Гештальт
Выпуск 36
Гибкость
Постоянное изменение окружающего мира, вызываемое как его собственной природой,
так и тем, что в нем делает человек, требует гибкости и изменчивости форм и способов
взаимодействия с окружающим миром, в том числе и с людьми. Непрерывные изменения
его поведения совершенно необходимы для его выживания.
Можете ли вы с уверенностью сказать, что человек, с которым вы общались вчера
по какому-то вопросу, сегодня ни на йоту не изменит своего представления о теме
вашего разговора? Трудно предполагать какую-либо неизменность даже в таких вопросах,
даже с исключительно устойчивыми в своих взглядах людьми, исходя их того, что
процесс мышления у большинства людей непрерывен, и новые идеи и мысли могут
возникать в большом количестве. И то, что казалось совершенно ясным вчера, может
обрасти новыми сомнениями сегодня. Потому что меняется мир вокруг нас, и меняемся
мы непрерывно.
Психологические проблемы возникают тогда, когда человек оказывается неспособным
изменять свой образ действия и отношения с окружающим миром и людьми. Если человек
привязан к устаревшему образу действия, к жестким формам восприятия себя, других
и мира в целом, он теряет способность удовлетворять свои потребности, в том числе
социальные и психологические.
В каждый момент времени человек движется на социальном или психологическом уровне,
устанавливая баланс между своими личными потребностями и требованиями общества.
Его трудности в установлении этого баланса возникают не из желания отвергнуть
такого рода равновесие, а из неправильности движений, призванных его устанавливать
и поддерживать.
Человека, который в поисках точки равновесия переступает через границу контакта,
заходя на сторону общества так, что он оказывается с ним в остром конфликте,
называют преступником. Если же в поисках равновесия человек все более отходит
назад и допускает преувеличенные посягательства общества, которое перегружает
его своими требованиями и в то же время отчуждает от общественной жизни, если
человек дает обществу побуждать и формировать себя – его называют невротиком.
Он не умеет ясно видеть свои потребности и удовлетворять их, достаточно определенно
отличать себя от остального мира, ставит общество выше самой жизни, а себя –
ниже. Преступник так же не может отличать себя от остального мира, из-за чего
он не видит потребности других и пренебрегает ими, но он, в противоположность
невротику, ставит себя выше жизни, а общество – ниже.
Когда человек и группа (семья, государство, социальный круг, коллеги) испытывают
в одно и то же время различные потребности, и человек не способен решить, какая
из них важнее для него в этот момент, возникает внутренний конфликт. В ситуации
конфликта потребностей человек должен быть способен к принятию ясного и определенного
решения. Приняв такое решение, он либо остается в контакте с группой, либо уходит
из группы, поскольку его личная потребность проясняется для него как более важная
и актуальная. Он временно должен пожертвовать менее важной потребностью ради
более важной. Ни для него, ни для окружающих это не связано со сколько-нибудь
значительными последствиями и потерями. Если же он не способен к различению и
не может принять решение или если его не удовлетворяет то решение, которое он
принимает, он не может ни полноценно находиться в контакте, ни полноценно уйти.
И это отрицательно действует и на него, и на окружающих.
Как правило, такое поведение провоцируется привычкой действовать так, а не иначе,
например, привычкой избегать конфликта любыми способами, и тогда пытаться удовлетворить
и потребность группы, и свою, тогда как они между тем находятся в противоречии
друг к другу.
Рутина и привычки – это установившиеся в детстве функции, призванные когда-то
найти наиболее безопасный способ существования, но не актуальные во взрослой
жизни, и любая необходимость изменить эти привычки требует того, чтобы они заново
стали предметом осознавания, как действия, направленного на достижение чего-то.
И тогда смотреть: это что-то действительно актуально сейчас для меня, или это
привычка? Сама мысль об изменении таких привычек предполагает возможность альтернативных
способов мышления и действия. И здесь без осознавания не может быть представления
о выборе.
Попробуйте замечать, как вы обычно действуете в той или иной ситуации, по привычной
схеме, как общаетесь с начальниками или подчиненными, с родственниками (родителями,
детьми), со случайными встречными на улице, которые спрашивают у вас «как пройти»
или «сколько времени». Как вы обычно ведете себя с мужчинами? С женщинами? Посмотрите:
что вы обычно говорите при этом, каким голосом? Каковы ваши жесты, осанка? Чем
это вызвано? Какого результата вы, таким образом, хотите добиться? Что это значит
для вас? Насколько актуально достижение такого ответа (действия, реакции) для
вас сейчас в каждой конкретной ситуации?
Все вопросы, мнения, пожелания, ругательства и пр. присылайте на n_rubshtein@mail.ru
- мой адрес и заходите на http://rubstein.dancesport.ru" - мой сайт, там можно
узнать, как записаться на индивидуальную консультацию.
Проживайте свою жизнь сами!
Не доверяйте этого делать другим!
Нина Рубштейн