Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] "Нелишние люди" номер 2 5-ая полоса

Не общество для инвалидов, а инвалиды для общества!

Примечания редактора для участников рассылки:
Некоторые материалы "Нелишних людей" сопровождаются "лирическими
комментариями" поэта и гражданина Ивана Правдорубова, которые
оформлены контрастными врезками в тексты статей. Упомянутые в стихе
Бердников Дима - это наш иркутский мэр, а Гордина Юля - это начальник
транспортного отдела мэрии Иркутска. Номера газеты переданы
сотрудниками редакции лично в руки всем нашим героям и антигероям.
РАБОТА ГОМАНА ЗАМЕТНА И СЛЕПОМУ

Уважаемые читатели, хочу поговорить с вами о транспортной доступности нашего
Иркутска.
Сразу замечу, что эта тема, с первого предъявления - <<любимая>> и
традиционная прежде всего для инвалидов любых категорий, очень актуальна и
для всех без исключения горожан.

Иркутск - областной центр, столица Восточной Сибири, студенческий город,
научный, культурный... Сколько раз из уст представителей власти мы с вами
слышим, что они изо всех сил стараются, чтобы к этим официальным и очевидным
определениям прибавилось <<крупный туристический центр>>, <<туристическая

Чтобы развернуть свою мысль, я вполне обойдусь и <<областным центром>>, так
как даже один этот статус обязывает и городские, и областные власти обратить
внимание на общегородскую культуру, на отношение к людям - живущим здесь и
приезжим.
Областной центр - это средоточие вузов и сузов, лечебных учреждений
областного значения, крупных торговых центров, спецшкол для детей-инвалидов,
исторических мест и достопримечательностей, а также многого другого, что
вынуждает, побуждает или привлекает разных людей приезжать в наш город
издалека и из ближайшего пригорода - кого-то на годы, кого-то на дни.
Очевидно, что большинство из приезжающих плохо знает город, активно
пользуясь при этом городским пассажирским транспортом.
Есть в нашем городе и люди с особыми потребностями - незрячие и
слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. И все они уж точно - пассажиры.
Сложно в нескольких словах передать всю гамму эмоций, которые приходится
испытывать, к примеру, незрячему человеку в городском транспорте, особенно
при поездке на большие расстояния. Стоит отвлечься, задуматься, перестать
отсчитывать про себя остановки - и вот ты уже потерян и растерян,
встревожен, внутренне почти паникуешь. Спрашиваешь у одного соседа: <<Где

Обращаешься к другому: <<Какую остановку только что проехали?>>, а в ответ -
тишина... Автобус между тем всё едет и едет, открывает двери, закрывает.
Тормошишь глухонемого ближнего своего - оказывается, в наушниках сидит, даже
не подозревает о том, что его спросили, сдёргивает наушники в недоумении,
как будто из другого измерения только что к нам вернулся.
А как неудобно зимой, при замёрзших окнах, да в час пик! Да ещё если пробка
на дороге. Тут уж хоть считай, хоть не считай - трудно и зрячему понять, где
стоим, что стоим. То ли помеха на дороге, то ли остановка... А бывает, что
из центра переполненный автобус останавливается только, когда есть желающие
выйти, а при отсутствии таковых может проехать подряд три-четыре остановки -
вот и попробуй, разберись, где ты.
Недавно депутат Государственной Думы РФ Сергей Тен в одном из телесюжетов
сказал, что именно по работе городского пассажирского транспорта горожане
судят об эффективности работы исполнительной власти. Трудно с этим
поспорить.
Остановлюсь на одной существенной детали в работе иркутского городского
транспорта - его <<немоте>>.
В нашем городе много протяжённых автобусных маршрутов, а вот остановки в
салонах автобусов не объявляются. На электротранспорте дела обстоят заметно
лучше, но отдалённые районы города соединяют по большей части именно
автобусы. Примечательно, что такая <<традиция>> сложилась задолго до
постперестроечной эпохи. Иркутские старожилы не припомнят, чтобы остановки
объявлялись и в 60-е, и в 70-е, и в 80-е годы прошлого века.
Я много раз подступалась к этому вопросу. Прежде всего, хотелось понять, в
чём главная загвоздка - в непонимании важности и удобства для пассажиров
объявления остановок, в банальной нехватке денег, в отсутствии технической
возможности оборудовать автобусы автоматическими громкоговорящими
устройствами (АГУ).
Вспоминается случай. Ехала как-то в <<немом>> автобусе. И вдруг по громкой
связи водитель объявляет, что машина неисправна и дальше не поедет. Стало
интересно: что ж он до поломки-то молчал, не объявлял нам остановки? При
выходе спрашиваю об этом мужчину за рулём и заодно ссылаюсь на <<Правила
перевозки пассажиров>>, которые обязывают водителей объявлять остановки.
Прямого ответа я не получила, зато водитель вслух довольно эмоционально
предположил, почему я его об этом спросила. Начиналась его фраза так: <<Тебя
чо - этой ночью твой мужик не ...>>. В общем, высказался дяденька в том
смысле, что не было у меня интимных отношений с моим мужчиной, от чего я
утром проснулась злая на весь свет, а потому хочу и ему настроение испортить
- из мести, видимо. Конечно, я - не тургеневская барышня и в обморок не
упала от пошлости и цинизма, но всё же осадок остался.
Путём рассылки различных запросов и обращений в структуры, ответственные за
работу городского транспорта, за несколько последних лет мне удалось
выяснить не много. Если подытожить собранную информацию, то выясняется, что
все водители муниципальных автобусов уведомлены о своей обязанности
объявлять остановки, о чём имеются их подписи в специальном документе. Если
всё же водитель не соблюдает этой своей обязанности, то руководитель
транспортного предприятия не имеет никакой возможности повлиять на это,
поскольку зарплаты у водителей скромные, работа нервозная, нагрузка
нечеловеческая, и если ещё и по этому поводу их гнобить, то вообще некому
будет работать - все разбегутся.
В общем, бес-пер-спек-тив-няк...
Вновь вернуться к проблеме объявления остановок в иркутских автобусах меня
побудило недавнее приятное открытие. По семейным обстоятельствам я стала
часто пользоваться 74-м маршрутом (до недавнего времени бывшим 24-м).
В силу особенностей своего восприятия (у меня 3% зрения) прежде всего
удивилась чистому дикторскому голосу, громко и своевременно объявляющему
остановки. Со временем открыла для себя строгую периодичность появления
74-го автобуса на остановках, на то, что автобус не приходится долго ждать,
не зависимо - будни это или выходные. И ещё общее впечатление - автобусы
какие-то подтянутые - не скрипят, не бренчат даже на ухабах, всякий раз
чистые как будто только что из мойки на линию вышли.
Как-то во время очередной поездки в 74-ом попросила сына: <<Посмотри
внимательно, может, где-нибудь в салоне указан телефон диспетчерской или
руководства, куда можно обращаться>>. Телефон действительно нашёлся на самом
видном месте. Решила позвонить, выразить благодарность тому неизвестному,
кто так хорошо всё организовал.
В трубке - мужской голос. Представляюсь, интересуюсь, с кем говорю и прошу
соединить меня с кем-нибудь из руководителей.
- Меня зовут Толя, Толя Гоман. Я и есть руководитель. Это мои автобусы. А
что вы хотели?
В голосе некоторая настороженность и иронические интонации.
- Звоню, чтобы поблагодарить Вас за такой необычный для нашего города
маршрут и хочу узнать, как Вам удалось всё так хорошо организовать?
- А что именно Вам так понравилось?
- Прежде всего - объявление остановок. Я - практически незрячий человек. Мне
очень комфортно ехать в Ваших автобусах.
- Нашли чему удивляться! Нормальная европейская практика. В планах ещё -
установка телевизоров в салонах автобусов. Ну и не забывайте, я -
капиталист, а на что только не пойдёт капиталист ради собственного
обогащения!
Смеётся.
- Да, но... я не знаю других таких капиталистов-перевозчиков в нашем городе,
которые бы ради наживы и ездили по графику, и остановки объявляли. Про
муниципальный транспорт вообще молчу... Скажите, дорого ли обошёлся Вам наш
пассажирский комфорт?
- Вы так расспрашиваете меня, как будто засланы конкурентами.
Опять смеётся.
Всё же мне удалось разговорить Анатолия Вильевича Гомана.
Выяснилось, что объявление остановок - это лишь одна из функций, встроенная
в единый модуль, который решает целый ряд важных задач. Среди них - контроль
за пассажиропотоком, GPS-навигатор, который контролирует, чтобы очередная
остановка объявлялась строго за 50 метров до заезда в остановочный карман,
то есть, чтобы мы, пассажиры, готовились к выходу до момента торможения
автобуса. Удобно.
Общая протяжённость маршрута во времени - 85 минут. Периодичность, с которой
ходят автобусы - 4-5 минут в будние дни и 5-6 минут в праздники и выходные.
За соблюдением графика Анатолий Вильевич следит лично. Особые его пунктики -
требования к внешнему виду водителей и к чистоте автобусов - снаружи и в
салоне. Добиться порядка на линии, по признанию Гомана - дело непростое.
Приходится и в жару, и в непогоду отслеживать водителей, которые стремятся
обойти коллег, желая больше заработать. Справедливость в оплате труда -
залог здорового психологического климата в коллективе.
Для полноты картины позвонила в отдел городского обустройства мэрии.
Довольно оперативно меня связали с заместителем начальника транспортного
отдела Евгением Викторовичем Шумейко.
Представилась жительницей Иркутска, инвалидом по зрению. Слово <<журналист>>
всегда напрягает чиновников и влечёт за собой излишнюю волокиту с
официальными запросами и ответами. К чести Евгения Викторовича, он оказался
доступен для рядового гражданина, терпелив, вежлив и искренен в общении.
- Анатолия Вильевича, конечно, знаю. Недавно с ним общались. Ваши
затруднения я понимаю. Проблема упирается в недостаток средств. Одно
говорящее устройство стоит не менее 5000 рублей. Чтобы оснастить ими все
автобусы, нужен 1 миллион рублей. Но мы работаем для решения этого вопроса.
В 2016 году планируем решить проблему с озвучкой остановок.
- Скажите, а как Гоману удалось добиться такой культуры обслуживания?
- У Гомана высокорентабельный маршрут. Кроме того, перевозка пассажиров -
это не основной вид его деятельности. Будучи успешным по основному роду
занятий, он может позволить себе всё перечисленное Вами.
- С муниципалами понятно. А почему бы частных перевозчиков не обязать
обзавестись оборудованием для объявления остановок? На мой обывательский
взгляд, делается это очень просто. В перечень условий для получения лицензии
на перевозку пассажиров добавляем всего один пункт: наличие автоматических
громкоговорящих устройств (АГУ). Хочешь заниматься этим видом деятельности -
будь добр, оснасти машины АГУ и работай на здоровье.
Евгений Викторович тут же разрушил мои представления о том, как следовало бы
поступить:
- Не имеем никакого права. Нет у нас таких полномочий - накладывать
дополнительные обременения на перевозчиков. Это незаконно.
Любопытная ситуация. Значит, в <<Правилах перевозки пассажиров>> пункт об
обязанности объявлять остановки есть, а обязать выполнять этот пункт Правил
нет никакой возможности... Как в анекдоте: <<Где логика? Где разум?>>.
В конце нашей беседы Евгений Шумейко заверил меня, что в уже не столь
далёком 2016 году горожане, наконец, вкусят плоды заботы об их удобстве и
комфорте при пользовании муниципальным городским пассажирским транспортом.
На том и попрощались.
Не смогла удержаться, чтобы снова не набрать телефон Анатолия Гомана. Кратко
пересказываю полученную о нём информацию. Чувствую по реакции собеседника,
что немало веселю его:
- Высокорентабельный маршрут, говорите... значит, нет в Иркутске больше
рентабельных маршрутов? Вы-то сами понимаете смысл того, что Вам сообщили?
То есть за те же самые 12 рублей мой маршрут прибыльный, а муниципальный -
убыточный? Когда меня спрашивают в мэрии, устраивает ли меня цена проезда в
12 рублей, я отвечаю, что вполне. Я не сторонник того, чтобы управленческие
огрехи и просчёты покрывались за счёт пассажирского кошелька. Это
неправильно. Согласны?
- Согласна. А почему бы Вам не возглавить муниципальное транспортное
предприятие?
- Я бы не согласился. Сейчас я на своём месте, а в муниципальном предприятии
чувствовал бы себя белой вороной. Невозможно переделать людей, которые
годами привыкли так вести дела.
Пора подытожить всё сказанное.
Для меня вопрос с объявлением остановок в транспорте казался безнадёжным, я
почти смирилась с невозможностью что-либо сделать, если бы не знакомство с
Гоманом. Теперь для меня очевидно, что вопрос это отнюдь не денежный,
вопрос, так сказать, о роли личности (нет, не в истории) - в транспортном
хозяйстве Иркутска.
Не могу не упомянуть и об особых потребностях и требованиях к городскому
транспорту колясочников и глухих. Если так тяжело решается вопрос с
объявлением остановок - наиболее общему требованию к качеству и культуре
транспортных услуг, то что тогда говорить о выдвижных платформах для
человека на коляске, об объявлении остановок при помощи электронного текста
для глухих? В середине ноября завершается месячник Белой трости. На смену
ему с 3 декабря приходит декада инвалидов - хороший повод продолжить тему
доступности общественного транспорта для перечисленных социальных групп.
Когда же к лицам, принимающим решения в нашем городе, придёт понимание, что
есть элементы городского благоустройства милые и приятные, а есть
необходимые, значимые для людей, живущих в Иркутске, и недостаток или
отсутствие такого рода удобств прежде всего остро ощущают на себе люди с
особыми потребностями - инвалиды?
Юлиана Терехова

Лирический комментарий
Семьдесят четвёртый маршрут -
Гоман командует тут.
Опрятный водитель,
Чистый салон.
Автобусы Гомана - вот эталон!
Бердников Дима,
Гордина Юля,
К Гоману Толе
Вы б заглянули!
За рюмкою чая
Поведал бы частник,
Как в транспорт культуру
Внедрить в одночасье.
Поведал бы Гоман неугомонный,
Как диктора встроил в динамик салонный,
Как в помощь водителю дал GPS
И как организуется этот процесс.
Как Гоман добился,
Чтоб был чёткий график
И чтобы <<шумахеры>>
Не рушили трафик.
Чиновник сей рифмой моей удручён:
<<Здесь Гоман как личность совсем ни при чём!>>.
Мол, денег немерено, бесится с жиру -
Такие удобства чинит пассажиру!
А я - безлошадный, нищий изгой,
Чиновник из мэрии, поспорю с тобой:
Порядок в автобусном Гомана парке
Не с неба свалился в виде подарка.
Здесь труд его виден,
Разумность и строгость,
Контроль неустанный,
Хозяина гордость.
По графику точность - не денег кураж,
А собственноручный хронометраж.
Добавлю, предвидя завистников вопли:
Не зря в непогоду
Морозит он сопли.

Стою на Художке.
Мой путь - за плотину.

Сажусь с удовольствием
К Толе в машину.
Иван Правдорубов

*

Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru

*
Это сообщение доставлено 378 подписчикам.

Наши сайты:
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
www.inv-revda.narod.ru
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
www.vos-revda.narod.ru

Ответить   Thu, 19 Nov 2015 09:16:33 +0800 (#3336741)