Часто мы
говорим о необходимости повышения эффективности работы компании. Но зачастую,
мы даже и не знаем и не понимаем, с чего начать.
Кто - то советует сменить полностью
персонал или заставить работать "нерадивых и лентяев", ужесточив к
ним требования. Многие попытаются в срочном порядке найти и запустить новые
направления, кому-то в голову приходит идея начать раскрутку компании с
массированной рекламы. И в каждом случае, мы ошибочно полагаем, что это и будет
универсальной таблеткой от всех болезней. Увы, это не так!
Если все - же приходит мысль, что что-то не так в нашем "организме",
то прежде чем приниматься за "лечение" и начинать принимать
радикальные меры, стоит разобраться и выяснить причину "нездоровья".
Способов постановки диагноза может быть множество. Наши СМИ пестрят
объявлениями с предложением "решить все проблемы в считанные сроки".
Если Вы наивно полагаете, что придет дядя и выпишет универсальный рецепт - Вы
ошибаетесь. Универсальных рецептов просто нет, да и быть не может. Каждая
компания - это совершенно уникальный живой организм, который имеет неповторимое
прошлое, настоящее и будущее.
Конечно, скорее всего, придется воспользоваться услугами лиц со стороны, но это
еще не все. Самим тоже придется немало поработать и разобраться в собственных
проблемах
Для начала, мы
постараемся ответить на один из основных вопросов:
Когда все же нужно прибегать к услугам консультантов по управлению?
Ответов может
быть несколько:
Когда предприятию "плохо"
Что значит
"плохо"? Самый общий ответ на этот вопрос можно получить, изучив
обобщенные показатели эффективности организации:
Удовлетворенность
собственников (акционеров)
Удовлетворенность
клиентов
Эффективность
производственной деятельности
Удовлетворенность высшего
руководителя ("первого лица")
Удовлетворенность
сотрудников
Отрицательный
результат по любому из этих параметров означает, что организации уже нужна
помощь.
Когда "хорошо", а хочется,
чтобы было еще лучше.
Для
"проблемного" предприятия внешняя помощь может стать последним шансом
выжить. У таких компаний высока мотивация обращения за консультацией. Однако,
помощь в критических ситуациях не является основной функцией консалтинга. Более
того, консультирование обеспечивает благополучным предприятиям больший эффект,
чем проблемным, т.к. последние обычно обладают ограниченными возможностями, а
их действия носят скорее вынужденный характер. Благополучное предприятие имеет
больший потенциал развития, больше степеней свободы - соответственно, на нем может
быть получен и больший эффект.
У вполне благополучных предприятий потребность в управленческом консалтинге возникает, когда:
Намечаются изменения,
нацеленные на достижение максимальной эффективности существующей системы;
либо
Предстоит создание новой
системы на базе существующей.
Когда не знают, "плохо" или
"хорошо".
И,
следовательно, неясны перспективы дальнейшей работы. В этом случае перед
консультантом может быть поставлена чисто диагностическая задача: все-таки,
"плохо" или "хорошо"? Если плохо, то- что именно, и как это исправить? Если
хорошо, то - что можно еще улучшить?
Когда все только начинается.
В этом случае
ситуация сильно напоминает подготовку к вступлению в брак. Заранее
предусмотреть все сопряженные с семейной жизнью сложности - трудно, а принять
исчерпывающие меры к их профилактике с первых же месяцев совместной жизни -
просто невозможно. Как и у молодой семейной пары, у начинающих предприятий два
выбора: положиться на собственные силы - лишив себя важного ресурса, или пригласить
консультанта, который на основании профессионально проведенной диагностики с
первых шагов поможет поставить дело так, чтобы потом не было мучительно больно.
Вполне логично
возникает вопрос: а можно ли обойтись своими силами? Ответ банален. Да, можно, но
вот только каким будет результат….?
Итак, почему
нельзя обойтись "внутренними ресурсами"?
Руководить
трудно, иногда - очень трудно. Поэтому руководители время от времени нуждаются
в помощи. Но:
Просить о помощи у собственных подчиненных
бесполезно: чтобы видеть,
что из себя представляет система в целом, нужно смотреть на нее со
стороны.
Боб Аллен, глава "AT&T", сказал:
"Просить
служащих компании охарактеризовать свою организацию - это все равно, что
просить рыб охарактеризовать море". Как правило, те, кто ближе всех к проблеме, даже не видят ее. Они
находятся во власти личных отношений и сформировавшихся в организации
стереотипов, традиций и ценностей; у них нет либо возможности, либо желания
оценить задачи, лежащие вне их подразделений; в результате, они не могут быть
объективными. Скажем больше, они-то и послужили причиной возникновения проблемы
и необходимости ее решать. Соответственно, они не в состоянии что-либо
радикально изменить. На консультанта же не влияют личные связи и внутренние
традиции предприятия; его свежий взгляд со стороны может оказать неоценимую
услугу даже исключительно высококвалифицированному менеджеру с большим опытом
работы.
Казалось бы, эту проблему можно решить, вооружив управленческую команду
профессиональным исследовательским инструментарием. Пусть консультант поделится
диагностической методологией, а применить ее к своей организации смогут и сами
сотрудники.
Этот вариант
"не проходит" потому, что:
Собственный персонал
любой квалификации не в состоянии дать полную и объективную оценку
ситуации, даже исследуя ее по наработанной методике, из-за личной
заинтересованности в результате. Если директор поделится, например, идеей
реорганизации с кем-нибудь из средних менеджеров, а тот увидит в ней
возможность подняться по служебной лестнице - он непременно скажет:
"Отлично. Когда начинаем?" Карьера же консультанта с делами
компании напрямую не связана. Он независим от организации-заказчика, не
находится в подчинении у ее руководителя; он свободен, а потому честен, беспристрастен
и объективен. Да и руководитель компании чувствует себя гораздо спокойнее,
обсуждая свои планы и намерения с незаинтересованным человеком, который
сохранит все услышанное в тайне. Эти же преимущества позволяют
консультантам успешно играть роль канала общения между руководством и
сотрудниками организации. Можно решать все проблемы в одиночку, либо в
узком кругу двух-трех высших руководителей.
Однако:
Сотрудники организации
могут не обладать техническими знаниями, необходимыми для реорганизации.
Для этого нужны специальные методы и приемы, которые и составляют
профессиональный багаж консультанта. Это особенно важно, если предстоит
реализовать большой проект или резко улучшить организацию дел - задача
настолько масштабна и ответственна, что для ее решения необходимо
задействовать все доступные ресурсы, включая знания и опыт
профессионального консультанта. Но даже если речь не идет о масштабных
преобразованиях, у собственных сотрудников может отсутствовать опыт
решения специфических управленческих проблем, стоящих перед организацией в
данный момент.
Руководители загружены
оперативной работой и не могут отвлечься от "текучки" для
углубленного анализа сложившейся на предприятии ситуации. В этом случае
консультанты могут помочь менеджерам повысить эффективность деятельности
без ущерба для оперативной работы.
Директор и его помощники
судят о складывающемся положении дел, исходя из собственного опыта, тогда
как консультант знаком с опытом десятков других компаний. Наконец, могут
возникнуть конкретные специфические ситуации, в которых стоит обдумать
возможность найма консультанта в противовес попытке решить задачу
собственными силами. Например: социально-психологическая атмосфера в
коллективе такова, что необходимо прибегнуть к услугам нейтрального
"третьего лица".
Малая либо средняя фирма
опасается упустить из виду какие-то неблагоприятные тенденции в своих
делах и при этом не может держать соответствующих специалистов в своем
штате. Такая фирма может заключить с консультантом соглашение, по которому
консультант регулярно появляется у клиента и проводит анализ дел за
истекший период.
Надеюсь, что смогли Вас убедить в
необходимости и целесообразности более серьезно подходить к проблемам
собственной компании. Хорошо, если ситуация позволяет Вам особо не спешить, а в
спокойной обстановке все обдумать, проанализировать текущее состояние дел и
прийти к определенному решению. Думаю, вам будет интересноузнать о том, как обычно проходит управленческий аудит, и какие
рекомендации при этом получает руководство компании.Мы предлагаемВамуникальную
возможность ознакомиться с ходом управленческого аудита реально
существующейкомпании со всеми
исходными данными и рекомендациями консультантов. Вполне возможно, что многие
рекомендации, которые были предоставлены специалистами, будут вполне полезны и
Вам. "Оценка
системы управления инвестиционно - строительной компании (Управленческий аудит)"Не поленитесь и
загляните сюда (http://biznesolimp.ru/1.php).
В следующем
материале мы расскажем вам о том, как работают консультанты по управлению, и из
каких этапов состоит их работа.