Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] "Нелишние люди" номер 2 2-ая и 3-ая полосы

Не общество для инвалидов, а инвалиды для общества!

СЕРГЕЙ ЛЕВЧЕНКО
ВИДИТ ИНВАЛИДОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

От редактора: Информация, предназначенная для газеты, как известно - продукт
скоропортящийся. Но этот материал приобрёл значимость и актуальность именно
сейчас, когда знаем: Сергей Левченко - наш губернатор. Встреча инвалидов,
прошедшая в конце августа этого года с кандидатом в губернаторы Иркутской
области и предпринятая на ней попытка иркутских коммунистов хотя бы в первом
приближении познакомиться с инвалидами Иркутской области, их насущными
проблемами и надеждами, благодаря победе Сергея Георгиевича Левченко на
губернаторских выборах имеет все шансы на продолжение - уже в практическом
воплощении.
Для этого требуется и много, и мало одновременно - политическая и
человеческая воля первого лица нашей области, чего мы с нетерпением ждём и
на что надеемся.

25 августа, накануне первого тура губернаторских выборов, в Иркутском
областном комитете КПРФ состоялась встреча представителей инвалидных
объединений Иркутска, Ангарска и Шелехова с депутатами Государственной Думы
РФ Сергеем Левченко и Олегом Смолиным.
Тему встречи предложили сами инвалиды - проблемы взаимодействия инвалидов и
инвалидных объединений с органами власти.
Открыл встречу Олег Николаевич Смолин, отметив в начале своего выступления,
что это его третий приезд в Иркутск и каждую поездку в регионы он
рассматривает как возможность не только поделиться тем, что знает, но и
послушать о том, какие есть проблемы в регионах.
- Всем понятно, что в стране кризис, причём на сей раз самостийный - не
мировой, а наш. Мне, во всяком случае, понятно, что проблема не во внешней
политике, а в политике внутренней. Напомню, что ещё в 2013 году никто иной,
как Дмитрий Медведев, говорил, что положение в нашей экономике - кисляк. Это
уже потом он стал говорить, что наши проблемы от Крыма, от санкций, но ещё в
2013 году он говорил, что проблем - вагон.
Всем понятно, что правительство, в особенности Минфин, всю тяжесть проблем,
вызванных кризисом, пытается переложить на тех, у кого их и без того много.
При этом мы никак не решаемся затронуть интересы так называемых олигархов.
Понятно, что политика по отношению к нашему брату, человеку с инвалидностью
- это часть общей социальной политики, а на социальную политику денег
всегда не хватает, потому что, условно говоря, их не хватает олигархам. Без
всякой политики, по данным швейцарского агентства <<Кризис УИС>>, в России
110 долларовых миллиардеров владеют 37% всего национального богатства. Ни в
одной стране большой двадцатки мы ничего подобного не наблюдаем. Если
внешняя политика ещё как-то поменялась, то внутренняя политика, увы,
меняется слабо. На мой взгляд, Алексей Кудрин зря ругает современное
правительство - оно свято следует его заветам.
Далее Олег Смолин кратко остановился на ключевых вопросах, напрямую
затрагивающих людей с инвалидностью:
- Определение инвалидности. Переходим на балльную систему. Выступавшие в
моей телепрограмме <<От прав к возможностям>> заместитель министра труда
Пудов и Дымочко говорили, что при переходе на балльную систему никто не
пострадает. Сегодня в Иркутске я впервые услышал, что стали активно снимать
инвалидность с людей, у которых она была. Если такое есть, то сообщайте,
чтобы мы вовремя стали стучать во все барабаны.
Пенсии. Считается, что в этом году пенсии проиндексировали по полной - по
официальной инфляции в 12 с небольшим процентов. На самом деле мы прекрасно
понимаем, что инфляция, конечно, не 12%, а значительно больше. Обычно так
называемая социальная инфляция (или рост цен на товары первой необходимости)
бывает примерно в 2-2,5 раза больше официальной инфляции. В прошлом году
независимые журналисты смотрели так называемый индекс <<Оливье>>, то есть
цену знаменитого салата. По их данным она за прошлый год выросла на 30%. Но
ещё более печальное состоит в другом. Рассматривается предложение (вероятно,
к нам с ним будет выходить правительство), чтобы пенсия росла настолько,
насколько растут доходы бюджета и Пенсионного фонда. При этом все
предложения о введении прогрессивных налогов, как во всём мире,
категорически отвергается большинством в Госдуме. Нам говорят одно и то же:
всё равно платить не будут. То есть с олигархов взять не можем, значит,
возьмём с инвалидов, с детей, с интеллигенции, с ветеранов.
Медицина. По данным Эллы Панфиловой, в России 70% людей обеспокоены
ситуацией в медицине. Ввели одноканальную медицину, в которую очень часто не
вмещаются люди с инвалидностью. Кстати, для себя, для госчиновников высокого
уровня, для депутатов парламента осталась бюджетная медицина, для всех
остальных - страховая. От 80 до 90 % всех получателей льготных лекарств не
довольны ситуацией.
Посмотрели мы внимательно Конвенцию ООН о правах инвалидов. Там написано
чёрным по белому, что должны удовлетворяться потребности человека с
инвалидностью, не только общие для него с другими людьми, но и специальные.
Мы посмотрели в закон <<Об основах охраны здоровья граждан>> - ничего. Закон
таких вопросов не решает, а посылает нас к программе оказания бесплатной
медицинской помощи. Там одно только упоминание - касающееся дополнительного
питания для детей-инвалидов. Отправляю запрос Веронике Игоревне Скворцовой и
получаю ответ о готовности сотрудничать, но в новой программе о госгарантиях
(а она утверждается ежегодно) тоже ничего не появилось.
Рабочие места для инвалидов. Данные расходятся. По данным Счётной палаты, в
конце 80-х годов у нас было 22% работающих от общего числа инвалидов, на
2010 год - 8% работающих. Минтруда считает от общего числа инвалидов
трудоспособного возраста. По их данным у нас 24% инвалидов работает, но при
этом забытая всеми <<Программа 2020>> ставила задачу поднять этот показатель
до 40%. Вроде бы принят закон о квотировании рабочих мест для инвалидов,
представляющий робкий шаг вперёд. Смысл этого закона заключается в том,
чтобы разрешить регионам устанавливать квоту для организаций с численностью
работников более 35 человек. В разных регионах России закон о квотировании
работает по-разному.
Технические средства реабилитации. Как известно, есть федеральный и
региональный перечни. По федеральному перечню мы много раз пытались
поднимать вопрос о расширении перечня ТСР, которые должны выдаваться
бесплатно. Ответ Министерства труда всегда примерно одинаков: <<Понимаешь,
что деньги не мы даём? Или убеди Минфин, чтобы он дал нам больше денег, или
скажи, что изъять, чтобы включить что-то новое>>. Поэтому федеральный
перечень не меняется около 10 лет. На региональном уровне где-то удаётся
этот вопрос продвинуть, но это зависит от приоритетов, установленных в
конкретном регионе.
Программа <<Доступная среда>>. Первоначально она принималась на 2011-2015
годы. Очень хорошо помню, как в марте 2014 года в Сочи было заседание Совета
при правительстве по попечительству в социальной сфере. Меня туда
пригласили, и я там от имени инвалидных организаций и паралимпийского
комитета России задал вопрос председателю правительства Медведеву о
продлении программы. Дмитрий Анатольевич в заключительном слове сказал, что
принимает решение о продлении программы на 2016-2020 годы. Я думаю, вы
прекрасно понимаете, что эту программу в России надо продлевать не на 10, не
на 20 лет. Проблем столько, что не понятно, когда же доступная среда будет
обеспечена. Каковы будут объёмы финансирования программы, пока не понятно -
бюджет мы увидим в конце сентября.
Очень много вопросов из регионов идёт по поводу того, как реализуется
программа <<Доступная среда>>. Ключевых тем две. Первая - что в первую
очередь обеспечивать доступной средой. Очень часто это бывают
административные здания. Между тем, по данным экспертов ОНФ (а я с любыми
организациями по этому поводу сотрудничаю) 70% зданий, где расположена
медико-социальная экспертиза, доступной средой не обеспечено. То есть там,
куда люди с инвалидностью идут в первую очередь, доступной среды нет. Вторая
тема - как эта доступная среда обеспечивается. Очень часто бывает так:
пандус поставили, на крыльцо въехали, а далее - ступени, ведущие на 1-ый
этаж.. Хорошо известная всем история. Именно поэтому мы всегда говорим:
привлекайте общественные организации инвалидов, привлекайте их в экспертизы.
Никто лучше самих инвалидов не знает, что им нужно Принцип известен во всём
мире, прописан в Конвенции ООН о правах инвалидов: <<Ничего для нас без

Образование инвалидов. В последнее время изменилась тенденция. Если прежде я
получал большинство писем таких: <<Мы хотим, чтобы наш ребёнок учился в
обычной школе, а нам не дают>>. Последние 2-3 года я получаю больше других
писем: <<Мы хотим, чтобы наш ребёнок учился в коррекционной школе, а нам не

какая-то девушка-активистка кричала мне: <<Нельзя доверять родителям выбор,
где учиться их ребёнку! Пусть специалисты решают, где должен учиться
ребёнок!>>. А я ей говорю: <<Нельзя железной рукой загнать человечество к
счастью. Да, надо выслушать мнение специалистов, но решение должно
приниматься родителями>>. Мы подготовили законопроект, по которому закрывать
коррекционные школы можно только по решению родителей, выраженному мнением
общего собрания. Мы вообще считаем, что коррекционные школы должны
оставаться ресурсными центрами, в которых учителя обычных школ могли бы
смотреть, как следует организовывать работу с детьми-инвалидами.
Жильё и ЖКХ. Право на жильё. Специально этот вопрос рассматривался на
президентской комиссии по делам инвалидов. Я - член этой комиссии. Здесь
несколько вопросов, касающихся нашего брата-инвалида. Первое. По Жилищному
кодексу РФ предоставлять жильё можно только малообеспеченным. Если человек с
инвалидностью немножко работает, да плюс пенсия по инвалидности, тогда, как
правило, у него доход выше прожиточного минимума. Сплошь и рядом он под
малообеспеченную категорию не подпадает. Второе. Под обеспеченные он не
попадает тем более, и у большинства наших людей платить ипотеку нет
возможности. Третье. До недавнего времени банки отказывались давать ипотеку
инвалидам, даже если их доходы это позволяли. После заседания комиссии,
после специального совещания в Минстрое, в котором я тоже участвовал, была
принята рекомендация, которая запрещает банкам отказывать в ипотечном
кредитовании людям с инвалидностью. Но это решился лишь самый простой вопрос
из трёх перечисленных. Остальные вопросы не решены, они требуют изменений в
Жилищном кодексе. Будем стараться вернуть в Жилищный кодекс то, что там было
до того, как его испортили в 2010 году.
СМИ. Вообще, социологические опросы показывают, что отношение к нашему брату
не самое благоприятное в обществе. И это касается не только инвалидов. Я
недавно посмотрел результаты европейского социального исследования. Они для
нас печальны... Если во времена царей и генсеков мы были страной общинной,
соборной, коллективистической, то теперь мы страна очень атомизированная.
Если в советское время мы были одним из мировых лидеров по ориентации на
постматериальные (духовные) ценности, то сегодня мы примерно вдвое уступаем
государствам Европы по этому показателю.
/Выноска/
В нашей любимой стране в моде конкурентный индивидуализм, когда человек
получает удовольствие не только от собственного успеха, но и от поражения
другого человека. Естественно, это сказывается на людях с инвалидностью.

Общественное сознание от советского уровня ушло намного вниз - и это во
многом связано с позицией средств массовой информации. Мы многократно
предлагали ввести своеобразное квотирование материалов, как минимум - на
государственных СМИ. Условно говоря, есть 10% населения с инвалидностью -
давайте 10% программ по этой проблематике. Это пока не очень удаётся. Назову
из того, что есть, свою программу на Общественном телевидении <<От прав к
возможностям>>, другая программа на радио - <<Равные среди первых>>. Это -
программа о выдающихся литераторах с инвалидностью. Ключевая идея, которую
мы пытаемся проводить везде: люди с инвалидностью - это не балласт, а часть
нашего человеческого потенциала. Хотим поднимать человеческий потенциал
страны - должны создавать возможности, чтобы в этом могли участвовать люди с
инвалидностью.
В заключение скажу: серьёзные экономисты утверждают, что в XXI веке
модернизировать страну можно только базируясь на человеческом потенциале.
Участники встречи поднимали различные вопросы - от участия инвалидов в
политическом процессе до адаптивного спорта.
Автор настоящего материала посвятила своё выступление работе иркутских
коммунистов с инвалидами области:
- Большинство из присутствующих здесь - люди, рождённые в СССР. Традиционно,
какие бы политические перипетии не произошли в стране за последнюю четверть
века, компартия по-прежнему ассоциируется у нас с идеалами социальной
справедливости. Однако, к сожалению, работа Иркутского отделения КПРФ с
инвалидами на сегодняшний день не ведётся системно. Отсюда и результат:
инвалидные объединения стремятся прислониться к партии власти, присягают ей
в надежде получить материальные блага на решение стоящих перед инвалидами
проблем. Между тем, по статистике, каждый десятый гражданин РФ имеет статус
инвалида, а значит, в целом эта категория обладает огромным политическим
потенциалом. Очень жаль, что до настоящего времени этот потенциал не
востребован коммунистами ни в качестве членов партии, ни в качестве активных
её сторонников. Следует также понимать, что многочисленные, годами не
решаемые проблемы инвалидов именно потому тяжело продвигаются к решению, что
в органах власти ничтожно мало людей с инвалидностью. В этой связи КПРФ
должна рассматриваться инвалидами региона в качестве политического лифта для
попадания наиболее достойных их представителей на все этажи и ветви власти
для решения наболевших проблем с властными полномочиями в руках. Обращаю
внимание членов Иркутского обкома КПРФ на такое положение дел и выражаю
надежду на скорейшее исправление ситуации. Заручившись поддержкой инвалидов
области, КПРФ увеличит число своих сторонников, усилит свои позиции и
увеличит шансы на победу в ближайших и будущих выборах.
Председатель Ассоциации некоммерческих организаций инвалидов <<ПРИБАЙКАЛЬЕ>>
Сергей Макеев прокомментировал выступление Олега Смолина и дополнил его
применительно к проблемам нашего региона. Он затронул также актуальную
тему взаимоотношений власти со всероссийскими организациями инвалидов и
другими общественными инвалидными объединениями:
- В Федеральном законе <<О социальной защите инвалидов>> содержится норма,
по которой все программы, меры поддержки инвалидов должны согласовываться
органами власти с объединениями инвалидов. У властных структур годами и
десятилетиями сложилась практика согласования всех вопросов, касающихся
инвалидов, исключительно со всероссийскими инвалидными организациями: ВОИ и
ВОС. Парадокс состоит в том, что даже когда всероссийские инвалидные
объединения устраняются от защиты интересов инвалидов по ряду принципиальных
вопросов, а ставят их перед властью представители других общественных
организаций инвалидов, то к процедуре согласования принимаемых решений
по-прежнему допускаются только упомянутые всероссийские организации. Причина
таких властных предпочтений нам понятна. Региональные лидеры инвалидов
Всероссийских обществ (как правило, бессменные) в большинстве вопросов
занимают соглашательскую позицию, предпочитая скорее предать интересы членов
своих организаций, нежели пойти на конфликт с властью и проявить
принципиальность. В результате мы наблюдаем, как без сучка без задоринки на
областном уровне принимаются долгосрочные программы-пустышки, а инвалиды
всей области годами не могут дождаться существенных, качественных изменений
в области доступной среды, образования, трудоустройства и многого другого.
Также хотелось бы обратить внимание на особенности взаимодействия
руководителей социального блока правительства Иркутской области с
общественными организациями инвалидов.
В период подготовки круглого стола на тему <<Доступная среда как условие
соблюдения конституционных прав людей с ограниченными возможностями здоровья
(подведение итогов)>>, который проводился Иркутской Региональной
Ассоциацией некоммерческих организаций инвалидов <<ПРИБАЙКАЛЬЕ>> при
поддержке регионального отделения ОНФ, мы запросили у министерства
социального развития, опеки и попечительства Иркутской области информацию о
том, как проработала программа <<Доступная среда для инвалидов и других
маломобильных групп населения>> в нашей области, насколько эффективно были
потрачены бюджетные средства по упомянутой программе.
В преддверии пролонгации федеральной программы <<Доступная среда>> нам
хотелось посмотреть эффективность нашей региональной программы, сделать
определенные выводы, подготовить конструктивные предложения. Однако от
министерства мы получили шокирующий ответ. Оказывается, на территории
Иркутской области программа <<Доступная среда для инвалидов и других
маломобильных групп населения>> вообще не разрабатывалась, а с 1 января 2014
года действует подпрограмма с тем же названием. То есть, по существу данного
ответа, у нас в регионе никогда не разрабатывалась и не реализовывалась эта
программа, а разрабатывалась лишь подпрограмма <<Доступная среда>>, которая
реализуется с 1 января 2014г.
Средства массовой информации Иркутской области твердили нам с октября 2010
года, что в нашем регионе разработана и будет реализована с 1 января 2011
года программа <<Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп
населения>>, чиновники всех уровней отчитывались о проделанной работе - и
вдруг, когда о результатах проделанной работы спросили инвалиды-колясочники,
основные благополучатели данной программы, оказалось, что ничего и не было.
Возникает резонный вопрос: для кого работает исполнительная власть нашего
региона, чью волю она исполняет?
Подобного рода ответы дискредитируют не только исполнительную власть
Иркутской области во главе с губернатором, но и органы Федеральной власти, и
государственную службу в целом. Всё-таки данная программа предполагает
софинансирование из Федерального бюджета. Наверное, на федеральном уровне
также сильно удивятся данному ответу.
Ответ подписан разработчиком региональной программы <<Доступная среда для
инвалидов и других маломобильных групп населения>> заместителем министра
социального развития, опеки и попечительства Макаровым Алексеем Сергеевичем.
Мы получаем не первый подобный ответ от Алексея Сергеевича: реализуется
программа, предназначенная для людей с ограниченными возможностями,
исполнителем которой является министерство социального развития, опеки и
попечительства Иркутской области, она рекламируется средствами массовой
информации, а по окончании программы, когда благополучатели спрашивают о её
результатах, им приходит ответ - <<не разрабатывалась, не реализовывалась>>.
Сергей Макеев в качестве наказа будущему губернатору Иркутской области С.Г.
Левченко рекомендовал учесть специфику взаимоотношений власти и организаций
инвалидов с тем, чтобы в дальнейшей работе не перенять негативную практику.
Александр Варенков из Ангарска, тренер детей-инвалидов и инвалидов с
нарушением опорно-двигательного аппарата обратил внимание собравшихся на
проблему занятия спортом взрослых и детей с инвалидностью. В частности, он
посетовал на отсутствие в распоряжении инвалидов удобного помещения для
занятий адаптивным спортом. Он подчеркнул также, что зачастую чиновниками на
местах инвалидный спорт воспринимается несерьёзно, при организации
соревнований отсутствуют спортивные принципы отбора участников.
Валентин Гаврилов, общественный активист, борец за экологию Байкала, обратил
внимание участников встречи на разрастание в прибрежных водах озера
водорослей, что является показателем загрязнения вод Байкала в результате
деятельности людей, и призвал будущего губернатора предпринять самые
серьёзные меры для предотвращения экологической катастрофы, а инвалидов -
активнее участвовать в экологическом движении.
Внимательно выслушав всех желающих высказаться по наиболее важным вопросам,
Сергей Левченко выразил свою позицию по заявленным участниками встречи
проблемам:
- Во-первых, я должен признать, что сказана абсолютную правду. Мы системно
не работаем с инвалидными сообществами. Это действительно так. Хотя в нашей
партийной организации, нас больше 3000 человек, людей с инвалидностью
достаточно много. Мы не считаем их ущербными. Они - наши товарищи на сто
процентов, и мы стараемся им помогать.
Другой момент. Партийных списков у нас почти не стало. Вы знаете, что
сегодня у нас одномандатные округа, и даже тех товарищей, которые у нас
давно в партии и являются инвалидами, мы не бросаем на эти одномандатные
округа, прекрасно понимая, что это не будет правильным - бросать их в эту
мялку. Я понимаю, что скажет сейчас Олег Николаевич, который 5 раз проходил
в Госдуму по одномандатным округам, но это скорее исключение, которое
подтверждает правило. Поэтому как бы то ни было, и вам нужно согласиться с
тем, что никто из инвалидов у нас пока не изъявил желания бросаться в эту
мялку.

/ВЫНОСКА/
Думаю, что было бы правильно, если бы мы инвалидов не на выборную мялку
бросали, а чтобы они присутствовали в исполнительных органах власти, во всех
органах исполнительной власти - районных, городских и областных. Главное,
что у инвалида есть опыт, он сам через это прошёл и понимает, что нужно
делать для инвалидов. В любом случае, я думаю, мы как партия будем к этому
приходить, и я на это достаточно серьёзно настроен.
Несколько комментариев по обсуждаемой теме непосредственного участия
инвалидов в политике добавил и Олег Смолин:
- Первое. Естественно, что человеку с инвалидностью пройти куда-нибудь в
законодательный орган труднее, чем человеку без инвалидности - это очевидно.
Второе. Тем не менее, это возможно. Личный опыт: пять побед в одномандатных
округах и на следующий год опять в одномандатный округ. Это действительно не
правило, Сергей Георгиевич, но если кто-то из присутствующих здесь готов
попробовать свои силы - почему нет?
Третье. Наверное, действительно, Сергей Георгиевич, нам надо признать, что
мы недостаточно внимания уделяем нашему брату. Например, думские выборы 2011
года. Все фракции в десятке, кроме нашей партии, имели представительство
людей с инвалидностью. Почему? Показать: мы эту категорию видим. Наверное,
там, где это возможно, нужно привлекать инвалидов.
Ясно же, почему иркутское общество слепых уклонилось от встречи... Поэтому
нужно более активно привлекать инвалидов, тем более, когда есть желающие. У
нас что - избыток активистов? Да у нас их дефицит!
Понятно, что из всех парламентских партий КПРФ - это партия с наименьшими
финансовыми ресурсами. И тоже понятно, почему. Многие бизнесмены хотели бы
вступить в её ряды, потому что наш экономический курс отвечает интересам не
только работников, но и социально и национально ориентированному бизнесу. Но
боятся. Свяжешься с компартией - на тебя тут же нашлют налоговую, пожарных,
кого-нибудь ещё... И будешь иметь некоторые неприятности.
Важной для собравшихся оказалась обозначенная О.Н. Смолиным позиция
относительно сроков пребывания руководителей инвалидных организаций в этой
должности. Олег Николаевич сообщил, что выступает за ограничение пребывания
на руководящей должности двумя сроками.
По традиции Олег Смолин подытожил встречу на юмористической волне:
- А завершить я всё-таки хочу на позитивной ноте. Во-первых, свой своему
поневоле - друг. Во всём мире люди с инвалидностью ориентируются на левые
партии и понятно почему. Ключевая идея левых партий - идея социальной
справедливости и социальной защиты.
И второе. У меня в Омске есть друг. Он изобретает всякие афоризмы. Один из
них звучит так: <<Российская теологическая наука сделала великое открытие.
Оказывается, наряду с семью смертными грехами есть три предсмертных. Три
предсмертных греха - это изменять Родине, торговать наркотиками и голосовать
за партию ``Единая Россия''>>.
Юлиана Терехова

*

Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru

*
Это сообщение доставлено 378 подписчикам.

Наши сайты:
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
www.inv-revda.narod.ru
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
www.vos-revda.narod.ru

Ответить   Thu, 19 Nov 2015 09:02:05 +0800 (#3336739)