Как оценить результат работы консультантов по управлению? Нейтрализация сопротивлений.
Мы продолжаем говорить о работе консультантов по управлению…В предыдущем материале обсуждались причины сопротивления персонала изменениям в компании. Сегодня рассмотрим не менее важную проблему, которая так или иначе возникает в процессе взаимодействия консультанта по управлению и руководителя компании: оценка результатов работы консультанта и способы нейтрализации сопротивлений.
Существует целый ряд работ, выполняемых консультантами, результаты которых поддаются достаточно точному количественному расчету. Например, создание либо корректировка управленческих документов; описание текущих бизнес-процессов. Однако, чаще влияние консультанта является опосредованным.
Сложность оценки деятельности консультанта заключается еще и в том, что ее результаты могут быть видны не сразу. Особенно это видно при долгосрочном(стратегическом) планировании и реорганизации структуры компании.
Бывает даже так, что внедрение рекомендаций приводит к временному падению прибыли. Процесс внедрения может поглотить дополнительные средства: например, консультанты рекомендуют увеличить численность персонала, повысить оклады. Это мало согласуется с сиюминутными интересами заказчика, но может положительно повлиять на его достижения в будущем.
Поэтому нельзя привязывать ответственность консультанта к количественным критериям эффективности менеджмента. Ответственность консультанта может быть связана исключительно с его полномочиями, задачами и оговоренным в контракте результатом.
В конечном счете, консультант отвечает за качество своей работы самым ценным своим капиталом - профессиональной репутацией. Консультант - фигура, обозримая со всех сторон; любой его "прокол" неминуемо повлечет за собой потерю клиентуры. Поэтому доверяйте только консультантам, давно работающим на рынке, имеющим устойчивую репутацию и солидный перечень клиентов.
Как предотвратить проблемы "сопротивления" со стороны руководителя?
1.Необходимо четко определить проблему, для решения которой приглашается консультант. Консультант имеет право взяться за решение проблемы, только если он согласен с ее описанием. Консультант и клиент должны прояснить, чего они хотят достичь и как измерить полученные результаты.
2.Большое значение имеет эмоциональный фактор: руководителя должно устраивать общество консультанта. Руководитель ни на мгновение не должен сомневаться в честности консультанта; уровень доверия менеджера к эксперту играет решающую роль. Вместе с тем, не нужно придавать эмоциям излишнее значение: альянс консультанта и менеджера - это деловое партнерство, и должно оставаться таковым. Если отношения становятся чересчур дружескими, консультант может потерять свое главное оружие - беспристрастность: он может начать смотреть на ситуацию глазами клиента. А это ни в коей мере не полезно для дела.
3.Третий важный фактор заключается в распределении обязанностей сторон. Необходимо понять, как каждая сторона понимает процесс консультирования; за что отвечает консультант, а за что - клиент. Методология консультирования предусматривает активное сотрудничество с клиентом по следующим причинам:
3.1. Существенная реструктуризация, серьезные изменения бизнес-процессов требуют ресурсов (в том числе финансовых) и адекватного управления. Если руководство компании не оказывает постоянной и полномасштабной поддержки, то проекту будет не хватать ресурсов и/или качественного управления; а это значительно уменьшит шансы на успех.
3.2. Если клиент не хочет сотрудничать с консультантом, то последний может оказаться без необходимой информации или возможности обмениваться идеями с нужными лицами. В таких условиях консультант многого не сможет сделать совсем, либо сделать должным образом.
3.3. Часто высшее руководство не знает, какими знаниями и умениями (в скрытой форме) обладают сотрудники их организации. С помощью сотрудничества консультанты помогают клиентам выявить и мобилизовать собственные ресурсы.
3.4. Сотрудничество необходимо, чтобы клиент в полной мере связал себя как с определением проблемы, так и с результатами решения поставленной задачи. Клиент должен быть полным хозяином - в том числе и проблемы, и ее решения. Человек по-разному относится к тем проектам, в которые вложил упорный труд и много энергии, и к тем, которые ему предлагают осуществить даже без предварительной консультации. Когда проблема решается совместно, клиент лучше понимает решение и согласен с ним.
3.5. Если нет сотрудничества, клиент вряд ли чему-нибудь научится. Обучение происходит не при определении круга полномочий, принятии или отклонении планов и отчетов, а при совместной работе на всех стадиях решения задачи, начиная с постановки диагноза и кончая оценкой результатов выполнения принятых решений.
3.6. Любая система закономерно сопротивляется изменению. Преодолеть это сопротивление "извне", не сломав систему, невозможно. Оно должно преодолеваться "изнутри", и преодолеваться должностными лицами, имеющими соответствующие полномочия, вес и авторитет в организации. При этом речь необязательно идет о жестких авторитарных мерах (хотя и они иногда необходимы). Сопротивление можно преодолеть мирным путем, но необходимым условием для этого является личный пример, энтузиазм и мотивация первого лица. Поэтому его непосредственное активное участие в работе - это главный фактор, напрямую влияющий на результат консультирования.
Все вышесказанное подводит нас к следующему требованию: заказ на консультирование может быть получен только от руководителя предприятия, полномочного принимать решения по всему кругу вопросов.
…Для того, чтобы Вы могли определиться с необходимостью обращения к специалистам, мы предлагаем Вам уникальную возможность ознакомиться с ходом управленческого аудита реально существующей компании. О том, насколько вам необходима оценка системы управления компанией сейчас, вы решайте сами. Для большей наглядности, просто загляните на эту ссылку (http://biznesolimp.ru/1.php) . Да, это настоящий Отчет по управленческому аудиту, со всеми исходными данными и рекомендациями руководству компании.