Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск четвёртой недели ноября 2008. По идее, должен был открыться читателям 17-го числа, до декабрьских выпусков, но почему-то не открылся. Публикуется 21-го декабря.

Судя по статистике, число читателей рассылки в последнем семестре прибавилось, и с нами более ста новых читателей. Приветствую вас и приглашаю к еженедельному занятию по интерпретации проективных тестов. Работа наша построена по семестрам (летний, осенний, зимний), на этой неделе мы лихорадочно «нагоняли» отставание от графика осеннего семестра. Откровенно говоря, пунктуально писать новый выпуск строго раз в неделю я, наверное, и на пенсии, без обязанностей по дому, работе и семьи, где внимания мамы требуют двое младших школьников, не сумею. Предыдущие выпуски 2006, 2007 и 2008 годов на самые разные темы можно прочесть в архиве рассылки по адресу http://subscribe.ru/catalog/psychology.rorschach

В этом выпуске я предлагаю вашему вниманию Введение в новую тему – ISTA, а за декабрьские, январские и февральские выпуски мы научимся самому удачному инструменту психодинамической диагностики и попрактикуемся применять идеи ISTA для интерпретации проективного материала – для разнообразия практиковаться будем на рассказах по картинкам ТАТ, в осеннем семестре почти в каждом выпуске был Роршах-тест. В конце зимнего семестра бросим взгляд на тест Незаконченные предложения и сравним психоаналитическую интерпретацию с психодинамической. Сразу скажу, что соотносятся они как Психодиагностика XX века и Психодиагностика XXI века.

Напоминаю, что рассылка представляет собой часть образовательного проекта “Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics”, плюс к сайту www.rorschach.ru, который верой и правдой служил читателю в своей первой редакции с 2005 года. В январе 2009 года, с Божьей помощью, будет выложена вторая редакция, дополненная, и продолжит работу столь успешно стартовавший Роршах-клуб в Живом Журнале http://rorschach_club.livejournal.com, где продублированы статьи сайта и технология позволяет любой материал он-лайн обсуждать и комментировать. Всё вышеназванное – совершенно бесплатное для читателя знание. Платными являются обучающие семинары Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics для психологов, индивидуальная супервизия психологов-практиков и эго-диагностика и психодиагностика для всех желающих. Цены от 200 до 800 евро с каждого.

Ваши вопросы можно задать мне лично на сертификационном семинаре или - внимание – в письменном виде на class_dr_olga@mail.ru, это адрес для читателей рассылки. Содержание ответа и в личном общении на семинаре, и в дистанционном общении через интернет одинаково. Имеющий уши да услышит.

Те из подписчиков, кто представлен в социальной сети Одноклассники.ру, может отыскать группу Альянс Психологов, присоединиться к ней и общаться со мной на профессиональные темы как собеседники, а не как писатель с читателем.


Введение в Ich-Structure Test von G. Ammon

Психолог имеет академическое образование, а значит, изучал НАУКУ психологию. Задача науки - приращение знания, открытие нового. В других формах общественного знания (миф, религия, традиция) ответ известен заранее. Мировоззренческую функцию науки (то есть то, как научное знание, объясняя мир, сужает перспективу его рассмотрения) брать не будем, останемся на позициях классической, позитивистской, копирующей физику и математику науки-психологии (ясно, что есть и не-позитивистская наука-психология, копирующая историю и филологию, гуманитарные науки, работающие с текстом, а не с постановочными экспериментами).

Итак, какое новое знание добавила позитивистская-наука-психология, какие над-временные и над-культурные закономерности жизни открыла? Здесь я позволю себе процитировать П.В. Яньшина, его монографию "Эмоциональный цвет": "Многочисленные исследования, проведённые в рамках методологии семантического шкалирования, доказали поразительную межкультурную и межиндивидуальную устойчивость структуры коннотативных значений. Эта структура представляется обычно в виде трёх осей-координат, обобщённо названных Оценка-Сила-Активность. Оценка (хороший-плохой), Сила (сильный-слабый), Активность (активный-пассивный)" "Матрица" нашего мировосприятия по осям Оценка-Сила-Активность существует объективно, её проявление легко обнаружить вновь и вновь на разном материале в разных экспериментальных ситуациях.
Проще говоря, любое суждение любого человека в конечном итоге будет в итоге выводом о хорошести или плохости, силе или слабости, активности или пассивности того, о чём судят. В работе П.В. Яньшина, к слову, обосновывается соответствие "матрицы" человеческого мышления "цветности" человеческого восприятия, то есть бело-чёрно-красной символизации, пронизывающей мировую культуру.

Работа французского психоаналитика Андре Грина «Мёртвая мать» (статью, написанную по материалам доклада в 1980-м году, мы, как и монографию Яньшина, подробно разбирали в предыдущих семестрах) обогатила психоаналитическую диагностику идеей красной, чёрной и белой тревоги. Методологически идеи «белого горя» Грина перекликаются с исследованиями Кохута о первичных, или нарциссических (оба наименования очень неудачны с практической точки зрения, но что поделать) потребностях и его выводом о том, что НЕСЛУЧИВШЕЕСЯ СОБЫТИЕ, равно как и СЛУЧИВШЕЕСЯ СОБЫТИЕ, тоже оказывает влияние на психическое развитие. Неслучившаяся любовь матери влияет на формирование Я, неудовлетворение первичных нарциссических потребностей в organizing, admiration, mirroring и twin-ship формирует совершенно особый тип Эго.

Для тех, кто учил в школе немецкий и французский, переведу английские слова: первое это «упорядочивание», подразумевается среды и режима дня ребёнка, то есть организация места и времени, в психотерапии аналогом служит сеттинг. Если вы испытываете затруднения с установлением порядка встреч, вам нужен супервизор, чтобы разобраться в себе, иначе вы не совсем адекватный инструмент для своего неупорядоченного клиента.
Второе это «восхищение», подразумевается «вау!», «ах ты мой хороший» и другие эмоциональные реакции, которые Кохут, с присущим ему стремлением усложнить нам жизнь, назвал проявлениями «грандиозного архаического Я». Если только вы не пишете диплом по Кохуту, не надо его терминологию запоминать, иначе велик риск однажды в конце рабочего дня, подустав, выдать что-нибудь про грандиозное Я клиенту и надолго его впечатлить. Аналог восхищения в психотерапии – это признание успехов клиента, умение сказать ему, что он делает в жизни хорошо или сейчас, во время сессии, сделал хорошо, искренняя похвала.
Тот из читателей, кто сейчас собрался полемизировать со мной на тему безоценочности психотерапевта – прошу прощения, что доставила вам неприятные минуты. Вы, наверное, были невнимательны, когда подписывались на рассылку «Роршах и ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ диагностика» «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ проективных тестов». Здесь учат интерпретировать, оценивать и выражать отношение к происходящему в профессиональной форме и с профессиональными целями. Отпишитесь сразу, чтобы не разрушать сложившуюся гуманистическую картину мира.
Третье слово в ряду английских непонятных терминов это «отзеркаливание», тоже не ахти передаёт суть явления. Суть Кохут описывает как понимание эмоционального состояния ребёнка и именование переживаний ребёнка словами, то есть удвоение внутреннего мира непосредственного опыта Я внешним словесным опытом. Алекситимия – нарушение, которое вырастает из неспособности взрослых заметить, что переживает ребёнок, адекватно откликнуться на его переживания непосредственно и, разделив с ним это переживание, назвать испытанное состояние словами, чтобы ребёнок научился думать о своих непосредственных переживаниях словами, а не соматическими реакциями. Аналоги в психотерапии, думаю, понятны. Если вы сами алекситимик, вы скорее всего практикуете арт-терапию, песочную или танцевально-двигательную психотерапию, а не интерпретируете происходящее сессия за сессией.
Четвёртое слово обозначает жизненно важную потребность для развития Эго, называется «союзничество» или «близнячество», в зависимости от того, чей перевод писаний Кохута вам попался. Это чувство «Мы», эмоциональная основа имитации, подражания, идентичности, залог принятия ребёнка и – любимого мною – narcissistic investment в него. Тот, кто переведёт на понятный русский язык НАРЦИССИЧЕСКОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ, заслужит благодарность потомков. Объяснить вам могу на примере: пациент с редкой фамилией, подозрительный, с психотическими соскальзываниями и манией преследования, психиатрическим диагнозом, попадает на приём к женщине-психотерапевту, которая «совершает нарциссический вклад», а попросту проявляет искреннюю заинтересованность в пациенте, читает написанные им художественные рассказы (где описаны ужасы и мания преследования развёрнута до романной формы), ищет итальянские корни его фамилии и вместе с пациентом обсуждает, почему все женщины в этой семье носят итальянские имена, хотя сама семья аргентинская, и т.д. и т.п. Вот эти её действия и строят в психотерапии НЕ пережитый там и тогда с родной матерью twin-ship, заполняют пустоты нарциссического умолчания об общем для матери и ребёнка МЫ.
В анамнезе мать-одиночка, которая работала на двух работах и физически не присутствовала дома, пациент рос с сестрой, старше его на несколько лет. Собственно говоря, это пример психотерапии образца 2020 года, которая нас ждёт – когда станут платёжеспособными дети тех, кто все эти годы жил на работе, ковал себе и детям материальное благополучие, а нам – клиентуру.

Наука и психоанализ с разных сторон обосновали три стороны нашей психической жизни, её красные (активные, хорошие, сильные), чёрные (активные, плохие, сильные) и белые (пассивные, плохие, слабые) стороны. Гюнтеру Аммону (который, кстати, немало потрудился в Меннингеровской клинике, Мекке американского психоаналитического лечения) удалось то, что не удалось другим – создать работающий опросник, который выявляет красные (конструктивные), чёрные (деструктивные) и белые (дефицитарные) проявления функций Эго.

Всего для опросника он взял шесть функций: главную – сексуальность, важные – агрессию и страх (тревогу), сущностные (нарциссизм, внешнее Я-отграничение, внутреннее Я-отграничение). С каждой из них мы и будем разбираться в зимнем семестре. Почему это важно выучить? Потому что за этим будущее. Потому что по этой психодинамической (термин для психоаналитических терапий XXI века) структуре защищены уже диссертации, навскидку приведу вам одну психологическую, на соискание учёной степени кандидата наук, и одну медицинскую (психиатрия), на соискание учёной степени доктора наук.
БАКАЛДИН СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ. ОДИНОЧЕСТВО И ЕГО СВЯЗЬ С ФУНКЦИЯМИ «Я». Краснодар, 2007.

В О Л О Д И Н Борис Юрьевич. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ У БОЛЬНЫХ РАКОМ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И ОПУХОЛЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ТЕЛА МАТКИ. Москва, 2008.

Потому что это ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ инструмент, СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ НА КОНТРОЛЬНОЙ ВЫБОРКЕ ЗДОРОВОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ силами сотрудников Бехтеревского ин-та в Санкт-Петербурге. Выборка состояла из 1000 испытуемых в возрасте от 18 до 53 лет.

Другого психоаналитического опросника, стандартизированного на современной выборке, в природе просто нет. Поэтому запомните и цитируйте:
Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.

Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438 с.

На следующем занятии мы будем говорить о сексуальности.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное