Продолжаю публикацию статей из нового сборника Российский Гештальт:
Эту и другие статьи в сборнике «Российский Гештальт 6» вы можете приобрести в Московском Институте Гештальта и Психодрамы. Телефон секретаря: 207 11 57
Очень интересны взаимоотношения ведущего и группы. С одной стороны, он является частью группы, имеет статус «на равных» с участниками. С другой стороны, ведущему группы, как и на индивидуальной терапии, важно быть в контакте с группой, а значит быть отдельным «организмом». Когда мы говорили о «болезнях» долгосрочных групп, то, скорее, следовало бы говорить о феноменах на границе контакта двух «организмов»: ведущего и группы.
Ведущему группу важно четко определить свою позицию.
Как человек он, безусловно, «наравне» с любым участником: он также делится своими чувствами, он может ошибаться и признает свои ошибки, он развивает свои отношения с участниками группы, он может делать свои предложения по дальнейшей групповой работе (попросить перерыв, если устал, или предложить свое упражнение), поделиться с группой своим опытом, быть незнающим или радостным или испытывать злость.
Как ведущий группы он является экспертом в области содержания обучения, он распознает и предъявляет группе феномены, которые в ней возникают, он помогает группе определить групповую фигуру и направление развития, он определяет жанр работы и условия участия.
Кроме того, ведущий является более проработанным (т.е. он прошел и продолжает проходить свою индивидуальную терапию) и учит на своем примере, как быть открытым и ясным, как давать конструктивную критику, как уважать другое мнение, как осознавать свой опыт, как поддерживать, как быть живым.
Много внимания ведущий уделяет и каждому участнику группы как индивидуальности. Мне кажется, что для гештальтиста не так важно охарактеризовать участника как «лидера», «аутсайдера», «антилидера». Это слишком упрощенная схема.
Гораздо более полезным является умение уважать и поддерживать такие личностные особенности, как индивидуальный темп, манеру речи, индивидуальный стиль.
Например, на выполнение какого-либо упражнения ведущий дает определенное время. Практически всегда кто-то не успевает. Ведущий может сказать: «найдите способ закончить это упражнение и возвращайтесь в общий круг» или что-то похожее. Но в группе может оказаться человек, который не успевает всегда. В группе растет раздражение на этого человека. Но, скорее всего, это индивидуальная особенность человека, и он ощущал на себя раздражение всегда: в школе, в институте, на работе, а теперь
здесь—в психологической группе. Для него это норма («Я—копуша, это плохо, я заслуживаю раздражения»). Он старается делать быстрее, но не может. Если ведущий присоединится (пусть и не осознанно) к группе и будет просто терпеть, для этого человека путь принятия себя медленного будет здесь закрыт. А если посмотреть на этот эпизод в групповом контексте, то появляются «в воздухе» следующие обобщения: «есть темпы хорошие, есть—плохие», «можно родиться с подходящими индивидуальными особенностями, можно—с не подходящими»,
«у меня—подходящие, значит я лучше». Так мы сами делаем аутсайдера.
Я очень подробно разбираю эту ситуацию, чтобы было понятно, сколько таких «пустячков» может происходить в группе, сколько из-за них может витать в воздухе невысказанных, противоречивых посланий.
Подумайте над другими словами ведущего: «Я вижу, ты не успеваешь. Возьми себе еще время. Мы сделаем перерыв или подождем тебя в кругу. Не торопись! Очень важно, чтобы мы уважали друг друга, давали друг другу возможность быть в том темпе, который нам более комфортен. Здесь мы не соревнуемся в скорости».
Ведущий обращает для себя внимание и на другие особенности участников: Андрей очень редко говорит о приятных вещах, он критикует или говорит о своем недовольстве; Вера вызывает у меня напряжение, я пока не понимаю, почему; Наташа очень меня поддерживает тем, что она мне доверяет и ей здесь очень интересно; Максим обладает потрясающим чувством юмора, но иногда он может «зашутить» важную для группы тему, Соня вызывает агрессию других участников группы, как она это делает? Марина
обижается на любое замечание, похоже, у нее очень мало ресурсов, и ей нужна поддержка и т.д. А потом включает это в работу.
Еще что важного делает ведущий—привносит определенную этику. То, что позволяет—не замечает—допускает время от времени ведущий, считается участниками этичным.
Примеры:
—говорить в присутствии человека о нем в третьем лице («в этой сессии я видела, что она...»); лучше все же «я увидела, что Катя...»;
—давать обратную связь, но обращаться не к тому, кому она предназначена (а к тренеру, соседу), здесь тоже появляется третье лицо. «Я хочу сказать Кате, что она...»—лучше: «Катя, ты...»;
—быть неуважительным в высказываниях о людях (все равно где), особенно при обсуждении клиентов, супервизируемых, участников групп. Даже если много юмора;
—позволять в своем присутствии участникам быть неуважительными друг с другом.