Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Выпуск четвёртой недели декабря 2008.

Книги, которые рекомендуются к прочтению в зимнем семестре:
Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998. – 70с.

Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. 438 с.

Мы продолжаем знакомство с опросником Я-структур Гюнтера Аммона, ISTA (Ich-Structure Test von Gunter Ammon).

В предыдущем выпуске речь шла о конструктивной агрессии по ISTA и приводились картины ТАТ, которые диагностируют агрессию. Сегодня мы разберём деструктивную и дефицитарную агрессию по ISTA.

Развитие конструктивной агрессии поддаётся пониманию только в рамках раннего симбиоза матери и ребёнка. Если отец, мать и первичная группа враждебно или равнодушно противостоят развитию личности ребёнка и его игровому освоению действительности, то существенные части детской Я-структуры остаются неструктурированными. На психодинамическом уровне это означает родительскую деструктивную агрессию в отношении развития личности ребёнка и отражает интернализованный запрет на идентичность (родители из-за собственных архаических страхов быть покинутыми нуждаются в ребёнке для компенсации своих Я-структурных дефектов).
Таким образом, деструктивная агрессия – это выражение интернализованной родительской враждебности, которая препятствует детским потребностям в жизни и идентичности. Она понимается как реактивная деформация первоначально конструктивной агрессии. Отношения с людьми, задачами и целями не поддерживаются и не сохраняются, а деструктивно обрываются или разрушаются.
При деструктивной агрессии на первом плане стоит элемент разрыва отношений и контактов. Потенциал активности, хотя и имеется в наличии, разрегулирован. При внешней направленности дисрегуляция выражается в вербальном проявлении злобы, угрозы вплоть до насилия, а будучи направленной вовнутрь – в мучительной ярости, разрушительных фантазиях, эмоциональном и мысленном обесценивании других людей, а также в чувствах мести и в цинизме. Разрушительные импульсы могут также быть делегированы экстремистским организациям и идеологиям. Если деструктивная агрессия не находит внешней цели, она направляется против собственной личности. Следствием этого являются попадание в несчастные случаи, самоповреждение, суицид, наркомания и деградация (Очерки..., с. 31).

2-я шкала. Агрессия деструктивная (всего 14 баллов)

2. Если меня обидели, то я пытаюсь отомстить.
4. Когда я рассержена, то я срываю свой гнев на других.
6. Как правило, я работаю с большим напряжением.
63. Я боюсь, что мог бы (могла бы) причинить кому-нибудь вред.
92. Я с удовольствием подшучиваю над другими.
97. Когда я прихожу в ярость, мне стоит больших усилий держать себя в руках.
104. Часто я рисую себе, как должны быть плохи дела у тех, кто был несправедлив ко мне.
118. Иногда меня мучают мысли причинить телесную боль людям, которые меня страшно раздражают.
132. Я могу страшно волноваться из-за пустяков.
145. Если меня кто-то обижает, я плачу ему тем же.
168. Я не знаю почему, но иногда мне хочется разбить всё вдребезги.
175. Когда я сержусь, я легко теряю контроль над собой и кричу на свою партнёршу (своего партнёра).
180. Больше всего я возбуждаюсь, когда моя партнёрша (мой партнёр) не хочет вступать со мной в сексуальные отношения.
203. Случается, что я по-настоящему кого-нибудь «достаю».


Дефицитарная агрессия является причиной депрессии, непрожитой жизни («отсутствие жизни при жизни»), является причиной полной неспособности к приобретению опыта и к развитию.
Дефицитарная агрессия определяется отсутствием контактов, потребностей, целей, интересов, помыслов, стремлений. Это выражается в пассивной отстранённости от обстоятельств и людей, в чувствах внутренней пустосты, частых приступах скуки и в неспособности выразить свои чувства и потребности в отношении других людей. Реальной конфронтации не происходит, она заменяется мечтами и фантазиями. Человек с дефицитарной агрессией страдает от чувства вины, при конфликтах не защищает свои интересы, в ситуациях соперничества и непосредственно после них быстро уступает. При дефицитарной агрессии человек неспособен к установлению отношений. Отсутствие отношений с окружающим миром ведёт к появлению чувств безучастности и внутренней пустоты, типичных для депрессии. (Очерки... с. 31).


3-я шкала. Агрессия дефицитарная (всего 12 баллов)

25. Когда я испытываю злость, то это вызывает у меня чувство вины.
28. Трудности сразу же выбивают меня из колеи.
39. Жизнь – это сплошное страдание.
61. В большинстве случаев я откладываю принятие решения «на потом».
66. В сущности, моя жизнь – сплошное ожидание.
72. Если на меня «нападают», я «проглатываю» свой гнев.
100. У меня часто бывает чувство непричастности.
102. Досаду и раздражение я могу не показывать другим.
150. Часто я не могу решиться что-нибудь предпринять.
153. В выходные дни я чувствую себя особенно плохо.
161. Чаще всего я не выплёскиваю свой гнев.
215. Я часто скучаю.

В ISTA, наряду с отдельными шкалами, принято выделять три интегративных блока: конструктивный (А), деструктивный (В) и дефицитарный (С), показатели по которым высчитываются как простая сумма соответствующих шкал.
При интерпретации результатов тестирования необходимо учитывать, что диагностическим критерием неблагополучия в развитии функции «Я» является повышение показателей по дефицитарной или деструктивной шкале, независимо от величины конструктивной. Тест Аммона позволяет также рассчитать два основных (α и β) и два дополнительных («Равновесие» и «Энергия») индекса.
α индекс (А к В) показывает соотношение между адаптационными ресурсами индивида и степенью его личностной деформации; в тесте Роршаха аналогично соотношению ответов с хорошей и плохой формой и сумме особых оценок за нарушения мышления,
β индекс (А к С) позволяет оценить степень психической активности личности; в тесте Роршаха аналогично Z score, оценке организационной активности, и величине EA,
индекс «Равновесие» рассчитывается по формуле А к (В+С) и показывает баланс между, с одной стороны, конструктивными и, с другой, – деструктивными и дефицитарными шкалами; в тесте Роршаха аналогично балансу ресурсов и нагрузок D score,
индекс «Энергия» рассчитывается как (А+В) к С. Данный показатель отражает общий уровень жизненной и социальной энергии человека. Дефицитарный уровень в Роршахе называется Avoidant Style или High Lambda Style.

Продолжение в январских выпусках рассылки.


С наступающим вас Новым 2009 годом и приближающимся праздником Рождества Христова!

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное