разный. Пусть делают из меня кого хотят: хоть скульптора с именем, хоть председателя правления и бухгалтера (Шебунин возглавляет череповецкое отделение Союза художников России. -Н.Е.). Задумки пробивать, памятники безвозмездно устанавливать, ямы для них собственноручно копать – ну где еще такого идиота найдешь?
-Много шума поднялось вокруг таблички, которую вы повесили на здании Дома художников...
-Вы имеете в виду, что вконец оборзевший Шебунин, проникшись диким самодовольством, в целях восхваления своей персоны установил самому себе мемориальную доску? Самое интересное, что отчасти это правда. Не бывает художника без амбиций! Не уверенный в себе, зависимый от чужих понятий человек и в творчестве вторичен. Но я не о том примитивном тщеславии: гли-ко, присобачил вывеску и радуется, убогий! Самому мне эта табличка как мертвому припарка! Плевать хотел! Хотя там правда написана, и даже не вся, потому что означенные памятники городу подарены. И тоже, кстати, не славы ради, а потому что в казне никогда не находится денег на оплату. А табличка – всего лишь еще один аргумент в конфликте между муниципалитетом и художниками за здание, где расположены мастерские. Я, как лидер, обязан был это сделать. Попытка – не пытка. И стесняться мне нечего. Что сделано – то сделано, что было, то и есть. Моя личная заслуга, наверное, и не в памятниках. А в том, что мне не раз удавалось повернуть общественное сознание нашего уездного Череповца, что частицу прошлого удалось спасти. Наша общественная организация «Старый город» в свое время ратовала против сноса развалюх на Советском. Весь Череповец крутил пальцем у виска, жители так называемого “исторического центра” писали открытые письма: “Нас заставляют умирать в архитектурных памятниках!” Прошло несколько лет. Воскресенский отреставрирован, вычищен, вылизан – картинка, право слово, предмет общей гордости. И никто старых споров не помнит. Все уверены, что так оно всегда и было. Так вот пусть нам и мне нынешний Советский памятником будет, а не таблички всякие!
-Стало быть, не все в городе так уж плачевно, есть и положительные моменты?..
-Улавливаю подтекст: дескать, человек-то по натуре негодящий, злющий, все бы ему кусать. А кусать-то вроде как и повода не представляется... Да слава Богу, что у нас многое нормализовалось, встало на свои места, на накатанные рельсы. Но и упущений, прорех много – и было, и есть, и будет. И я всегда латал их как мог, не ожидая, когда это сделают другие.

НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ –ВЕЧНАЯ ДРАМА

-Представьте себе: 89-й год, конференция Союза художников. Присутствует вся областная партийная верхушка. А я в ту пору исследовал биографию никому еще особо не известного череповецкого головы Милютина. Возьми да брякни: мол, нам с Ивана Андреевича надо пример брать, обустраивать каждому свой участок, тогда и в целом дела благополучно пойдут.
Секретарь по идеологии багровеет: «С Милютина?! Пример?! Он же ярый сторонник монархии! Еще посмотреть надо, какой ты, Шебунин, коммунист!» И давай угрозами сыпать. Но партийных товарищей понять можно. У них работа такая. Но ведь на этой конференции и некоммунисты сидели, художники. И когда начальство принялось кричать «ату его!», зал затих. Гробовое молчание. Я шел с трибуны, и шарахались от меня, как от прокаженного. Что же он, дескать, такое вывез! Не попал я, в общем, в русло. Несвоевременным оказалось предложение. А впрочем, всякий путь от идеи до воплощения извилист. Процесс раз за разом протекает по схеме: сначала смотрят на тебя как на сумасшедшего и машут руками, спустя срок признают – в этом что-то есть, а потом уже и представить не могут, что когда-то было иначе... Так вот, не минуло и десяти лет, приближается 150-летний юбилей Милютина. Поднимается шумиха: Милютин – свет в оконце, и надо бы увековечить его память. А память-то уже увековечена – туалетом на могиле в Комсомольском парке. Но разговоры такие идут, что средств на снос, как водится, нет. Тогда “Старый город” приглашает прессу (а она была настроена прогрессивно и начинания наши поддерживала) и скромненько возлагает цветы на асфальтовую дорожку не совсем чтобы подле туалета – это кощунственно – но рядом. На следующий день просыпаются горожане – туалета нет. Такие вот метаморфозы. А потом уж появился бюст Ивана Андреевича.
-А если всякий раз через тернии, то зачем вообще надо?
-Да затем, что есть понятия чести и совести. И затем, что философия “лучше подстроиться, чем шишки набивать” – не по мне! Когда обнажаешь душу, разум, сердце и говоришь правду, некоторым она кажется кривдой. Но я еще в детстве в дневниках писал: быть самим собой. Чего и другим желаю. Впрочем, как хотят. Пусть каждый строит жизнь согласно собственному разумению. Но если ты все время юлишь, “с линией партии колеблешься”, как же ты тогда состоишься как личность, как творец?

«ВОКРУГ КОЛА ДА МОЧАЛА»

-Кстати, о художнике и власти...
-Власть и художник – сплошные заигрывания. С одной стороны, художник не может не предлагать себя – жить на что-то нужно. Вопрос в том, делает ли он это с достоинством или согбенно, в ресторанном духе: чего-де изволите? Последнее любому руководству приятно: ему нужно стабильное подчинение. С другой стороны, и власть ухом водит, как лошадь, ловит исходящие от людей творческих сигналы. Настраивается на волну народного настроения и сообразно с ним выстраивает политику. И если честно, то художник “неудобный” всегда больше пользы обществу принесет, чем тот, что подстраивается и поддакивает.
-Почему?
-Да неужели непонятно? Наверху, очевидно, люди далеко не глупые, но ведь в каждую мелочь вникать не станут? А эти, которые “чего изволите?”, умудряются заранее за них подумать. Подсовывают “правильный” и “идеологически выдержанный” продукт, который власть исправно принимает за объективный и видит мир искаженным и перекошенным. Отчего испокон века короли юродивых и шутов привечали? Чтобы беспристрастно ориентироваться в происходящем, чтобы не завести государство в тупик, чтобы с ума не сойти, в конце концов! Ведь сумасшествие – не что иное, как неадекватное восприятие действительности...
Я себя ни к шутам, ни к юродивым не причисляю. Просто привык считать: самое главное – чувство собственного достоинства и справедливость. Сегодня привилегия говорить, что думаешь, дорого обходится. Но другого-то пути нет. Нельзя же все время на карачках вокруг одного и того же кола да мочала!..
Наталья ЕЛИСЕЕВА.
Фото А.МЕДВИДЯ.

Приглашаем на нашу страницу http://kyrier.km.ru 

Подпишитесь на наши рассылки!

Рассылки Subscribe.Ru
Череповец - Политическая жизнь
Череповец - Крупный бизнес и экономика
Череповец - малый и средний бизнес
Череповец - Культура и Искусство
Череповец - Информационные и компьютерные технологии
Череповец - Интернет
Череповец - Жизнь молодежи
Череповец - Жизнь среднего класса
Череповец - Спорт
Череповец - Отдых и досуг
Череповец - Вокруг права
Череповец - Средства Массовой Информции

 

MAFIA's Top100 become number one

MAFIA's Top100 SpyLOG

Для предложений пишите сюда - vil@tchercom.ru

"Курьер OnLine" 2000-2001

Перепечатка - только с разрешения редакции и ссылкой на данную страницу


RLE Banner Network RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное